Применение сезонных пошлин на сахар и рис
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Правительством РФ могут устанавливаться следующие виды пошлин: сезонные и особые виды. Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза и вывоза отдельных товаров. В сентябре 2007 года министерство экономического развития и торговли внесло в правительство проект постановления о введении сезонных пошлин на сахар-сырец. Предполагалось, что пошлина составит $160-220 за тонну. Начиная с декабря 2007 г. Россия ужесточила требования к импорту сахара-сырца, введя сезонную пошлину в размере $220-270/т. Ранее она составляла $140/т. В декабре сезонная пошлина была установлена в размере $220/т. Правительство объявило о том, что она будет сохранена до мая. Как сообщала компания «ПроАгро», в соответствии с Постановлением №671 Российской федерации от 12 октября 2007 г. «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2007 и 2008 годах» на период с 1 декабря 2007 г. до 31 мая 2008 г. в России была установлена пошлина на тростниковый сахар-сырец. Постановление предусматривает, что сезонная пошлина будет отменена, если средняя цена на сырец за месяц на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже достигнет $259,99/т. В период подготовки резолюции, в августе-сентябре 2007 г., стоимость сырца снизилась. За короткий период времени он подешевел с $230/т до $203/т. Международная сахарная организация сообщила о том, что в мире наблюдается избыточное производство, и что избыток сахара превысил 10 млн. т при увеличении запасов, которые достигли 62 млн. т. В то время ожидалось, что цены на сахар будут и дальше снижаться. Позже, в связи с девальвацией доллара, опасениями по поводу возможной экономической рецессии в США и ЕС и ростом стоимости энергоресурсов, резко повысилась инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных товаров, и особенно сахара, который, как считают некоторые аналитики, будет наиболее привлекательным сырьевым товаром в ближайшие 1-2 года. В результате, по прогнозу специалистов Минсельхоза США, инвестиционная деятельность будет способствовать подорожанию сахара.
В январе т.г. средняя цена сахара возросла до $257/т, а в конце февраля достигла $300/т. Трейдеры заинтересованы в увеличении поставок сахара в Россию и отмене сезонной импортной пошлины, что негативно отразится на доходах российских производителей сахарной свеклы. В то же время, это влияние станет заметным не сразу, поскольку до введения сезонной пошлины в стране были накоплены значительные запасы сахара, достаточные для удовлетворения 5-месячного внутреннего спроса. В результате, в кратковременной перспективе дефицит сахара в России не ожидается. По информации Росстата, в декабре прошлого года стоимость сахара составила 13406 руб./т, что на 2% меньше цен годичной давности. В январе стоимость продукции возросла до 13670 руб./т. В то же время, это меньше прогноза «Союзроссахара». Если сезонная пошлина не будет сохранена, импортеры будут заинтересованы в поставке продукции в более поздние месяцы, чем предусмотрено контрактами на ее поставку в апреле. Заключая будущие сделки, импортеры должны будут руководствоваться апрельскими ценами. От момента закупки и отправки сырца из Латинской Америки до его переработки, производства и продажи конечным потребителям в России проходит около 2 месяцев, поэтому конечная продукция поступит на российский рынок лишь в начале июня. Если сезонная пошлина будет отменена раньше, чем предусмотрено резолюцией, производители сахарной свеклы и переработчики будут вынуждены ускорить продажи в марте-апреле. В этом случае запасы сахара до мая резко уменьшатся. Сахара, производимого из импортируемого сырья, будет недостаточно для возобновления запасов, и на рынке возникнет его серьезный дефицит, который будет сопровождаться ростом цен.
