Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Земледельческие цивилизации Древнего Востока




ИСТОРИЯ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

 

Программа курса

 

 

Факультет русской филологии и

национальной культуры

Специальность 520600 «Журналистика»

Курс 2, семестр 4

Всего часов 130 (включая самостоятельную работу)

 

Составитель Л.В. Третьяк, ст. преподаватель

 

 

Рязань 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«История культур и цивилизаций» - дисциплина, являющаяся составной частью комплекса гуманитарных дисциплин.

В настоящее время приходит понимание того, что решение многих проблем общественной жизни лежит в сфере культуры. Культура вырабатывает определенные ценности в виде жизненных ориентиров, моральных норм, художественных идеалов. Овладение культурой невозможно без освоения духовных ценностей, выраженных в философских, религиозных идеях, морально-этических установок и эстетических представлений различных эпох, без знания мирового историко-культурного процесса.

История культур - это, прежде всего, история становления человека как существа человечного, социального. Этот сложный процесс находят свое выражение в развитии идей гуманизма, в нормативных образцах личности, которые реализуются людьми в повседневной жизненной практике.

Человек, его место в мире - одна из центральных линий программы курса. Именно личность служит точкой отсчета для изучения специфики и закономерности развития культур и цивилизаций, изучения качественного своеобразия историко-культурных зон миросистемы, объяснению общего и специфического в историко-культурном развитии человечества.

Предметом изучения курса являются различные процессы, имеющиеся в обществе: материальные, социальные, морально-политические, художественные. В процессе знакомства с учебной дисциплиной слушатели постигают наиболее общие (универсальные) закономерности и специфику развития культуры, принципы функционирования, взаимосвязь, взаимозависимость, борьбу различных цивилизаций, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этно-социальными, морально-политическими, научными, художественными характеристиками.

«История культур и цивилизаций» изучает также качественную специфику локальных и региональных культур, их связь и преемственность с другими культурами, выявляя общие тенденции единого культурного процесса человечества, раскрывая как особенности современной цивилизации, так и историю развития культуры, анализируя теоретические основания изучения культур и цивилизаций, имеющихся в современной науке.

В данном курсе используются различные принципы изучения культур и цивилизаций. Важнейшие из них: системный и принцип культурно-исторического подхода. Все явления, события, факты культурно-исторического процесса рассматриваются в контексте того исторического времени, тех условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических и др.), в которых они происходили.

Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии мировой и отечественной цивилизации включает в себя все, без исключения, многообразные явления, события, факты культуры.

Наконец, анализ каждого культурно-исторического этапа, каждой культуры и цивилизации осуществляется в двух направлениях: духовно-содержательном (“образ мира”, место человека в мире, понимание смысла жизни, творчества, ценностные ориентации и способы художественного отражения) и морфологическом (соотношение различных видов культурного творчества, их роль в создании общей “картины мира”, неравномерность исторического развития, полилинейность, общественная значимость литературы, живописи, архитектуры, музыки и т.д.).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 

История культур и цивилизаций как учебная дисциплина

 

Место дисциплины в системе гуманитарных наук. Проблема типологии и периодизации историко-культурного процесса. Цели и задачи курса. Методологические подходы к изучению истории культур и цивилизаций. История культуры как развитие сложно-организованной системы. Система “мир-человек-природа-общество”. Мега-, мезо-, микроуровни изучения историко-культурных зон человечества.

 

 

ТИПЫ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ

 

Тема 1. Происхождение культур и цивилизаций.

Культуры первобытности

 

Периодизация и хронология истории Древнейшего мира. Теория антропосоциокультурогенеза. Основные предпосылки возникновения культуры. Культура как универсальный механизм самоорганизации общества. Адаптивно-адаптирующая деятельность древнейших людей. Культурная традиция как средство накопления и передачи человеческого опыта в истории. Культуросозидающая деятельность как источник инноваций. Характер инноваций в традиционной (архаической) культуре. Социо-культурный “механизм” исторического наследования (обряд-обычай-ритуал). Синкретизм первобытной культуры. Производственная де5ятельность и материальная культура первобытности. Формы религиозных представлений и ритуал. Формирование первичных канонов поведения и их оценок. Ранние формы мифа и мифотворчество. Семантика мифа. Художественная деятельность первобытного человека.

Ойкумена Древнейшего мира: основные культуры. Памятники первобытной культуры на территории России. Историческое значение традиционных культур.

 

 

Культуры и цивилизации Древнего Востока

Тема 2. Номадический тип культуры Древнего Востока

 

Проблема номадов в истории культуры. Ареалы распространения культуры скотоводов-кочевников и этапы их развития. Дифференциация хозяйственной деятельности. Культура древних ариев и многолинейность их исторической трансформации. Степные цивилизации Евразии: скифы, сарматы, хуну и др. Особенности кочевого быта. Миграции кочевников. История природы и история людей. Материальная,духовная, художественная культура кочевников. Номадическая каритина мира.

 

Тема 3. Земледельческие цивилизации Древнего Востока

 

Периодизация и хронология истории Древнего Востока. Социо-культурное значение неолитической революции. Новые формы истории человечества. Неравномерность и различия в темпах перехода первобытного общества к новым формам социокультурного бытия. Регионы развития древних культур и цивилизаций. Особенности адаптивно-адаптирующей деятельности: политизация культуры, социально-идеологическая ориентация, эзотеризм картины мира, абсолютизация идеологически-нормативного аспекта бытия, моральные установки, иерархия жизненных ценностей, проблема человека, личность и общество, соотнгошение6 сакрального и светского, консервативного и инновационного. Развитие материальной культуры. Духовная жизнь и художественная культура. Возникновение письменности. Мифы и поэтическая традиция. Роль “культурного героя”. Развитие понятийно-логического мышления. ”Осевое время” К.Ясперса и его культурно-цивилизационный смысл. Типы культур и цивилизаций Древнего Востока. Регионы становления земледельческих цивилизаций: БЛижный Восток, Средний Восток, Индостан, Дальний Восток, Северная Африка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...