Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цикл 3 «гимнография великого поста и страстной седмицы»

Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ 3 «ГИМНОГРАФИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА И СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ»

ТЕМА 3.5.6. Страстная Седмица. Великая Суббота.

Из работ архим. Саввы Мажуко

Вечером совершается красивейшая служба, которую в народе называют «отпевание Плащаницы». Правильно – «утреня Великой Субботы». Это уже служба следующего дня, поэтому в монастырских храмах ее служат поздно ночью или рано утром.

Утреня начинается обычным шестопсалмием. Но на пении тропарей «Благообразный Иосиф» совершается каждение всего храма, и священники выходят к Плащанице. Там читается семнадцатая кафизма, стихи которой перемежаются крошечными молитвенными репликами, скорее даже восклицаниями на погребение Спасителя. Это очень древние тексты. Каждый – плод созерцательного усилия настоящих богословов-молитвенников.

Жемчужина этой службы – знаменитый канон «Волною морскою». Это небольшой текст, у которого целых три автора: с первой по пятую песни – творение Марка, епископа Идрунтского, с шестой по девятую – святого Космы Маиумского. А красивейшие ирмосы канона написала мудрейшая инокиня Кассия. Девятый ирмос канона и дал название той самой редчайшей из икон Богоматери:

Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына! Востану бо и прославлюся! и вознесу со славою непрестанно яко Богверою и любовию тя величающия.

Этот ирмос мы услышим еще не раз в эти дни. Это Христос обращается к Своей Матери. И снова – ни слова о том, как Ей тяжело, как Ей больно. Просто – «не рыдай». Мне кажется, такое могла написать только мудрая женщина, настоящая молитвенница и богослов, какой и была святая инокиня Кассия.

Но если вы достоите эту службу до конца, увидите нечто совсем невероятное. После чтения канона и пения стихир хор неожиданно для такого скорбного дня начинает петь Великое Славословие. Священники выходят к Плащанице и при пении «Святый Боже» отправляются на Крестный ход вокруг храма с Плащаницей и хоругвями. Облачение в этот день – черное. В руках у молящихся свечи, которые уже горели на Страстных Евангелиях. Все поют погребальное «Святый Боже», потому что так мы входим в пугливый и торопливый ручеек шествия мироносиц и последних учеников, которые несли тело Христа к погребальной пещере.

Но шествие это вовсе не скорбное. Вот что удивительно. «Пеплом» черных облачений не очень прикрыто предчувствие пасхальной вести. Когда все возвращаются в храм и кладут Плащаницу на гроб, начинается чтение отрывков из пророка Иезекииля и послания к Коринфянам, которого ждут все знатоки церковной службы. Эти тексты дают читать самым надежным и выразительным чтецам.

У Иезекииля – про кости, которые оживут. Очень красочный и бодрящий текст! А послание к Коринфянам уже не скрывает радости о грядущем Воскресении. Апогей чтения – аллилуарий. Дьякон «раширяется» на всю церковь:

Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.

И хор отвечает обычно самым шумным, самым громким и несдержанным «Аллилуия», какое только можно спеть. Лучше, если это «Аллилуия» запоет весь храм, во весь голос! В этот момент нельзя сдерживаться! Надо как следует пошуметь! От всего сердца!

Вместо обычных двух стишков в этом аллилуарии их целых три, и все очень бодрые. После этого «буйного» пения читается отрывок из Евангелия от Матфея. В древности Евангелие всегда читалось после Великого Славословия, и только утреня Великой Субботы сохранила этот красивый обычай.

Христос во гробе. Осталось всего несколько часов, и мы услышим радостный пасхальный призыв. Подождите. Не надо говорить. Не торопитесь.

Пока еще рано.

Пока еще помолчим.

Послушаем тишину.

Войдем в покой Великой Субботы.

_ _ _

Жизнь Христа началась в пещере. В пещере завершился Его путь на земле. В ночь Рождества Бог нашел приют в пещере пастухов. В ночь Распятия пещера ученика дала приют бездомному Владыке. Рождество в пещере предсказало субботний покой погребения.

В пещере Рождества над Младенцем склонялась Мария, а старец Иосиф пеленал беззащитного Бога. В пещере покоя обнимала Мария уснувшего Сына, и другой Иосиф бережно прятал Его тело в погребальные пелены. Первый Иосиф посвятил Богу свою старость, второй Иосиф уступил Богу свой гроб.

Икона Рождества – откровение о Плащанице.

Заповедь о субботе – пророчество о субботнем покое Творца.

Бог в своей последней колыбели.

