Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.3. Предпосылки основные этапы развития международной экономической интеграции




 

Предпосылки международной экономической интеграции состоят из:

• Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

• Географической близости интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

• Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

• Демонстрационный эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

• «Эффект домино».

После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

Этапы развития и эволюция организационных форм интеграции

 

Несмотря на то, что международная (а в данном случае региональная) интеграция имеет ещё недолгую историю, она быстро развивается и в своём развитии прошла уже ряд этапов и периодов.

В основе периодизации интеграции лежит сфера и цель интеграции.

К определяющим сферам необходимо отнести следующие:

- таможенная система,

- сфера обращения экспортно-импортной торговли,

- сфера производства,

- международное движение факторов производства (капитала, рабочей силы);

- социальная, налоговая, трудовая политика; финансовая, валютная системы.

Преимущество той или иной сферы в процессе интеграции свидетельствует об определённой степени и этапе интеграции. История региональной интеграции выделяет 5 этапов и соответственно 5 организационных интеграционных объёдинений (таблица 1.1).

На первом этапе развития региональной интеграции возникает такая форма интеграционного объединения как преференциальное торговое соглашение. На этом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза.

 

Таблица 1.1. Этапы интеграционного процесса

Преференциальное торговое соглашение Зона свободной торговли Таможенный союз Общий рынок Полная интеграция, включая экономический, валютный и политический союз
- снижение тарифных и других барьеров во взаимной торговле; - сохранение национальных тарифов относительно третьих стран; - межгосударствен-ные органы управления не образуются - отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле; - свобода движения товаров и услуг между странами; - небольшой государствен-ный секретариат - единое тарифное и нетарифное регулирование третьих стран; - межгосударст-венный совет на уровне министров, секретариат   - свобода движения всех факторов производства; - встречи глав держав, Совет министров, секретариат - гармонизация экономической политики; - межгосударст-венный орган с функцией национального регулирования

 

Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

Для второго этапа эволюции региональной интеграции характерно создание зоны свободной торговли (ЗСТ).

Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Основные зоны свободной торговли:

Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН — Association of South East Asion Nations) — одна из крупнейших региональных организа­ций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган – собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия);

Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;

Европейская ассоциация свободной торговли – в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;

Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;

Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

Третий этап развития интеграции характеризуется формированием таможенного союза.

Данная форма интеграции является соглашением двух или более стран про отмену таможенных сборов. Это форма коллективного протекционизма.

Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

1) Снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

3) Устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;

4) Унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

5) Согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

6) Введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;

7) Создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Примеры таможенных союзов:

Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.

Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.

Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.

На четвёртом этапе возникает новая организационная форма международной интеграции – совместный рынок. Это система, которая предусматривает свободное движение внутри региона и не только товаров и услуг, но факторов производства.

Свобода межгосударственного перемещения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства (общий рынок) требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Соответствующая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.

Примеры группировок стран, создавших общий рынок:

Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;

Латиноамериканская ассоциация интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли,

Карибское сообщество – образовано в 1973 г.

Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) – объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г.

Пятый этап развития международной интеграции – экономический союз – наиболее высокий уровень, наиболее развитая система межгосударственных интеграционных объединений.

Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

В качестве примера экономического союза можно привести три категории интеграционных объединений:

- Европейский союз (EU),

- Содружество независимых государств (СНГ),

- Союз арабского Магриба (UMA).

Однако, по-настоящему, с учётом всех требований, которые выдвигаются к такой организационной форме интеграции, экономическим союзом является только Европейский союз.

Таким образом, современная система интеграционных образований включает различные по соей организационной структуре формы, которые существенно отличатся друг от друга. Каждая из этих форм отличается особенностями интеграционных стратегий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...