Код
| Блок 1. ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
| Разновидности ошибок
| Иллюстративный материал
|
Пример с ошибкой
| Комментарии. Верный вариант
|
Л-1
| Нарушение причинно-следственных связей в содержании
Объяснение:из причины не следует вывод;
приведённое следствие не соответствует указанной причине.
| 1. Поэт воспринимает музыку метели сердцем, потому что она живая…
2. Преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу, расширяли кругозор поэта.
| 1. Поэт воспринимает музыку сердцем не потому, что она живая, а потому что он любит музыку!
2. причина: преподаватели лицея, которые прививали своим воспитанникам уважение друг к другу; следствие:расширяли кругозор поэта: уважение друг к другу не является причиной интеллектуального развития.
Преподаватели лицея прививали своим воспитанникам уважение друг к другу. Они же расширяли кругозор будущего поэта.
|
Л-2
| Нарушение логики объединения слов в однородный ряд
СОЕДИНЯТЬ СОЮЗОМ И ДВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ (РАЗНЫХ) ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА НЕЛОГИЧНО
| Софья считает Молчалина очень добрым и услужливым человеком. «Молчалин за других себя забыть готов…» Но, я думаю, она ошибается, потому что на самом деле героиня «сама вызвалав себеэту любовь».
| Определения «добрым» и «услужливым» не являются синонимами, так как соответствующие им слова имеют разное лексическое значение. При этом:
Добрый – положительная характеристика незлого человека.
Услужливый – всегда готовый оказать услугу.
сначала ученик рассуждает о том, каким видит Софья Молчалина; затем хочет поспорить с героиней комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и утверждает, что «она ошибается»; но! вместо доказательства тому, в чём именно ошибается Софья, ученик утверждает новую и потому НЕЛОГИЧНУЮ мысль: «героиня сама вызвала в себе эту любовь». Нам непонятно, о какой любви идёт речь. Видимо, после слов «она ошибается» пропущено предложение: «потому что на самом деле Молчалин любит вовсе не её, а свою мечту стремительно подняться вверх по карьерной лестнице…» и т. д.
|
Л-3
| Нарушение логики примера в рассуждении
| Молчалин всем льстит. Он готов «ползать перед всеми на коленях». Так, например, Хлёстовой он говорит о том, какая у неё прелестная собачка: «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка, — я гладил всё его: какая шёлковая шёрстка!» Но на самом деле эта собачка ему противна: он презирает всех людей из высшего общества.
| Все – это и Хлёстова, и её собачка? Именно перед ними Молчалин готов ползать на коленях? Возможно… но!собачка не человек из высшего общества. А именно так получилось в результате неверно построенного последнего предложения. Видимо, должно было быть так: он презирает её так же, как и всех представителей высшего московского общества, к которому так хотел бы принадлежать.
|
Л-4
| Нарушение логики построения текста (построения нового абзаца).
| Молчалин очень хитёр. Он понимает, что только чинопочитанием и услужливостью можно добиться высокого положения в свете.
Молчалин и Чацкий… Взаимоотношения этих героев комедии являются подтверждением этой мысли.
| Учеником создан резкий переход от одной мысли к другой. Общими темами предложений текста сочинения являются фрагменты, выделенные курсивом, но! общая мысль разорвана неожиданным, резким, а потому НЕЛОГИЧНЫМ тезисом (утверждением):Молчалин и Чацкий…
Верно так: Подтверждением этой мысли являются и сложные взаимоотношения приспособленца Молчалина и не желающего «прислуживаться» Чацкого.
|
Л-5
| Нарушение логики утверждения
| Молчалин по-своему страшен. Мне страшно осознавать то, как он расчётливо и цинично относится к чувствам влюблённой в него Софьи. Поэтому мне очень жаль этого героя.
| Молчалин страшен. Далее должно быть доказательство этой мысли: чем же страшен герой Молчалин. Речь должна идти об идее, заложенной А.С. Грибоедовым в этот образ. но! Ученик, пренебрегая необходимыми доказательствами первому тезису, выдвигает новый: мне страшно осознавать...