Согласно прогнозу «Союзроссахара», в 2010 г. себестоимость сахарной свеклы увеличится в стране на 18%, а себестоимость производства белого сахара из сахарной свеклы возрастет до 15960 руб./т (без НДС). Это вызвано увеличением затрат при производстве свеклы (на энергию, минеральные удобрения, средства защиты растений, пошлины, зарплату, погашение кредитов). Поскольку четкого механизма определения сезонной пошлины не существует, сельхозпроизводители рассматривают возможность уменьшения площадей посева сахарной свеклы на 15%. С учетом сложившихся обстоятельств и резких изменений на мировом рынке сахара, «Союзроссахар» считает необходимым повысить пороговое значение цены на сырец для отмены сезонной пошлины с $259,99/т до $299,99/т. Это позволит сохранить пошлину, поддержать внутренние цены и поможет российским сельхозпроизводителям продать свеклу по выгодным ценам в размере 15-15,5 тыс. руб./т (без НДС). Данная мера также поможет предотвратить сокращение посевов свеклы. Для определения размера сезонной пошлины на сахар-сырец, ввозимый на территорию Российской Федерации в марте 2008 г., «Союзроссахар» произвел расчет его среднемесячной цены на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже за ноябрь 2007 г. - январь т.г. Среднее ее значение составило 10,69 центов за фунт или $235,62/т. Для определения размера сезонной пошлины на сахар-сырец, ввозимый на территорию Российской Федерации в апреле 2008 г., «Союзроссахар» произвел расчет его среднемесячной цены на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже за декабрь 2007 года - февраль т.г. Среднее ее значение составило 11,77 центов за фунт или $259,37/т. В соответствии с этим ставка сезонной таможенной пошлины на импорт сахара-сырца в апреле 2008 г. составит $220/т. Действие ставок сезонных пошлин прекращается ранее установленного срока в случае присоединения России к ВТО либо в случае, если рассчитываемая среднемесячная цена на сахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже превысит $259,99/т. Сезонная пошлина на сахар-сырец будет устанавливаться по специально разработанной шкале, которая учитывает изменения цен на мировом рынке сахара. Пошлина применялась с декабря 2007 года по май 2008 года.
20 марта 2008 года комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике одобрила поправки в постановлении кабинета министров по регулированию сезонных ставок на импорт сахара-сырца. Было принято решение исключить верхний ценовой предел применения данной пошлины. Как пояснил источник в комиссии, «данная сезонная пошлина будет действовать и в мае 2008г.». Кроме того, он сообщил, что российским участникам рынка рекомендовано принять меры по недопущению резкого роста цен на данный товар в мае 2008г. Зимние месяцы традиционно являются пиком ввоза в страну сахара-сырца. Согласно постановлению правительства РФ «О сезонных пошлинах на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара, ввозимые на территорию Российской Федерации в 2007 и 2008гг.», верхний предел пошлины действует на уровне 270 долл./т. Между тем, действие ставок сезонных пошлин, утвержденных постановлением, прекращается ранее установленного срока в случае присоединения РФ к Всемирной торговой организации либо если среднемесячная цена на сахар-сырец в Нью-Йорке превысит 259,99 долл./т. Текущая сезонная пошлина введена на период с 1 декабря 2007г. по 31 мая 2008г. Согласно постановлению, размер пошлины определяется ежемесячно в диапазоне 220-270 долл. за тонну и зависит от средневзвешенной цены на эту продукцию на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Так, например, импортная пошлина на сахар-сырец, ввозимый в РФ, с 1 марта 2008г. установлена на уровне 220 долл./т. Размер пошлины был определен по итогам мониторинга цен на сахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже за ноябрь 2007г. - январь 2008г. Согласно полученным МЭРТ РФ данным, средняя цена за сахар составила 235,62 долл./т. В феврале с.г. пошлина также составляла 220 долл. за одну тонну, а среднемесячная цена была определена на уровне 222,70 долл./т. В соответствии с действующими правилами, при среднемесячной цене на сахар-сырец не менее 198,43 долл./т ввозная ставка устанавливается в размере 220 долл./т; при среднемесячной цене не менее 182,99 долл./т, но не более 198,42 долл./т - 235 долл./т; при среднемесячной цене не менее 99,22 долл./т, но не более 182,98 долл./т - 250 долл.
