Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические позиции реализации полихудожественного подхода на уроках музыкальной литературы в ДШИ




Обучение музыкальной литературы в ДМШ - это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь. Как донести до детей большой объем необходимого для усвоения материала, при этом не вызвав у них отрицательных эмоций, как найти время на уроке для музыки, творчества и общения, как привить детям любовь к музыкальной культуре и желание слушать и изучать ее в будущем? Поиски ответов на эти вопросы приводят к поиску методов и форм подачи материала, максимально способствующих оптимизации учебного процесса.

Использование активных методов обучения на уроках музыкальной литературы позволяет создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.

Ребенок интуитивно понимает, что у красоты нет утилитарного назначения, но есть некое положительное эмоциональное наполнение, которое человеку необходимо, необходимо для его души.

Произведения разных видов искусств имеют схожие средства выразительности. Например, такое средство выразительности, как “ритм” существует и в изобразительном искусстве, и в литературе (в поэзии), и конечно, в музыке. То же самое можно сказать и о динамике, и о гармонии (только в изобразительном искусстве это будет называться колоритом).

Большая часть информации воспринимается людьми посредством зрительных анализаторов, т.п. проще говоря, глазами ребенку воспринимать материал гораздо легче, чем ушами, а, следовательно, параллели с изобразительным искусством будут более чем уместны.

Теперь о том, каким образом используется соотношение этих трех видов искусства на уроках.

Музыка - это предмет изучения

Изобразительное искусство - как иллюстративный материал и способ самовыражения

Литература - только как иллюстративный материал.

Из этого следует что, использование полихудожественного подхода, основанного на синтезе искусств, помогает учащимся:

получить дополнительные способы усвоения учебного материала;

существенно активизировать слуховое восприятие;

формировать стремление показать свою индивидуальность (для будущего музыканта это немаловажно);

находиться в активной позиции, в состоянии поиска.

Все вышеперечисленные положительные моменты, безусловно, положительны и для педагога, но для него появляется еще несколько “плюсов”:

приобретенные детьми знания становятся более “живыми” (не “сухими” и академичными);

на уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка;

появляются доверительные отношения между учителем и детьми;

у учащихся формируется интерес к уроку, к музыке, к искусству.

С позиций исследователей, детская школа искусств - наиболее удачная, проверенная временем образовательная форма для реализации наиболее актуальных педагогических инноваций, с одной стороны, и для эффективного использования прекрасных традиций отечественной школы, с другой. Именно в таких школах возможна плодотворная интеграция искусств, позволяющая ребенку освоить мир искусства, создать собственный, что называется “золотой запас впечатлений”, выстроить для себя четыре главных “столпа образования”, то есть: научиться познавать, научиться

Роль художественного образования, которое наиболее квалифицированно, продуктивно, продуманно осуществляется в системе школ искусств, без преувеличения огромна в сложном деле воспитания и развития: развития эстетических чувств, эмоциональной культуры, т.е. умения сопереживать, сочувствовать, ориентироваться на высокие нравственные идеалы. На уроках искусства ребенок обретает опыт мудрости, служения идеалам нравственности, долга, ответственности, противостоянии агрессии. Под руководством педагогов дети постигают не просто образцы художественного творчества, но важные элементы других культур, учатся тактично и уважительно относиться к явлениям непонятным, но важным для других наций. Никакие иные дисциплины образовательной сферы не направлены на воспитание толерантности столь последовательно и прямо, как циклы художественного образования.

О значимости художественного образования и школ искусств, как важнейшей части этой системы, в воспитании молодого поколения можно говорить очень много. День за днем, год за годом, кропотливо и деликатно учитель вместе со своими воспитанниками проходит путь освоения подлинного искусства, подлинной культуры, показывая, убеждая, раскрывая их непреходящую ценность и глубину. Этот процесс направлен на формирование у учащихся новых эталонов прекрасного, устремленности к незнакомым ранее образцам. Умение слышать и понимать хорошую музыку, разбираться в текстах великих писателей, отличать настоящую живопись от массового пошлого кича, искусство кино от примитивных поделок - это важный этап приобщения к культуре. Постепенно ребенок начинает получать эстетическое удовольствие от подлинного высокого искусства. Такой духовный опыт, в свою очередь, влияет на формирование жизненных ориентиров.