—нарушена логика вывода: мне страшно осознавать… и поэтому мне очень жальМолчалина. (Едва ли мы пожалеем того, кто нам страшен!)
|
Л-6
| Нарушение логики присоединения нового доказательства
| В городе строятся детские площадки, открываются новые магазины, появляются места для развлечения: клубы, рестораны. Так же развивается и спортивная жизнь города.
| Не понятно, кактак жеразвиваетсяспортивная жизньгорода? Как в клубах и ресторанах? (Хочется надеяться, что всё-таки не так же)
|
Л-7
| Нарушение логики утверждений
| На площади высится памятник В.И. Ленину. За памятником находится Дом культуры.
| Памятник В.И.Ленину поставлен, а Дом культуры расположен на площади Победы (например).
|
Л-8
| Нарушение логики соразмерности в утверждениях
| Зимы в Карелии очень снежные, очень холодные. А летом вкарельском посёлке(?) очень жарко, стоят знаменитые белые ночи.
| Мысль:холодно в Карелии, а жарко только в карельском посёлке. — нарушена логика утверждения и вывода: летом в Карелии жарко, потому что стоят белые ночи? Вряд ли…
Верно так: А летом в карельском посёлке так жарко, что даже в знаменитые белые ночи…
|
Л-9
| Нарушение логики субъектно-объектных отношений
| Всё смешалось в доме Простаковых: имение взято под опеку, власти, столь важной для господ, нет, крестьян, основной их (?)доход, у них (?)отобрали.
| Ктовыполняет действие (субъект) и на кого распространяется это действие (объект). Не понятно: чей доход отобран – крестьян или Простаковых?
Верно так: Крестьян, основной доход семейства, отобрали.
|
Л-10
| Нарушение логики вопроса и ответа.
| Как же это (?) стало возможно? Прежде всего это вина (?) госпожи Простаковой.
| Вопрос сформулирован неточнои предполагает другой ответ.
Верно так: Как же такое положение дел семейства Простаковых стало возможно? Виновата в этом прежде всего сама Простакова.
|
Л-11
| Нарушение логики тезиса и вывода
| «Ученье — вот чума, учёность – вот причина» сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным. Это (?) доказывает то (?), что все они (?)необразованны и глупы.
| Последнее предложение необходимо поменять местами с первым, исключив его первую часть:
Представители фамусовского общества необразованны и глупы, потому что заявляют, что «ученье – вот чума, учёность – вот причина». И это сказано в то время, когда образование для дворян становится обязательным и необходимым для служения Отечеству.
|
Л-12
| Нарушение логики построения сочинения.
| В последнее время город выглядит не лучшим образом. Во-первых, втрое увеличился поток машин на главных дорогах города. Вблизи трасс невозможно дышать от выхлопных газов и пыли. Во-вторых, повсюду грязь и неубранный снег. В-третьих, огромное число рекламных щитов просто задавило жителей своей агрессивной навязчивостью.
| Н ачало сочинения не соответствует теме работы. Нет вступления о родном крае, выражением которого для ученика стал родной город.
— нарушена логика содержания работы. Не стоит начинать рассуждение с отрицательного, правильнее начинать с того, что вызывает в сердце любовь и гордость.
|
Л-13
| Нарушение логики абзацирования (выстраивания абзацев текста в определенной последовательности).
| Чацкий обличает право крепостников владеть живыми людьми. Он вступается за бесправных, чей подневольный труд был основой благополучия фамусовского общества. (?)Чацкий — истинный патриот России. Он готов служить, но ему «прислуживаться тошно». Людям «века минувшего» такая позиция кажется смешной и даже опасной. (?)В барском обществе процветает лицемерие.
| Следовало разбить текст на 3 абзаца и дополнить каждый из них:
1: необходимо доказательство (цитата)
2: необходим переход к новой мысли (Герой комедии А.С.Грибоедова не может мыслить иначе.)
2: необходимо завершить 2 абзац доказательством рассуждения (цитатой)
3:необходим переход к новой мысли, связанной с темой сочинения «Век нынешний» и «век минувший» (Чацкий не может принять законов светскогообщества, в котором процветает лицемерие).
|
Л-14
| нарушение логики построения абзаца.
| Я родилась и живу в замечательном городе Сергиевом Посаде. Я заканчиваю школу, мне предстоят выпускные экзамены, затем вступительные в колледж, меня ждёт новая жизнь, которая интригует неизвестностью.
В своём сочинении я хотела бы рассказать, как просыпается мой родной город.
| 2 предложение не соответствует заявленной теме. Оно лишнее.
Из двух предложений можно было построить одно:
В сочинении я хотела бы рассказать о том, как просыпается мой родной город Сергиев Посад.
|
Л-15
| Нарушение логики завершения текста сочинения.
| Концовка сочинения
1.Находясь в любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город.