Плавающая система пошлин на импорт сахара-сырца в РФ действует уже не первый год. До декабря 2007г. ввозная пошлина составляла 140-160 долл. за тонну в зависимости от торгов на сырьевой бирже в Нью-Йорке. Между тем, как сообщалось ранее, участники сахарного рынка России готовы подписать соглашение о самоограничении импорта сахара-сырца под эгидой отраслевого объединения «Союзроссахар». Целью данной инициативы является стремление поднять внутрирыночные цены на сахар до 17 тыс. руб. за тонну. Для сравнения, средняя цена сахара в одном из сахарных субхолдингов в 2007г. составила 15,9 тыс. руб. за тонну против 17,8 тыс. руб. за тонну в 2006г. При этом фактором, ограничившим рост выручки переработчиков сахара, явилось более позднее (по сравнению с ожидаемым) ведение сезонной таможенной пошлины на импорт сахара-сырца - с 1 декабря 2007г. При этом в целом по рынку цены на сахар были ниже 15 тыс. руб. за тонну. Таким образом, инициатива правительства по снятию верхнего предела пошлины на импорт сахара-сырца (тростникового) направлена на стабилизацию цен на внутреннем рынке и защиту отечественного производителя белого (свекловичного) сахара. Глава Минсельхоза Алексей Гордеев сообщал, что площади посевов сахарной свеклы на территории России удвоились, а отечественные производители закупили дорогостоящее оборудование для ее уборки и переработки. По данным Минсельхоза, в России в 2007г. площадь сева сахарной свеклы составила 1 млн га, что соответствует уровню 2006г. Союз сахаропроизводителей России (Союзроссахар) прогнозировал в 2007г. рост конечного производства сахара в РФ на 3,2% - до 6 млн т. В 2006г. этот показатель составил 5 млн 812 тыс. т. Из свекловичного сахара в 2007г. произведено 3 млн 100 тыс. т против 3 млн 182 тыс. в 2006г. Некоторое понижение этого показателя в Союзроссахаре связывают с не вполне благоприятными климатическими условиями 2007г. Между тем, производство сахара из импортируемого сырца составило в 2007г., по предварительным данным, 2 млн 900 тыс. т против 2 млн 630 тыс. т в 2006г. «На рынке во второй половине 2007г. наблюдались спекулятивные настроения, а импортеры и ряд переработчиков стремились «снять сливки» с рынка импортного сахара в преддверии повышения сезонной пошлины 1 декабря 2007г.», - отмечали представители Россахара. Общее потребление сахара в РФ оценивается Союзроссахаром в 5,7 млн т в год, при этом рост этого потребления стимулируется за счет спроса со стороны индустриального сектора.
На сегодня в РФ работают 80 сахароперерабатывающих заводов, при этом 68% производства белого сахара находится в руках шести агрохолдингов. С середины февраля 2009 года в России действуют удвоенные таможенные пошлины на ввоз риса, подстегнувшие рост цен на этот продукт. Рассмотрим как на такие меры российский рынок риса и потребители отреагировали в условиях кризиса. За последние 10 лет пошлины корректировались неоднократно, в итоге они выросли примерно в 20 раз - с 5% от стоимости ввозимой продукции до 160 евро за тонну риса. Каждый раз, когда государство принимало решение об изменении таможенно-тарифной политики, этому предшествовала публикация постановления за 30 дней до его вступления в силу. Данный регламент отвечал цивилизованным отношениям между государством и бизнесом. Импортеры имели время для принятия решений в новых условиях регулирования импорта. Однако в этом году постановление правительства о введении новых пошлин на импорт риса, опубликованное 2 марта 2009 года, вступило в действие «задним числом», а именно, с 15 февраля. Срок, указанный в постановлении, был интерпретирован рядом таможенных органов как основание для начисления таможенных пошлин на уже ввезенный товар, что противоречит общим нормам права. На волне информации о грядущем в феврале глобальном - ожидалось 230 евро за тонну - повышении тарифов ряд импортеров ввез значительный объем риса еще в январе этого года, поэтому, по нашим оценкам, за первые три месяца объем импорта риса превышает среднеквартальные показатели за прошлый год. Согласно рыночной информации, импортировано на 20 тысяч тонн риса больше, чем было бы оптимально для снабжения. Себестоимость риса, импортируемого из стран с преференциальным режимом торговли, была увеличена примерно на 75 евро за тонну (с учетом НДС). Рис, импортируемый из ЕС и США, подорожал примерно на 100 евро. Так как одновременно произошла девальвация рубля по отношению к валютам импортных контрактов, рублевая себестоимость импортного риса увеличилась примерно на 30%. Отечественный рис, находясь в ценовом паритете с импортным, также вырос в цене. Такие цены уже ставят вопрос о степени доступности риса для широких