Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Февральская революция и формирование новой государственной власти.




Государственная дума – первый законодательный парламент России

Государственная дума в период 1905-1907 гг. являлась представительным органом власти, который впервые стал ограничивать монархию в России. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. Всего было 4 созыва Государственной думы.

Причинами для формирования Думы были революция 1905-1907 гг., поднявшееся после Кровавого воскресенья и общее народное волнение в страе.

Порядок организации и деятельности Думы определяли следующие документы: Манифест «Об изменении учреждения Гос Совета» от 20 февраля 1906, Указ «Учреждение гос думы» от 20 февраля 1906, Свод основных государственных законов.

Выборы Думы были задуманы как многостепенные, по 3 куриям: уездных землевладельцев – 34%, городских избирателей – 24%, уполномоченных от волостей -42%.

Из участия в выборах исключались: женщины, лица моложе 25, военнослужащие, горожане, не имевшие недвижимой собственности и не снимавшие отдельных квартир, кочевники.

Срок деятельности Думы был определен 5 лет, но царь мог распустить ее досрочно.

Компетенция Думы - разработка законов, их обсуждение, утверждение бюджета страны. Все законопроекты, принятые думой, должны были получить одобрение Сената, а после – самого императора.

В период 1905-1907 гг. было созвано три Думы различных составов. 1 дума просуществовала 72 дня. Она была наиболее либерально настроенной, т.к. ее созыв стал следствием революционного движения в России, в ней не было представителей от монархического движения. 2 дума просуществовала почти 4 месяца и также была распущена царем. Был принят новый порядок выборов в Государственную дума, который свидетельствует о реакционном государственном перевороте: общее число выборщиков по крестьянской курии было сокращено в два раза, значительные изменения были внесены в порядок выборов от городской курии, которая была разделена на два разряда. Законодательные функции Думы были ограничены: дума не могла рассматривать вопросы об отмене основных законов, принятые проекты законов могли быть отклонены гос советом и царем, ведомства могли не приостанавливать исполнение бюджета, даже если Дума отказывала в его утверждении.

Статус депутата Государственной думы

Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной думе, не несли ответственности перед избирателями.

Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги.

Структура и регламент работы Государственной думы

Для законности состава заседаний Государственной думы требовалось присутствие не менее 1/3 её членов.

Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору "О занятиях Государственной Думы".

Государственная дума избирала секретаря и его товарищей, на которых возлагалось управление Канцелярией Государственной думы.

Для предварительного рассмотрения законопроектов и вопросов текущей деятельности Думы её общим собранием избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, по запросам, редакционная, личного состава, распорядительная, по военным и морским делам (до 1912 г. — по государственной обороне).

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки.

Третье чтение являлось, по существу, вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Февральская революция и формирование новой государственной власти.

Февральская революция 1917 года стала продолжением революции 1905 года.Военные неудачи в первой мировой войне сделали очевидным для всех слоев населения необходимость упразднения самодержавия. Февраль 1917 года выдвинул требования всеохватывающей свободы и раскрепощения: политического, социального, национального, религиозного. «Долой самодержавие» — это поистине всенародный призыв объединил все партии, все социальные слои, все национальности без различия веры, пола, расы. По своему общественно-экономическому содержанию Февральская революция была буржуазно-демократической.

14 февраля 1917 г. в столице начались забастовки, которые уже не прекращались. 23 февраля – стотысячная демонстрация рабочих в Петрограде, 25 февраля - император издал указ о роспуске Думы, 27 февраля –в Петрограда началось восстание и был создан Временный комитет гос думы, на основе которого 1 марта было создано Временное правительство. 2 марта Николай отрекся от престола.

В ходе революции по всей стране начали возникать советы рабочих и солдатских депутатов как носители новой революционной власти. Особую роль играл Петроградский совет. Он связал правительство рядом обязательств и следил за их исполнением.

При министерстве юстиции была создана Чрезвычайная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, совещание по реформе местного самоуправления. Временное правительство возглавил Г.Е. Львов.

Из старых элементов государственного аппарата продолжали функционировать: правительствующий Сенат – высший судебный орган страны, министерства: иностранных и внутренних дел, военное, морское, торговли и промышленности и т.п., особые совещания по топливу, оборонные по перевозкам, по продовольствию, по устройству беженцев.

После февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. Появилось сразу 2 органа, осуществляющих власть в государстве: Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. ВП имело полномочия законодательного и исполнительного органа. Оно формировалось из представителей партий и возникло по решению Временного комитета ГД.

Помимо Петроградского Совета в марте 1917, возникло свыше 600 Советов на местах, которые избрали постоянно действующие органы – исполнительные комитеты.

Два правительства не могли вместе функционировать, т.к представляли интересы противоположных социальных слоев общества. В приоритетном положении оказалась та система, которую возглавляло ВП, потому что у него были опытные кадры, знавшие науку и практику управления. Советы же имели представителей партий меньшевиков и эсеров, которые ориентировались не на победу социализма, а на закрепление буржуазно-демократических завоеваний России. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках Советов, т.к ВП могло управлять только при их поддержке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...