Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правобережная часть Ангарска – влияние Корбюзье, отказ от деления на районы, микрорайоны, разделение пешеходных и транспортных зон. Выяснилось, что город стал занимать существенно меньше места.

Город

Никто не может сказать, как, собственно, появился город. Городское устройство, как таковое – искусственное образование, «неестественная» форма человеческого расселения. Дело в том, что уход от натурального, в буквальном смысле этого слова, хозяйства вызван разделением труда. Появляется община, семья, не кормящаяся землей – это принципиальное отличие. Город и ремесленничество возникают одновременно. Городская жизнь радикальным образом отличается от «земной» жизни. Пространственно-деятельный мир дробится на пространственно-функциональные единицы, представляющие собой отдельно замкнутые самодостаточные «организмы». Пространственно – функциональные единицы – есть произведение, возникающее из содеятельности архитектора и мира в котором он живет. Античные, Римские города, поселения Месопотамии имели ограниченную территорию, пригодную для жизни, в связи с этим они были многоярусными, многоуровневыми, то есть развивались вверх. Город – ограда, крепость - по определению ограничен на плоскости, именно такое становление он получил в своей первобытной форме. Между чистым городом и чистой деревней масса промежуточных типов поселения. Структура города складывается стихийно. Особенность нового времени заключается в том, что современные города вызваны промышленным производством. Создается предприятие – вокруг возникает поселение. Пространство жизни имеет много дифференциалов. Строение городского поселения или переустройство существующего - основная задача, сюда вкладывается основная масса средств. Современный город с необходимостью опирается на пространственно–речевые образы, существовавшие до нас. Сегодняшняя архитектура города возникают не в пустом пространстве, а в пространстве уже насыщенном прошлыми деяниями. Архитектор вращивает в сложившиеся пространственные мерности новые формы, а ведь множество языковых форм, которыми мы сейчас пользуемся, уже решали реальные задачи. Всегда необходимо находиться лицом к лицу с жизнью. Громадное значение имеет временной фактор – появляются возможности возведения города за 10 –15 лет. Необходимо обдумать природу города, понять природу объекта, и это надо не только для того, чтобы заниматься проектированием, но и, что не менее важно, для того, чтобы в городе жить. Одной из основныхпространственно – функциональных единиц города является квартира. Вообще говоря, город и квартира служат друг для друга определениями, разумеется, с известной долей условности, они одинаково меняются внутри себя - сады, кухни, рестораны, фабрики. К особенности городского пространства можно отнести фактор неспрогнозированности места заранее. Все связанно посредством разнородных коммуникаций – транспортных, информационных, голосовых, пешеходных. Этажность городов обусловлена многими причинами – техническими возможностями (лифты, скоростные лифты), экономическими и многими другими. Этажность - важная структурная характеристика любого поселения. Ярусность городского пространства – многофункциональная единица на поверхности. В СНиПах и других регламентирующих документах все нормируется площадями. Если проектировать, придерживаясь эти норм, неизбежно получится плоский город. Дело даже не в нормах, но в самом понимании градостроительства. Процесс компоновки городского пространства – это не расстановка на плоскости типовых проектов, к тому же по большей части отдельно стоящих сооружений. Необходимо сознательно разворачивать городское пространство как трехмерное, в котором разнообразные функциональные и пространственные единицы «парят» в воздухе и самым причудливым образом блокируются, соединяются. Этажность не определяет плотность городского тела. Значение повышенной этажности для уплотнения городского тела.

В нашей стране в настоящее время «на земле» живут чуть более 20% населения, в США сельскохозяйственных жителей меньше, чем студентов в ВУЗах, все остальное население живет в городах.

Правобережная часть Ангарска – влияние Корбюзье, отказ от деления на районы, микрорайоны, разделение пешеходных и транспортных зон. Выяснилось, что город стал занимать существенно меньше места.