Еще один необыкновенно значимый момент, лишний раз демонстрирующий истинное предназначение школ искусства в современный период развития нашего общества. Это - профессиональная подготовка будущих художников, музыкантов, хореографов, дизайнеров. Средняя школа дает базовое, т.е. общее образование. Однако быть необходимым звеном в воспитании многогранной личности, в ранней профессиональной ориентации - это уже задачи, во многом решаемые школами искусств. Если базовое школьное обучение проходят, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом, то образование в школах искусств многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно. Есть возможность выбирать то, что близко их природе, что отвечает их внутренней потребности, помогает удовлетворить интересы, образовательные запросы и т.д. В этом смысле ценность данного обучения в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает растущему человеку в профессиональном самоопределении, способствует реализации его сил, знаний, полученных в базовом компоненте - в общей средней школе. За счет большой вариативности и наличия большого выбора программ, в школах искусств в полной мере можно использовать личностный подход.

Основное содержание образования в школах искусств - практико-ориентированное, деятельностное: здесь учащийся действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Здесь создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания. Такое образование - исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Знания, полученные таким путем, личностно значимы. Через свое собственное маленькое открытие дети открывают мир и находят свое место в нем.

Кроме того, необходимо констатировать: чтобы через 15 лет сформировать оркестр Большого или Мариинского театров, уже сегодня в музыкальные школы должны прийти несколько тысяч детей...

Единая природа всех видов искусства предполагает их взаимодействие и охват всех видов художественной деятельности в опоре на полихудожественные возможности каждого ребенка.

Акцент занятий должен переместиться с профессионально-искусствоведческой системы приемов и терминов на развитие собственной художественно-творческой деятельности детей.

Основой развития детей должно выступать живое искусство и творчество детей. Техника и тиражная продукция призваны лишь интенсифицировать этот процесс.

Особо мне хотелось бы остановиться на раскрытии основ полихудожественного подхода, разнообразными направлениями которого занимаются сотрудники лаборатории интеграции искусств и МХК.

Программы полихудожественного типа предполагают развитие разных видов детского творчества. Взаимодействие искусств - явление многоуровневое, включающее собственно взаимосвязь искусств, взаимосвязь искусств с природными объектами. Наиболее развернутые формы интеграции возможны лишь при внутренне обусловленном развитии и проявлении в деятельности воображения, фантазии, памяти ребенка, когда любой художественный продукт создается за счет внутренних потенций ребенка.

Полихудожественный подход акцентирует внимание педагогов на образной природе искусства, которая определяет значимость воображения в художественной деятельности. В этом заключено основное отличие полихудожественного подхода от профессионально-искусствоведческого, обращенного к развитию практических навыков деятельности и получению знаний о фактах искусства прошлого.

В системе полихудожественного подхода обучение приобретает силу обращения к чувствам (“живому сенсорному проявлению личности” - (Юсов)), а не только к рациональной сфере. Данный подход позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к творчеству. Интеграция различных видов искусства на глубинном содержательном уровне открывает возможности для общего эстетического развития учащихся.

Следует подчеркнуть, что для полихудожественного подхода первичным являются не понятие продукта творчества (что характерно для профессионально-искусствоведческого подхода), не категория творчества, где главным являются практические навыки деятельности и знания фактов истории искусства, а - “воображение и духовное возвышение личности через активное самостоятельное творчество на общее благо”. Самостоятельное творчество в данном контексте подразумевает синтез таких качеств, как сознательная активность, желание бескорыстно и радостно создавать нечто новое, творить, опираясь на собственные силы, собственными руками, вносить свой личный вклад в общее дело. Для понимания особого мира детского искусства необходимо преодолеть односторонний взгляд на ребенка только как на будущего взрослого, который еще не развился, не сформировался. Только непредвзятому взгляду может открыться выразительность и красота детского искусства. В творческих работах детей обращает на себя внимание острая эмоциональная отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние признаки явлений, к которым взрослеющий человек обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать, а также способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание, делающий невидимое видимым.

