Обоснование актуальности темы Конкурса
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Первый заместитель председателя Комитета по молодежной политике И взаимодействию с общественными организациями К.А.Загородников ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА «Моя Арктика»
Санкт-Петербург 2016 год Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи, критерии и процесс отбора участников, порядок организации и проведения Молодежного творческого конкурса «Моя Арктика» (далее – Конкурс). 1.2. Организатором Конкурса является Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. 1.3. Конкурс направлен на привлечение внимания молодежи к вопросам сохранения и развития Арктики. 1.4. Место проведения Конкурса: Россия, Санкт-Петербург.
Цели и задачи Конкурса
2.1. Целью Конкурса является создание условий эффективной творческой самореализации молодежи, ее вовлечение в решение вопросов сохранения и развития Арктической зоны. 2.2. Задачи Конкурса: 2.2.1. Привлечение внимания общества к вопросам сохранения и развития Арктики. 2.2.2. Популяризация среди молодого поколения подвига сограждан - первооткрывателей Арктических территорий, достижений отечественной науке, техники. 2.2.3. Выявление и развитие творческого потенциала молодежи, поощрение и распространение информации о молодых авторах, создание условий для их самореализации. 2.2.4. Расширение кругозора молодого поколения, развитие наблюдательности, эстетического вкуса, творческого подхода к решению поставленных задач. 2.2.5. Создание базы социальных плакатов и произведений живописи, изобразительного искусства по тематике сохранения и развития Арктики с перспективой дальнейшей демонстрации в учебных заведениях и массового распространения.
Обоснование актуальности темы Конкурса 3.1. Сегодня арктический регион с каждым годом приобретаем все большую значимость. Для России Арктика имеет особое значение. Государственная политика Российской Федерации в Арктике реализуется согласно следующим документам: Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны РФ и Государственная программа социально-экономического развития Арктики. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу были утверждены Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года. Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18 сентября 2008 года (далее - Основы) определяются главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также система мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России. Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года, а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.
Особенности Арктической зоны, оказывающие влияние на формирование государственной политики в Арктике: - экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях; - очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения; - удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России; - низкая устойчивость экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, и их зависимость даже от незначительных антропогенных воздействий. К основным национальным интересам России в Арктике относятся: использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны, сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем Арктики, использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике. Основные задачи государственной политики в Арктике решаются в рамках стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности России путем: - разработки и реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности; - создания комплексной системы мониторинга, включая совершенствование системы информационно-статистического наблюдения за показателями национальной безопасности в Арктической зоне; - подготовки нормативных правовых актов об уточнении географических границ Арктической зоны Российской Федерации, в том числе ее южной границы, с перечнем и статусом муниципальных образований, входящих в пределы этой зоны;
- повышения эффективности управления Арктической зоной. Кроме того 3 февраля 2015 года указом президента РФ В.В. Путина была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Орган призван организовать взаимодействие федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, других госорганов и организаций при решении социально-экономических задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности. Основными задачами Комиссии являются: а) уточнение целей и задач государственной политики Российской Федерации в Арктике в соответствии с изменением внутриполитической и внешнеполитической обстановки; б) повышение эффективности программ и проектов устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации; в) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций для: - укрепления позиций Российской Федерации в Арктике с учетом геополитических, военно-технических, экономических и иных факторов; - изучения и освоения Арктики с учетом потребностей страны и мировых тенденций, обеспечения в связи с этим необходимого уровня фундаментальных и прикладных научных исследований; - эффективного использования Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике; - расширения ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации для обеспечения потребности Российской Федерации в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья; - обеспечения благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая создание и поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных органов) в этом регионе;
- защиты населения и территорий Арктической зоны Российской Федерации от угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и рукотворного характера; - улучшения качества жизни населения, проживающего и работающего в Арктической зоне Российской Федерации, включая коренные малочисленные народы, сохранения их традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности, а также объектов культурного наследия; - сохранения и защиты природной среды Арктики, ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата; - установления особых режимов природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации; - формирования единого информационного пространства Российской Федерации в ее арктической зоне с учетом природных особенностей; - обеспечения взаимовыгодного двустороннего и многостороннего сотрудничества Российской Федерации с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участником которых является Российская Федерация; - уточнения действующих и принятия новых нормативных документов, обеспечивающих эффективность государственной политики Российской Федерации в Арктике, защиту ее национальных интересов и устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации. Еще одним определяющим документом является Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (далее - Стратегия), которая разработана во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом России 18 сентября 2008 года (далее - Основы). Стратегией определяются основные механизмы, способы и средства достижения стратегических целей и приоритетов устойчивого развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности. В рамках реализации Стратегии обеспечивается консолидация ресурсов и усилий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны, органов местного самоуправления и организаций для решения ключевых проблем развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности в Арктике.