Якутск – в 100 раз меньше занимаемой площади, Сеймчан – на 100 тыс. человек, в 20 раз, нежели по СНиПу, Толмах – город-спутник Норильска в 10–и раз меньше, чем по нормам Город Сеймчан в переводе с китайского языка обозначает «Солнечная долина» и располагается в среднем течении реки Колымы. Сеймчан рассчитан на 100 тыс. жителей, является самым главным фрагментом проекта структуры поселения Колымо-Магаданского района. Изучая исторические, географические, климатологические материалы в С.-Петербурге было найдено это место. После непосредственного знакомства с местом, населением, климатом пришло осознание того, что это курортный край Магаданской области. Предложение сделать этот город центром вахтиного освоения всего Колымо-Магаданского района. Отказаться от строительства временных «постоянных» поселений около самих приисков (так как это экономические, психологические и т.д. невзгоды), расползающихся на многие километры, создавая необходимость строительства новых поселков. Предложили преобразовать сезонную добычу рассыпного золота в постоянную добычу рудного золота, но конечно, более энергоемкую. В основном проект не осуществили в связи с двумя обстоятельствами - ссылки на отсутствие денег и несоответствие того, что предлагалось общим и нормативным представлениям.

Талнах - последний из спроектированных городов (~ 1966 – 67 г.г.) на ~ 30 тыс. человек. Спутник Норильска. Данный проект и проект, в итоге осуществленный создавались одновременно. Его отличие от реализованного проекта в следующем: площадь города в несколько десятков раз меньше, при том же населении. Весь комплекс обслуживающих пространств и помещений в 1.5 раз больше, чем в «реальном» проекте. В этом городе нет открытых дорог, все дороги внедрены в тело сооружений. Улицы, коммуникации для идущих людей обстроены кинотеатрами, школами, детскими садами, парикмахерскими и т.д., создавалась возможность для движения в теплом пространстве (крытые улицы). Пространственная структура города – несколько больших залов, стенами которых является ограда, состоящая главным образом из жилых комплексов, основная масса которых сложена из больших квартир. Центральная часть этой «крепости» застроена жилым комплексом преимущественно из малых, однокомнатных квартир, студий. Наземное пространство этого жилого комплекса - административно-культурно-деловой центр города.

Плотность городского тела была символом защиты и объединения людей в суровых условиях.

Экономическая эффективность не подлежит обсуждению и сравнению с реализованным проектом. Но для того, чтобы осуществить этот проект, необходимо было отказаться от типовых домов и типового мышления

С наибольшей пластической и пространственной свободой реализовано понимание трехмерности города – основополагающего свойства города..

 

 

"Имя и пространство"

 

 

Всякое /новое/ видение /или видение, полагающее себя таковым/ ищет имя видимому. Только получив имя, увиденное обретает значе­ние, заметность, отличность. Увиденное выходит из растворенности в беспредельной бездне бытия-хаоса и переходит в устроенную пространственно-временную предельность бытия-космоса.

Именование есть первоявление видения в пространственно-временном Бытии, в Мире Сознания.

Имя - первое пространственно-временное явление народившихся су­ществ, а также первое и единственное свидетельство состоявшегося творческого делания. Таким образом, именование есть творчество действительности.

Имя, вошедшее в Мир, обрастает коростой /струпьями/ бесконечных употреблений, часто дающих имени новые содержания и новые значе­ния, под которыми оказываются погребенными чистый, начальный по­рыв-порождение существ именуемого и именующего.

Имя, введенное в обиходное употребление, становятся словом-знаком, предметом знания и узнавания, предметом культуры, со-знания /сов­местного знания/, предметом памяти, в которых имя отрывается /от­влекается - отвлеченное знание/ от существ, его породивших.

Этимология, вскрывая и снимая пространственно-временные наросты, приводит к /пространственно-временной/ действительности, в кото­рой как будто бы народилось имя.

Пришедший к истокам имени созерцает именуемое в его необозримой первородности.

Идущий к истокам имени проходит через толщу его употреблений /культуру и цивилизацию - состоявшиеся пространства знаний и уме­ний/ и оказывается представленном, а может быть, и погруженным в бездну, в которой Вce суть, из которой Все является и никогда завершенно, совершенно, конечно не явится, в виду которой идущий не может не почувствовать тонкости культурной оболочки /отделя­ющей, ограждающей и защищающей нас от Всего/, чтобы не быть раздавленным необъятностью всего, чтобы не утратить почву под ногами.

