Недостатки традиционной экономики
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Понятие системы Экономическая система Виды экономических систем Тема «Экономические системы хозяйствования». · Понятие системы · Экономическая система · Виды экономических систем.
Система - (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: · социально-экономические отношения; · организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; · хозяйственный механизм; · система стимулов и мотиваций участников; · экономические связи между предприятиями и организациями. Экономическая система - набор организационных механизмов, с помощью которых распределяются ограниченные ресурсы для того, чтобы удовлетворить потребности людей. Любая из систем отличается по 2 признакам: - по форме собственности на факторы производства - по способу принятия экономических решений. Исходя из этих критериев, можно сгруппировать все многообразие экономических устройств различных стран в следующие группы:
Традиционная экономическая система Традиционная экономика – система, в которой организация производства, распределения и обмен базируются на сложившихся, освященных временем традициях и обычаях. Господствует кастовость и принцип наследственности. В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс. Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.
Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.
Отличительные черты: · крайне примитивные технологии; · преобладание ручного труда; · все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями; · организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета. Преимущества традиционной экономики · стабильность; · предсказуемость; · добротность благ. Недостатки традиционной экономики · беззащитность перед внешними воздействиями; · неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.
Существует в наиболее удаленных районах мира, изолированных племенах или группах. Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных (народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Кот-д’Ивуа́р, Пакистан. Из истории плановой экономики. Томас Мор (7 февраля 1478, - 6 июля 1535) Лондон, английский мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви. 1516 г - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (Вторая часть). Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения.
Прежде всего, в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа построена на соединении теории и производственной практики. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.
Томма́зо Кампане́лла (5 сентября 1568 — 21 мая 1639,) - Париж итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. Размышлял о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Люди нового времени, по сути, оставались рабами. Рабами своих королей, своих работодателей. Ни о каком равенстве в правах речи и не шло. «Город Солнца» — идеальное, с точки зрения автора, общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Эта мысль была особенно актуальна для угнетённого народа. Кампанелла пришёл к выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй, где все люди будут равны между собой. Подробности этой идеи Томмазо тщательно прорабатывает и описывает. В «Городе Солнца» автор доводит идеи социального равенства до крайностей. Городом правит духовная (учёная) аристократия. При этом каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Они все принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве: знать это полагается каждому, так как знания эти считаются у них почётными. Так как должность каждого определяется с детства сообразно с расположением и сочетанием звезд, наблюдавшихся при его рождении, то благодаря этому все, работая каждый в соответствии со своими природными склонностями, исполняют свои обязанности как следует и с удовольствием, так как для всякого они естественны. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырёхчасового труда оказывается достаточно, чтобы удовлетворить все потребности общества.
Позднее эти идеи были переработаны, мысли о неравенстве и несправедливости экономического устройства приобрели системность в трудах демократов, Карла Маркса, Фридриха Энгельса.
Идея нового устройства государства с более справедливым распределением благ была подхвачена массами. Предполагалось справедливое государство. Государство для общества.
Метод централизованного руководства пришел в экономику в ХХ веке. Была реализована попытка командовать экономикой из центра, осуществляя плановое производство, распределение, обмен и потребление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|