Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.
Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.
В 5-9 классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями
III. Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5 го по 9-й класс составляет 21час (5-й класс – (5)6;6 -й класс –(5)6; 7-й класс –4; 8-й и 9-й классы – по 3 часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.
Личностные результаты освоения русского языка:
ü понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа
ü осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него
ü достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Метапредметные результаты освоения русского языка:
ü владение всеми видами речевой деятельности:
ü применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне(на уроках иностранного языка, литературы и др.);
ü коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского языка:
ü представление об основных функциях языка;
ü усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
ü освоение базовых понятий лингвистики:
ü язык и речь,
ü жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
ü текст, типы текста;
ü основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
ü овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка основными нормами русского литературного языка; основными нормами русского литературного языка; нормами речевого этикета
ü проведение различных видов анализа слова
ü понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
ü осознание эстетической функции родного яз
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» в 5 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2011 г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 5 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. К данному варианту программы прилагается методическое пособие О. В. Беляевой, О. А. Даценко «Универсальные поурочные разработки по русскому языку, 5 класс». – Москва «ВАКО», 2007 г. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 210 часов (из расчёта 6 уроков в неделю). Из них 41 на развитие речи.
В рабочей программе более полно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».
Содержание дисциплины
Разделы науки о языке
Дидактические единицы, которые введены в рабочую программу
Общие сведения о языке
Язык – важнейшее средство общения в определённом национальном коллективе
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Основные признаки словосочетаний: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Понятие вводных слов.
Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.
Фонетика
Орфоэпия
Фонетическая транскрипция. Изменение звуков в потоке речи. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука и анализ звука в потоке речи. Орфоэпия как наука о языке. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Лексикология
Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Основные виды тропов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Оценка своей и собственной речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфемика
Отличие морфемы от других языковых единиц. Основные выразительные средства морфемики. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приёмов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.
Грамматика
Морфология
Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Имя существительное
Имена существительные общего рода. Правильное употребление имени существительного в речи.
Имя прилагательное
Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Правильное употребление имени прилагательного в речи.
Глагол
Правильное употребление глаголов в речи.
Основные цели обучения в 5-м классе:
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5-го класса.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5-м классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
Речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации.
Литература
Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5-ый класс. – М.: ВАКО, 2007
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – СПб., 2004
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
Введенская Л. А. От собственных имён к нарицательным / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников, - М., 1989.
Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. – М., 1985.
Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. – М., 1991.
Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.
Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. – М., 1994.
Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка / Л. К. Скороход. – М., 1990.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык».
№
Наименование
разделов и тем
Максимальная
нагрузка учащегося, ч.
Из них на развитие
речи,ч.
Контрольные
диктанты, контрольные работы и тесты
Сочинения
Изложения
1.
Общие сведения о языке.
-
-
-
2.
Повторение пройденного в 1-4 классах.
3.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
4.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи.
-
5.
Лексикология. Культура речи
6.
Морфемика. Орфография. Культура речи
7.
Морфология. Орфография. Культура речи
8.
Повторение и систематизация изученного
-
-
-
9.
Итого
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
№
Наименование разделов и тем
Вид заня-
тия
Кол-во
часов
Виды самостоятельной работы
Дом. зад.
Дата
прове-дения
по плану
Дата
прове-дения фактически
Общие сведения о языке.
2+1
1.
Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. №1, 2, 3, 4.
Урок усвоения новых знаний
Объяснительный диктант
Упр. 10.
2.
Наука о русском языке, её основные разделы.
Урок усвоения новых знаний
Устное высказыва-ние: когда и как служит нам язык
Найти высказывание о русском языке, выучить его наизусть.
3.
Рр Стили речи. №5.
Урок развития речи
Работа с текстами, определение стилей.
№5, Найти в школьных учебниках текст научного стиля, в хрестоматии по литературе текст художественного текста.
Повторение пройденного в 1-4 классах.
20+6
4.
Звуки и буквы. Произношение и правописание. №6.
Урок повторения и закрепле-ния изученного
Фонетиче-ский разбор
№6, упр. 22.
5.
Орфограмма. №7.
Урок закрепле-ния изученного
Предупреди-тельный, объяснительный диктант
№7, упр. 27.
6.
Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. №8.
Повтори-тельно-обобща-ющий урок
Словарный диктант
№8, упр. 38.
7.
Правописание проверяемых согласных в корне слова. №9.