Идущий к имени не может не почувствовать отнесенность к месту и времени и относительность /неабсолютность/ всех вопросов и ответов, бывших, настоящих и будущих. Одновременно невозможно не почувствовать действенной мощи Имени, порождавшей вопрос-ответ "Во Имя…", порождающей Пространство Сознания, в котором мы являемся как чувствующие, мыслящие и выражающиеся существа.

В имени - род, порода, существо именуемого, то, что в знании на­зовется сущностью (эйдосом, внепространственно-временной, вечной, идеальной природой).

В имени коренится генетический код пространственно-временной формы именуемой так же, как в семени /прорастающие/ форма живого.

Провидеть и прослышать этот код, значит, почувствовать и понять в имени пространственно-временные указания, значит, почувствовать себя слугой имени. "Во имя…" - говорим мы.

В именительном строе речи /языка/ - обращенность народа, порода /его/ одухотворенности и одушевленности, его податливость и твер­дость, смирение и деятельность, кротость и ярость, вялость и под­вижность.

Для чувствующего Имя, т.е. созерцающего Существо живое и трепетное, невозможно увидеть, понять и принять это существо отвлеченно, зако­ванное в однажды устроенную и установленную пространственно-времен­ную оболочку. Однако, неминуемое, необходимое в повседневном опыте, знании - существо определяется через бывшее, ставшее, совершенное /здесь корень совершенства/, т.е. через приравнивание.

Тайна /природа/ разящего /слово "образ" того же корня/ поэтического действия - в существенности, единственности и, поэтому, именительности выраженного.

Именуя, поэт подводит к последней черте, доступной сознанию, за которой простирается все, стоящее за Обретшим сейчас и здесь Образ – т.е. Имя, в любом роде - в слове, в понятии, в цвете, в простран­стве, в звуке…

За этой чертой сознательного и устроенного мира открывается дейст­вительная необъятность, неисчерпаемость и неизмеримость Величия, к которому не приложимы суждения.

 

Подходящий к этой черте не дает единственных ответов-вопросов - то, что открывается ему, несчетно, нерасчленимо, необозримо.

 

Умирают всяческие претензии тщеславия, самолюбия, учительства, науки, и вместе с ними, предрассудки и предумышления: логические, компози­ционные, конструктивные, эстетические и т.д. Эти способы разумного поведения»/эти со-ображения/, к сожаление и по необходимости придут, точнее, к нашей обыденной радости вернутся, дав ощущения обоснованности в этом мире, т.к. пребывание на границе сознательного и обращенность в запредельное не может быть обычным состоянием /как этого требовал Паскаль/ и т.к. все-таки разум есть первый претворитель, выполнитель духовного алкания, стремления, движения.

Но никогда эти соображения для, хотя бы однажды вышедшего за предельность выражения, т.е. почувствовавшего именительность выражения, не приобретут самодовлеющего значения. Они навсегда останут­ся в важном роде случайным событием, эпизодом, капризом обстоятель­ств, т.к. все эти соображения покоятся на когда-то, где-то бывшем, существовавшем /установившемся/ существе/.

Случайно и самое явление Имени, но не случайно существо явившегося.

Чуткость и Воля именующего есть сила, вводящая Имя в пространство сознания /в пространство совместного знания/ /потерять сознание - значит, выйти - исключиться из этого пространства, перестать его слы­шать и видеть/.

В имени - дух, бессмертие именуемого*. И пока жива память, жива речь духовно живых, живо сознание - живо Имя как воплощенный поэти­ческий** порыв - прослышание, прозрение, провидение как существенная именительность в любом pоде /философском, архитектурном, математи­ческом, естественно-научном……/

Имя осеняет и освещает.

 

 

*/ Пушкин

**/ Поет – творец, т.е. создающий из ничего нечто.

 

«О Русской архитектуре».