2.Зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.
| Даны два предложения, которые являются самостоятельными нераспространёнными абзацами. После тезисов нет доказательств.
Находясьв любом уголке нашей страны, я часто вспоминаю свой родной город,потому что моё сердце навек поселилось именно там.
Мне дорого всё: широкие дороги, заснеженные улицы, старинные купеческие дома моего города. А ещё зимним утром я часто хожу в лес, чтобы посмотреть, как «живёт» природа моего края.
|
Л-16
| Нарушение логики сопоставления образно-сюжетных понятий, субъектно-объектных отношений.
| Пугачёв наполнил жизнь Гринёва глубоким содержанием, а повесть«Капитанская дочка» глубоким смыслом.
| Ученик в одном предложении сопоставляет образ героя повести Пушкина и замысел самого писателя.
Пугачёв наполнил жизнь Гринёва новым глубоким содержанием, помог переосмыслить свою жизнь и утвердиться в своих представлениях о долге и чести.
|
Л-17
| Нарушение логики построения предложения.
| Калашникова можно назвать былинным героем. Во-первых, его характеризует смелость по отношению к царю Ивану Грозному (его ответ после боя). (?)
| Часть предложения, взятая в скобки, вероятно, является доказательством. Но при создании развёрнутого текста, а не тезисного плана такое построение предложений является неверным.
После боя с КирибеевичемКалашников разговаривает с царём на равных.
|
Л-18
| Нарушение логики предметно-количественных отношений.
| Девочки в чёрных костюмах выполняют упражнения с обручем. Правая рука с обручем поднята вверх, а левая плавно отведена назад. (?) Девочки грациозны, стройны, изящны.
Глядя на девочек, можно уверенно сказать, что через несколько лет они станут известными гимнастками (Д).
| Девочек в школе занимается много. Но выражения «правая рука» и «левая рука» подчёркивают единственное число описываемых предметов изображения.
|
|
|
|
|
| Блок 2. ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
| Фактической ошибкой называют искажение:
-цитатного материала;
-информации, касающейся времени жизни и творчества поэтов и писателей.
|
Ф-1
| Неточное цитирование
| Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, может и просто, но как на свете без любви прожить?»
| Вспоминаются слова известной песни: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?»
|
Ф-2
| Неверное указание дат жизни и деятельности (творчества) писателей, написания произведений, названий и жанров произведений.
| Стихотворение М. Лермонтова «На смерть поэта» написано в 1837 году.
Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1825 году.
ТрагедияА.Н.Островского «Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе.
| Стихотворение М. Лермонтова «Смерть поэта» было написано в 1837 году.
Комедия А.С. Грибоедова была опубликована в 1833 году.
Драма А.Н.Островского «Гроза» была совершенно новым явлением в русской литературе.
|
Ф-3
| Смешение эпох, авторов, произведений.
| А.Пушкин, как и Н.А.Некрасов, в стихотворении одушевляет природу.
| Нарушение хронологии: Н.А.Некрасов, как и А.С. Пушкин, одушевляют природу в своих произведениях.
|
Ф-4
| Искажение событий, литературоведческого материала, имен героев.
| В стихотворении Ф.И. Тютчева «День и ночь» нет лирического героя, но есть ключевые образы ночи и дня.
В стихотворении Ф. Тютчева «День и ночь» круговая композиция.
И.А.Бунин использует в стихотворении эпитеты, с помощью которых достигается гармония стилистических фигур и эмоционального образа.
| А кто же размышляет о дне и ночи? Значит, всё-таки лирический герой есть, может быть, это сам автор?
Следует писать не круговая, а кольцевая.
Эпитет не является стилистической фигурой, это троп.
|
Ф-5
| Преувеличенное освещение второстепенных фактов.
| Морозка и Метелица – настоящие национальныегерои.
| Национальный герой – это общественно-политический термин. Он не имеет никакого отношения к литературным героям А. Фадеева.
Морозка и Метелица проявили себя как настоящие герои.
|
| Блок 3. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ (стилистические, лексические, морфологические)
|
| Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.
|
| При этом:
1. Работа сохраняет художественно-выразительные средства исходного изложения (эмоционально-оценочную лексику, метафоры, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы, интонацию, создающуюся соответствующим подбором слов)
2.Работа соответствует требованиям к слогу сочинения любого характера
(литературоведческого, критического, литературно-творческого, на «свободную» тему):
а) точность и чистота языка (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий
хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
б) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);
в) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
г) образность (выразительность, эмоциональность выражения мысли, вызывающие наглядные представления, определённые чувства).
|
Р-1
| Употребление слов и выражений, неточно передающих мысль сочинения
| Грибоедова давно нет, история его времени всё менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более живв своём герое, чем как историческое лицо.
| См выражение история его времени: возникает путаница значений слова история – случай, рассказ или истории —это объективный ход событий, период развития (государства, личности, общества)?