Исходными принципами построения программ полихудожественного подхода являются принципы, отражающие суть и общность всех искусств и способствующие раскрытию творческого потенциала растущего человека, а именно:- понимание языка того или иного искусства как языка для выражения особого художественного содержания, а не набора технических приемов и правил, безразличных к этому содержанию;

взаимодействие в обучении собственного творчества и художественного восприятия как неразрывных сторон развития старшеклассника;

обязательное вовлечение в дальнейшее развитие благоприятных возрастных предпосылок, которыми обладают дети той или иной возрастной группы.

Черемшанская школа искусств была открыта в 1970 году, учредителем которой является Министерство культуры РТ. В школе ведется обучение с 1 по 7 класс по следующим специальностям: специальное фортепиано, струнно-щипковые инструменты (домра,, гитара), отделение народных инструментов (баян, аккордеон), отделение духовых инструментов (флейта, кларнет, курай), отделение хореографии, художественное отделение, отделение театрального искусства.

Своей главной целью школа видит воспитание высокообразованных, культурных, одаренных детей, их приобщение к достижениям мировой музыкальной культуры и искусства в целом; внедрение новых, углубленных программ по изучению русской, татарской, а также классической культуры и искусства; обучение и подготовка кадров.

В школе работает 20 преподавателей

С высшим образованием - 16

С средним специальным образованием -4

Обучение ведется по следующим инструментам и предметам:

Фортепиано Баян. Аккордеон.

Домра. Курай. Флейта. Кларнет. Синтезатор. Гитара.

Хоровое пение. Ансамбль народных инструментов.

Сольфеджио. Музыкальная литература.

Вокал. Классический и эстрадный танец. Фольклор.

Сценическое мастерство. Рисунок и живопись.

Программы

) базовые, утвержденные МК РФ и МК РТ

) методические разработки преподавателей по предметам:

Фортепиано. Баян. Аккордеон.

Домра. Курай. Флейта. Кларнет. Синтезатор. Гитара.

Хоровое пение. Ансамбль народных инструментов.

Сольфеджио. Музыкальная литература.

Вокал. Классический и эстрадный танец. Фольклор.

Сценическое мастерство. Рисунок и живопись.

На отделениях Дши обучается более 300 учащихся. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в районных и республиканских конкурсах: «Энжелэр», «Созвездие», «Народные мелодии», «Созвучие» и т.д.

 

Литература и поэзия на уроках в ДШИ

 

Музыка - вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств.

Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.

“Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. (Р.Роллан).

Слово и музыка - два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры - песни и романсы, оперы и балеты. Поэтический текст придает музыке новое звучание. А талантливая музыка становится открытием известного стихотворения.

Использованием полихудожественного подхода на уроке музыкальной литературы позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средств.

.В 4 классе, при изучении жанра оперы, в качестве образца была рассмотрена опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. В ходе работы ученики провели сравнение либретто оперы с подлинным текстом поэмы А. С. Пушкина. Приложение № 1.

.Жанр балета был представлен произведением С. С. Прокофьева «Золушка». Учениками была проделана предварительная работа - чтение сказки Шарля Перро, а уже на уроке, с помощью педагога, они сравнили образы главных героев, обсудили их музыкальные характеристики.

В разделе программы «Программно-изобразительная музыка» представлены наиболее яркие произведения отечественных и зарубежных композиторов. Например, «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро» А. К. Лядова. На протяжении всего творчества компрзитор обращается к жанру симфонической миниатюры, используя разную тематику. А сказочные образы показаны с наибольшей выразительностью. Кроме этого к некоторым сочинениям Лядов пишет небольшую программу, при знакомстве с которой перед учениками предстает конкретный образ или картина. Свои впечатления о прослушанном ученики выразили в своих сочинениях.

. На занятиях, посвященных осенней тематике, учениками была проведена связь музыки с литературой. Этому способствовали сочинения А. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина, Ф. Тютчева и др. Под впечатлением урока ученики выполнили творческое задание, а именно написали небольшие сочинения (Приложение №2).

. Г. В. Свиридов «Поэма памяти С. Есенина» - крупное произведение, состоящее из 10 частей. О замысле «Поэмы», о ее содержании сам композитор, выступая по радио перед ее премьерой, рассказывал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина:

 

.более всего

Любовь к родному краю

Меня томила

Мучила и жгла».