 

«Примерно в 35 лет я остро осознал, что я русский архитектор. Это осознание было связано, в том числе, и с попыткой, с одной стороны, вырвать меня из страны, из СССР. Об этом говорили многие близкие тогда мне люди. Они пытались убедить меня, что мне нет места в советской действительности. И я это чувствовал, что моя жизнь в советской действительности была мучительной.

Тут многое, во-первых, я не мог принять почти ничего из способов решения, зачастую, прежде всего, типового проектирования – типового лечения людей. Во-вторых, советская социология ангажировать, социальный заказ я считал отвлеченною, схематизацией жизни, которая приводила к колоссальным растратам народных сил, средств. С другой стороны, я был окружен обстановкой нетерпимости, иногда до меня доходили сведения о том, что на меня пишут обширные доносы, в компетентные органы. Дело доходило до того, что в институте, где я работал главным архитектором, на партийном собрании одним из вопросов повестки дня был вопрос – советский я человек, или не советский. Интеллигентные советские «культурные круги», «верные советской доктрине», доводили до меня свое понимание жизни выкриком одного высокого научного члена советской культуры – министра культуры РСФСР: «Запретить ему думать!»

Я не заблуждался на этот счет. Я видел многое, творящееся вокруг меня. У меня было одно утешение – бесконечное проектирование. И, кроме того, у меня было еще одно утверждение, которое определяло мою жизнь: «Это моя страна, которую я люблю, это мой язык, без которого я жить не могу, поэтому я не могу позволить меня выкинуть из русской жизни».

В статье «Имя и пространство» я зафиксировал уясненные мною основополагающие способы воплощения национального пространственного чувствования. Архитектура речи, русского языка – есть первое воплощение русского пространственного чувствования. А отчетливо услышал ломаную русскую речь в постройках Росси, Растрелли и прочих людей. Я отчетливо услышал ломаную русскую речь, даже, скорее, не ломаную, а деформированную в советских постройках.

Первый человек, постройки, речь которого были исключительными и чисто русскими, был Мельников, о чем я поспешил сообщить в первом же тексте о нем, но осторожные редакторы вычеркнули эти слова.

Когда я говорю о русскости, я не имею в виду националистические-рационалистические, механистические утверждения Тоновского, Щусевского толка. Я не отвергаю воздействия инородного (Райт, …) Я имею в виду тот исключительный тип мышления, чувствования, который фиксируется строением языка, архитектурного языка: Немецкая готика, английская брутальность, американская отроческая порывистость, безоглядность, итальянское наслаждение предметом, звучанием пространства, русская непредвзятость, свобода, непредумышленность.

Я очень давно, до 30-ти лет, осознал ту неоценимую ценность, которую для всякого народа представляют отдельно взятые люди. Я в себе чувствую родство к Л.Н.Толстому еще и потому, что так же скептически относился к государственным интересам, которые в советской стране всегда выше интересов отдельно взятого человека. Я в государстве всегда видел сборище чиновничьих интересов, которые вовсе не являются воплощением народных стремлений. Я любил присказку: «Я не знаю человека по имени государство.»№, когда я согласовывал свои многочисленные проекты, я в подавляющем большинстве случаев сталкивался с неприятием, доходящим до ненависти со стороны обычного, среднего звена советского архитектора и прочего чиновничества. И нечасто встречался с неожиданой, иногда даже горячей приязнью к себе и своей работе, чиновников достаточно высокого уровня, например, министров, первых секретарей обкома. Но и им не удавалось преодолеть неприятие меня со стороны аппаратов, находящихся в их подчинении.

У этого неприятия было еще одно основание, кроме личного неприятия меня – принятие моих проектов принуждало бы их к ответственной деятельности, а мечта чиновника, получившего все возможное ни за что не отвечать.

 

 

"Несколько наблюдений и утверждений о традицияx и новаторстве"

Традиция и новаторство - два основополагающих древних и, по-видимому, всегда сопутствовавших друг другу латинских слова – имени - понятия, означающих в буквальном смысле "передача - предание" и "обновитель", "возобновитель".

Передача - предание прошлого настоящему и будущему есть существеннейшее проявление жизни культуры. В этом смысле тра­диция есть генетическое поле культуры, которое и дает основ­ное содержание культуре, и направляет архитектонически культур­ную деятельность как строительство /конструирование/.