И теперь для нас Грибоедов жив в своём литературном герое не как историческое лицо, а как выразитель общих вольнодумных, прогрессивных идей и взглядов начала 19 века.
|
Р-2
| Употребление слов в несвойственном им значении.
(Слово-замена искажает смысл предложения; приобретает иное значение; употребляется в другом контексте.)
| Правда зачастую скрыта в глубинахпроизведения.
Блок следует традиции предка.
| Значение слова зачастую отличается от значения слова часто; значение слова глубины придаёт тексту (предложению) иное значение.
Правда часто скрыта писателем между строк произведения.
Значение слова предок искажает авторскую мысль.
Замена: предок- предшественник.
|
Р-3
| Неуместное употребление слов иной стилевой окраски.
(Слово-замена имеет оттенок другого стиля речи (вместо художественного –публицистический, официально-деловой или научный стиль), нарушает стилистическую стройность текста.
| Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить читателя по другой колее восприятия.
В этом плане стихотворение Бориса Пастернака более спокойно, более размеренно.
Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
| Слово колея ограниченной сферы употребления. Замена – «направить в другую сторону».
Выражение в этом плане имеет оттенок официально-делового стиля, его употребление в сочинении нежелательно.
Данное стихотворение Бориса Пастернака звучит более размеренно, плавно.
Слово шокированы требует замены. Нам понравилась игра актёров.
|
Р-4
| Неуместное употребление эмоционально-окрашенные слова или фразеологизмы
(Слово (выражение)-замена придаёт оттенок излишней эмоциональности; «приукрашивают» текст. Работу отличает ложно-пафосная речь.)
| Особенно отчётливо представлены размышления поэтов на эти особенно волнующие их темы.
Благодаря творениям потрясающих авторов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
| Выражение представлены размышления поэтов требует замены.
Особенно отчётливо выражены размышления поэтов на волнующие их темы.
Слово потрясающих требует замены.
Благодаря великим произведениям известных п оэтов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
|
Р-5
| Неоправданное употребление просторечных слов
| Таким людям всегда удаётся объегорить других.
Через два часа спектакль закончился и все пошли по домам.
| Слово объегорить требует замены
Таким людям всегда удаётся обмануть других.
Выражение все пошли по домам требует замены
Через два часа спектакль закончился, и все разошлись.
|
Р-6
| Нарушение лексической сочетаемости.
(Слова между собой не могут быть связаны по смыслу и грамматически: у каждого из них своя сфера лексического употребления, свои условия предложной связи. При замене слов в устойчивых словосочетаниях искажается смысл высказывания в целом.)
| К двадцатым годам успела произойти перемена в социальной жизни страны.
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности…
| Необходимо изменить число выражения перемена в социальной жизн и.
В двадцатые годы произошли изменения (перемены) в социальной жизни страны
Выражения увеличивает впечатление и художественные особенности необходимо заменить.
Автор использует средства художественной выразительности, чтобы создать впечатление ….
|
Р-7
| Плеоназм
(Слова, дублирующие смысловое содержание, нарушают целостность предложения, текста.)
| В двух этих произведениях звучит тема отчаяния.
В обществе произошли социальные изменения.
| В выражении в двух этих содержится повтор.
В этих произведениях звучит тема отчаяния.
Слова социальный и общество имеют общий смысловой стержень.
В общественном укладе страны произошли большие изменения.
|
Р-8
| Ошибки, связанные с употреблением в одном предложении однокоренных слов.
| Под ногами героя рассказа подножкавагона.
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
| Герой рассказа выскакивает на подножку вагона.
Слова рассказ и рассказывается имеют один корень (тавтология)
В этом рассказе идёт речь …
|
Р-9
| Бедные и однообразные синтаксические конструкции.
(В условиях одного контекста использованы предложения однотипной конструкции (подлежащее – сказуемое – обстоятельство);
использованы только сложноподчинённые или сложносочинённые предложения;
в предложении пропущены значимые для выражения мысли слова.)
| Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Стихотворение Тютчева называется «Ночь», и стихотворение Бунина называется «Ночь».
| Необходимо изменить конструкцию второго предложения.