слоев населения. К примеру, если провести параллели с гречневой крупой - второй по значению в общей структуре потребления, то весной 2009 года цена розничной реализации рисовой крупы оказалась в 2 раза выше гречневой. Изменилась конкурентоспособность риса и по отношению к макаронным изделиям. Апрельский мониторинг цен зафиксировал стоимость 900-граммовой пачки риса в размере 60-70 рублей, гречи аналогичного веса - 25-30 рублей, пачки макарон весом 450 грамм - 25-30 рублей. На фоне снижения покупательской способности населения выбор часто остается не в пользу риса. Пока не опубликованы точные статистические данные, но в последний месяц трейдеры и производители фасованной продукции однозначно фиксируют существенное снижение объемов реализации риса, причем как импортного, так и отечественного. Падение спроса несет в себе наибольшую угрозу развитию рисовой отрасли, значительно большую, чем конкуренция с импортным продуктом, который, на самом деле, прямым конкурентом не является. В России выращиваются так называемые «мягкие» сорта риса, относящиеся к короткозерному и среднезерному типам. Импортируются в основном «твердые» длиннозерные сорта. В товарной матрице розничных сетей круглозерный и длиннозерный рис относятся к разным продуктам, так как эти сорта обладают разными потребительскими и кулинарными свойствами. Поэтому значительное сокращение импорта риса при падении спроса не исключает появления избытка круглозерного отечественного риса. Сегодня отечественные сельхозпроизводители и переработчики, понимая это, начинают снижать цены для того, чтобы вернуть покупателя. Цены на мировом рынке стабилизировались и колебания незначительны - до 10%. Мы полагаем, что данная ситуация продержится еще минимум несколько месяцев. Долгосрочный прогноз сделать сложно. Цены будут зависеть, в частности, от природных факторов, влияющих на урожаи в главных странах-производителях. Факторы, влияющие на краткосрочную перспективу, сбалансированы: к примеру, потери части урожая в Пакистане компенсированы отличными урожаями в Латинской Америке и т. д. Российские производители пытаются позиционировать отечественный рис в ценовом паритете с импортным длиннозерным рисом, несмотря на то, что на мировом рынке в последнее время среднезерный рис мягких сортов стоит существенно дороже. Проблема в отсутствии сортовой чистоты производства риса в России, которая лишает отрасль экспортного потенциала. Благодаря протекционистским мерам последних лет отрасль динамично развивается. Мы с пониманием и поддержкой относимся к защите государством отечественного рисоводства. Вопрос лишь в методах и размерах поддержки с точки зрения баланса интересов сельхозпроизводителей, составляющих небольшую часть населения, и интересами всего населения страны. Кроме тарифного и нетарифного регулирования, необходимо шире использовать прямое субсидирование отрасли с тем, что бы рис оставался доступным продуктом для большинства людей. А пока сегодня остается открытым вопрос: кому выгодно введение сезонной пошлины на рис? Государственный таможенный комитет России выступает за оптимизацию ставок таможенных пошлин и расширение практики применения сезонных пошлин. Об этом говорится в материалах, представленных Государственным таможенным комитетом России к парламентским слушаниям «Проблемы законодательного обеспечения развития производства потребительских товаров и регулирования потребительского рынка». В них отмечается, что «защита отечественных товаропроизводителей является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности таможенных органов РФ». Внимание участников слушаний обращается на то, что «применение высоких ставок таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров приносит определенный эффект только в случае реализации государством жесткой протекционистской политики, связанной с необходимостью защиты внутреннего рынка». При этом «попытки использования высоких ставок таможенных пошлин с целью пополнения доходной части федерального бюджета практически в подавляющем большинстве случае в среднесрочной и долгосрочной перспективах оказывались безуспешными». «Введение высоких ставок таможенных пошлин приводит или к нарушению оптимального, с точки зрения собираемости таможенных пошлин, соотношения между уровнем цен на внутреннем рынке и объемом внешнеторгового оборота, или стимулированию деятельности «черного» рынка, отмечается в материалах ГТК. В результате объективным следствием данной ситуации становится либо уклонение импортеров от уплаты таможенных платежей всеми доступными средствами либо практическое полное свертывание торговых операций, что в конечном итоге, и в том и в другом