Классификация органов государства.
Классификацию органов государства можно проводить по различным основаниям. По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления. Высшие органы наиболее полно олицетворяют Государственную власть, их властные полномочия распространяются на всю территорию государства. В федеративных государствах высшие органы субъектов федерации распространяют всю власть на территории соответствующих субъектов федерации. Высшие органы государства обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.). Их полномочия распространяются только на эти регионы и территории. Но это отнюдь не умаляет их роли и значения. Местные органы непосредственно связаны с населением и постоянно испытывают на себе воздействие граждан. По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы и указы президента, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство образования).
По особенностям деятельности и порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же—президента. Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые. По срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные—для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей. По способу формирования органы государства бывают выборные и назначаемые. В демократическом государстве доминируют выборные органы. У назначаемых органов и должностных лиц нередко возникает тенденция к отчуждению от общества, народа. В структуре государственных органов выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру. Государственный орган— первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. Признаки органа государства. Орган государства обладает определенной самостоятельностью и автономией, но он является первичной структурной частью единого механизма государства, занимает в нем определенное ему место и взаимосвязан с другими частями механизма.
Орган государства состоит из государственных служащих (чиновников), находящихся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой. Права, обязанности, объем властных правомочий (их правовой статус) определяются законами, другими нормативными актами, конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др. Служащие государственных органов работают на возмездной основе, т. е. получают за свой труд заработную плату согласно занимаемой должности. Орган государства может иметь внутреннюю структуру, состоять из функциональных подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образован орган, и дисциплиной обязательной для всех служащих. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции—государственно-властных полномочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция определяется предметом ведения, т. е. задачами и функциями которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция, порядок и формы ее осуществления юридически закрепляются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Реализация органом государства своей компетенции—это не только его право, но и обязанность. А вот выход государственного органа за пределы своей компетенции не допускается. Государственно-властные полномочия органа государства проявляются в возможности издавать правовые акты—нормативные или правоприменительные• в реализации этих правовых актов путем использования различных методов, в том числе и метода правового принуждения. Орган государства активно участвует в практическом осуществлении функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Принципы организации и деятельности аппарата государства
Государственный аппарат— система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.
Принципы —это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования аппарата государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. Общие принципы принято разделять на две группы. Первая группа. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Принцип гуманизма в формировании и деятельности аппарата государства зиждется на том, что оно—социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного аппарата определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Принцип законности в формировании и действии аппарата государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Вторая группа: Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; Обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; Единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе; Профессионализм и компетентность государственных служащих; Гласность в осуществлении государственной службы; Ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; Сочетание коллегиальности и единоначалия; Экономичность государственной службы. Частные принципы проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного аппарата. Например: Принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, например закрепленный в федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений.
24. Государство в политической системе общества
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|