По окончании разговора Петров отправился в гостиницу.
Использованы однотипные конструкции: подлежащее – дополнение — сказуемое – обстоятельство — подлежащее – дополнение – сказуемое – обстоятельство.
Стихотворения Тютчева и Бунина имеют одинаковое название – «Ночь».
|
Р-10
| Нарушение видо - временной соотнесённости глагольных форм.
(В одном предложении употреблены глаголы или глагольные формы разного вида и времени.
| Замираетна мгновение сердце и вдруг застучитвновь.
Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погрузился в сказку.
| Замирает – глагол несовершенного вида, настоящего времени;
Застучит – глагол совершенного вида, будущего времени.
Замрёт…застучит.
наблюдая – деепричастие настоящего времени, образовано от глагола несовершенного вида;
погрузился – глагол прошедшего времени, совершенного вида.
Наблюдая за движением волшебной радуги, лирический герой стихотворения как будто погружается в сказку.
|
Р-11
| Неудачное употребление местоимений.
(Употребление местоимений вместо существительных с конкретным значением, вместо других местоимений, имеющих временное, пространственное значение.)
| В произведении отображены реальные события и герои их времени.
Мы узнаём их характеры и философию жизни, так как они открывают перед читателем душу.
Именно недосказанность придаёт стихотворению «Побег» его очарование, его прелесть.
| Необходима замена местоимения их.
В произведении отображены реальные события и герои того времени.
Необходима замена местоимения существительным с конкретным значением.
Мы узнаём характеры и философию жизни героев, открывающих перед читателем душу.
Необходимо исключить местоимения из состава предложения. Именно недосказанность придаёт очарование и прелесть стихотворению «Побег».
|
Р-12
| Бессвязность предложений
(И одном предложении идёт речь о не связанных между собой событиях, явлениях, действиях. В середину одного предложения «вклинивается» новое, не связанное с ним по смыслу. Нарушена последовательность изложения мысли. Пропущен важный смысловой фрагмент предложения.)
| Многое в Дубне уделяется и культуре.
Ведь говоря об этом самом близком, дорогом человеке, боишься недосказать чего-то, с первого взгляда маленького и незаметного, но на самом деле очень и очень главного.
| необходима замена слова многое;
необходимо уточнение слова культура.
Большое внимание в Дубне уделяется развитию культуры.
Необходимо разбить предложение на две самостоятельные синтаксические единицы.
Ведь говоря о самом близком, дорогом человеке, мы боимся, что не сумеем выразить словами самого главного. Того, что на первый взгляд кажется неважным, незначительным.
|
Р-13
| Стилистическая невыразительность предложения
(Слова-замены привносят в текст новые оттенки (публицистического, научного стилей), «обедняют» предложение, текст.)
| Весной везде хорошо: и в чистом поле, и в берёзовой роще, а также в сосновом и смешанномлесах.
Эти поэты внесли огромный вклад в русскую литературу.
| Слово также привносит в предложение оттенок публицистичности, слово смешанный (лес) является термином, поэтому в текстах художественного стиля их употребление нежелательно.
Выражение внести большой вклад имеет оттенок политического устойчивого словосочетания. Происходит смешение стилей в рамках одного предложения.
Эти поэты оказали большое влияниена развитие русской литературы.
|
Р-14
| Неудачно подобранные выразительно-изобразительные средства.
| Учитель – нужная, справедливая, мучительная профессия.
Трудно определить литературное сердце произведения «Мёртвые души».
| Один из эпитетов лексически не сочетается с двумя предыдущими;
Слово мучительная лучше заменить.
Учитель – нужная, справедливая, требующая полной самоотдачи профессия.
Трудно определить самое захватывающее место поэмы «Мёртвые души».
|
Р-15
| Нарушение порядка слов в предложении.
(Некоторые члены предложения «вклиниваются» между главными членами, нарушая логику высказывания.)
| В стихотворении Ф. Тютчева в самом начале – ночь.
Днём мы просыпаемся, радуемся жизни, в отличие от ночи.
| Поменяйте середину предложения и его начало, добавьте недостающий фрагмент высказывания.
В самом начале стихотворения Ф. Тютчева ведётся речь о ночи.
Поменяй начало предложения и его концовку.
В отличие от ночи, днём мы просыпаемся, радуемся жизни.
|
| Блок 4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
| Соблюдение грамматических норм.
