Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление экономической безопасностью региона




Поскольку из совокупности факторов региональной безопасности складывается безопасность центра и Федерации, то важнейшей задачей деятельности региональных органов управления в контексте экономической безопасности, является мониторинг и анализ ее состояния. В рамках мониторинга нужно уделять внимание не только сравнительному анализу состояния экономической безопасности, но и проводить рейтинговую оценку групп регионов.

Наиболее эффективным методом управления безопасностью, как мне кажется, может являться программно-целевой метод. Заключается он в следующем:

1. Выявление наличия проблемной ситуации в анализируемом ре-

гионе.

2. Выбор программно решаемой проблемной ситуации.

- определение желаемого состояния объекта экономической безо-

пасности;

- выявление и оценка действующих факторов дестабилизации

- определение и оценка предполагаемых ущербов от реализации выявленных угроз

- оценка угроз по степени их важности

- выбор проблемной ситуации для программного решения

3. Формирование программных целей и задач.

4. Предварительная ресурсная проработка решения проблемной ситуации.

5. Выработка стратегии обеспечения экономической безопасности как комплекса мероприятий.

6. Окончательная ресурсная проработка программы - распределение ресурсного обеспечения по видам мероприятий и по времени.

7. Подготовка проекта программы, ее сопряжение с другими, уже действующими программами.

8. Утверждение программы и ее доведение до исполнителей.

9. Создание организационного механизма управления программой.

Теперь поговорим о мониторинге экономической безопасности и сравнительной оценке определения эффективности развития территорий.

Основной целью комплексной сравнительной оценки региона является определение возможности решения социально-экономических задач развития региона на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста.

Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу одних из важнейших национальных приоритетов. Это условие стабильности и эффективного развития общества.

В настоящее время вновь возник интерес к сравнительной оценке регионов, в том числе и в рамках более крупных территориально-административных единиц - федеральных округов. Это связано с необходимостью мониторинга и управления экономической безопасностью региона; социально-экономическим развитием и рисками регионального развития. Причем, если на макроэкономическом уровне (сравнительная оценка и мониторинг экономической безопасности стран) теоретическая база достаточно разработана, а для уровня предприятий (бизнеса) сама конкурентная среда потребовала решения и разработки вопросов сравнительной оценки и экономической безопасности, то для уровня региона подобный инструментарий представлен недостаточно.

В рамках мониторинга экономической безопасности региона через сравнительную оценку регионов можно выделить три направления исследования:
1) применение методик оценки предприятий (бизнеса);
2) использование макроэкономической методологии для сравнительной оценки;
3) адаптация одновременно методик для над-структуры (государства) и для подструктуры (предприятия).

На макроуровне используются модели и методы системной динамики. Концепция системной динамики позволяет моделировать динамические процессы на высоком уровне агрегирования, в основе нее лежит представление о функционировании динамической системы как совокупности потоков (денежных, продукции, людских и т.п.).

Методика мониторинга экономической безопасности региона, основанная на определении потенциала региона и эффективности его использования. Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии регионов России, основанные, в том числе и на различном потенциале данных регионов, оказывают значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.

Перейдем к общей характеристике региона, региональной экономики и региональной политике. В условиях формирования и развития рыночных отношений для научного обоснования экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, социально-экономических процессах в тесной увязке с природно-экономическими условиями на отдельных территориях страны. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики.

Слово "регион" в переводе с латинского означает "страна, область, пространство".

Региональная экономика изучает совокупность экономических и социальных факторов в каждом регионе, а главной составной частью региональной экономики является региональное размещение производительных сил данной территории.

Следовательно, под регионом понимается определенная подсистема народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда.

С позиции системного подхода регион есть:

относительно обособленная воспроизводственная система;

относительно обособленная социально-экономическая система;

подсистема хозяйственных взаимосвязей с другими регионами, взаимообусловленность.

Регион как хозяйственная подсистема - более сложное образование, чем отрасль. Если отрасль - совокупность предприятий и производств, однотипных в технологическом отношении, регион - совокупность самых различных отраслей, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, предлагается новый критерий вычленения региона как субъекта рыночных отношений, а именно емкость рынка, какой либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т. е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

При всем различии мнений экономистов в трактовке понятия региональной экономики общим является признание объективной основы выделения региона - территориальное разделение труда, а практическим применением - территориальный аспект планирования.

