Государство и право в учении Августина Блаженного
Политико-правовая проблематика не занимает центрального места в философской системе Августина, однако им были сформулированы важнейшие принципы средневековой этики и философии права. Правовые представления Августина «встроены» в общую систему его взглядов и неотделимы от них. Государство. Вся история человечества рассматривается Августином как противостояние и борьба двух сообществ: земного и небесного, государства дьявольского и Божьего. «Град земной» - это светское государство, причем как старое римское, так и молодые «варварские». В основе «града земного» - борьба людей за материальные блага, за приоритет корыстных личных интересов над общественными. Отличительной чертой граждан «града земного» выступает любовь к себе, доведенная «до презрения к богу». «Град божий» - это духовная общность «божьих избранников», праведников, рассеянных по миру между неправедниками. Члены «града божьего» с помощью церкви объединены между собой не физически, а морально. Их жизнь основана «на любви к богу, доведенная до презрения к себе». Град божий – это условное, символическое обозначение общины праведников, следующих не земным, а божественным установлениям. Пока длится жизнь, эти два града неразличимы для человека, они станут различимы во время второго пришествия Бога. Происхождение государства. Августин разделяет представления античных авторов о возникновении государства в ходе естественной эволюции, но считает, что эти процессы обусловлены божественной волей. В одних случаях бог прямо назначает правителя, в других его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права (опосредованное божественное повеление).
Содержание и цель государства. Согласно учению Августина природа толкает людей к объединению сначала в семьи, затем в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Он выделяет два вида земных государств: государство, как организация насилия по отношению к человеку и христианские государства, где власть основывается на заботе о подданных. Цель христианского государства состоит в: — служении церкви, в помощи небесному граду направлять земной к миру небесному; — насильственном приобщении к христианской церкви, в том числе искоренении ереси вооруженным путем; — поддержании социального порядка. Форма государства. К формам государства Августин проявлял некоторое безразличие. Он повторяет традиционное деление на правильные и неправильные формы, однако использует при этом морально-религиозный принцип. Отсюда в его трудах появляются понятия несправедливая аристократия – клика, несправедливый правитель – тиран. Но ни одной форме он не отдает предпочтения. Выбор формы он считает делом второстепенным. Любая форма правления может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека, то есть соблюдают справедливость. Главная проблема, занимавшая Августина – отношения церкви и государства, духовной власти к светской. По его мнению, светская власть и церковная обладают суверенитетом, т.е. речь идет о разделении двух властей. При этом духовная власть - высшая, потому что духовная сфера выше мирской. Но между ними есть точки соприкосновения: светская должна защищать церковную от ее врагов, а церковь должна воспитывать паству в духе лояльности к власти светской. Право. Августин пишет о нескольких видах законов: · вечный закон мироздания; · божественный закон; · закон естественный, или закон природы (физический и пр.); · закон человеческий.
Вечный закон мироздания является нормативным выражением всеобщего порядка. Сам Августин определяет его как тот, «в соответствии с которым справедливо, чтобы все вещи находились в наиболее совершенном порядке». Божественный закон. Под ним Августин понимает разумные и справедливые распоряжения Бога. Писаные божественные законы содержатся в «священных канонических книгах»: Ветхом и Новом заветах. Именно этот закон определяет отношения человека с богом и человека с человеком. Закон естественный – это закон природы. Августин пишет о физическом (закон тяжести), биологическом (закон продолжения жизни, деторождения, различные физиологические законы). Сюда же он относит закон общения и сохранения мира между людьми. Закон человеческий. Законы природы имеют безусловную силу, но порядок реализации тех из них, что относятся к человеческой деятельности (продолжение рода, отношения между полами и т.п.) определяется законами человеческими или гражданскими. Этот же закон конкретизирует и обеспечивает принуждением веления законов божественных. Закон гражданский необходим, так как он устанавливает земной порядок. Обязательное качество права – справедливость. Августин считает, что нельзя называть правом несправедливые постановления людей. Правом он называет законы, основанные на справедливости, следовательно, вытекающие из вечного закона мироздания. В соответствии с учением Августина в государстве должны уважаться правовые, моральные и религиозные нормы. Доктрина «Двух мечей» Доктрина, или теория двух мечей получила распространение в Европе в IX-Xвв. Теория двух мечей известна в разных интерпретациях в зависимости от того, чья сторона в споре о духовной и светской власти брала верх. Августин дал свое объяснение отношениям между двумя «государствами» («царствами»). Папа (римский епископ) Геласий I (понтификат 492-496гг.) находился в подчиненном положении по отношению к византийскому императору. В этой ситуации, выдвинув учение о том, что обе власти от Бога и, следовательно, являются одинаково легитимными, он фактически защищал церковь. На рубеже XII в., в Западной Европе стала развиваться, записанная Августином Блаженном в его труде «О Граде Божием» легенда о «Двух мечах». Она превратилась в богословско-юридическую доктрину.
Господь оставил апостолам два меча. Меч символизирует власть. Таким образом, один меч символизировал церковную, духовную власть, а другой - светскую. Основатели церкви вложили в ножны один и оставили его при себе, ибо не престало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли сами вершить земные дела. Церковь, по мнению богословов, наделила властью светских государей. И поэтому Государь именно церковью наделен правом повелевать людьми, и сам при этом является слугой церкви. Таким образом, доктрина «двух мечей» утверждала, что обе власти, церковная и государственная, одна непосредственно, а другая опосредованно, восходят к Римскому епископу. Папы были полновластными монархами над частью Италии - Папской областью, остатком которой является современный Ватикан. Данная теория позволяла установить в обществе порядок, обязывала первых государей заботиться о процветании своего народа. Государство брало на себя регулирование и охрану социальных отношений, защиту прав, свобод, интересов граждан, наложение ответственности и создание законодательной и судебной систем. Интересна установка Августина Блаженного. По его мнению, государь дается Господом Богом. Но если при его правлении народ страдает, живет плохо, то он не от Бога, а от Дьявола. Такого правителя нужно прогнать. Отрицательная сторона теории: Данная доктрина умаляет влияние социально-экономическихи иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. В более позднее время эту теорию стали использовать для оправдания неограниченной власти монарха. Ряд юристов, как отрицательную черту данной теории, выдвигают тезис о том, что согласно этой теории и человек, и социум полностью безвольны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|