Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие навыков многоголосного пения

Понятие

Хоровое пение — один из видов коллективной исполни­тельской деятельности. Оно способствует развитию певче­ской культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению ми­ровоззрения, формированию будущей личности.

Вокально-хоровые упражнения

Значительное место в системе хорового обучения школь­ников занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель — формирование певческих навыков, развитие детского го­лоса. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произве­дением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достиже­нию более высокого уровня художественного исполнения.

Упражнения второй категории направлены на преодо­ление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Естественно, что эти упражнения слу­жат более узким задачам н не могут быть систематизиро­ваны с большой четкостью и последовательностью.

Применяя в хоровом обучении те или иные упражнения, важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним. Необходимым условием действенности упражнений является, как уже говорилось, последовательное усложнение учебных задач, которое тре­бует от ребят определенных усилий. Последовательность в усложнении упражнений, безусловно, сказывается на со­хранении интереса и внимания детей к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей.

В качестве упражнений можно использовать неслож­ные попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учетом принципов последовательно­сти, систематичности и доступности.

Развитие навыков многоголосного пения

Важная задача певческого развития школьников — до­стижение унисона. Однако при этом у ребят активно развивается лишь мелодический слух. Ограничить этим музыкальное разви­тие значит лишить учащихся возможности ощущать выразитель­ность гармонического языка музыки. Формированию гармони­ческого слуха способствует многоголосное пение.

Формирование навыков многоголосного пения начинает­ся с воспитания у детей внимания к исполнению своему и товарищей, с развития умения воспринимать качество звука на слух (легкий, чистый, светлый, тусклый, крикливый, зажатый и т.д.). Параллельно развивается способность слы­шать про себя (внутренним слухом) отдельные элементы простой одноголосной мелодии.

Удачный способ формирования музыкально-слу­ховых представлений — пение «цепочкой» знакомой песни (каждая группа ребят или каждый ученик поет только один звук). Затем весь класс поет один звук вслух, другой — про себя, далее сильную долю — вслух, слабую — про себя и т.п.

Постепенно можно привлекать учащихся к слуховому анализу небольших двухголосных мелодий.

Анализу лучше всего придать форму игры. Например, ученику даются две картинки. На одной изображена одна поющая матрешка, на другой — две. После исполнения двухголосной мелодии на рояле ребенок должен опреде­лить, сколько матрешек пело — одна или две. Отвечают при помощи картинки.

В такой форме школьники могут ответить и на более сложные вопросы: «Куда движется нижний голос? Какой из голосов является главным?»

Хорошей подготовкой к двухголосному пению являет­ся разучивание песен с сопровождением, не дублирую­щим мелодию. При их разучивании особое внимание уделяется работе над строем и ансамблем между хором и со­провождением.

Приступая к разучиванию простейших двухголосных мелодий, необходимо стремиться к тому, чтобы школь­ники учились слушать оба голоса, исполняя один из них. Для этого предназначается несколько упражнений.

Первое упражнение имеет противоположное движение голосов и общий звук: Класс делится на две группы, каждая по указанию учи­теля поочередно сольфеджирует свою мелодию. Затем поет весь класс. На примере этого задания школьники узнают, что учитель левой рукой руководит верхним голосом, а правой — нижним. Если дирижируют обе руки, то обе группы поют вместе.

В репертуаре учащихся начальных классов особое ме­сто занимают двухголосные песни-игры, где слово и по­эзия соединяются с театрализованным действием. Не­сложные инсценировки доставляют детям много радос­ти, усиливают эмоциональный отклик на музыку. Инте­ресный сюжет, шуточный текст, задорный характер об­разов привлекают детей, способствуют раскрытию их творческих сил в условиях певческой деятельности. Ос­воение игр без навязчивого дидактизма собирает внима­ние ребят, активизирует чувство коллективизма и в то же время самостоятельность. В процессе работы над пес­нями-играми учащиеся незаметно для себя осваивают навыки двухголосного пения. В зависимости от того, ка­кими двухголосными навыками необходимо овладеть классу, в его репертуар включаются соответствующие произведения.

Педагогическая практика показывает, что существует много подходов к обучению навыкам двухголосного пе­ния. Некоторые педагоги считают целесообразным начи­нать спараллельного движения голосов. Их ученики уже в 1 классе с достаточной точностью и уверенностью поют простые песни и попевки в терцовом изложении. Свою позицию они аргументируют тем, что параллелизм по­зволяет детям лучше слышать движение голосов, осозна­вать рисунок мелодии, ритмическую основу. Однако при терцовом изложении возникает и трудность, которая про­является в чередовании больших и малых гармонических терний. Часто на практике это приводит к потере ориен­тации в одной из партий и к переходу на звучащую более уверенно.

Другая точка зрения — начинать двухголосие с само­стоятельного движения голосов, где мелодические и ритми­ческие линии верхней и нижней партий существенно отли­чаются одна от другой. Правда, разучивание таких партий требует большей затраты времени. Однако при твердом вы­учивании каждой партии дети поют уверенно и сознательно,

Обычно разучивание двухголосных песен с самостоя­тельным движением голосов начинается с освоения второ­го голоса. Свою партию школьники поют со словами, на разные слоги, с поддержкой инструмента и без сопровож­дения- Затем вторую партию поют и первые голоса. Далее они разучивают свою партию и повторяют ее с гармони­ческим сопровождением. Это делается для лучшего усвое­ния мелодии.

После того как выучены оба голоса, нх предлагается спеть вместе. При этом внимание класса фиксируется на первом интервале совместного звучания голосов: он тща­тельно выстраивается (учитель напоминает ребятам о не­обходимости слушать друг друга). Далее при двухголосном исполнении на какое-то время преимущество уделяется второму голосу. С этой целью используются приемы: ис­полнение мелодии первого голоса с закрытым ртом, а мелодии второго — со словами; пение нижнего голоса громче, а верхнего — тише. Последного исполнения двухголосных произведений осуществ­ляется на протяжении целого ряда уроков.

Если учащиеся владеют навыками двухголосия, пение на три голоса уже не представляет для над особой труд­ности.

Итак, работа над многоголосием должна вестись в оп­ределенной системе, включающей подготовительный этап развития гармонического слуха. Фундаментом, на кото­ром строится многоголосное хоровое пение, является уни­сон. Учитель прежде всего добивается слитного, согласо­ванного звучания класса в одноголосном пении.

Важную роль в развитии навыка многоголосного пе­ния играет осознанное восприятие двух или нескольких самостоятельно движущихся голосов, а также пение без поддержки инструмента.

 

Пение без сопровождения (а сарреllа)

Пение без сопровождения является одним из ведущих средств развития и воспитания вокального слуха и голо­са, так как заставляет подмечать малейшие оттенки испол­нения.

Правильно поставленная вокаяьно-хоровая работа пре­дусматривает широкое применение в школьной практике пения без сопровождения. Оно способствует достижению чистоты интонирования, формированию у детей музы­кально-слуховых представлений.

Воспитание навыка а сарреllа начинается с первых уро­ков. Вначале ребята учатся выстраивать без помощи педаго­га и поддержки инструмента первый звук отдельных инто­наций музыкальных игр, разучиваемых песен- Затем испол­няют всем классом несложные детские песни, музыкаль­ные прибаутки, имеющие ясную ладовую основу и ритми­ческое развитие, удобную тесситуру и динамику. Далее поют без сопровождения специаяьные упражнения, фрагменты разучиваемых песен. После этого исполняют песни одного­лосные, каноном, с самостоятельным развитием голосов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...