-ошибочное словообразование;
-нарушение связи согласования, управления в словосочетаниях, ошибки в построении предложений с распространёнными определениями и обстоятельствами; однородными членами.
|
Г-1
| Неверная замена приставок, суффиксов в однокоренных словах.
| Мохнастый шмель – на душистый хмель.
| Слово мохнастый, вероятно, было придумано по аналогии с прилагательным «ушастый».
Правильно «мохнатый».
|
Г-2
| Ошибочное образование формы существительного.
| Тропв стихотворении немного.
Нет облак над головой.
Были подписаны пустые договора, и мир снова обрушился.
| Тропами называют изобразительные средства языка: метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение и т.д.
Тропов в стихотворении немного.
|
Г-3
| Ошибочное образование формы прилагательного.
| Этот факт менее значительнее, чем освещение его в прессе.
| Образование сравнительной степени имён прилагательных происходит при помощи суффикса ее, ей или при помощи слов более, менее. Например: сильный – сильнее, (-ей), более сильный.
Этот факт менее значителен, чем освещение его в прессе.
|
Г-4
| Ошибочное образование формы числительного.
| Ольга была околдована силою шестьюдесятиколец времени.
С обоих сторон были выдвинуты справедливые требования.
| Ольга была околдована силою шестидесяти колец.
С обеих сторон были выдвинуты справедливые требования.
|
Г-5
| Ошибочное употребление формы местоимения.
| Возле его просвистела пуля.
Ихнейрадости не было предела.
Какие мы – судить по нам.
| Возле него просвистела пуля.
Их радости не было предела.
Какие мы – судить по нас.
|
Г-6
| Ошибочное образование формы глагола.
(Ошибки в образовании причастий, деепричастий, форм прошедшего, настоящего и будущего времени глагола, возвратных и невозвратных глаголов, супплетивных форм.)
| Олень стоял не пошевелясь и смотрел не моргнув.
Барс дрогнулся и бросился бежать.
Прочтяназвание – «Ночь», читатель сразу представляет звёзды, ночной плеск волн, луну.
| Деепричастие (не) пошевелясь образовано от глагола совершенного вида, а обозначает добавочное несовершённое действие.
Олень стоял не шевелясь и не моргая.
Барс дрогнул и бросился бежать.
Деепричастие образовано при помощи суффикса несовершенного вида, а в предложении идёт речь о действии, которое уже совершилось.
Прочитав название…
|
Г-7
| Нарушение связи согласования.
| В стихотворениях, которыхавтор адресовал своему современнику, звучит тема…
Я как будто стою на холме, окутанным в мрак.
| В стихотворениях, которые автор адресовал своему современнику, звучит тема…
Я стою на холме, окутанном т ьмой.
|
Г-8
| Нарушение связи управления.
(при построении словосочетания ошибочно используется предлог; нарушены нормы употребления существительных, местоимений.)
| Его творения всегда соответствовали с мироощущением.
Множество зрителей собралось в театр посмотреть спектакль.
| Задайте вопрос от глагола соответствовали к существительному мироощущение.
Произведения поэта всегда соответствовали (чему?) его мироощущению.
Зрители собрались (где?) в театре посмотреть спектакль.
|
Г-9
| Нарушение в структуре словосочетания
(При неумелом использовании предлогов, «вклинивающихся» в высказывание новых слов, разрушается лексико-грамматическая структура устойчивого выражения.)
| Став известным поэтом, которого знают по всему миру.
| Задай вопрос от слова знают (где?) …которого знают во всём мире…
|
Г-10
| Ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы употребления указательных и союзных слов.
| В данном стихотворении будущее представляется так же, как у М.Цветаевой.
Ей не понравилось всё, что она пишет.
| Задайте вопрос: будущее представляется (каким?)
…В данном стихотворении будущее представляется таким, как в произведениях М. Цветаевой.
Замените союзное слово что на союзное слово о чём.
Ей не нравилось всё, о чём она пишет.
|
Г-11
| Ошибки, связанные с неверным построением предложения с однородными членами.
(Однородные члены необоснованно являются разными частями речи;
Слова-замены однородных членов имеют свой лексико-грамматический контекст;
Слова-замены не связаны грамматически и по смыслу с общими для них словами.)
| И героиня надеется, прикладываетневероятные усилия, как бы вырваться из круга мучений.
| Разверни словосочетания, задав вопрос: надеется (на что?), прикладывает усилия (для чего?)
|