(С. Есенин)

 

Выделив в качестве основной темы «любовь к родному краю», Свиридов именно сквозь призму этой темы рисует и самого Есенина - большого и прекрасного русского поэта, «крестьянского сына», неразрывно связанного с народом, с землею, с Родиной - Русью.

И еще одна особенность свойственна этому ораториальному произведению, возникшему из замысла камерного вокального цикла: сближение и органическое сочетание двух разных жанровых пластов - эпического и лирического. Перед изучением произведения ученики познакомились с поэзией С. Есенина. На уроке были выделены его основные темы творчества, после чего следовало прослушивание музыкального произведения и анализ его частей. Важным моментом стало нахождение ответов на вопрос: как музыка передает образы стихов поэта.(Приложение № 3)

Начиная с первого класса, дети рассказывают о музыке, придумывают свое название музыкальному произведению или создают свою музыку на заданное стихотворение. В старших классах пишут сочинение-отзыв на услышанную музыку. Часто даже взрослому человеку трудно найти слова, чтобы выразить невыразимое.

Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.

“Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. (Р.Роллан).

Слово и музыка - два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры - песни и романсы, оперы и балеты. Поэтический текст придает музыке новое звучание. А талантливая музыка становится открытием известного стихотворения.

Начиная с первого класса, дети рассказывают о музыке, придумывают свое название музыкальному произведению или создают свою музыку на заданное стихотворение. В старших классах пишут сочинение-отзыв на услышанную музыку. Часто даже взрослому человеку трудно найти слова, чтобы выразить невыразимое. А большинству ребят удается найти литературный образ, адекватный музыке.

Но чаще всего говорим о взаимосвязи музыки и литературы, тема которого “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” и “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.

Уже традиционными стали конкурсы сказок, созданных детьми. Опираясь на опыт, приобретенный на уроках литературы и музыки, дети создают удивительные истории, где герои музыка и музыканты.

“Музыка рождается из того же необыкновенного вещества, что и наши сны. Она, как сон, слагается из разноцветных “стёклышек калейдоскопа”, отражающих яркие мгновения жизни” - из сказки ученицы 5 класса Беловой Веры. Охватывая взглядом программу о русской музыке, явно намечаются и основные направления работы педагога по использованию произведений изобразительного искусства:

а) изучение биографии композитора. Совершенно необходимо привлечь примеры портретной живописи, графики, скульптуры.

б) работа над идейно-художественным содержанием музыкальных произведений. В этом случае уместными компонентами уроков могут быть произведения изобразительного искусства, близкие по тематике, художественным образом.

При изучении общеисторических тем, таких как «Музыкальная культура первой половины XIX века», «Культурная общественно-политическая жизнь России второй половины XIX века» предложить вниманию детей портреты П.М. Третьякова, И.Н. Крамского, А.Н. Некрасова, братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейн.

Изучая фортепианный цикл П. Чайковского «Времена года», необходимо познакомить ребят с развитием пейзажной живописи в русском искусстве второй половины XIX века: с полотнами Ф. Васильева, А. Саврасова, И. Левитана, Д. Поленова.(Приложение № 4)

Благодатной темой для применения связи музыки, живописи, литературы является биография любого композитора. Так, изучая жизненный путь М. И. Глинки, мы неоднократно вспоминаем А. С. Пушкина, с которым композитор встречался, чье творчество вдохновляло музыканта на создание поистине гениальных сочинений. Необходимо показать учащимся портрет поэта, принадлежащей кисти О. А. Кипренского, Б. А. Тропинина, полотна И. Е. Репина, В. А. Серова.

Раскрывая содержание оперы П. Бородина «Князь Игорь», можно привлечь творения древнерусских мастеров - иконы «Борис и Глеб», «Осада Новгорода суздальцами», «Троица». Все это поможет более убедительно показать и доказать идею произведения - сокровенные мечты о едином, сильном централизованном государстве. Уместно показать, как эта тема решается рядом художников разных поколений, например, В. Васнецовым, Е. Кибриком, В. Фаворским, И. Глазуновым.

Изучая обзорные темы, можно привлечь работы художников, на которых изображены этапные события времени, наложившие отпечаток на развитие музыкальной культуры. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов - два центральных события первой половины XIX века. Работы ВЛевинкова, JI. Кившенко, В. Виельгорского помогут учащимся зрительно видеть эпоху, ее героев, увидеть, в какой обстановке жили современники А. Варламова, А. Алябьева, М. Глинки, А. Даргомыжского.