Как традиция, так и культура, вполне выражает собою, и впи­тывают в себя всю полноту человеческой природы. И то, и дру­гое может быть и умным, и глупым, и добрым, и злым… Важно су­щество: культура и традиция есть предумышление, в котором мы родимся, которое мы впитываем в себя и которое именно поэто­му является и содержанием, и архитектоническим методом /прин­ципом/. Таким образом, культура и традиция естьпредумышление.

Два понятия - традиция и стиль - также сопутствуют друг другу и бытийно неразлучны. Традиция порождает стиль как нечто овеществленное в любой языковой форме проявляющее способы и средства выразительности.

Возможны два противоположных отношения к стилю. Одно - которое абсолютизирует собственно синтаксические и грамма­тические способы выражения, отвлекаясь от пространственно-временной действительности, в которых возникли эти грамматика и синтаксис. Таковыми, например, в архитектуре являются так назы­ваемые "интернациональные" стили /классицизм, барокко, современные направления – брутализм, неомодернизм и т.п./. Противоположность этому - попытка увидеть не только выразительные средства, но действительность и творца, возможно, безымянного, которые в сотрудничестве породили определенную грамматичекски-синтаксическую действительность.

Второе воззрение можно именовать органическим, первое - формально-механистическим.

Чудо культурной деятельности в том, что, усваивая всякое новое как порождения пространственно-временных условий, с которыми сотрудничает живая личность, культура устанавливает для себя всегда, что истинно жизнетворное новое имеет непременно, часто в большом отдалении от себя, родственную культурную действительность.

Проявлением и культуры, и традиции, и, пожалуй, единственным универсальным их выразителем является язык. В языке запечатлевается весь строй чувствования и мышления народа, который никогда для творческого, то есть живого, сознания не обра­щается в мертвую догму, но всегда есть живой канон, врожденно присущий живому представителю этого народа. Каноном, в отличие от образца, я называю то, что закрепляет сущности, которые мы мо­жем поименовать всевременной природой явления или вещи, но на абсолютизированные пространственно-временные мерности, которые закреплены в образце.

Несомненно, что традиционно-стилевые действительности не представляют собой совершенные в себе замкнутости; даже напротив, можно утверждать, что границы между ними размыты.

Вершинные их проявления - одинокие произведения, которые предвещают умирание стиля, так как последствия их - отчуждение выражения от выражаемого и культивирование средств выражения, то есть стремление к совершенству. Последователи с изумлением замечают, что "стиль исчерпал себя", и требуют нового стиля, новых способов выражения и ждут людей, которые дадут им эти искомые средства.

В этой исчерпанности проявляется неисчислимо повторяющееся в жизни культуры явление, о которой с грубой язвительностью Гейне сказал: "Первый человек, который срав­нил женщину с розой, был гений, а второй - идиот".

Мы часто ждем, что кто-то научит нас без особого труда получать хороший результат в любой отрасли деятельности, опираясь на разработанный метод |стиль|. Так происходит подмена живого и необыкновенно трудного взаимодействия с действительностью, которая всегда неповторима по существу своему, решением отвле­ченной задачи, в котором неисчерпаемая полнота жизни подменяет­ся вполне неисчерпаемой схемой действительности, когда воспитанность, то есть использование уже готовых форм выражения как предписывающей образности становится мерилом и достоверностью, и ценности». Про такую работу можно говорить, что она вполне профессиональна в одном очень важном и существенном смысле: она дает полное удовлетворение своей узнаваемостью, легкой, поверхностной включенностью в современный ей ток жизни.

А.Блок таких работников называл способными людьми, которые способны удовлетворять мнениям, запросам своего времени. Талант­ливыми работниками Блок называл тех, кто безоглядно погружался в действительность и выражал в своих произведениях исповедально, не прикрываясь никакими "воспитанными" формами, музыку действи­тельности, в которую его бросила судьба. Это музыка вечности, которая явилась в нашей действительности.