Великая Суббота – суббота покоя и молчания. Лишь раз в году поется на литургии вместо «Херувимской песни» торжественный и строгий гимн с призывом к молчанию:

Да молчит всякая плоть человеча,и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет! Царь бо царствующих и Господь господствующихприходит заклатися и датися в снедь верным.

Но в этом молчании нет суровой безнадежности. Это безмолвие, чреватое жизнью и радостью. Присмотритесь хорошенько к литургии Великой Субботы – среди пепла черных риз притаилась живая радость.

Начинают службу в черных облачениях. Идут из алтаря к Царским вратам с Евангелием, степенно проходя мимо Плащаницы. Не возглашая прокимна, начинают читать длинные паремии. Пятнадцать огромных отрывков из Ветхого Завета. Полностью их прочитывают только на крещальной литургии, чтобы занять молящихся, пока священник крестит оглашенных. Поэтому на литургии Святой Субботы вместо «Святый Боже» всегда поют «Елицы во Христа крестистеся».

И вот читают Апостол. Он тоже крещальный – знаменитый отрывок из послания к Римлянам. А после Апостола – самое интересное! – момент, которого я жду весь Великий пост. Во время чтения что-то происходит в алтаре, а чтец, прочитав девяносто первое зачало, вместо того, чтобы возглашать привычное «Аллилуия», закрывает Апостол и молча уходит. К Плащанице выходят певчие и начинают петь удивительные по красоте стихи:

Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех.

Невозможно передать, как же утешительно слышать это нежное пение! Но вы смотрите не на певчих, а на алтарь, потому что во время чтения Апостола священники успели переоблачиться в белые ризы. И вот весь в белом выходит батюшка, а в руках у него – икона «Сошествие во ад» или «Воскресение Христово». По белорусскому обычаю эту икону у нас священник несет в рушнике – в вышитом длинном полотенце – уютно, по-домашнему. Певчие поют свои стишки, им вторит хор, а батюшка величественно и основательно благословляет всех самой утешительной из православных икон.

Как же это здорово – дожить до Пасхи! Увидеть образ Христа – Победителя смерти! Услышать пение, зовущее Пасху!

В древности эту литургию совершали в субботу вечером, за несколько часов до пасхальной службы. Причастившись, братия не расходилась из церкви. В память об этом обычае у нас осталось благословение хлеба и вина в конце субботней литургии.

По отпусте же не исходим из церкве, но сидим на местех наших. И входит келарь и дает братии по единому укруху хлеба и по шести смоквей или фиников и по единому красовулю вина. Нам же возлежащим бывает чтение великое в Деяниих святых апостол.

Если вы придете в храм незадолго до пасхальной заутрени, обязательно услышите чтение книги Деяний. Хорошо, когда эту великую книгу читают сами прихожане, сменяя друг друга, как бы приобщаясь к апостольскому труду проповеди Пасхи.

Великая Суббота – белая суббота. В белом облачении начинают петь субботнюю полунощницу – именно эта служба стоит на границе Страстной седмицы и пасхальных времен. Такая полунощница бывает только раз в году. Нельзя пропустить! Священник в белых ризах читает перед Плащаницей канон утрени Великой Субботы. Когда хор повторяет ирмос инокини Кассии «Не рыдай Мене, Мати», священник крестится, целует Плащаницу, и на словах «востану бо и прославлюся» подымает Плащаницу и торжественно заносит ее в алтарь. Она будет лежать на Престоле весь пасхальный период как символ опустевшего гроба, осиротевших погребальных пелен.

В белых ризах священники начинают и пасхальную заутреню. Только потом, на пасхальной литургии они переоблачатся в воскресные красные ризы. И вот начинается от алтаря Крестный ход. Священники запевают воскресную стихиру, а все прихожане обязательно ее подхватывают:

Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподобичистым сердцем Тебе славити.

Это еще не Пасха. Это просьба о Пасхе. Белый призыв к Победителю смерти.

Идем среди огоньков свечей белым крестным ходом, след в след за мироносицами, которые нетерпеливо ждали пробуждения субботнего покоя. Двери храма закрыты. Пещера завалена камнем. Но мы смело идем за неспящими девами.

Пещера Рождества стала входом Бога в сотворенный мир.

Пещера погребения – ворота, прорубленные Богом в темницы ада.

Кого увидели мироносицы у входа в пещеру?

Кто беспечно сидел у пустой колыбели Бога?

Что сказал Марии лучший из садовников?

Скоро об этом закричит весь свет!

