Бухгалтерский баланс: понятие и значение в системе отчетности
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
ВВЕДЕНИЕ Роль бухгалтерского учета, существовавшего в условиях плановой экономики, обуславливалась общественным характером собственности, потребностями централизованного управления экономикой и сводилась, главным образом, к выявлению отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения предприятий. Главными пользователями бухгалтерской информации выступали отраслевые министерства и ведомства, а также другие государственные органы (статистические, планирующие и т.д.). В условиях рыночной экономики и перехода к ней предприятие - самостоятельный элемент экономической системы - взаимодействует с партерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. Бухгалтерская отчетность - это основной источник информации о финансовом положении организации как для внешних (собственники, кредиторы, реальные и потенциальные инвесторы, налоговые органы и т. д.), так и для внутренних (администрация фирмы) пользователей. Это делает очень важным понимание погрешностей и допущений в бухгалтерской отчетности, непринятие во внимание которых может привести к неверной интерпретации данных анализа финансового состояния.
Согласно п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом МФ РФ от 06.07.99 № 43н, достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформулированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Это важнейшее правило, которое дает возможность понять суть бухгалтерской информации и условия, позволяющие грамотно ею пользоваться. Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса. Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги. И, казалось бы ничего сложного в этом нет. Но тот, кто так думает явно ошибается и недооценивает значение процедуры составления бухгалтерского баланса.
В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой - по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Умение «читать» баланс - знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.
Глава 1. Роль и значение бухгалтерского баланса в управлении предприятием в современных условиях Бухгалтерский баланс: понятие и значение в системе отчетности Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам. Переход на применение международных норм бухгалтерского учета и отчетности начался с 1992 года. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 года была утверждена Государственная программа перехода РФ на международные стандарты учета и отчетности, которая уже реализована по многим направлениям. Например, центральной формой бухгалтерского учета - является баланс. Баланс характеризуется тем, что в нем объекты учета показываются дважды и рассматриваются с двух точек зрения. Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99).
Многими российские бухгалтерии, предпринимателям предстоит пройти трудную бухгалтерскую школу. При составлении форм отчетности нужно исходить из учетных принципов, обычно зависящих от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Отчетность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учета и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Система показателей отчетности - это особый вид записей, являющихся кратким извлечением из текущего учета, отражающих сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений, за отчетный период. Отчетность содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Сводные данные о состоянии и результатах деятельности предприятия, его подразделений за определенный период формируются на основании бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета. Тем самым обеспечивается возможность разностороннего отражения в отчетности финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Как известно, формирование отчетности на предприятии необходимо и для внутреннего управления, и для предприятия внешним пользователям с целью принятия обоснованных выводов и решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в РФ включает следующие формы: · бухгалтерский баланс; · отчет о прибылях и убытках; · отчет об изменениях капитала; · Отчет о движении денежных средств · Отчет о целевом использовании полученных средств · Приложение к бухгалтерскому балансу Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках могут быть оформлены в табличной и (или) текстовой форме. В случае выбора организацией табличной формы пояснений за основу берется Приложение N 3 к Приказу, которое напоминает ныне действующую "пятую" форму. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрен упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности:
- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей); - в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только та информация, без которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. При этом за малыми предприятиями остается право формировать отчетность в общем порядке, без каких-либо сокращений. Некоммерческим организациям, за исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), при формировании пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках рекомендовано применять приведенную в Приказе форму отчета о целевом использовании полученных средств (Приложение N 2 к Приказу). Аудиторское заключение не включено в состав бухгалтерской отчетности, но при этом проведение обязательного аудита никто не отменял. Критерии для организаций, обязанных проводить обязательный аудит, установлены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Поскольку кардинальных изменений в формы бухгалтерской отчетности не внесено, остановимся на изменениях, заслуживающих особое внимание бухгалтеров. Изменения в бухгалтерском балансе: 1. В бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы государственной власти (налоговые инспекции), в данные формы отчетности добавляется еще одна графа "Код", где указываются соответствующие коды показателей. Перечень кодов содержится в Приложении N 4 к Приказу. 2. Сведения будут отражаться на отчетную дату указанного периода и на 31 декабря как предыдущего года, так и того, который ему предшествует. Для этого теперь предусмотрены три графы вместо двух. 3. Состав статей бухгалтерского баланса сократился, дополнительной расшифровки (запасы, дебиторская и кредиторская задолженность, резервный капитал) исчезли. 4. Из состава внеоборотных активов бухгалтерского баланса исключено незавершенное строительство. В то же время появилась новая строка "Результаты исследований и разработок". 5. В разд. III баланса "Капитал и резервы" введена новая строка "Переоценка внеоборотных активов", а строка "Добавочный капитал" должна отражаться без учета переоценки. 6. В разд. IV баланса "Долгосрочные обязательства" появился новый показатель "Резервы под условные обязательства".