Таким образом, регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика).

Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газонефтепромышленные и другие.

Одинаковых регионов нет,- есть давно освоенные и недавно освоенные, центральные и периферийные, где численность населения растет и где падает; в одних преобладает население старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы различаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Все эти и другие различия в региональной экономике необходимо учитывать, особенно при выработке рекомендаций по стабилизации и выходу экономики из кризиса, развитию рыночных отношений. Важно также иметь в виду, что экономическая наука уже в ближайшее время должна определить новое экономическое районирование с учетом формирующихся суверенных национально-территориальных образований в России.

Регион сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона.

Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов:

1) тщательный учет потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий;

2) создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;

3) активная реализация региональных интересов.

функции региональной экономики следующие:

- в области производства: выпуск продукции и предоставление услуг по региональным программам для внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров (авиалинии, железные и автомобильные дороги, очистные установки, зеленые насаждения и т. д.); оказание общественных услуг (туризм, образование, медицина, жилье, культурные мероприятия и др.);

- в области ценообразования: регулирование цен и тарифов, разработка всевозможных льгот и штрафных санкций, определение налоговой политики;

- в области распределения: формирование региональных каналов распределения товаров и услуг;

- в области обмена: стимулирование реализации товаров и услуг, послепродажное сервисное обслуживание, организация рекламы, формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и др.;

- в области потребления: обеспечение рационального уровня потребления.

Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и Действенную региональную экономическую политику.

В основе региональной политики лежит учет специфики регионов в масштабе страны, перенос основных направлении экономических реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.

Для выполнения этой цели в условиях становления и развития рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие основные задачи:

- сохранение единого внутреннего рынка страны, единства инфраструктуры систем энергетики, транспорта, связи, общей денежно-кредитной системы, единой налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории страны, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;

- обеспечение достойного уровня жизни населения в каждом регионе, его постепенное выравнивание, исключение чрезмерных контрастов в социальных условиях на основе увеличения выпуска продукции для обеспечения повседневных нужд населения и устойчивой работы предприятий, расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;

- оздоровление экологической обстановки, модернизация инфраструктуры и улучшение жизненной среды в сельской местности путем развития разных форм собственности и предпринимательства, упорядочение внешнеэкономических связей и др.;

- обеспечение стабильности в политическом отношении, недопущение межэтнической напряженности и противоречивости.

Реализация этих задач исключает унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия. Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсно-го и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.

Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом.

Об оценке уровня жизни в регионах можно сказать следующее. В качестве инструментария формирования уровня жизни населения региона, выступают рычаги управления социально-экономическим развитием, находящиеся в руках администрации.

Оценка уровня жизни должна проводиться с учетом особенностей (специфики) региона. Таким образом, возникает необходимость использования таких принципов как:

- принцип многофакторности, который отражает необходимость учета всех факторов, воздействующих на уровень жизни;

- принцип целевой совместимости и сосредоточения – заключается в создании целенаправленной системы управления, при которой все звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи;

- принцип непрерывности и надежности – означает создание таких условий, при которых достигается устойчивость и непрерывность заданного режима работ;

- принцип планомерности – выражается в том, что система управления должна быть нацелена на решение не только текущих, но и долгосрочных задач развития региона в целом.

Следование указанным принципам создают предпосылки функционирования организационно-экономического механизма управления уровнем жизни населения. Данный организационно-экономический механизм - это система экономических рычагов и взаимосвязей, отражающих действие по формированию и оценке уровня жизни населения, под воздействием социально-экономических факторов.

Эффективность работы механизма обеспечивается мониторингом показателей уровня жизни.

Графически организационно-экономический механизм представлен на рисунке.

 

Оценка уровня жизни опирается на структурные показатели, отражающие условия труда, воспроизводства человеческого капитала и быта. В соответствии с этим выбираются инструменты управления в производственной, социальной и бытовой сферах деятельности населения.

Уровень жизни выражает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными, культурными (духовными), социальными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Важнейшая задача изучения уровня жизни - выявление закономерностей формирования благосостояния населения. В частности, необходимо рассмотреть следующие моменты: комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения показателей уровня жизни; дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на изменение уровня. Большое значение имеют оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...