Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектурные ансамбли и памятники Санкт- Петербурга




Крупнейший культурно - исторический центр России и туристическая столица державы, Санкт- Петербург был основан волей преобразователя России Петра Великого на землях, возвращенных в результате Северной войны. Город отличается изобилием архитектурных ансамблей, одним из которых является Петропавловская крепость.

Петропавловская крепость — исторический центр Санкт-Петербурга, вокруг которого в течение нескольких десятилетий сложился и вырос один из крупнейших городов нашей России.
Создание Петропавловской, или, как она называлась первоначально, Санкт-Петербургской крепости тесно связано с событиями Северной войны со шведами за освобождение русских земель по берегам Невы и Балтийского моря.
Крепость должна была служить целям обороны возвращенных России берегов Невы, но вскоре утратила военное значение.

Крепость на Заячьем острове, как свидетельствует запись в «Журнале» Петра I, была заложена 16 (27) мая 1703 года. В 1706 году началась замена первоначальных земляных валов каменными укреплениями.
В первой половине XVIII века строительство крепости было завершено. На её территории возведен ряд сооружений, среди них — Петропавловский собор, доминирующий в ансамбле и играющий исключительно важную роль в панораме берегов Невы.
Группа сооружении, входящих в ансамбль крепости, воспринимается как своеобразный и неповторимый комплекс, как единое художественное целое.

С 1718 года Петропавловская крепость стала тюрьмой, в которой содержали политических заключенных. В Трубецком бастионе Петр I допрашивал своего сына Алексея и его приверженцев. Здесь же Алексей умер 26 июня 1718 года.

С конца XVIII века крепость стала местом заключения русских революционеров. 4 сентября 1790 года сюда был доставлен борец против крепостничества А. И. Радищев. В крепостные казематы были заключены участники декабрьского восстания 1825 года. 13 июля 1826 года на валу кронверка были казнены вожди декабристов П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Anocтол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский. Узниками крепости были петрашевцы, а также Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др.
В Трубецком бастионе в 1870–1872 годах было построено здание тюрьмы. Отсюда в 1887 году старший брат В. И. Ленина — А. И. Ульянов был отправлен на казнь в Шлиссельбург. В 1905 году в секретную тюрьму крепости был заключен А. М. Горький.

В 9 часов вечера 25 октября 1917 года из крепости был дан орудийный выстрел, послуживший, как и выстрел с крейсера «Аврора», сигналом к штурму Зимнего дворца. В ночь на 26 октября в крепость были доставлены арестованные министры свергнутого Временного правительства.
В 1922 году Петропавловский собор и Трубецкой бастион превращены в музеи, а в 1966 году приняты меры по превращению крепости в архитектурно-художественный заповедник.[3; 527]

Стрелка Васильевского острова

Своеобразие архитектурного облика Санкт-Петербурга определяется неразрывной связью его важнейших архитектурных ансамблей с водными просторами Невы.
Роль Невы в восприятии городских пейзажей раскрывается особенно наглядно в застройке стрелки Васильевского острова, начатой вскоре после основания города и завершенной в первой четверти XIX века.
Идея создания архитектурного ансамбля на восточной оконечности (стрелке) Васильевского острова возникла ещё в петровское время. Первоначальные проектные предложения, относящиеся к 1716 году, о застройке стрелки жилыми домами были оставлены, и в конце 1710-х — начале 1720-х годов возник проект постройки здесь здания высших правительственных учреждений — «Двенадцати коллегий», а также собора, биржи и гостиного двора.
Проект был осуществлен лишь частично. Вдоль южного берега острова, к востоку от здания коллегий, были построены Кунсткамера и дворец для царицы Прасковьи Федоровны, переданный после её смерти Академии наук. Здания на южном берегу, принадлежавшие Академии наук, образовали своеобразный академический городок. На северном берегу разгружались корабли; здесь находились биржа — место заключения торговых сделок, каменный гостиный двор и ряд жилых домов. Обширная неблагоустроенная площадь разделяла эти два комплекса зданий.
В 1783 году «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга» было решено построить на стрелке здание биржи и новый академический корпус между Кунсткамерой и «Двенадцатью коллегиями». Проекты обоих зданий разработал Д. Кваренги. Позднее на площади близ старого гостиного двора был построен Новобиржевой гостиный двор. Постройка здания биржи по проекту Кваренги была приостановлена в 1787 году. Оставшееся недостроенным, здание было разобрано.
В 1801 году Т. Томон представил свой первый вариант нового здания биржи, а в 1803–1804 годах Л. Д. Захаров создал блестящий проект застройки стрелки, явившийся основой существующей планировки. В ряде вариантов Томон творчески переработал античный образец периптера, т. е. здания, окруженного со всех сторон колоннами. Перед зданием, на площади, Томон установил две ростральные колонны со статуями у подножия.
Художественный эффект всей композиции строился на контрасте мощной горизонтали гранитной набережной со спусками к Неве и центрального доминирующего объема здания биржи с его строгими, величественными колоннадами и вертикалями ростральных колонн. Превосходные по силуэту, они рисуются на фоне неба.