7. В новой форме баланса исключена "Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах».
Бухгалтерский баланс является основой бухгалтерской отчетности предприятия и объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего и перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений. В системе экономической информации бухгалтерский баланс является одним из важнейших инструментов управления содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию. Данные бухгалтерского баланса используются для различных целей на разных уровнях управления. Систематическое изучение баланса раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути повышения эффективности его деятельности. Существует несколько трактовок Баланса: 1. Баланс - метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени отразить состояние средств предприятия и источники их формирования. Это значит, что в одной части, именуемой актив, приводится стоимость имущества, находящегося в собственности предприятия, а в другой, именуемой пассив, указывается стоимость средств, вложенная самими собственниками этого предприятия и стоимость средств, которую они получили в виде кредитов, т. е. сколько сторонних средств удалось администрации привлечь для работы предприятия. 2. Баланс - метод бухгалтерского учета, позволяющий сопоставить расходы, понесенные до отчетной даты, с поступлениями, полученными на ту же дату. Из этого следует, что в активе приводятся не само имущество, а средства, вложенные в него, то, что называется расходами будущих периодов, а в пассиве - поступления, полученные к дате, на которую составлен баланс. 3. Баланс - метод бухгалтерского учета, позволяющий сопоставить будущие доходы предприятия с его предстоящими расходами. В этом определении, напротив, актив рассматривается как набор объектов, позволяющих делать деньги. Но совершенно очевидно, что на практике невозможно составлять три баланса и там, естественно, составляется один баланс (форма № 1), Он отражает в себе смешанное влияние всех трех трактовок. Вместе с тем он является основной формой, входящей в бухгалтерскую отчетность.
1.2. Нововведения в заполнении бухгалтерского баланса
Предприятия начиная с первого квартала 2012 г. должны заполнять уже новую форму баланса, которая претерпела некоторые изменения по сравнению с 2011 г. Приказом Минфина России от 05.10.2011 N 124н была принята новая редакция отчета о движении денежных средств, скорректированы отдельные строки отчетности и введены новые. Рассмотрим подробнее правила заполнения баланса и нововведения, которые его затронули: В разд. 1 "Внеоборотные активы" добавлены две стр. 1130 "Нематериальные поисковые активы" и 1140 "Материальные поисковые активы". Согласно п. 27 Положения по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" (ПБУ 24/2011) существенная информация о затратах на освоение природных ресурсов (недр), признаваемых внеоборотными активами, отражается по отдельной строке в бухгалтерском балансе. Все остальные поисковые затраты предприятие относит к расходам по обычным видам деятельности. Поисковые затраты, признаваемые внеоборотными активами, подразделяются на две группы: 1) материальные поисковые активы - это затраты, связанные с приобретением (созданием) объекта, который обладает материально-вещественной формой (сооружения, оборудование, транспортные средства и др.); 2) нематериальные поисковые активы - это привлеченные нематериальные активы, используемые при разработке и освоении природных недр, такие как: · право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием соответствующей лицензии; · информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований; · результаты разведочного бурения; · результаты отбора образцов; · иная геологическая информация о недрах; · оценка коммерческой целесообразности добычи. В разд. 2 баланса "Оборотные средства" были изменены названия нескольких строк: "Финансовые вложения" заменили "Финансовыми вложениями (за исключением денежных эквивалентов)", а строка "Денежные средства" теперь называется «Денежные средства и