ДПО – двигатель повышенной оборотности
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Г. Е. Живлюк А. П. Петров Судовые энергетические установки Ч а с т ь 2
Конструкция главных и вспомогательных двигателей энергетической установки, их параметры и характеристики
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА» Г. Е. Живлюк, А. П. Петров СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВК Ч а с т ь 2
Конструкция главных и вспомогательных двигателей энергетической установки, их параметры и характеристики Санкт-Петербург
УДК 629.892.004.18 ББК 39.471 Ж66
Р е ц е н з е н т Кандидат технических наук, доцент кафедры СЭУ, ТС и Т Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова А.И. Недошивин
Живлюк Г.Е., Петров А.П. Ж66 Судовые энергетические установки: Ч. 2: (Конструкция главных и вспомогательных двигателей энергетической установки, их параметры и характеристики. Курс лекций: учебно-методическое пособие – СПб.: ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2014. – 130с.
В настоящем методическом пособии содержится необходимая информация для изучения курса «Судовые энергетические установки (СЭУ)». Рассматриваются основные принципы конструкций главных и вспомогательных двигателей судовых энергетических установок, а также основные параметры и характеристики работы современных СЭУ. Предназначены для студентов специальности 180403 «Судовождение», могут быть полезны для студентов специальностей 180405.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок, 180407.65 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также для обучающихся по программам бакалавриата по направлению 180100.62 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» по профилям «Судовые энергетические установки» и «Кораблестроение».
УДК 629. 892. 004. 18 ББК 39.471 ©Живлюк Г. Е., Петров А. П., 2014 ©Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, 2014 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
- среднее индикаторное давление, Па - индикаторная мощность, кВт - индикаторный коэффициент полезного действия - удельный индикаторный расход топлива, г/кВт ч - индикаторная работа цикла, Дж - рабочий объем двигателя, м3 - ход поршня, м - угол поворота коленчатого вала - радиус кривошипа, м - безразмерная длина шатуна - количество цилиндров двигателя - продолжительность цикла, с - частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин - коэффициент тактности - часовой расход топлива, кг/ч - низшая теплотворная способность топлива, кДж/кг - эффективная мощность двигателя, кВт - среднее эффективное давление, Па - удельный эффективный расход топлива, г/кВт ч - эффективный коэффициент полезного действия - крутящий момент двигателя, кН м - мощность механических потерь, кВт - механический коэффициент полезного действия - коэффициент избытка воздуха - давление наддувочного воздуха, Па - температура отработавших газов, К - коэффициент момента гребного винта
ВГШ – верхняя головка шатуна ВОД – высокооборотный двигатель ВМТ – верхняя мертвая точка ВТО – высокотемпературное охлаждение ГРМ – газораспределительный механизм ГТУ – газотурбинная установка ДВС – двигатель внутреннего сгорания ДПО – двигатель повышенной оборотности
КВ – коленчатый вал КПД – коэффициент полезного действия КШМ – кривошипно-шатунный механизм МЗН – маслозакачивающий насос МОД – малооборотный двигатель НГШ – нижняя головка шатуна НМТ – нижняя мертвая точка ОНВ – охладитель наддувочного воздуха САР – система автоматического регулирования СОД – среднеоборотный двигатель СЭУ – судовая энергетическая установка ТНВД – топливный насос высокого давления ЦПГ – цилиндро-поршневая группа ЭБУ – электронный блок управления ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее издание является продолжением материалов, изложенных в пособии «Курс лекций для студентов специальности 180403 «Судовождение» по дисциплине «Судовые энергетические установки», часть 1», в котором были рассмотрены теоретические основы работы энергетического оборудования СЭУ. Среди всех возможных видов тепловых двигателей в транспортной энергетике наибольшее распространение получили установки с поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Главенствующее положение поршневых ДВС обусловлено рядом их неоспоримых преимуществ по сравнению с другими известными тепловыми машинами. Во-первых, благодаря особенностям организации рабочего процесса, в цилиндре поршневого ДВС достигаются крайне высокие уровни максимальных температур цикла, обеспечение которых в циклах иных тепловых двигателей на практике представляется весьма затруднительным. Это, в свою очередь, предопределяет возможность получения высокой топливной экономичности ДВС в связи с высоким уровнем термического коэффициента полезного действия цикла даже при относительно малых агрегатных мощностях установки. Во-вторых, не смотря на высокие максимальные температуры цикла поршневого двигателя, благодаря цикличности его работы, средние температуры цикла и, как следствие, температуры деталей двигателей оказываются умеренными. А это означает, что конструкция двигателя практически не требует использования специальных дорогостоящих трудно обрабатываемых жаропрочных конструкционных материалов. Таким образом, стоимость производства ДВС определяется, в том числе, дешевыми распространенными конструкционными материалами. В тоже время, умеренная теплонапряженность конструкции позволяет достигнуть высоких ресурсных показателей и показателей надежности конструкций.
В-третьих, стоимость производства ДВС, с учетом вышесказанного, также сокращается ввиду использования апробированных конструкций и технологий, а также отлаженного массового или серийного производства, что положительно отражается на ценах, установленных на двигатели. В-четвертых, накопленный производителями огромный опыт, расчета, конструирования и эксплуатации поршневых двигателей внутреннего сгорания, а также быстрое развитие микропроцессорной техники позволяет оптимизировать протекание внутрицилиндровых процессов с точки зрения достижения высокой экономичности и экологичности использования ДВС за счет использования электронных систем управления процессами. В-пятых, в настоящее время поршневые ДВС достаточно легко поддаются автоматизации процессов управления, что позволяет значительно снизить эксплуатационные затраты. Предложенный перечень преимуществ можно продолжить и далее, упомянув, к примеру, такие преимущества, как многотопливность, высокие удельные мощностные показатели, относительную простоту согласования характеристик двигателя с характеристиками нагрузки и т.д. Исходя и вышесказанного, можно констатировать, что в настоящее время поршневые двигатели внутреннего сгорания обладают всеми необходимыми качествами для успешной конкуренции с другими видами тепловых двигателей в ближайшей перспективе и обозримом будущем. В этой связи в настоящем пособии предлагается рассмотреть основы конструкции и отдельные конструктивные особенности ДВС, используемых в подавляющем большинстве случаев в качестве современных главных и вспомогательных энергетических установок, для генерирования требуемых видов энергии на судах морского и речного флота. Л е к ц и я № 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|