Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ДПО – двигатель повышенной оборотности




Г. Е. Живлюк

А. П. Петров

Судовые энергетические установки

Ч а с т ь 2

 

Конструкция главных и вспомогательных двигателей энергетической установки, их параметры и характеристики


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА»

Г. Е. Живлюк, А. П. Петров

СУДОВЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВК

Ч а с т ь 2

 

Конструкция главных и вспомогательных двигателей энергетической установки, их параметры и характеристики

Санкт-Петербург

 

УДК 629.892.004.18

ББК 39.471

Ж66

 

Р е ц е н з е н т

Кандидат технических наук, доцент кафедры СЭУ, ТС и Т

Государственного университета морского и речного флота

имени адмирала С. О. Макарова

А.И. Недошивин

 

 

Живлюк Г.Е., Петров А.П.

Ж66 Судовые энергетические установки: Ч. 2: (Конструкция главных и вспомогательных двигателей энергетической установки, их параметры и характеристики. Курс лекций: учебно-методическое пособие – СПб.: ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2014. – 130с.

 

 

В настоящем методическом пособии содержится необходимая информация для изучения курса «Судовые энергетические установки (СЭУ)». Рассматриваются основные принципы конструкций главных и вспомогательных двигателей судовых энергетических установок, а также основные параметры и характеристики работы современных СЭУ.

Предназначены для студентов специальности 180403 «Судовождение», могут быть полезны для студентов специальностей 180405.65 «Эксплуатация судовых энергетических установок, 180407.65 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», а также для обучающихся по программам бакалавриата по направлению 180100.62 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» по профилям «Судовые энергетические установки» и «Кораблестроение».

 

УДК 629. 892. 004. 18

ББК 39.471

©Живлюк Г. Е., Петров А. П., 2014

©Государственный университет морского и речного

флота имени адмирала С.О. Макарова, 2014


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

- среднее индикаторное давление, Па

- индикаторная мощность, кВт

- индикаторный коэффициент полезного действия

- удельный индикаторный расход топлива, г/кВт ч

- индикаторная работа цикла, Дж

- рабочий объем двигателя, м3

- ход поршня, м

- угол поворота коленчатого вала

- радиус кривошипа, м

- безразмерная длина шатуна

- количество цилиндров двигателя

- продолжительность цикла, с

- частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин

- коэффициент тактности

- часовой расход топлива, кг/ч

- низшая теплотворная способность топлива, кДж/кг

- эффективная мощность двигателя, кВт

- среднее эффективное давление, Па

- удельный эффективный расход топлива, г/кВт ч

- эффективный коэффициент полезного действия

- крутящий момент двигателя, кН м

- мощность механических потерь, кВт

- механический коэффициент полезного действия

- коэффициент избытка воздуха

- давление наддувочного воздуха, Па

- температура отработавших газов, К

- коэффициент момента гребного винта

 

ВГШ – верхняя головка шатуна

ВОД – высокооборотный двигатель

ВМТ – верхняя мертвая точка

ВТО – высокотемпературное охлаждение

ГРМ – газораспределительный механизм

ГТУ – газотурбинная установка

ДВС – двигатель внутреннего сгорания

ДПО – двигатель повышенной оборотности

КВ – коленчатый вал

КПД – коэффициент полезного действия

КШМ – кривошипно-шатунный механизм

МЗН – маслозакачивающий насос

МОД – малооборотный двигатель

НГШ – нижняя головка шатуна

НМТ – нижняя мертвая точка

ОНВ – охладитель наддувочного воздуха

САР – система автоматического регулирования

СОД – среднеоборотный двигатель

СЭУ – судовая энергетическая установка

ТНВД – топливный насос высокого давления

ЦПГ – цилиндро-поршневая группа

ЭБУ – электронный блок управления


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее издание является продолжением материалов, изложенных в пособии «Курс лекций для студентов специальности 180403 «Судовождение» по дисциплине «Судовые энергетические установки», часть 1», в котором были рассмотрены теоретические основы работы энергетического оборудования СЭУ.

Среди всех возможных видов тепловых двигателей в транспортной энергетике наибольшее распространение получили установки с поршневыми двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Главенствующее положение поршневых ДВС обусловлено рядом их неоспоримых преимуществ по сравнению с другими известными тепловыми машинами.

Во-первых, благодаря особенностям организации рабочего процесса, в цилиндре поршневого ДВС достигаются крайне высокие уровни максимальных температур цикла, обеспечение которых в циклах иных тепловых двигателей на практике представляется весьма затруднительным. Это, в свою очередь, предопределяет возможность получения высокой топливной экономичности ДВС в связи с высоким уровнем термического коэффициента полезного действия цикла даже при относительно малых агрегатных мощностях установки.

Во-вторых, не смотря на высокие максимальные температуры цикла поршневого двигателя, благодаря цикличности его работы, средние температуры цикла и, как следствие, температуры деталей двигателей оказываются умеренными. А это означает, что конструкция двигателя практически не требует использования специальных дорогостоящих трудно обрабатываемых жаропрочных конструкционных материалов. Таким образом, стоимость производства ДВС определяется, в том числе, дешевыми распространенными конструкционными материалами. В тоже время, умеренная теплонапряженность конструкции позволяет достигнуть высоких ресурсных показателей и показателей надежности конструкций.

В-третьих, стоимость производства ДВС, с учетом вышесказанного, также сокращается ввиду использования апробированных конструкций и технологий, а также отлаженного массового или серийного производства, что положительно отражается на ценах, установленных на двигатели.

В-четвертых, накопленный производителями огромный опыт, расчета, конструирования и эксплуатации поршневых двигателей внутреннего сгорания, а также быстрое развитие микропроцессорной техники позволяет оптимизировать протекание внутрицилиндровых процессов с точки зрения достижения высокой экономичности и экологичности использования ДВС за счет использования электронных систем управления процессами.

В-пятых, в настоящее время поршневые ДВС достаточно легко поддаются автоматизации процессов управления, что позволяет значительно снизить эксплуатационные затраты.

Предложенный перечень преимуществ можно продолжить и далее, упомянув, к примеру, такие преимущества, как многотопливность, высокие удельные мощностные показатели, относительную простоту согласования характеристик двигателя с характеристиками нагрузки и т.д.

Исходя и вышесказанного, можно констатировать, что в настоящее время поршневые двигатели внутреннего сгорания обладают всеми необходимыми качествами для успешной конкуренции с другими видами тепловых двигателей в ближайшей перспективе и обозримом будущем. В этой связи в настоящем пособии предлагается рассмотреть основы конструкции и отдельные конструктивные особенности ДВС, используемых в подавляющем большинстве случаев в качестве современных главных и вспомогательных энергетических установок, для генерирования требуемых видов энергии на судах морского и речного флота.


Л е к ц и я № 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...