эквиваленты». Денежные эквиваленты определяются п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011) как высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости. Исходя из этого новшества, чтобы определить сумму по стр. 1250 "Денежные средства и эквиваленты", необходимо сложить дебетовое сальдо по счетам 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" и 57 "Переводы в пути". Однако нужно иметь в виду, что принимать во внимание можно только депозитные вклады до востребования, так как они не имеют конкретного срока и могут быть востребованы вкладчиком в любое время, все остальные депозитные вклады отражаются в "Финансовых вложениях" в стр. 1150 и 1240. По строке 1240 "Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)", как и раньше, отражается информация по имеющимся у предприятия вкладам в акции, облигации, ценные бумаги, а также предоставленные займы сроком до 1 года. Как было отмечено, здесь учитываются депозитные вклады (кроме депозитных вкладов до востребования). Чтобы быстро получить информацию о размерах долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, к счету 58 "Финансовые вложения" можно открыть субсчета второго порядка, например к счету 58-3 "Предоставленные займы" открыть следующие субсчета: - 58-3-1 "Краткосрочные вложения"; - 58-3-2 "Долгосрочные вложения". Еще один раздел, который затронуло изменение, - это долгосрочные обязательства. Строка "Резервы под условные обязательства" теперь называется "Оценочные обязательства". Для ее заполнения необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010). В п. 4 ПБУ 8/2010 указаны случаи, когда могут возникнуть оценочные обязательства: а) из законодательных и нормативных правовых актов, судебных решений, договоров; б) в результате принятия организацией обязательств, выполнения которых ожидают третьи лица. Изменения произошли и в разделе "Краткосрочные обязательства". Строка "Резервы предстоящих расходов" переименована в "Оценочные обязательства". По этой строке отражаются резервы под текущие обязательства организации, учтенные на счете 96 "Резервы предстоящих расходов" и созданные в соответствии с законодательством, учетной политикой или по условиям договоров. Срок погашения этих обязательств не должен превышать 1 года. Критерии признания и виды оценочных обязательств, согласно ПБУ 8/2010, были рассмотрены, но к ним можно добавить: · резервы на предстоящую оплату отпусков и взносов с них; · резервы на выплату вознаграждений за выслугу лет; · резервы, связанные с наличием обязательств организации по гарантийному обслуживанию продаваемой продукции; · обязательства в отношении охраны окружающей среды, природоохранных мероприятий, рекультивации земель, связанных с производственной деятельностью организации и возникающих из требований законодательных и нормативных документов, договоров, действий или заявлений организации; · вывод объектов из эксплуатации, ликвидационные обязательства по объектам основных средств и капитальным вложениям. Во избежание трудностей, в связи с принятыми изменениями в бухгалтерском учете, предприятие должно в своей учетной политике закрепить: 1) выбранную им классификацию поисковых активов и критерии отнесения затрат к ним. Для учета таких активов необходимо к счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" открыть отдельные субсчета: - 08-9 "Нематериальные поисковые активы"; - 08-10 "Материальные поисковые активы"; 2) выбранный предприятием метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств, их состав и форму для расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства. Для упрощения их учета к счету 96 "Резервы предстоящих расходов" следует открыть субсчета: - 96-1 "Долгосрочные обязательства"; - 96-2 "Краткосрочные обязательства"; 3) если в отношении предстоящих расходов на оплату отпусков предприятием было принято решение руководствоваться ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях сближения налогового и бухгалтерского учета, то в учетной политике необходимо отразить принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|