Высший профессионализм - отдавать себя полностью в распоряжение судьбы. Это есть самая глубокая традиция, завет отцов человечества нам. Это - традиция не внешнего принуждения, но внутреннего состояния, о котором Лев Толстой сказал: «Не могу молчать».

 

Световое состояние пространства.

Пространство - это то, что обладает одним единственным свойством – наполняться.

Архитектурное пространство поэтому - бесконечно мерное пространство. Геометрическое пространство – частная форма, отвлеченное пространство. Геометрическое пространство всегда односложно в любом месте.

Архитектурное пространство – это всегда местность, его наполненность – это следствие моей внимательности, зоркости, тонкости моего слуха, в самом широком смысле этого слова. В этом смысле пространство бесконечномерное, его мерности – движение солнца, рельеф, ветры, растительная жизнь… одним словом наполненность природная. Но существует и другая наполненность этого пространства – деятельность и продукты деятельности людей, которые жили в этом месте – это фрагменты города, фрагменты национального пространства, наполненного речью, это какая-то экономическая реальность, техническая. Это мерности другого рода.

Главная задача архитектора – внедрить в это сложившееся и живущее до него пространство-местность новые формы жизни, здесь еще не бывавшие.

Одна из фундаментальных наполненостей пространства – наполненость светом, тоже имеет многообразные значения и смыслы, начиная от прагматичных (освещение, энергетические Факторы), так и символически–музыкальные последствия для строящихся пространств. Они суть взаимодействия внутренних и наружных пространств (проникновение света и проникновение взгляда). И, конечно же, чрезвычайное значение имеют способы наполнения пространства светом.

Помещение, ровно заполненное светом или тьмой, полусветом или полумраком, иными словами без колебаний освещенности – это атональное пространство. Помещение, в котором пространство неравномерно наполнено светом, например от яркого, или полного света до полной тьмы – тонированное пространство, оно может быть тонировано и более тонко.

В подавляющем большинстве случаев в архитектуре пространство тонируется архитектором случайным образом. В исключительно редких случаях – это результат высоко сознательного построения пространства. Читальный зал библиотеки в Выборге Аалто наполнил ровным светом, это атональное, осмысленно атональное пространство – спокойствие и сосредоточенность на книге, на чтении. Яркий луч, проникающий в Пантеон через отверстие в куполе – чрезвычайно сильно наполненное пространство, меняющееся и в течение дня, и в течение времен года.

Внутри пространства церкви Рождества Христова в Фееропонтове монастыре – атональное пространство и ему сопутствует атональная живопись Дионисия (почти аппликация). Спас на Ильине улице в Новгороде – глубоко тонированное пространство, стены отсутствуют, это клубящийся коричнево-сиреневый полумрак, на границе которого проступают образы, работы Феофана Грека, глубоко тонированные.

Пространство тонируется архитектором не только у границ одного отдельно взятого помещения, но и внутри всего сооружения в целом, а в случае исключительного понимания тонируются и подступающие к сооружению пространства, например, основной вход, обращенный на запад, освещает вечерний путь к этому сооружению.

Прямой угол.

 

Прямой угол, и в двухмерном и в трехмерном пространстве, является пространственным воплощением самосознающей себя воли среди бесконечного множества углов в пространстве.

Вертикально стоящий камень – это самонесущая конструкция, не нуждающаяся ни в каких опорах – одна из первых сознательно построенных человеком конструкций, полностью опертая на понимание человеком физического мира его окружающего.

Прямой угол между стержнем и поверхностью, на которой он стоит, был опрокинут на плоскость, на поверхность, самосознающей себя волей, это волевое сознательное усилие.

Ортогональная структура поселений сооружений Средиземноморья, Месопотамии – это торжество прямого угла, чистое проявление в пространстве сознающей себя воли. В подавляющем большинстве других применений прямой угол, особенно в новейшей архитектуре, утратил свою торжественность.

Понимание того, что такое прямой угол в пространстве, превратилось в техническую рутину, обусловленную инструментарием, (в том числе, а, может быть, в первую очередь) чертежным инструментарием – рейсшиной и угольником. Что вызывало Райтовскую усмешку: «Треугольники и рейсшины умнее тех, кто ими пользуется».