Приоритетные направления развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности:
- комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны России; - развитие науки и технологий; - создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; - обеспечение экологической безопасности; - международное сотрудничество в Арктике; - обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации в Арктике.
Комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны в соответствии с Основами предусматривает совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны, улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике, развитие ресурсной базы за счет использования перспективных технологий, модернизации и развития инфраструктуры арктической транспортной системы, современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса.
Основные механизмы реализации Стратегии: - государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года; - другие государственные программы Российской Федерации, федеральные и ведомственные целевые программы, отраслевые стратегии, региональные и муниципальные программы, программы крупных компаний, предусматривающие меры по комплексному развитию территории Арктической зоны.
Реализация Стратегии предусматривает создание системы мониторинга и анализа состояния национальной безопасности и уровня социально-экономического развития Арктической зоны с выделением ее в качестве самостоятельного объекта государственного статистического наблюдения.
Сегодня арктический регион с каждым годом приобретаем все большую значимость. На протяжении столетий в Арктике жили малочисленные народы Севера, а регион осваивали, главным образом, русские мореплаватели и землепроходцы. В конце ХХ века положение изменилось, и растущий интерес к Арктике стали проявлять разные государства – в арктическом регионе были обнаружены огромные запасы углеводородов, а также золото, серебро, алмазы, платина, олово, марганец, свинец, вольфрам, никель. Для России Арктика имеет особое значение. Арктика — один из важнейших районов России, где сосредоточены значительные энергетические ресурсы (нефть, газ, лес, и пр.), и пока еще не разработанные залежи полезных ископаемых, имеющие большое значение для экономического развития государства. Арктика имеет и огромное военно-стратегическое значение. Над Арктикой пролегает самый короткий путь для подлёта крылатых ракет к российским рубежам. В отличие от России, сократившей свое присутствие в регионе, страны НАТО этого не делают, в связи с этим защита арктических территорий приобретает стратегическое значение. Кроме того для России регион важен и по демографической причине. Одна из особенностей российской Арктики состоит в том, что по сравнению с арктическими регионами других государств она больше заселена. В арктической зоне России проживает около двух миллионов человек. Сегодня Арктика открывает новую страницу истории, которую называют эпохой индустриального прорыва, бурного экономического, инфраструктурного развития. В арктических регионах России идёт интенсивный поиск и разработка новых месторождений газа, нефти, других минерально-сырьевых ресурсов, строятся крупные транспортные, энергетические объекты, возрождается Северный морской путь. Кроме того крайне важно транспортное обеспечение, увеличение возможности судоходства по Северному морскому пути. Северный морской путь открывает широкий доступ в Мировой океан. Арктика может и должна стать морскими «воротами» России в Мировой океан. Огромное значение для экономики России имеют биологические ресурсы Арктики. Северные моря являются ареалом существования уникальных видов животных и местом промысла десятков видов рыб, среди которых треска, пикша, сельдь и камбала. А поскольку запасы Мирового океана постепенно оскудевают, возрастает значение биологических ресурсов Арктики, где по мере таяния льдов открываются новые промысловые районы. Ключевым принципом развития Арктики должны стать охрана природы, обеспечение баланса между хозяйственной деятельностью, присутствием человека и сохранением окружающей среды. Кроме того арктический регион имеет для России научное и культурно-историческое значение. Вклад России, потом Советского Союза в изучение Арктики огромен. В истории открытия, исследований и освоения Арктики и Антарктики было много ярких, масштабных, порой драматических событий и этапов, которые позволили превратить полярные области Земли в достаточно изученные и доступные части планеты. Современные средства мониторинга позволяют наблюдать за происходящими процессами, новые технологии дают возможность добывать минеральные ресурсы и вести морские транспортные операции в труднодоступных полярных районах. Планируя будущее изучение и освоение Арктики, важно помнить и осознавать пройденные пути и полученный исторический опыт.