--------------

К поэтике литургической поэзии. Да молчит всякая плоть. Песнь приношения в Великую Субботу. Фрагмент книги: Ольга Седакова. Мариины слезы. К поэтике литургических песнопений. Дух i Лiтера, 2017. См. также второе издание: Ольга Седакова. Мариины слезы. Комментарии к православному богослужению. Поэтика литургических песнопений. Благочестие, 2017.
Церковнославянский: Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным.   Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Перевод Ольги Седаковой: Да молчит всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе не помышляет: ибо Царь царствующих и Господь господствующих идет на заклание отдать Себя в пищу верным.   Предваряют Его сонмы Ангелов со всеми Началами и Властями (1): многоочитые Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица свои и воспевая песнь: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия»

(1) Этот стих μετὰ πάσης ἀρχῆς καὶ ἐξουσίας допускает двойное чтение: можно понять его как именования двух ангельских чинов небесной иерархии (наш вариант перевода) – или, «со строчной буквы», как описание ангельских сонмов «со всяким их начальством и властью», как переводит иеромонах Амвросий (Тимрот).

Среди трех Песней входа – «Иже Херувимы», «Ныне Силы Небесныя» и «Да молчит всякая плоть» – эта, звучащая единственный раз в году, на литургии Великой Субботы, самая трепетная и самая «небесная». Первые же ее слова требуют от смертной плоти, от всего земного и человеческого, крайнего отрешения и полного молчания. «Херувимская» сближает небесное и плотское: мы, смертные люди, в своем служении несем образы Херувимов. В «Ныне Силы Небесныя» два эти служения – человеческое, видимое, и ангельское, невидимое – стоят рядом: ангелы «с нами невидимо служат». Но в этой Песни приношения служат исключительно Силы Небесные, а смертные молча, «со страхом и трепетом» (это библейское выражение обычно появляется в эпизодах богоявления, близости Бога) созерцают происходящее. Речь в Песни ведется не от лица «нас» (местоимение «мы» из двух других Песней здесь отсутствует), а как бы «издали».

Плоть на библейском языке может означать все человеческое существо («и будета два в плоть едину» (Быт. 2:24); «и будета оба в плоть едину» (Мф. 19:5) – то есть два человека, муж и жена, станут одним существом). Плоть, кроме того, может означать не только человека, но и всякое сотворенное одушевленное существо. Греческое βροτεία означает «человеческая» в особом аспекте: «смертная», в противоположность бессмертной, божественной. Первый стих Песни, таким образом, можно перевести и так: «Да молчит всякий смертный человек». Он, смертный, становится свидетелем добровольной смерти Бессмертного.

Все три Песни говорят о том, что на литургии совершается невидимо для человеческих глаз: о входе Царя Небесного в окружении ангельских сил. Этот вход исполняет древние пророческие слова псалма: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы… Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс. 23:7–10). Ближе всего цитирует эти стихи песнь «Ныне Силы Небесныя». Но реальное, «осязаемое» ощущение таинственного входа мы чувствуем в словах именно этого песнопения, «Да молчит всякая плоть человеческая».

Итак, человеческому миру в трех этих песнопениях входа отводится разная роль. В «Херувимской» участники призываются таинственно изобразить Херувимов, вместе с Серафимами воспевать песнь Пресвятой Троице и принять Царя – победителя; в «Ныне Силы Небесныя» люди служат вместе с ангелами, но о пении уже ничего не говорится. Нынешняя Песнь начинает с того, что призывает молчать всякую плоть человеческую и стоять со страхом и трепетом, ничего земного в себе не помышляя. Участники литургии здесь – только свидетели таинства, невидимого шествия Небесных Сил к совершению Жертвы, напоминающего о пророческих видениях. Эта Песнь приношения говорит не о моменте победы и триумфа. Принесение Жертвы еще предстоит: Царь царствующих идет, чтобы принести ее, отдать Себя на заклание и – переводя буквально – на съедение верным. Ангельские силы, которые в других песнопениях сопровождают Его, как торжественный эскорт царя-победителя, здесь предваряют Его, идут перед Ним. Замыкает шествие Сам Господь.

«Царь всех» из «Херувимской», «Царь Славы» из «Ныне Силы Небесныя» здесь именуется еще торжественнее: «Царь царствующих и Господь господствующих». Этот оборот, характерный гебраизм (типа «небо небес»: как бы превосходная степень существительного, «самое небесное небо», «самый царствующий царь»), звучит здесь еще и как напоминание о том, что над всякой земной (человеческой, смертной, плотской) властью есть Власть небесная1.

