Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Великая вечерня с повечерием

О духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ 3 «ГИМНОГРАФИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА И СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ»

ТЕМА 3.5.5. Страстная Седмица. Великая Пятница.

В церковных песнопениях страстных служб с Четверга по Субботу всё поглощено созерцанием Христа, что является единственно правильным и нормальным состоянием христианина. Тексты Пятницы – зеркало созерцания Креста и Бога Распятого.

Литургия в этот день не совершается (за исключением праздника Благовещения).

Ночь на В. Пятницу – чтение Последования святых и спасительных страстей Господа – 12 Евангелий. После каждого из Евангелий поется: «Слава долготерпению Твоему, Господи!».

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА. ИЗ ТРИОДИ ПОСТНОЙ

УТРЕНЯ

Тропарь. Егда славнии ученицы… (см. В. Четверг)

Перевод: Когда славные ученики…

Антифон 1. Князи людстии собрашася на Господа, и на Христа Его. Чувствия наша чиста Христови представим, и яко друзи Его, души наша пожрем Его ради, и не попеченьми житейскими соугнетаемся, яко Иуда, но в клетех наших возопиим: Отче наш, Иже на небесех, от лукаваго избави нас.

Князья народов собрались против Господа /и против Помазанника Его.           Чувства наши чистыми Христу предоставим и, как друзья Его, души наши принесем в жертву за Него, и не будем подавляемы заботами житейскими как Иуда, но во внутренних покоях наших воскликнем: "Отче наш, Который на небесах, от лукавого избавь нас!"

Седален, глас 7. Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со о неми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав. Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость.

Каким образом, Иуда, ты предателем Спасителя сделался? Разве Он Тебя от сонма Апостолов отлучил? Разве дара исцелений лишил? Разве совершив с теми вечерю, тебя от трапезы отстранил? Разве омыв ноги другим, твои обошел? О, сколько ты благодеяний забыл, и теперь твой неблагодарный обличается нрав, Его же несравненное долготерпение возвещается и великая милость.

Антифон 10. Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояше, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая. Тому поклонимся.

Одевающийся светом, как одеждою, предстоял на суде обнаженным и принял удар по щеке от рук, которые создал, а беззаконный народ пригвоздил ко Кресту Господа славы. Тогда завеса храма разорвалась; солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога, пред Которым трепещет весь мiр. Ему поклонимся!

Антифон 12. Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну желчь: за воду оцет: за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный.

Так говорит Господь Иудеям: "Народ Мой, что сделал Я тебе, или чем тебе досадил? Слепцам твоим Я дал увидеть свет; прокаженных твоих очистил; человека, лежавшего на одре, воздвиг. Народ Мой, что сделал Я тебе и чем Ты Мне отплатил? За манну – желчью, за воду – уксусом; вместо любви ко Мне ко Кресту Меня пригвоздили. Уже не выношу более: призову Моих язычников, и те Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную!"

Антифон 15. Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе. Покланяемся страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

В сей день повешен на Древе на водах землю повесивший; венцом из терний венчается Ангелов Царь; в ложную багряницу облекается Покрывающий небо облаками; принял по лицу удар в Иордане освободивший Адама; гвоздями был пригвожден Жених Церкви; копьем был пронзен Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое воскресение!

Седален. Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.

Искупил Ты нас от проклятия закона драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!

Прокимен. Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий.

Разделили одежды мои себе и об одеянии моём бросали жребий.

Стихиры. Два и лукавная сотвори, перворожденный сын Мой Израиль: Мене остави Источника воды животныя, и ископа себе кладенец сокрушенный: Мене на древе распят, Варавву же испроси, и отпусти. Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры: ты же, Израилю, не усрамился еси, но смерти Мя предал еси. Остави им, Отче Святый, не ведят бо, что сотвориша.

Два злых дела совершил первородный сын Мой, Израиль: он оставил Меня, Источник воды живой, и вырыл себе колодец разбитый; Меня распял на Древе, а Варавву выпросил и освободил. Изумилось при этом небо и солнце сокрыло свои лучи. Ты же, Израиль, не устыдился, но смерти предал Меня. Прости им, Отче Святой, ибо они не знают, что соделали.

После чтения 8-й гл. Евангелия от Луки - Трипеснец св. Косьмы Маюмского «к Тебе Утренюю»

ЦАРСКИЕ ЧАСЫ. Пение особых тропарей, ветхозаветные пророчества о страстях Христовых, апостольские чтения и снова страстные Евангелия. На 1-м часе - о страстях Христовых по Евангелисту Матфею, на 3-м часе – по Марку, на 6-м часе – по Луке и на 9-м часе – по Иоанну. На 6-м и 9-м часах - молитвы свт. Василия Великого.

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ С ПОВЕЧЕРИЕМ

Тропарь. Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи.

Благородный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил.

Во время пения тропарей св. Плащаница (знамя Воскресения и торжества над смертью) выносится из алтаря и полагается в центре храма. Затем читается малое повечерие, поется Канон Симеона Логофета «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы» (ниже приводятся отрывки)

Песнь 1. Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.

"Вижу Тебя ныне, дорогое Мое Чадо и любимое, на Кресте висящим, и уязвляюсь горько сердцем", – вещала Чистая, – "но дай слово, Благой, Рабе Твоей!"

Песнь 3. Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде.

Стремлюсь Сердце Мое с Древа принять на руки, которыми Младенцем Его держала. Но, увы Мне", – вещала Чистая, – "никто Мне Его не дает"

Песнь 6. Дивлюся, зрящи Тя, Преблагий Боже, и Прещедрый Господи, без славы, и без дыхания, и без о бразна, и плачуся, держащи Тя, яко не надеяхся, увы Мне, видети Тя, Сыне Мой и Боже

Удивляюсь, созерцая Тебя, Преблагой Боже и Всемилосердный Господи, без славы, и без дыхания, и без образа; и плачу, держа Тебя, ибо не думала – увы Мне – таким Тебя узреть, Сын Мой и Боже!"

Икос. Своего Агнца Агница зрящи, к заколению влекома, последоваше Мария простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой.

Агница – Мария, видя Агнца Своего, на заклание влекомого, терзаясь, следовала за Ним с другими женщинами, так взывая: "Куда Ты идешь, Дитя? Чего ради путь скорый совершаешь? Не снова ли иной брак в Кане, и Ты ныне туда спешишь, чтобы из воды вино им сотворить? Пойти ли Мне с Тобой, Дитя, или лучше подождать Тебя? Скажи Мне слово, Слово Божие! Не пройди молча мимо Меня Ты, сохранивший Меня чистой, ибо Ты – Сын и Бог Мой!"

Песнь 9. О како утаилася Тебе есть бездна щедрот, Матери в тайне изрече Господь; тварь бо Мою хотя спасти, изволих умрети, но и воскресну, и Тебе возвеличу, яко Бог небесе и земли.

О, как утаилась от Тебя бездна милосердия!" – Матери втайне изрек Господь, – ведь благоволил Я умереть, Мое творение спасти желая; но и воскресну, и Тебя возвеличу, как Бог неба и земли!"
Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и покланяюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси, рече Пречистая: но Воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас.

Воспеваю милосердие Твое, Человеколюбец, и поклоняюсь богатству милости Твоей, Владыка: ибо желая спасти Твое создание, Ты принял смерть", – возгласила Пречистая, – "но Воскресением Твоим, Спаситель, помилуй всех нас!"

     

ВЫВОДЫ ____________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...