Школьная библиотека-участник педагогического процесса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №3 г. Учалы МР Учалинский район РБ Методический семинар На тему «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА- УЧАСТНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА» Подготовила Педагог-библиотекарь МБОУ лицей №3 Н.В. Огородникова Г ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА-УЧАСТНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения» В.А. Сухомлинский В последние годы в обществе возрос интерес к проблеме чтения. О ней уже говорят на всех уровнях и обозначают как серьёзную не только методическую, но и социальную проблему в нашей стране и во всём мире. Слайд 2. Дети и детям перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. Слайд 3. Сегодня необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, а становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия учителя и педагога–библиотекаря. Педагогам-библиотекарям принадлежит особое место в образовательном пространстве. Педагог-библиотекарь становится инициатором интересных начинаний, стимулирует самостоятельную активность читателей, мотивирует обучающихся к чтению. Слайд 4. Школьная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающимися с целью передачи социального опыта. Прежде всего, это учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет функции специальной библиотеки (обслуживает педагогический коллектив школы) и публичной (предоставляет учащимся внепрограммные материалы, поддерживает внеклассную и внешкольную работу). Современная школьная библиотека – это не только качественные фонды, это еще и современное оборудование, позволяющее обеспечить доступ к информации, ее получение и переработку, креативное использование.
Слайд 5.Наша главная цель это: формирование культурной, развитой личности ученика; воспитание у учащихся любви к книге, чтению; формирование духовно-нравственных ценностей и потребности читать настоящую литературу; воспитание литературного вкуса, умения, желания, привычки думать над прочитанным; развитие творческих способностей у учащихся; обучение работе с библиотечным фондом. Слайд 6. К этим целям можно прийти многими путями, для реализации которых учитываются следующие факторы: это современный библиотечный интерьер самого помещения и оформление библиотеки (использование различных ярких наглядных пособий (плакатов, рисунков, фотографий и т. п.), организация выставок, проведение различных мероприятий на базе школьной библиотеки, как в рамках школьной программы, так и внеурочной деятельности. Тесное сотрудничество с классными руководителями и с родителями школьников. Наша библиотека оказывает огромное педагогическое влияние на жизнь юной личности, так как у нас имеется открытый доступ к книжным фондам, что играет важную роль в обучении, а так же в удовлетворении личностных, информационных потребностей детей, возникающих при обучении. Слайд 7. В настоящее время книжный фонд библиотеки нашего лицея насчитывает более 17 000 экземпляров (без учета учебной литературы). Мы считаем, что наш фонд не плохо укомплектован. Мы можем предложить нашим читателям многообразие различных справочников, словарей, энциклопедий по различным направлениям. Постоянным спросом пользуются: Детская энциклопедия «Аванта плюс», историческая энциклопедия «Руссика», «Башкирская энциклопедия», «Что такое? Кто такой?», Литературная энциклопедия, Большая Советская энциклопедия, Большая Российская энциклопедия, «Все достижения человечества», «Большой энциклопедический справочник по литературе» и
«Большой универсальный энциклопедический справочник для подготовки к ЕГЭ», словари Даля, Ожегова, и другие. Слайд 8. Ребята с удовольствием посещают читальный зал, где могут познакомиться с новыми журналами, готовятся к различным олимпиадам, конкурсам, занимаются проектной деятельностью. Педагогическая функция библиотеки сегодня - это ее активное участие в учебном и воспитательном процессе. Являясь неотъемлемой частью лицея, школьная библиотека имеет огромный и востребованный потенциал в условиях начавшегося в школах обновления всей системы воспитания. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными. Слайд 9. Диалог является средством реализации предметно – информационной и ценностно-ориентированной составляющих качеств образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанными и понять реакцию на высказанное). Слайд 10. Поэтому основным методом нашей индивидуальной работы является беседа с читателями: при записи в библиотеку, при выдаче и возврате документов. Такие беседы позволяют нам выработать дальнейшую стратегию рекомендации книг данному читателю, в зависимости от индивидуальных особенностей, и перейти к составлению рекомендательных, информационных списков чтения. Задача педагога-библиотекаря - предложить детям лучшее, пробудить в них познавательный интерес к книге, чтению. Книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Поэтому начинаем мы с того, что помогаем ученику найти свою книгу, которая понравилась бы ему, задела за душу, заставила думать и фантазировать, показала, что от чтения книги можно получать удовольствие. Взяв книги на дом, обучающиеся получают домашнее задание (сделать рисунок, подготовиться к викторине, рассказать о том, что прочитал.). Бывает такое, что ребенок возвращает непрочитанную книгу, тогда мы в ходе индивидуальной беседы выясняем причину (либо не устраивает шрифт, или размер текста) и стараемся в следующий раз подобрать книгу подходящего формата.