Ангельские силы перечислены по именам: из девяти ангельских чинов названы пять, и последними – ближайшие к Богу «многоочитые Херувимы» (Откр. 4:6–7) и «шестикрылые Серафимы» из видения пророка Исаии (Ис. 6:2–3). Вся эта песнь – как видение в словах.

 
1 Ср. тему суда Божия над судьями, царями, богами в псалмах, в частности, в Пс. 81, переложенном Г. Р. Державиным («Властителям и судиям»).

Священник Федор Людоговский: Великая Суббота – единственная постовая суббота в году. В Великую субботу литургия Василия Великого (последняя в году – следующая будет лишь в Рождественский сочельник) соединяется с вечерней. И хотя у нас по сложившемуся обычаю эта служба ради удобства совершается утром, но само ее соединение с вечерней очевидным образом указывает на то, что время, определенное для нее уставом, – вечер (по указанию Типикона, вечерня должна начаться «о часе десятом дне» – т. е. за два часа до захода солнца). Таким образом, пост (т. е. полное воздержание от пищи) предписывается в этот день вплоть до момента причащения. Такого не бывает ни в какую другую субботу в течение всего года (в том числе и Великим постом): Великая суббота – единственная постовая (в богослужебном отношении) суббота в году.

Литургия начинается с чтения апостольского послания, которое следует за 15 ветхозаветными чтениями (ими заканчивается вечерня) и малой ектеньей. Дальше читается Евангелие и, в целом, следует обычное последование литургии свт. Василия Великого. Конечно, есть и особенности. Одна из них – пение вместо Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!») другого песнопения, слова которого заимствованы из послания апостола Павла к Галатам (3:27): «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия!» – т. е. «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (оделись)». Эти слова поются здесь потому, что в древней Церкви в Великую субботу, накануне Пасхи, совершалось крещение оглашенных.

Еще одна особенность литургии Великой субботы – песнь приношения. Если на более привычной нам литургии свт. Иоанна Златоуста (а равно и на Василиевой литургии в воскресенья Великого поста) во время великого входа поется Херувимская («Иже херувимы тайно образующе…»), то на Страстной мы слышим иные песнопения. В Великий четверг во время великого входа поется «Вечери Твоея тайныя днесь…» (дважды до поминовения Патриарха и предстоящих и еще один раз после). В Великую же субботу звучит песнопение, которое приведено выше – «Да молчит всякая плоть человеча…»

_________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Е.Н. Никулина. Устав и гимнография

 

В Великую Субботу вспоминается погребение Спасителя, сошествие во ад, возвещение там победы над смертью и избавление душ людей, с верой ожидавших Его пришествие, введение разбойника в рай. В богослужении этого дня содержатся и указания на Воскресение Христово.

Утреня Великой субботы по Уставу должна совершаться в 7-й час ночи, то есть около часа пополуночи по нашему времени. Сейчас ее обычно совершают вечером в Великую Пятницу.

Среди богослужебных особенностей этой утрени следует отметить тропари на Бог Господь «Благообразный Иосиф…», «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный…» и «Муроносицам женам…». Первый и третий мы уже слышали на вечерне Великой Пятницы. А второй – «Егда снизшел еси к смерти, Животе Бессмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесные взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе» – это воскресный тропарь 2-го гласа. Он выбран из восьми воскресных тропарей, потому что в нем более чем в других говорится сошествии во ад – главной теме Великой Субботы.

Еще одна особенность утрени Великой Субботы чтение «Непорочнов» с похвалами. «Непорочны» -это 17-я кафизма, которая начинается словами «Блажены непорочнии в путь». А похвалы – это краткие стихи в честь Господа. «Эти похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается Плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение» [46]. Чтение совершается посреди храма, очень торжественно, при открытых царских вратах, с каждением всего храма перед началом чтения. Молящиеся стоят с зажженными свечами.

После 17 кафизмы поются «тропари по непорочнех»: «Ангельский собор удивися…», типичный воскресный текст, напоминание о приближающемся Воскресении Христовом.

Следующая особенность утрени – это «дивное и прекраснейшее творение» православной гимнографии, канон Великой субботы: «Волною морскою» (7, с.265). В нем изображается смятение неба и земли при виде Господа, лежащего во гробе, объясняется значение крестной смерти, погребения Спасителя и сошествия Его во ад (2, с.170). Обратим внимание на знаменитейший ирмос 9-й песни «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Это слова, которыми Господь, по мысли гимнографа, утешил Свою мать еще до Своего Воскресения. С этим ирмосом связана одна икона, которая так и называется «Не рыдай Мене, Мати» (3, с.277).