Постройка симметричных корпусов южного и северного пакгаузов, предусмотренных проектом Захарова, и здания таможни, увенчанного башней по аналогии со зданием Кунсткамеры, была осуществлена в 1826- 1832 годах.
С окончанием строительства этих зданий ансамбль стрелки, Васильевского острова был завершен. Частичное искажение ансамбля в конце XIX-начале XX веков (постройка здания Клинического повивально-гинекологического института в 1900–1904 годах) не лишило его целостности, гармоничности и большой впечатляющей силы.
В 1925–1926 годах по проекту архитектора Л. А. Ильина на стрелке распланирован сквер в регулярном стиле.

Адмиралтейство

Здание Главного Адмиралтейства — шедевр русского национального зодчества, одно из высших достижений архитектуры русского классицизма. Облик здания, как и его роль в ансамбле центра города, определился в итоге длительной строительной деятельности на протяжении всего XVIII и первой четверти XIX столетия.
Адмиралтейство — первая русская кораблестроительная верфь на Балтийском море — заложено 5 ноября 1704 года по собственноручному чертежу Петра I. В условиях военного времени возникла необходимость оградить верфь со стороны суши укреплениями — земляным валом с пятью бастионами и рвом перед ним.
Первое петровское Адмиралтейство было фахверковым (мазанковым). В 1711 году в центр здания были встроены каменный корпус Адмиралтейской коллегии и над ним фахверковая башня с часами и шпилем.
Обширные одноэтажные строения располагались «покоем», ограничивая открытое к Неве пространство верфи с доками, эллингами и каналами.

В 1721 году началась замена фахверковых адмиралтейских строений каменными. В 1732 году архитектор И. К. Коробов приступил к перестройке центрального каменного корпуса и к сооружению башни, увенчанной позолоченным шпилем. Работы по перестройке Адмиралтейства и сооружению башни и шпиля были закончены в 1738 году.
В 1783 году в связи с большим пожаром, уничтожившим часть строений Адмиралтейства, было решено перевести его в Кронштадт. Важнейшим мотивом для принятия такого решения была близость Адмиралтейства к Зимнему дворцу и кварталам, застроенным дворцами знати и домами дворянства и купечества. Но реализовать этот замысел не удалось. Вот почему перед строителями, реконструировавшими в начале XIX столетия центральные районы города, возникла необходимость изменить облик столь утилитарного сооружения, примитивного по характеру своей архитектуры, за исключением эффектной башни с её стройным шпилем, увенчанным корабликом-флюгером. Эта задача была решена гениальным русским зодчим А. Д. Захаровым. Новое здание Адмиралтейства было выстроено в строгом классическом стиле. Несмотря на протяжный фасад (более 400м), архитектору удалось избежать монотонности постройки, разделив здание на три части: центральную с башней, украшенной знаменитым шпилем, и боковые, каждая с тремя дорическими портиками. Над аркой входа помещен горельеф «Заведение флота в России!. Скульптурные группы, украшавшие адмиралтейство, изображали мифологических героев, аллегории русских рек, стран света, ветров, акцентируя тему возвеличивания России как морской державы. К сожалению, большая часть из первоначальных 56 скульптур была снята с башни Адмиралтейства в царствование Александра 2 из-за ветхостей и протестов духовенства адмиралтейской церкви.[6; 22]

Зимний дворец

Царские дворцы строились под защитой крепости- верфи, т.е. Адмиралтейства. Первый Зимний дворец Петра I стоял на канале, получившим название Зимняя канавка. Второй Зимний дворец построен был также на этой Зимней канавке, но главным фасадом он был обращен на Неву. В нем, в январе 1725 года, Петр I умер (в комнате первого этажа за нынешним вторым окном, считая от Невы).