Архитектор и мебель.

Определимся в ответах на основополагающие вопросы.

 

  1. Архитектура.

Смысл и цель архитектурной деятельности – архитектор создаёт пространственные образы существования (проекты), как отдельных людей, так и разнообразных человеческих сообществ в определённых пространственно временных условиях, т.е. проект это пространственный образ существования этого человека, этой семьи, этой общины (жилого комплекса включая город или деревню), этого производственного сообщества, (театрального, музыкального, промышленного …), в определённом месте – на этом склоне или равнине, в этом лесу или поле, около этого дерева, около этих дорог, около этой реки и в это время, опираясь на современные технические, технологические, материальные возможности.

В таком понимании архитектуры создание отвлечённых образов лишено какого либо смысла - идеальный дом, идеальная квартира, идеальный театр, проект типового сооружения …

Фундаментальная трудность архитектурной работы заключается в том, что архитектор формует пространство, для жизнедеятельности неповторимых личностей, неповторимых сообществ, в неповторимых обстоятельствах (пространственно-временных).

Даётся вынужденно очень краткое толкование архитектурной деятельности, иные понимания являются вариациями одного фундаментального утверждения - архитектура есть оформительско-декоративная деятельность – имеющая целью придать привлекательную внешность пространственным образованиям, комплексам, зданиям, отдельным помещениям…

Такое понимание предполагает, что к сооружениям для удовлетворения обыденных нужд, прилагается некоторое декоративистская оболочка. Предполагается, что сама структура создаваемого пространства, функциональная и конструктивная, в своем существе не привлекательна и требует – орнаментации, в любом роде.

Однако красота есть существительное, не прилагательное. Красота есть пространственно-временное цветение сущности. Красота не отваливается, не отбирается - она либо есть, либо её нет.

Только такая красота, может спасти мир. Красота воплощенная в архитектуре являет бесконечно мерное пространство, пластическое разнообразие (богатство), т.е. в образе сооружения и в самом сооружении проявляется многообразие пространственных форм движения людей наполняющих жизнью это пространство; Бесконечное многообразие материалов, употребляемых для воплощения структуры в пространстве; Бесконечное многообразие свойств и качеств этих материалов в их конструктивном воплощении, а также бесконечное многообразие пространств, как коммуникаций, для движения людей, света, воздуха, транспорта, и иных средств вовлечённых в структуру сооружения.

Декоративистские устремления возникают тогда, когда архитектор или дизайнер не чувствует единства и многообразия вышеуказанных свойств и качеств, и вместо проявления и воплощения этих бесконечных многообразий внутри создаваемой целости, добиваются пространственно-пластического разнообразия декорированием поверхности сооружений и предметов.

 

 

2. В предыдущем пункте дано экзистенциальное определение архитектуры, как искусство создания пространственных образов жизнедеятельности.

Возможно и другое операционалистское определение архитектуры. Архитектура естьискусство соединения и разъединения пространств.

Любое сооружение всегда комплексное пространство – состоит из так называемых функционально-пространственных единиц.

Такими единицами могут быть любые части поселения, мегаполиса, города, деревни и отдельные пространства и предметы – комната, стул, диван.

Смысл работы архитектора проектирующего любую пространственно-функциональную единицу, понимать природу – сущность этой единицы, её отдельность и связанность с другими единицами и комплексом в целом.

Пример. Пространство предназначенное для жизни отдельной семьи мы именуем жилой единицей.

Жилые единицы бывают двух родов:

Первый род – жилые единицы на земле, на плоскости, это пространственно-функциональные единицы сельского поселения в своём первобытном смысле.

Второй род – жилые единицы парящие в воздухе - третьем измерении – городские оторвавшиеся от земли и экзистенциально (живущие в них не связаны прежде всего производственно с землёй) и геометрически.

Между этими двумя родами жилых единиц бесконечное видовое многообразие, как тональное между чёрным и белым.

В античном городе, кварталом именовался комплекс, включающий в себя четыре жилых единицы находящихся на земле.

Каждая жилая единица, была ограничена по всем 4 сторонам стенами, с внутренним двором, в который были обращены все внутренние помещения единицы.