Слай11. При рекомендации произведения художественной литературы детям можно прочитать яркий эпизод из книги, или поговорить о ее главном герое, просмотреть одну-две иллюстрации. При возвращении книги читателем, провести с ним беседу для того чтобы закрепить и углубить у ребенка эмоциональные впечатления и знания, которые он получает, читая книгу. Беседа о прочитанном, как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание и чувства, позволяет понять уровень и качество восприятия читателем книги. Диалог способствует коммуникативной деятельности, так как формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Слайд12. Библиотека нашего лицея, обслуживающая юных читателей, находится в постоянном поиске и совершенствовании своей деятельности. Примером групповой формы ипробуждению читательского интереса способствуют уроки-обзоры книг, библиотечные и литературные часы, которые мы проводим. На них мы рассказываем о книге самое интересное, читаем отрывки или показываем фрагменты фильма, мультфильма, используем музыку, картины, детские рисунки, ролевые игры. Готовим презентации по отдельным авторам, электронные викторины. Примером такой формы работы может служить библиотечный урок-игра по сказке Аксакова «Аленький цветочек». Детям предварительно было дано задание подготовить биографию писателя и историю создания этой сказки, затем рассказать это на уроке. Так же ребята показали сценку-отрывок из сказки. После провели интеллектуальную игру, поделив класс на команды (каждый правильный ответ поощрялся сладким призом), а в завершении урока просмотрели музыкальный видеоклип к сказке. Урок прошел на позитиве, были активны буквально все дети. А те, кто по какой- то причине не прочитал сказку и не работал на уроке, а соответственно остался без сладкого приза, уже на переменке прибежали за книгами, по которой планировался следующий урок.
Слайд 13. Читательские конференции – один из активных методов массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Так, например, нами были проведены читательские конференции по книгам В.Каверина «Два капитана» Г. Мало «Без семьи», В. Катаева «Сын полка», М.Карима «Радость нашего дома». Вначале ребята знакомят своих одноклассников с биографией писателя, затем идет обсуждение. В ходе мероприятия мы используем фрагменты из одноименных фильмов, электронную презентацию, книжные выставки. Такая форма работы как читательская конференция, способствуют развитию интереса учащихся к книге и чтению, развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса, формируют читательские умения и традиции чтения. Слайд №14.В своей работе мы используем очень важный приём для развития интереса к чтению - это чтение вслух. Мы читаем детям сказки, рассказы, стихи. Иногда мы начинаем читать и просим продолжить детей. После прочитанного следует обсуждение. Чтение вслух формирует культуру выражения чувств и умение слушать текст, что очень важно и вообще в жизни и для сдачи экзамена в дальнейшем на основе слушания текста. Эти уроки дают возможность формировать у учащихся интерес к чтению, учить логически выстраивать свои доводы, доказательно рассуждать, спорить. Слайд №15,16. Книжная выставка, как форма библиотечной работы, наглядна. Восемьдесят процентов информации человек воспринимает с помощью зрения. Книжные выставки раскрывают богатства фондов библиотеки, привлекают внимание читателей, пробуждают интерес к книгам и самостоятельному творчеству. Для того чтобы читатели больше узнали о жизни и творчестве писателей нами был организован цикл выставок. Выставка одного автора («Про все на свете» Б Заходер, «Забавные герои Эдуарда Успенского», «Певец русской природы» М. Пришвин, «Великий писатель земли русской» Л.Н. Толстой и др.). Проведение бесед у таких выставок позволяет расширить читательский интерес к книге. Главное ребята не просто пассивно слушают рассказ, но и отвечают на вопросы викторин, выполняют творческие задания. Выставки одного жанра мы организуем для того, чтобы вызвать интерес у читателей к литературе определенного жанра (к сказкам, поэзии, фантастической, приключенческой литературе) Например: «Эти разные, разные сказки» «Путешествия и открытия», «Читаем книги по истории» и др. Для того чтобы вызвать интерес у детей к навыкам ремесла, к изготовлению чего- то своими руками, мы организуем выставки-хобби, на которых рядом с книгами, демонстрируются поделки, выполненные учащимися и их родителями. Например на выставке «Эти волшебные мамины руки», организованную к Дню матери были представлены картины вышитые бисером, вязаные изделия и поделки из разных материалов, сделанные руками мам. После просмотра таких выставок многие ребята заинтересовались литературой по рукоделию, по изготовлению различных поделок, макетов и т.