случае, «приводит к сокращению поступлений средств в доходную часть федерального бюджета». При расчете ставок таможенного тарифа, по мнению ГТК, «следует исходить из возможности получения бюджетом максимальных доходов либо непосредственно за счет таможенных пошлин, либо за счет внутренних налогов, уплачиваемых предприятиями, производящими импортозамещающие товары». В ГТК считают необходимым «четко определить товары, в отношении которых должны применяться ставки таможенных пошлин, имеющих именно фискальную функцию». Для этих товаров, по мнению ГТК, размер ставки таможенной пошлины целесообразно устанавливать в размере не более 15 процентов /за исключением отдельных акцизных товаров/». ГТК также выступает за создание благоприятных условий для ввоза на территорию России отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации и успешного функционирования отечественной промышленности. При участии в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин ГТК, в частности, исходит из соблюдения принципа эскалации таможенного тарифа, заключающегося в том, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье и комплектующие элементы, из которых они изготавливаются. Также ГТК исходит из необходимости «обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в РФ отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется». ГТК считает, что, «как минимум, в среднесрочной перспективе /3-5 лет/, применение комбинированных ставок таможенных пошлин будет неизбежным». В связи с этим, основная работа, касающаяся комбинированных ставок, «должна быть сосредоточена на обеспечении наиболее полного соответствия между адвалорными и специфическими составляющими комбинированных ставок, исходя из реального уровня цен на товары, в отношении которых данные ставки установлены». С целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов ГТК считает необходимым «более широко» применять сезонные пошлины, предусмотренные законом «О таможенном тарифе». Большое внимание ГТК придает и разработке нормативной базы и практическому использованию механизма тарифных квот. По мнению ГТК, «использование данного механизма позволит за счет возможностей дифференцирования уровня ставки таможенной пошлины по тому или иному товару в пределах квот, устанавливаемых правительством РФ, значительно повысить гибкость, оперативность, целевую направленную таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Заключение В работе мы рассмотрели тему «Анализ практики применения сезонных пошлин в РФ». К настоящему времени в Российской Федерации сформировалась система защитных пошлин, включающая: · специальные пошлины; · предварительные специальные пошлины; · антидемпинговые пошлины; · предварительные антидемпинговые пошлины; · компенсационные пошлины; · предварительные компенсационные пошлины. Определяя систему обязательных платежей-пошлин, являющихся предметом исследования, отметим, что некоторые из них могут использоваться не только в целях защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, но и во внешнеполитических и даже дипломатических целях. Такое применение особых видов пошлин санкционируется действующим российским законодательством. Так, согласно статье 8 Закона РФ «О таможенном тарифе» специальные пошлины могут быть применены в двух основных случаях: 1) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; 2) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т.д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях и ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка. Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары.
Список использованной литературы 1. Базарова А.С. Таможенные пошлины и налоги // Бухгалтер и закон. - 2007. - № 2. - С. 27-33. 2. Богомолова А.А. Таможенное право. Конспект лекций. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. 3. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: ИКЦ «МарТ», Издательский центр «МарТ», 2007. 4. Гварлиани Т.Е. Налогообложение и таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2007. 5. Завражных М.Л. Таможенное право России. - М.: Омега-Л, 2009. 6. Землянская Н.И. Понятие и правовая сущность таможенной пошлины // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 105-107. 7. Козырин А.Н. Таможенные режимы. - М.: Статут, 2007. 8. Козырин А.Н. Толковый словарь таможенного права. - М.: Городец, 2006. 9. Новиков В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. -М.: РИО РТА, 2006. 10. Таможенный тариф Российской Федерации. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. - М.: Тирекс, 2007. 11. Тимошенко И.В. Таможенное право России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|