Обращаясь к теме «Культурная и общественно - политическая жизнь России второй половины XIX века», говоря о «Могучей кучке», необходимо показать портреты А. Бородина, В. Стасова, М. Мусогского, П. Третьякова, А. Рубинштейна, выполненное И. Репиным.

Безусловно, найти сюжетную или тональную параллель с изобразительным искусством в каждом музыкальном произведении невозможно, но этого и не следует делать, чтобы не превращать урок музыкальной литературы в синтезирующий предмет. Цель другая - познакомить учащихся с эпохой, сделать звуковой образ зримым. При таком подходе, произведения изобразительного искусства не принизят достоинства и выразительные возможности музыки, а только обогатят ее.

Курс русской музыки дает возможность довольно серьезно и глубоко познакомиться с жанром оперы. В музыкальном театре музыка и изобразительное искусство находятся в тесном единстве (театрально - декорационная живопись, искусство костюма и искусство грима).

Расцвет оперного жанра произошел в частном театре С. Мамонтова, в котором собирались прекрасные музыканты, певцы, художники. Достаточно назвать такие имена, как Н. А. Римский - Корсаков, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, Н. Врубель, В. Васнецов, Д.Паленов. В. М. Васнецов выполнил прекрасные эскизы к опере «Снегурочка», К. А. Коровин писал декорации к «Борису Годунову». Пейзажные сцены к «Русалке» писал И. Н. Левитан. Надо сказать, что и художники были людьми «тонко понимающими музыку». «Ритм, движение музыкальной мысли рождают во мне ответную музыку красок», - говорил неоднократно К. Коровин.

Итак, многочисленные связи соединяют русскую музыку с изобразительным искусством, литературой, драматическим театром. А. Блок отмечал: «Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия. Вместе они образуют единичный мощный поток, который несет в себе драгоценную ношу национальной культуры». Связь эта закономерна. Ведь и музыка, и изобразительное искусство, и литература выросли, развивались и развиваются на единой почве. Источник этот и почва - жизнь, окружающая нас жизнь.

Мы используем межпредметные связи, так как на уроках изучаем оперы, балеты, песни и романсы. Все они пишутся на литературные сюжеты. Например, в русской музыке это оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, опера «Князь Игорь» А. П. Бородина, опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и многие другие. Я хотела бы остановить свое внимание на опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и аристократических салонах, и в провинциальных гостиных. И это не случайно. С. В. Рахманинов говорил: «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы». Ему созвучны слова П.И.Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки». Впервые на сцене оперного театра пушкинское произведение появилось в 1842 г. Это была опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Начиная с середины XIX века, к Пушкину обращаются лучшие композиторы России. Тогда для этого требовалась смелость. В эти годы пушкинские произведения легли в основу новой русской оперы, где стали важны и музыка, и поэтическое слово. Пять выдающихся русских композиторов XIX в., классиков музыкального театра, соединили поэзию Пушкина и музыку. Среди них был и П.И. Чайковский.

Больше узнать об этом человеке поможет вам «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Вот что сообщает она о жизни великого русского композитора.

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», которые знают и любят во всем мире.

Что же известно об истории создания оперы «Евгений Онегин»?

Роман «Евгений Онегин» был назван критикой энциклопедией русской жизни. Чайковский не ставил перед собой столь грандиозной задачи. Его «Онегин» написан в жанре «лирических сцен».

Придерживаясь текста романа, либреттисты позволили себе лишь в некоторых местах вставки собственного сочинения. Например: придумали фамилию мужа Татьяны - Гремин, Шиловский сочинил французский и русский текст куплетов Трике. Вольностью авторов была заключительная сцена: Татьяна падала в объятия Онегина. В таком варианте опера и шла в первый раз. Этим поступком она перечёркивала строки Пушкина «Но я другому отдана и буду век ему верна», имевшие большое значение для характеристики образа героини. Позже Чайковский изменил финал оперы. Вместо слов, прозвучавших на премьере: «О, смерть! Иду искать тебя!» - появилось бессмертное восклицание Онегина: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»

С «Евгением Онегиным» в русскую музыку входит новый тип оперы. Чайковский назвал её «лирическими сценами». Уже сам подзаголовок определяет особую настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство. В основу либретто легли отдельные главы пушкинского романа в стихах. И потому в опере прослеживаются лишь основные сюжетные линии, посвящённые главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению.