д. Так же были оформлены: выставка-совет: «Куда пойти учиться», «В мире интересных профессий», «Ваше здоровье в ваших руках», «Готовимся к ЕГЭ», выставка – отзыв: по книге Г. Мало «Без семьи», выставка-викторина «Лицея день заветный», экспресс-выставка: (актуальная, незапланированная, но значимая по проблеме) «Терроризм-угроза миру».
В течение последних лет в нашей библиотеке организуются не совсем обычные экспозиции. Это книжно-иллюстративные выставки, которые оформляются с целью развития воображения и эстетического вкуса у подростков, а так же способствуют пробуждению интереса к поэзии, к искусству. Выставки-вернисажи: «Мороз и солнце!...» - здесь были представлены стихи русских поэтов, а к каждому стихотворению была подобрана иллюстрация с изображением зимнего пейзажа, «Служительницы муз и красоты»- к Международному женскому дню 8 Марта. Стихотворения поэтов сопровождались картинами известных художников. «Мы рисуем весну» -эта выставкабыла подготовлена с помощью учащихся. На ней были представлены иллюстрации, созданные самими ребятами. Создавая такие выставки, мы подбираем большой иллюстративный материал: репродукции картин, фотографии и ксерокопии фотографий, иллюстрации, и, конечно же, книги. Слайд 17. Одной из наиболее интересной формой массовой работы является литературно-музыкальная композиция, которая способствует проявлению творческих способностей обучающихся. Дети знакомятся с творчеством писателей, встречаются с интересными людьми. Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. Мы ежегодно проводим литературно-музыкальные, поэтические вечера. Например: «Моим стихам….» к юбилею Марины Цветаевой, «Звезды поэзии серебряного века», «Осень в музыке, поэзии и живописи», «Поэт небесных и душевных бездн» (Ф.И.Тютчев) и др. «Учалы, мой город славный!» - этот вечер был посвящен юбилею нашего города. Дети с удовольствием слушали рассказ гостей об истории создания города, и получили наставления и пожелания от представителей старшего поколения на будущее, а также познакомились с деятельностью организации «Дети погибших защитников Отечества в ВОВ». И что самое важное всегда ведущими и участниками таких мероприятий являются сами ребята. Путём включения детей в процесс подготовки к таким мероприятиям мы стимулируем творческую деятельность, которая развивает чувства, способствует развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. А это, в свою очередь, определяет успешность учебы ребенка. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Стараемся делать такие мероприятия захватывающими, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому мы используем не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и красиво оформленные выставки, электронные презентации, музыку, видеоматериалы и номера художественной самодеятельности. Хотелось бы подчеркнуть, что обязательным условием успешной массовой работы школьной библиотеки является тесное взаимодействие с учителями предметниками, классными руководителями, родителями, а так же совместные формы работы с библиотеками централизованных библиотечных систем и детской библиотеки, которые имеют богатые фонды и квалифицированных специалистов. Слайд 18.Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнить на высоком уровне свои воспитательные и образовательные функции. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. Слайд 19.В.А Сухомлинский еще в середине ХХ века писал, что «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения». Сотрудники школьной библиотеки многое делают для того, чтобы привить детям любовь к чтению. Таким образом, школьные библиотеки имеют значительный педагогический потенциал, и школа приобрела в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной и внешкольной работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|