Великая вечерня с повечерием
О духовной жизни православного христианина (практика Православия) ЦИКЛ 3 «ГИМНОГРАФИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА И СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ» ТЕМА 3.5.5. Страстная Седмица. Великая Пятница. В церковных песнопениях страстных служб с Четверга по Субботу всё поглощено созерцанием Христа, что является единственно правильным и нормальным состоянием христианина. Тексты Пятницы – зеркало созерцания Креста и Бога Распятого. Литургия в этот день не совершается (за исключением праздника Благовещения). Ночь на В. Пятницу – чтение Последования святых и спасительных страстей Господа – 12 Евангелий. После каждого из Евангелий поется: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА. ИЗ ТРИОДИ ПОСТНОЙ | |||||||
УТРЕНЯ | |||||||
Тропарь. Егда славнии ученицы… (см. В. Четверг) | Перевод: Когда славные ученики… | ||||||
Антифон 1. Князи людстии собрашася на Господа, и на Христа Его. Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его, души наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся, яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, Иже на небесех, от лукаваго избави нас. | Князья народов собрались против Господа /и против Помазанника Его. Чувства наши чистыми Христу предоставим и, как друзья Его, души наши принесем в жертву за Него, и не будем подавляемы заботами житейскими как Иуда, но во внутренних покоях наших воскликнем: "Отче наш, Который на небесах, от лукавого избавь нас!" | ||||||
Седален, глас 7. Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со о неми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав. Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость. | Каким образом, Иуда, ты предателем Спасителя сделался? Разве Он Тебя от сонма Апостолов отлучил? Разве дара исцелений лишил? Разве совершив с теми вечерю, тебя от трапезы отстранил? Разве омыв ноги другим, твои обошел? О, сколько ты благодеяний забыл, и теперь твой неблагодарный обличается нрав, Его же несравненное долготерпение возвещается и великая милость.
| ||||||
Антифон 10. Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая. Тому поклонимся. | Одевающийся светом, как одеждою, предстоял на суде обнаженным и принял удар по щеке от рук, которые создал, а беззаконный народ пригвоздил ко Кресту Господа славы. Тогда завеса храма разорвалась; солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога, пред Которым трепещет весь мiр. Ему поклонимся! | ||||||
Антифон 12. Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну желчь: за воду оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный. | Так говорит Господь Иудеям: "Народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцам твоим Я дал увидеть свет; прокаженных твоих очистил; человека, лежавшего на одре, воздвиг. Народ Мой, что сделал Я тебе и чем Ты Мне отплатил? За манну – желчью, за воду – уксусом; вместо любви ко Мне ко Кресту Меня пригвоздили. Уже не выношу более: призову Моих язычников, и те Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную!"
| ||||||
Антифон 15. Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. | В сей день повешен на Древе на водах землю повесивший; венцом из терний венчается Ангелов Царь; в ложную багряницу облекается Покрывающий небо облаками; принял по лицу удар в Иордане освободивший Адама; гвоздями был пригвожден Жених Церкви; копьем был пронзен Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое воскресение! | ||||||
Седален. Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе. | Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе! | ||||||
Прокимен. Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. | Разделили одежды мои себе и об одеянии моём бросали жребий. | ||||||
Стихиры. Два и лукавная сотвори, перворожденный сын Мой Израиль: Мене остави Источника воды животныя, и ископа себе кладенец сокрушенный: Мене на древе распят, Варавву же испроси, и отпусти. Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры: ты же, Израилю, не усрамился еси, но смерти Мя предал еси. Остави им, Отче Святый, не ведят бо, что сотвориша. | Два злых дела совершил первородный сын Мой, Израиль: он оставил Меня, Источник воды живой, и вырыл себе колодец разбитый; Меня распял на Древе, а Варавву выпросил и освободил. Изумилось при этом небо и солнце сокрыло свои лучи. Ты же, Израиль, не устыдился, но смерти предал Меня. Прости им, Отче Святой, ибо они не знают, что соделали. | ||||||
После чтения 8-й гл. Евангелия от Луки - Трипеснец св. Косьмы Маюмского «к Тебе Утренюю» | |||||||
ЦАРСКИЕ ЧАСЫ. Пение особых тропарей, ветхозаветные пророчества о страстях Христовых, апостольские чтения и снова страстные Евангелия. На 1-м часе - о страстях Христовых по Евангелисту Матфею, на 3-м часе – по Марку, на 6-м часе – по Луке и на 9-м часе – по Иоанну. На 6-м и 9-м часах - молитвы свт. Василия Великого.
| |||||||
ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ С ПОВЕЧЕРИЕМ | |||||||
Тропарь. Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи. | Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. | ||||||
Во время пения тропарей св. Плащаница (знамя Воскресения и торжества над смертью) выносится из алтаря и полагается в центре храма. Затем читается малое повечерие, поется Канон Симеона Логофета «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы» (ниже приводятся отрывки) | |||||||
Песнь 1. Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей. | "Вижу Тебя ныне, дорогое Мое Чадо и любимое, на Кресте висящим, и уязвляюсь горько сердцем", – вещала Чистая, – "но дай слово, Благой, Рабе Твоей!" | ||||||
Песнь 3. Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде. | Стремлюсь Сердце Мое с Древа принять на руки, которыми Младенцем Его держала. Но, увы Мне", – вещала Чистая, – "никто Мне Его не дает" | ||||||
Песнь 6. Дивлюся, зрящи Тя, Преблагий Боже, и Прещедрый Господи, без славы, и без дыхания, и без о бразна, и плачуся, держащи Тя, яко не надеяхся, увы Мне, видети Тя, Сыне Мой и Боже | Удивляюсь, созерцая Тебя, Преблагой Боже и Всемилосердный Господи, без славы, и без дыхания, и без образа; и плачу, держа Тебя, ибо не думала – увы Мне – таким Тебя узреть, Сын Мой и Боже!" | ||||||
Икос. Своего Агнца Агница зрящи, к заколению влекома, последоваше Мария простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой. | Агница – Мария, видя Агнца Своего, на заклание влекомого, терзаясь, следовала за Ним с другими женщинами, так взывая: "Куда Ты идешь, Дитя? Чего ради путь скорый совершаешь? Не снова ли иной брак в Кане, и Ты ныне туда спешишь, чтобы из воды вино им сотворить? Пойти ли Мне с Тобой, Дитя, или лучше подождать Тебя? Скажи Мне слово, Слово Божие! Не пройди молча мимо Меня Ты, сохранивший Меня чистой, ибо Ты – Сын и Бог Мой!"
| ||||||
Песнь 9. О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь; тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети, но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли. | О, как утаилась от Тебя бездна милосердия!" – Матери втайне изрек Господь, – ведь благоволил Я умереть, Мое творение спасти желая; но и воскресну, и Тебя возвеличу, как Бог неба и земли!" | ||||||
Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, рече Пречистая: но Воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас. | Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец, и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыка: ибо желая спасти Твое создание, Ты принял смерть", – возгласила Пречистая, – "но Воскресением Твоим, Спаситель, помилуй всех нас!" | ||||||
ВЫВОДЫ ____________________________________________________________________
|
|