В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны. Это центральный в опере образ. Чайковский любил Татьяну больше других пушкинских героев. «Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны. Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим», - признавался композитор.

Какой рисует Татьяну Пушкин? (Поэтичной, мечтательной натурой, с богатым внутренним миром, но очень одинокой - «она в семье своей родной казалась девочкой чужой»).

Какой вы представили Татьяну, слушая музыку Чайковского? Что в её характере подчёркивает автор? (Музыка грустная, неторопливая, есть остановки. Чайковский рисует робкую, задумчивую, печальную Татьяну).

Вторая картина оперы целиком посвящена Татьяне, развитию её чувства. Татьяна пишет письмо Онегину.

Как в этом эпизоде показана Татьяна? Как изменилась музыка? (Музыка звучит быстрее, нет прежней плавности минорности. Это помогает передать волнение героини, решившейся на признание в любви. Тревожность музыки передаёт тревогу самой героини, вверяющей свою судьбу, чувства, честь Онегину). Каким вы увидели Евгения Онегина, читая пушкинский роман? (Это образованный, умный молодой человек, которому наскучили пустота и праздность светской жизни. Он скучает и в столице, и в провинциальной глуши. Но поступает с героиней достаточно благородно: получив письмо уездной барышни, в разговоре наедине высоко оценивает героиню и рисует себя неспособным на глубокое чувство). Прослушайте арию Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом…» из третьей картины, посвящённой объяснению героев в саду. Подумайте, как характеризует героя Чайковский? (Благодаря простой и сдержанной мелодии мы видим равнодушного, спокойного человека).

Для Чайковского был в пушкинском произведении ещё один привлекательный персонаж - Ленский. Его образ не менее лиричен, чем образ Татьяны. Музыка утверждает близость этих образов друг другу: партии этих героев пронизывают очень сходные интонации. Четвёртая картина - бал в доме Лариных. Кульминация картины - ссора Ленского и Онегина. А пятая картина целиком посвящена Ленскому. Арии героя рисуют образ ранимого, взволнованного человеческой подлостью молодого поэта.

: Действие шестой картины происходит в столице, на великосветском балу. Страдающий от осознания бесцельности жизни, раскаивающийся в убийстве Ленского Евгений видит светскую красавицу, в которой узнаёт Татьяну Ларину. Здесь автор вводит новое действующее лицо - мужа Татьяны.

Что мы знаем о нём из романа Пушкина? Как характеризуется этот герой в различных комментариях к роману? Послушайте результаты небольшого исследования, проведенного вашим товарищем.

Пушкин говорит о нём очень кратко. Чайковский же рисует яркий образ князя в коротком диалоге с Онегиным и в одной только арии, даёт ему фамилию. Муж Татьяны перестаёт быть безликим, как не может быть безликим боевой генерал, мужественный, честный человек, сумевший оценить скромную провинциальную барышню, горячо полюбить её. Как вы думаете, почему Чайковский так много внимания уделяет эпизодическому персонажу? (Возможно, хочет показать, какой именно человек достоин Татьяны, кто сможет сделать героиню действительно счастливой).

Последняя, заключительная сцена оперы - встреча героев в доме Татьяны. Короткий дуэт «Счастье было так возможно, так близко» подводит итог трагическому сожалению о прошлом.

В 1996 г. в Москве состоялось открытие театра «Новая опера». Одним из первых спектаклей театра стал «Евгений Онегин». В новой для зрителя концепции режиссёра Е. Колобова история Онегина и Татьяны представлена как коллизия трагической любви двух прекрасных существ, соединению которых препятствуют не обстоятельства, не характеры, но роковая вина Онегина, преступившего христианскую заповедь «Не убий!».

В 1997 г. один из самых молодых оперных театров России, «Геликон-Опера», предложил новое прочтение оперы Чайковского. По режиссёрскому решению Дм. Бертмана, все, что происходит в спектакле, происходит на воздухе. Четыре времени года - четыре кульминации спектакля. Главный герой оперы именно Евгений Онегин, не Ленский, не Татьяна, как бывало в других спектаклях. Это подчёркивается и тем, что персонаж не покидает сцену в течение всего спектакля: он или молча сидит в качалке в углу сцены, наблюдает за событиями, или участвует в них.