В связи с этим имеет чрезвычайное значение распространение информации и популяризация среди молодого поколения истории освоения и развития Русской Арктики.
В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г., приоритетными направлениями развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности являются: комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации; развитие науки и технологий; создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, государственная молодежная политика направлена на расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.
Особую важность в этой связи приобретает просвещение молодежи в вопросах развития Арктической зоны РФ, повышение интереса к вопросам Русской Арктики, подготовка и привлечение в Арктику молодых работников высокой квалификации для сохранения и качественного улучшения человеческих ресурсов Арктической зоны Российской Федерации.
Одной из основных задач развития Арктической зоны Российской Федерации является развитие человеческого потенциала, в том числе закрепление молодежи на Крайнем Севере, а также привлечение ее к решению научных, технологических и экономических проблем, связанных с освоением региона.
Социально-экономическое развитие северных регионов Российской Федерации, расширение экономического и научного присутствия в Арктике является приоритетной государственной задачей. Ее эффективное решение должно определяться развитием человеческого потенциала и, в частности, привлечением творческой молодежи к решению научных, технологических и экономических задач, связанных с освоением Арктики.
В связи с вышеизложенным проведение молодежного творческого конкурса «Моя Арктика» видится чрезвычайно актуальным. Конкурс направлен на целый ряд задач: создание условий эффективной творческой самореализации молодежи, ее вовлечение в решение вопросов сохранения и развития Арктической зоны, привлечение внимания общества к вопросам сохранения и развития Арктики, популяризацию среди молодого поколения подвига сограждан - первооткрывателей Арктических территорий, достижений отечественной науке, техники, популяризацию арктических наук и технологий среди молодежи, что будет способствовать привлечению к ним ее интереса, вовлечению в новые проекты по освоению Арктики, популяризацию арктических исследований в рамках развития образовательной деятельности.
Очевидно, что сегодня существует недостаток информации о научно-технических, технологических и социальных проблемах (вызовах), связанных с освоением Арктики, представленной в доступной и популярной форме. Такие проблемы, многие из которых выходят за рамки проблематики «добычи природных ресурсов», являются крайне интересными с точки зрения поиска новых решений, идей и в качестве сферы для самореализации творческой молодежи.
Конкурс «Моя Арктика» призван исправить ситуацию в данной области и в доступной и популярной форме через творчество и изобразительное искусство способствовать повышению интереса к вопросам изучения Арктики и расширения кругозора молодежи.
В связи с современной геополитической ситуацией и нарастающим напряжением в Арктической зоне, когда в последние время с новой силой разгорелись дебаты относительно раздела арктических территорий (на сегодняшний день основными претендентами на них являются пять государств: Россия, Канада, США, Дания, Норвегия, более того, о своих претензиях заявляют еще три полярных государства, непосредственно не имеющие океанических границ — Исландия, Швеция и Финляндия), важное значение приобретает формирование правильного отношения и позиции молодежи к вопросам развития Русской Арктики, донесения верной информации и понимания и осознание великой истории освоения Арктики и подвигу российских исследователей и первооткрывателей. Необходимо донести до молодежи понимание того, что Арктика – наша история и судьба, часть нашего самовосприятия со времён Великого Новгорода. Поморы и новгородцы были первооткрывателями северных земель. На протяжении столетий Россия осваивала регион, а русские мореплаватели совершили множество географических открытий.
Необходимо поддерживать историческую преемственность, популяризировать и продвигать идею, что Арктика для России – не территория для завоевания и добычи полезных ископаемых, на протяжении многих веков Север России – неотъемлемая часть нашей страны. Молодежный творческий конкурс «Моя Арктика» имеет своей целью и будет способствовать популяризации этих идей среди молодежи.
Организаторы Конкурса 4.1. Непосредственную организацию и проведение Конкурса, формирование состава Организационного Комитета (далее – Оргкомитет) и экспертного жюри, освещение Конкурса в средствах массовой информации, сбор и просмотр работ участников, и иные виды работ, связанные с проведением Конкурса, осуществляет Оператор Конкурса. 4.2. Оператором Конкурса в соответствии с Договором № ____ от «__» ______ 2016 года является Санкт-Петербургское Государственное геологическое унитарное предприятие «Специализированная Фирма «Минерал». 4.3. Оргкомитет Конкурса утверждается Оператором Конкурса, имеет фирменный бланк и может вести переписку с участниками Конкурса, жюри и партнерами от своего имени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|