Развитие навыков многоголосного пения
Понятие Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности. Вокально-хоровые упражнения Значительное место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель — формирование певческих навыков, развитие детского голоса. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению более высокого уровня художественного исполнения. Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Естественно, что эти упражнения служат более узким задачам н не могут быть систематизированы с большой четкостью и последовательностью. Применяя в хоровом обучении те или иные упражнения, важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним. Необходимым условием действенности упражнений является, как уже говорилось, последовательное усложнение учебных задач, которое требует от ребят определенных усилий. Последовательность в усложнении упражнений, безусловно, сказывается на сохранении интереса и внимания детей к занятиям, а также настойчивости в преодолении вокально-хоровых трудностей. В качестве упражнений можно использовать несложные попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учетом принципов последовательности, систематичности и доступности.
Развитие навыков многоголосного пения Важная задача певческого развития школьников — достижение унисона. Однако при этом у ребят активно развивается лишь мелодический слух. Ограничить этим музыкальное развитие значит лишить учащихся возможности ощущать выразительность гармонического языка музыки. Формированию гармонического слуха способствует многоголосное пение. Формирование навыков многоголосного пения начинается с воспитания у детей внимания к исполнению своему и товарищей, с развития умения воспринимать качество звука на слух (легкий, чистый, светлый, тусклый, крикливый, зажатый и т.д.). Параллельно развивается способность слышать про себя (внутренним слухом) отдельные элементы простой одноголосной мелодии. Удачный способ формирования музыкально-слуховых представлений — пение «цепочкой» знакомой песни (каждая группа ребят или каждый ученик поет только один звук). Затем весь класс поет один звук вслух, другой — про себя, далее сильную долю — вслух, слабую — про себя и т.п. Постепенно можно привлекать учащихся к слуховому анализу небольших двухголосных мелодий. Анализу лучше всего придать форму игры. Например, ученику даются две картинки. На одной изображена одна поющая матрешка, на другой — две. После исполнения двухголосной мелодии на рояле ребенок должен определить, сколько матрешек пело — одна или две. Отвечают при помощи картинки. В такой форме школьники могут ответить и на более сложные вопросы: «Куда движется нижний голос? Какой из голосов является главным?» Хорошей подготовкой к двухголосному пению является разучивание песен с сопровождением, не дублирующим мелодию. При их разучивании особое внимание уделяется работе над строем и ансамблем между хором и сопровождением.
Приступая к разучиванию простейших двухголосных мелодий, необходимо стремиться к тому, чтобы школьники учились слушать оба голоса, исполняя один из них. Для этого предназначается несколько упражнений. Первое упражнение имеет противоположное движение голосов и общий звук: Класс делится на две группы, каждая по указанию учителя поочередно сольфеджирует свою мелодию. Затем поет весь класс. На примере этого задания школьники узнают, что учитель левой рукой руководит верхним голосом, а правой — нижним. Если дирижируют обе руки, то обе группы поют вместе. В репертуаре учащихся начальных классов особое место занимают двухголосные песни-игры, где слово и поэзия соединяются с театрализованным действием. Несложные инсценировки доставляют детям много радости, усиливают эмоциональный отклик на музыку. Интересный сюжет, шуточный текст, задорный характер образов привлекают детей, способствуют раскрытию их творческих сил в условиях певческой деятельности. Освоение игр без навязчивого дидактизма собирает внимание ребят, активизирует чувство коллективизма и в то же время самостоятельность. В процессе работы над песнями-играми учащиеся незаметно для себя осваивают навыки двухголосного пения. В зависимости от того, какими двухголосными навыками необходимо овладеть классу, в его репертуар включаются соответствующие произведения. Педагогическая практика показывает, что существует много подходов к обучению навыкам двухголосного пения. Некоторые педагоги считают целесообразным начинать спараллельного движения голосов. Их ученики уже в 1 классе с достаточной точностью и уверенностью поют простые песни и попевки в терцовом изложении. Свою позицию они аргументируют тем, что параллелизм позволяет детям лучше слышать движение голосов, осознавать рисунок мелодии, ритмическую основу. Однако при терцовом изложении возникает и трудность, которая проявляется в чередовании больших и малых гармонических терний. Часто на практике это приводит к потере ориентации в одной из партий и к переходу на звучащую более уверенно.
Другая точка зрения — начинать двухголосие с самостоятельного движения голосов, где мелодические и ритмические линии верхней и нижней партий существенно отличаются одна от другой. Правда, разучивание таких партий требует большей затраты времени. Однако при твердом выучивании каждой партии дети поют уверенно и сознательно, Обычно разучивание двухголосных песен с самостоятельным движением голосов начинается с освоения второго голоса. Свою партию школьники поют со словами, на разные слоги, с поддержкой инструмента и без сопровождения- Затем вторую партию поют и первые голоса. Далее они разучивают свою партию и повторяют ее с гармоническим сопровождением. Это делается для лучшего усвоения мелодии. После того как выучены оба голоса, нх предлагается спеть вместе. При этом внимание класса фиксируется на первом интервале совместного звучания голосов: он тщательно выстраивается (учитель напоминает ребятам о необходимости слушать друг друга). Далее при двухголосном исполнении на какое-то время преимущество уделяется второму голосу. С этой целью используются приемы: исполнение мелодии первого голоса с закрытым ртом, а мелодии второго — со словами; пение нижнего голоса громче, а верхнего — тише. Последного исполнения двухголосных произведений осуществляется на протяжении целого ряда уроков. Если учащиеся владеют навыками двухголосия, пение на три голоса уже не представляет для над особой трудности. Итак, работа над многоголосием должна вестись в определенной системе, включающей подготовительный этап развития гармонического слуха. Фундаментом, на котором строится многоголосное хоровое пение, является унисон. Учитель прежде всего добивается слитного, согласованного звучания класса в одноголосном пении. Важную роль в развитии навыка многоголосного пения играет осознанное восприятие двух или нескольких самостоятельно движущихся голосов, а также пение без поддержки инструмента.
Пение без сопровождения (а сарреllа) Пение без сопровождения является одним из ведущих средств развития и воспитания вокального слуха и голоса, так как заставляет подмечать малейшие оттенки исполнения.
Правильно поставленная вокаяьно-хоровая работа предусматривает широкое применение в школьной практике пения без сопровождения. Оно способствует достижению чистоты интонирования, формированию у детей музыкально-слуховых представлений. Воспитание навыка а сарреllа начинается с первых уроков. Вначале ребята учатся выстраивать без помощи педагога и поддержки инструмента первый звук отдельных интонаций музыкальных игр, разучиваемых песен- Затем исполняют всем классом несложные детские песни, музыкальные прибаутки, имеющие ясную ладовую основу и ритмическое развитие, удобную тесситуру и динамику. Далее поют без сопровождения специаяьные упражнения, фрагменты разучиваемых песен. После этого исполняют песни одноголосные, каноном, с самостоятельным развитием голосов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|