Сказка в музыке.

Сказка… Ее удивительный мир, где вымысел и реальность тесно переплетаются, очень близок и понятен детям. Мы знаем сказку в разных ее обликах: и в литературе, и в театре, и в кино; есть сказка в музыке, в живописи, в скульптуре, - на все лады она разыгрывается, варьируется. Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники - звери, птицы, фантастические существа - помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. На уроках музыки дети слышат фрагменты известных сказок в музыкальном изложении: “Спящая красавица” и “Щелкунчик” П.И.Чайковского, “Конек-Горбунок” Р.К.Щедрина, “Золотой петушок” и “Садко” Н.А.Римского-Корсакова и др.

Курс татарской музыкальной литературы также охватывает огромный период: от древнетатарской музыки до татарской музыки последних десятилетий XX века. Учащиеся знакомятся с особенностями творческого почерка ведущих татарских композиторов, с особенностями композиторской музыки татарского народа. Татарская народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры, несет в себе огромный социально-педагогический потенциал.

Полихудожественный подход прослеживается и в татарской музыке. Для раскрытия тем мы опираемся на программу «Татарская музыкальная литература» В. Дулат-Алиева. Сначала учащиеся знакомятся с жанрами фольклора, после чего мы переходим к изучению композиторской музыки.

При изучении байтов необходимо объяснить учащимся о том, что байты, прежде всего, связаны с литературой, так как основное в байтах не музыка, а текст. Основная задача байта - рассказ, повествование о каких-то событиях, это как бы рассказ нараспев, а мелодия только помогает рассказу.

При изучении мунаджатов объясняю учащимся, что с этим жанром связано основное музыкально-поэтическое творчество татар, этот жанр имеет характер монолога-размышления, монолога-жалобы.

В протяжных песнях обращаю внимание учащихся на мелодию, так как музыка протяжных песен далеко не проста, имеет широкий диапазон и длинные музыкальные фразы. Важнейшая особенность этого жанра - богатая и разнообразная орнаментика. А орнамент является своеобразным почерком татарского народа. Применение узоров проявляется и в национальных костюмах татар: в тюбетейке и калфаке, в камзоле и фартуке, в туфлях и ичигах. На уроках я использую иллюстрации рисунков и образцов элементов этой одежды (Приложение 2).

Балет «Шурале» Ф. Яруллина интересен учащимся тем, что в его основе лежит известная поэма-сказка Габдуллы Тукая «Шурале». В балете композитор использует народные мелодии, весь балет проникнут духом национальной музыки, интонациями татарского фольклора. При изучении этой темы я показываю иллюстрации рисунков Шурале, Былтыра. На примере балета «Шурале» учащимся становится понятной тесная связь музыки, литературы и изобразительного искусства.

Во многих произведениях татарских композиторов используются образы природы, родного края. Это пьесы «Родной земле», «Родная деревня» из во-кально-симфонической поэмы А. Монасыпова, «В ритмах Тукая», цикл фортепианных миниатюр «Летние вечера» Р. Яхина, множество песен С. Сайдашева, Ф. Ахметова, Н. Файзи и других. Здесь можно применить иллюстрации картин И. Репина, И. Левитана, И. Шишкина, а также фотографии с изображениями Казани, Кремля, башни Сююмбике. Творчество Г. Тукая вдохновило многих татарских композиторов. По его произведениям написаны: балет Ф. Яруллина «Шурале» (по поэме- сказке «Шурале»), балет Э. Бакирова «Су анасы» (по поэме «Водяная»), балет Р. Губайдуллина «Кисекбаш» (по сатирической поэме «Сенной базар или новый Кисекбаш»), симфоническая поэма Н. Жиганова «Кырлай» (по поэме- сказке «Шурале»), цикл песен Тукай» 3. Хабибуллина (по детским стихотворениям), мюзикл «Коза и баран» М. Шамсутдиновой. Также самому Тукаю были посвящены: «Марш Тукая» 3. Яруллина, опера «Тукай» Э. Бакирова, симфоническая поэма М. Музаффарова «Памяти Ту

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...