Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Источники права. Нормы права




Источники права – это внешняя форма выражения правовых норм. Юридическая наука различает следующие виды форм права:

- правовой обычай;

- юридический прецедент, судебный или административный;

- нормативно – правовой акт;

- нормативный договор.

Обычай был основным источником права в догосударственный период. В условиях государственного порядка роль правовых обычаев уменьшилась за счет появления и развития других форм права.

Обычай – это сложившееся правило поведения, которое существует и применяется длительное время и выступает регулятором общественных отношений. Однако не все обычаи становятся правовыми. Правовым обычаем как формой права являются лишь те нормы, руководствоваться которыми разрешено в других источниках.

Сфера применения обычая в России традиционно была не очень велика. Только гражданское законодательство закрепило данную форму права. Гражданский кодекс ЛНР определил обычай делового оборота как источник гражданского права. Гражданское законодательство определило также требования, предъявляемые к обычаям делового оборота, позволяющим им рассматриваться в качестве источника права. Такими признаками являются:

- не быть предусмотренными законом;

- не противоречить договору;

- не противоречить законодательству;

- может иметь письменное или устное закрепление;

- сфера применения обычая делового оборота – предпринимательская деятельность.

Таким образом, обычай делового оборота – это совокупность правил поведения, которые сложились в предпринимательской деятельности, не закрепленные ни в нормативном правовом акте, ни в договоре, и не противоречащие им. Условием применения данной формы права является обоюдная осведомленность сторон о соответствующем обычае в диспозитивной норме законодательства на правомочие сторон использовать в конкретных отношениях обычай делового оборота.

Судебный прецедент традиционно применяется в качестве источника права в странах англо – саксонской правовой семьи.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, обязательное для решения аналогичных дел в последующем этим же судом либо судами, равными или нижестоящими по отношению к нему. Для того, чтобы прецедент приобрел обязательный характер необходимо обязательное его опубликование.

Судебный прецедент признается источником права в таких государствах как Англия, США, Канада, Северная Ирландия и др.

Решения судов в современных государствах, не относящихся к англо-саксонской правовой системе, не признаются формами права. Суд в таких системах не творит право, а применяет уже существующее в других формах (нормативно-правовой акт, правовой обычай).

Источником права романно – германской правовой семьи является нормативно – правовой акт.

Нормативно - правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления…), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Признаками нормативно – правового акта являются:

- это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру и необходимые реквизиты (дату, номер, наименование и т. п. );

- издается уполномоченным субъектом. Каждому субъекту предоставлена определенная форма акта, в котором он воплощает свои предписания;

- правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена специальными нормативными актами, определяющими их правовой статус;

- регулирует определенную сферу общественных отношений.

Виды нормативно – правовых актов.

Классифицировать нормативные акты можно по различным основаниям. Существенное значение имеет классификация нормативных актов по юридической силе и субъектам государственного правотворчества. Юридическая сила является особым свойством нормативно – правового акта. Она определяет его место и роль в системе законодательства и зависит от полномочий органа, его издавшего. В зависимости от юридической силы все нормативные акты можно разделить на две группы: законы и подзаконные нормативные акты.

Закон – это правовой акт, издаваемый законодательным (Представительным) органом государственной власти. Закону присущи следующие признаки:

- принимается законодательным органом или путем референдума;

- регулирует наиболее важные общественные отношения;

- обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

- принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

- характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования.

Особое место в системе законов принадлежит Конституции. Конституция – это акт, обладающий наивысшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества. Конституция обладает учредительным характером, ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных актов государства.

На основе и в соответствии с Конституцией принимаются все иные законы. Наиболее многочисленную группу законов составляют Государственные законы. Эти акты различны по своему содержанию, объему и предмету правового регулирования. Разновидностью федеральных законов является кодекс.

Кодекс – это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений. Кодекс является основным законодательным актом в той или иной сфере, все иные акты данной отрасли права находятся в определенном соотношении с ним. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

В систему законодательства федеративных государств, например РФ, входят также законы субъектов РФ. Закон субъекта РФ – это нормативно – правовой акт, принимаемый законодательным органом субъекта Российской федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта РФ.

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают Указы Главы ЛНР. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые определены Конституцией ЛНР.

Правительство ЛНР издает постановления. Постановления принимаются на основе Конституции ЛНР, законов, нормативных актов Главы ЛНР.

Акты органов государственной исполнительной власти издаются министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами. Все акты государственных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции ЛНР. Условием их действия является официальное опубликование.

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Закон вступает в силу одновременно на всей территории ЛНР по истечении 10 дней после его официального опубликования, если самими законом не установлен другой порядок вступления его в силу. Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т. е. он не должен распространяться на те, отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) по следующим основаниям:

а) по истечении срока действия акта, на который он был принят;

б) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

в) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Подзаконные нормативно – правовые акты. Принимаются органами исполнительной власти в целях детализации положений законодательных актов, а также в целях устранения пробельности в законодательстве. Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают Указы Главаа ЛНР. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые определены Конституцией ЛНР.

Правительство ЛНР издает постановления. Постановления принимаются на основе Конституции ЛНР, законов, нормативных актов Главы ЛНР.

Акты государственных органов исполнительной власти издаются министерствами, государственными комитетами, государственными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами. Все акты государственных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции ЛНР. Условием их действия является официальное опубликование.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией ЛНР понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория дипломатических представительств за рубежом, суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся за пределами ЛНР.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рас­смотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по не­которым делам о наследстве допускается использование ино­странного законодательства.

По общему правилу, действие НПА на определенных территориях распространяется на всех лиц, проживающих на этой территории. На территории ЛНР нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц. Есть исключения, когда действие НПА по кругу лиц не совпадает с их действием по территории. Это, например, иностранцы, пользующиеся правилом дипломатического иммунитета на территории другого государства. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если они совершают правонарушения, вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем. Некоторые национальные НПА вообще не распространяются на иностранцев, например акты о выборах в органы государства. НПА могут распространять свое действие не на всех граждан и должностных лиц, а только на определенные категории - военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других. В этом случае круг лиц четко определяется в НПА.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.

Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:

а) социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

б) норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

в) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие:

· это правила поведения людей в обществе;

· нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому);

· создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов.

По содержанию сферы регулируемых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п.

По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно).

По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Важнейшее место в системе социальных норм занимают нормы права.

Под нормой права понимается общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного принуждения и регулирующее общественные отношения.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов; любая норма закреплена в нормативно-правовом акте);

3) связь с государством и гарантированность государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права).

Таким образом, норма права – это юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентных государственных органов, закрепленное или санкционируемое в официальном акте и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...