Второй Зимний дворец вскоре после смерти Петра, в 1726 — 1727 годах, был расширен, украшен, обогащен по проекту Доменико Трезини. В 1730-х годах для царицы Анны Ивановны Б.-Ф. Растрелли построил новый, четвертый Зимний дворец, перестроив для этого палаты графа Апраксина (они стояли на части территории, занимаемой нынешним Зимним дворцом).
 Дочь Петра 1 — царица «Елисавет» (как она себя именовала) — приказала возвести для нее новый, пятый Зимний дворец. И Растрелли возвел здание деревянного Зимнего дворца, которое на Невской першпективе заняло пространство от Мойки до Малой Морской слободы (Малая морская улица).

После смерти Елизаветы в гардеробах её осталось 15 тысяч платьев, многие тысячи туфель и чулок, а в государственной казне оказалось лишь шесть серебряных рублей. Тем не менее, в царствование её был (за счет доходов, принадлежавших царской казне кабаков) отстроен шестой Зимний дворец.
 Сменивший на троне Елизавету Петр III захотел немедля въехать в новую резиденцию. Но Дворцовая плошадь ещё была загромождена грудами кирпичей, досками, бревнами, бочками с известью и тому подобным строительным мусором.
 Капризный нрав нового царя был известен, и оберполицеймейстер нашел выход: по Петербургу было объявлено, что все обыватели имеют право брать на Дворцовой площади все, что им заблагорассудится. Современник (А. Болотов) пишет в своих мемуарах, что чуть ли ни весь Петербург с тачками, повозками, а кто и с санками (несмотря на близость Пасхи!) прибежал на Дворцовую площадь. Над ней поднялись тучи песка и пыли. Обыватели хватали все: и доски, и кирпичи, и глину, и известь, и бочки… К вечеру площадь была очищена полностью. Торжественному въезду Петра III в новый Зимний дворец ничего не мешало. 


Зимний дворец — одно из грандиозных сооружений в стиле русского барокко. Многие интерьеры дворца принадлежат к числу мировых шедевров. 
Длина здания — почти 200 метров, ширина 160 метров, высота 22 метра, а протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 километра. Во дворце 1057 помещений с площадью полов 46 516 квадратных метров, 117 лестниц, 1 786 две
рей, 1 945 окон. В 1844 году Николай 1 отдал приказ, по которому, частные дома должны были строиться так, чтобы по высоте своей, по крайней мере, на сажень уступать Зимнему дворцу, что призвано было подчеркнуть приоритет и величие царской резиденции. Это правило действовало вплоть до 1905 года. Сад у западного (обращенного к Адмиралтейству) фасада Зимнего дворца был разбит лишь в 1896 году. Раньше на этой площадке происходили разводы караулов. В 1901 году сад обнесли установленной на красном камне-песчанике узорчатой решеткой. 


Любопытен такой факт: после Октябрьского штурма Зимнего дворца, красногвардеец, которому было поручено расставить караулы для охраны Зимнего, решил ознакомиться с расстановкой караулов в дореволюционное время. Он с удивлением узнал, что один из постов издавна находился на ничем не примечательной аллее придворцового сада (царская семья называла его «Собственным» и под этим названием сад был известен петербуржцам). Пытливый красногвардеец выяснил историю этого поста. Оказалось, что как-то царица Екатерина II, выйдя утром на Разводную площадку, увидела там проросший цветочек. Чтобы его не затоптали солдаты и прохожие, Екатерина, вернувшись с прогулки, приказала у цветочка поставить охрану. А когда цветочек увял, царица забыла отменить свой приказ о пребывании караула на этом месте. И с тех пор, около полутораста лет на этом месте стоял караул, хотя уже не было ни цветка, ни царицы Екатерины, ни даже Разводной площадки… 


Ограда Собственного сада в 1920 — 1924 годах была разобрана. Звенья решетки украсили сад имени 9 января за бывшей Нарвской заставой, а блоки красного песчаника, из которых были сделаны пилоны Собственного сада, использовали для оформления цоколя здания, построенного на месте сгоревшего (в дни Февральской революции) дома барона Фредерикса — на углу Почтамтской улицы и Конногвардейского переулка.
 В наше время в Зимнем дворце размещены коллекции Эрмитажа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...