Цели и задачи литературного образования
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Рабочая программа учебного курса Основного общего образования (базовый уровень) ЛИТЕРАТУРА Общеобразовательный класс (5 специальный (коррекционный) класс VΙΙ вида)
Учебный год Пояснительная записка Образовательное учреждение определяет единую для всех педагогов структуру рабочей программы (ФГОС ООО): • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; • общую характеристику учебного предмета, курса; • описание места учебного предмета, курса в учебном плане; • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; • личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; • содержание учебного предмета, курса; • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; • описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса. К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса. Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса МОУ СОШ № 000составлена на основе следующих нормативно-методических материалов: · Конституция Российской Федерации (ст.43). · Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012; одобрен Советом Федерации 26.12. 2012)
· Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644) · Образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 000 (приказ по школе от августа 2014 года № 18) · Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию; Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15: http://www.fgosreestr.ru/node/2068) · Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год». · Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» · Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10» · Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». · Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года
Рабочая программа по литературе для 5 класса МОУ СОШ № 000 учитывает рекомендации рабочей авторской программы, разработанной Н.В. Нечаевой (2015), которая обеспечена учебником (Н.В. Нечаева. «Русский язык: Учебник для 1 класса», - Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011. – 80 с.); методическими рекомендациями (Н.В. Нечаева. Русский язык. 1 класс. Методические пояснения. - Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2011. – 48 с.). Учебник допущен к использованию в образовательном процессе (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О Федеральном перечне учебников»).
Литература — одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры в широком смысле, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник учится понимать ее, приобретает опыт этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания. Цели изучения учебного предмета «Литература» Цель преподавания литературы — воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором[1]. Цели и задачи литературного образования Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено[2]: · на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы; · на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений; · на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления; · на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста; · на формирование потребности и способности выражения себя в слове. Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей. Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы. Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи: · осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы; · формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; · овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.; · формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни; · воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; · воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; · воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; · формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа; · обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации; · осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; · формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение. В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|