После канона опять звучат воскресные песнопения: «Свят Господь Бог наш» и «Преблагословенна еси» (на И ныне: хвалитных стихир).

Заключительные слова Великого славословия «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» поются особым протяжным («надгробным») напевом. В это время священнослужители поднимают Плащаницу на свои главы, и, в сопровождении светильников, запрестольного Креста и хоругвей, под печальный перезвон колоколов, начинается крестный ход вокруг храма. Настоятель несет под Плащаницей Евангелие. Этот обряд знаменует погребение Спасителя. Вернувшись в храм, плащаницу подносят к царским вратам, в знак того, что Господь, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был на престоле с Отцом и Святым Духом. Затем, при пении «Благообразный Иосиф», плащаница вновь полагается на середину храма.

После крестного хода возглашается прокимен: «Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради Твоего» и читается паремия из пророка Иезекииля (37:1-14), поразительное видение великого множества сухих костей, оживших по велению Господню – предречение всеобщего воскресения мертвых. Второй прокимен «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца».

Далее читается Апостол (1Кор.5:6-8) и (Гал.3:13-14). Возглашается Аллилуарий, напоминающий нам приближение Пасхи: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» со стихами, и читается Евангелие от Матфея, 12- страстное Евангелие о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи. Затем произносятся сугубая и просительная ектении и отпуст. После него бывает целование плащаницы при пении: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного… «

Литургия св. Василия Великого в Великую субботу должна совершаться позже всех других дней года, по уставу «о часе десятом дне», то есть после 3-х часов пополудни. До ее начала читаются обычные часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны.

Самая литургия начинается вечерней, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресенью, а потому на ней с песнопениями Великой субботы соединяются торжественные воскресные песнопения (напр., первые 3 стихиры на «Господи, воззвах» – это воскресные стихиры 1-го гласа).

Одной из самых ярких особенностей этой литургии является чтение 15-ти паремий, в которых содержатся пророчества о воскресении Христовом, об искуплении человечества, о заключении Нового завета между Богом и людьми. По прочтении 6-й паремии (о переходе через Красное море) торжественно, при открытых царских вратах, произносится первая библейская песнь «Поим Господеви, славно бо прославися». Стихи этой песни произносит чтец, а хор отвечает ему припевом «Славно бо прославися».

После 15-й паремии о трех отроках в печи, прообразующих невредимое исшествие Христа из гроба и ада, таким же образом произносится песнь трех отроков «Господа пойте и превозносите во вся веки».

На этом вечерня заканчивается, и после малой ектении начинается собственно литургия. На этой литургии не поется Трисвятое и Херувимская песнь. Вместо Трисвятого, в память крещения оглашенных, которое приурочивалось в древности к Великой субботе, поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

После чтения Апостола, вместо обычного «Аллилуиа», поется «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» со стихами 81-го псалма. Во время этого пения все священнослужители в алтаре переоблачаются в белые одежды. Меняются также одежды на престоле, жертвеннике и на всех аналоях так, чтобы в храме не оставалось ничего черного.

Диакон в блестящей белой ризе, подобно Ангелу, явившемуся при воскресении Христовом, выходит на середину храма, для чтения Евангелия о Воскресении. Читается Евангелие от Матфея, которое возвещает о землетрясении, бывшем при гробе Господа, о Его воскресении и явлении женам-мироносицам, о бегстве стражей, подкупе их первосвященниками, о явлении

Господа ученикам в Галилее и заповеди идти научить вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (2, с.171).

Вместо Херувимской, единственный раз в году, поется величественная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе [47] и вопиюще песнь: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя».

Задостойник – это ирмос 9 песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе…»

После литургии положено совершать благословение хлеба и вина в память древней традиции -оставаться в храме до пасхальной Утрени, слушая чтение книги Деяний Апостольских. Устав предупреждает о духовной опасности этих предпасхальных часов: «Братиям же всем с

прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернить нерадивыя и многосонливыя монахи» (3, с.287).

По Уставу книга Деяний должна быть целиком прочтена до воскресной полунощницы, последней службы Постной Триоди. Полунощница служится непосредственно перед пасхальной утреней. На этой полунощнице второй раз за Страстную Седмицу читается канон Великой Субботы «Волною морскою». Во время пения ирмоса 9-й песни «Не рыдай, Мене, Мати» Плащаница уносится в алтарь и полагается на престоле. Она будет находиться там 40 дней, до Отдания Пасхи, в память того, что Христос после Своего Воскресения 40 дней пребывал на земле (7, с.267).

 

--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---

М.С. Красовицкая Литургика

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...