Любая жилая единица, даже если это студио, состоит из трёх компонент:

1) Прихожей «городская площадь» внесенная во внутренние пространства жилой единицы, связывающую жилую единицу с помощью коммуникаций с комплексом в целом.

2) Общие пространства для всей семьи (кухонные, гостиные, библиотечные и т.п.)

3) Пространства личной жизни, которые обыкновенно называются спальнями, такое наименование искажает жизненный смысл этих пространств. В зависимости от пространственных возможностей, от возможностей материальных, технических, состав каждой жилой единицы может интерпретироваться по-разному. Например прихожая может быть либо залом со слугами, либо минимальным пространством связующим от наружного к внутреннему.

Прихожая это не только пространство приёма, но и пространство распределения движения (потоков) внутри самой жилой единицы. Часто в современных городских квартирах, единственная туалетная комната и уборная, размещаются рядом с прихожей, принуждая всех жильцов из личных пространств попадать в туалетное пространство, через прихожую, городскую площадь, улицу. Такое решение является следствием непонимания природы составных частей жилой единицы. Это не вопрос затрат, вкуса. В небольших квартирах возможно соединение (интеграция) разнообразных функций внутри единого пространства например: общая комната, столовая, кухня, могут объединяться в одном пространстве, но они всё равно различаются и разграничиваются предметным наполнением. Способы разграничения пространств внутри единого пространства не исчислимы. Важное средство разграничения - это предметное наполнение пространства.

3. Предметное наполнение пространства как внутреннего – тёплого, так и наружного – холодного является мебель.

Мебель этимологически восходит к французскому – meuble – «движимость, движимое имущество», восходит к лат. mobilis – «движимый». Подвижность свойство предметного наполнения.

Свойство своё внутренне присущее, качество – приобретённое.

Например. Стул может быть металлическим, деревянным, из любого материала (это качество).

Назначения, свойство стула не зависит от материалов исполнения, но материалы из которых исполняется предмет в значительной степени определяет (свойства плоти, материи вещества), определяет материальную (плотскую структуру), форму предмета.

Предметное наполнение одна из основных материй, которые использует архитектор для определения жизненного содержания пространства и его разграничения.

Пример: круглый стол, в гостино-столовом пространстве выявляет внутри жилой единицы пространство собрания всех членов семьи. Круглость – ось пространства усиливается люстрой, по оси круглого стола, стоящими вокруг стола стульями (второй круг), массивность которых имеет символическое значение, но например место размещение стола и стульев может быть дополнительно проявлено орнаментом пола и окружено другими предметами, проявляющими эту круглость пространства собрания…

Распределение предметного наполнения в пространстве является основополагающим для формирования пространства, движения внутри квартиры (жилого комплекса, города, школы…)

Журнал будет показывать как выдающиеся архитекторы проектировали разнообразные пространства одновременно проектируя их предметное наполнение – мебель в первую очередь. Это и Ч. Макинтош, и Ф.Л.Райт, и Л. Мисс Ван Дер Роэ, и К.С. Мельников, и Ле Корбюзье.

4. История являет нам неизбежность дробления умений, необратимое и расширяющееся бесконечно разделение труда.

Архитектурная сфера в последнем столетии так же дифференцировалась на множество специальностей: архитекторы-градостроители, архитекторы гражданских сооружений, (которые в свою очередь поделились на специалистов «жилищников», «театральщиков» и т.д.), архитекторов-ландшафтников, и наконец на архитекторов- «интерьерщиков», названных почему-то дизайнерами. Эта последняя группа архитекторов самоопределяется как проектировщики предметного наполнения помещений разнообразных зданий.

Поскольку предметное наполнение ближе всего осязательно к живущему в пространстве человеку, то качество предметного наполнения приобретает в глазах потребителя исключительно важное значение, и это качество внешне поверхностное предметов очень часто заменяют собой структуру пространства, которое они наполняют, пространство распадается на механически поделённые помещения и с помощью предметов преодолевается их изначальная архитектоническая аморфность.

Дизайнер не замещает архитектора, если использовать эти имена

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...