Вербальные и невербальные средства общения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. В структуру речевого общения входят: 1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э"; и др. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%. РЕЧЬ - сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, - посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил.
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Характеристики речи: Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. 1. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. 2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт. 3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его. 4. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его. 5. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Коммуникация зависит от распределения ролей. Обмен инф-ей возможен лишь тогда, когда человек направляющий инф-ю (коммуникатор) и человек принимающий инф-ю (реципиент) обладают единой или сходной системой кодефикации и декодефикацией: «обдумываю→кодирую→проговариваю↔принимаю→декодирую→понимаю». В процессе общения могут возникнуть коммуникативные барьеры: психологический, социальные (политические, религиозные, професс., этические различия, которые порождают разную интерпретацию, но и вообще разное мироощущение, миропонимание. В этом случае коммуникация осложнена, но возможна). Необходимо учитывать направленность информационных сигналов: аксиальная (аxis – ось) направленность сигнала конкретным людям, т.е. единичным приёмникам инф-ии; ретеальная (rete – сеть) сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
Информация исходящая от коммуникатора бывает: констатирующая (выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно этому способствует. Напр.: «девочка не должна быть аккуратной»); побудительная (выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на стимулирование какого-то действия): активизация (побуждение к действию в определённом направлении), интердикция (побуждение не допускающее действия в определённом направлении), дестабилизация (рассогласование или разрешение некоторых автономных форм поведения). Общение как коммуникация предполагает обмен информацией между людьми. Выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация является наиболее универсальным средством, т.к. менее всего теряется смысл сообщения. Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система знаков и символов, это средство общения, реализуемое в речи. Речь является реализацией языка, использование языка в коммуникативных целях. Коммуникация – передача информации посредством языка и других знаковых средств. Коммуникатор→сообщение→реципиент→обратная связь→подтверждение = сообщение (включённость в разговор обоих общающихся. Структура сообщения по Г.Лассуэлу: 1.Кто передаёт сообщение (коммуникатор) 2.Что передаётся (сообщение) 3.Как осуществляется передача (канал) 4.Кому передаётся сообщение (аудитория) 5.С каким эффектом. Коммуникаторы бывают со следующими позициями: Открытая, когда ком-р открыто объявляет себя сторонником определённой точки зрения. Отстранённая, комм-р подчёркнуто держится нейтрально, не исключая ни одну из точек зрения. Закрытая, комм-р умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает к определённым средствам. что бы скрыть её.
Невербальная коммуникация представляет собой обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретацию. Невербальная коммуникация дополняет речь и передает эмоциональные состояния. Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: 1) выразительных движений тела – так называемое экспрессивное поведение личности (мимика, жесты, позы); 2) звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т. д.); 3) определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (то есть того пространства, которое человек может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором он предпочитает говорить с собеседником); 4) использование материальных предметов, имеющих символическое значение (букет цветов к дню рождения, опущенная штора на окне как условный знак того, что никого нет дома). Выделяют основные знаковые системы невербальной коммуникации: 1.Оптико-кинестетическая (жесты, мимика, пантомимика, предстаёт как воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Кинесика – движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта: жесты, позы, мимика, почерк, оформление внешности. Такесика – невербальная коммуникация, связанная с тактильной системой восприятия; включает самые разнообразные прикосновения – рукопожатия, поцелуи, поглаживания и т. д. Поза – положение человеческого тела.) 1.Паралингвистическая, система вокализации (качества голоса. его диапазон, тональность) 2. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, покашливаний, плача, смеха; темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантическую сущность /значимость. 3.Организация пространства и времени – проксемика – выступает как компонент коммуникации, несущий смысловую нагрузку. 4.Визуальный контакт глазами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|