Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Писатель Лев Кассиль так пишет о цветах

Практика шрифтовой графики

Тонирование бумаги

 

При выполнении надписи фон обычно тонируется - покрывается краской, потому что на слегка подцвеченном, тонированном фоне шрифт лучше воспринимается. Цвет фона подбирается так, чтобы он соответствовал содержанию надписи и был связан с элементами ее оформления.

Тонируется бумага темперой, гуашью, акварелью и тушью. Хороший желтоватый тон получается при тонировании фона чаем.

Для покрытия фона гуашью необходимо иметь флейц или широкую щетинную кисть. Краска должна быть сравнительно жидкой (как сливки). Бумага, натянутая на планшет, кладется горизонтально и быстро покрывается минимальным количеством краски. Движения флейцем должны быть энергичными и производиться в одном направлении. Если краска в какой-либо части листа начнет высыхать, значит, она слишком густая, и ее надо немного разбавить водой.

После того как вся плоскость будет покрыта краской, следует еще раза два пройтись по ней флейцем. Каждый заход нужно делать в направлении, перпендикулярном предыдущему. Хорошо зафлейцованная поверхность должна быть абсолютно ровной и однотонной, матовой и бархатистой, без пятен или полос. Работать на такой бумаге надо очень аккуратно и осторожно, так как гуашевый фон легко загрязняется и засаливается. Чтобы при дальнейшей работе красками фон не растворялся, в гуашь следует добавить немного желатина или очень жидкого столярного клея. При излишке клея краска, высыхая, будет трескаться и осыпаться.

Ровное тонирование гуашью получается с помощью аэрогра - представляющего собой соединение миниатюрной форсунки резервуарчиком для краски. Воздух подается гибким шлангом компрессора или из баллона.

Для тонирования фона акварелью надо краску развести наподобие чернил. Чтобы краска во время работы не оседала на дно посуды, ее надо время от времени помешивать.

Акварель наносится на бумагу круглой беличьей кистью. Планшет с бумагой устанавливается с небольшим наклоном, чтобы краска могла стекать вниз. Кладется краска горизонтальными рядами косых штрихов, причем с кисти она должна сходить свободно, без нажима. Для этого нужно следить, чтобы кисть все время была набухшей от краски.

Акварель и цветная тушь прозрачны. Этим они отличаются от гуаши и темперы. Разметка текста, который будет написан на гуашевом или темперном фоне, производится только после тонирования. Если же фон акварельный, то разметка наносится прямо на белой, неокрашенной бумаге. После разметки вспомогательные линии удаляются мягкой резинкой и бумага промывается водой при помощи кисточки или ватного тампона. После высыхания она покрывается акварелью.

Карандашный рисунок, несколько смягченный, будет хорошо виден сквозь нанесенную акварель.

Тонировать бумагу можно и бронзой, которую для этой цели разводят на клею. Надо предварительно хорошо растереть бронзовый порошок с каким-либо растительным клеем, например с вишневым, а затем развести в теплой воде. Бронза должна быть растерта очень тщательно, на поверхность раствора не должно всплывать никаких крупинок. Бронза на бумагу наносится в два слоя, причем второй слой наносится на сухую поверхность первого. Направление второго покрытия берется обычно перпендикулярным к направлению первого. Наиболее интенсивный блеск можно получить при нанесении бронзы с помощью аэрографа.

Композиция надписи

При выполнении надписи прежде всего необходимо правильно выбрать шрифт. При выборе шрифта решающим фактором являются идейная сторона, содержание и назначение надписи, а также условия, определяющие композицию: формат листа, длина строк, цвет фона и букв. Но при этом всегда надо стремиться к максимальной простоте, четкости и удобочитаемости.

Шрифт и вся композиция текста должны соответствовать сопутствующим им элементам: в плакате рисунку, на выставке общему ее характеру и оформлению стендов в книге характеру литературного произведения. Неопытные художники часто применяют очень много шрифтов. Иногда чуть ли не каждое слово они стремятся написать другим шрифтом и особенно часто увлекаются написанием прямых шрифтов в сочетании с витиеватыми курсивными росчерками. В результате - режущая глаз пестрота, отсутствие единства и логики в построении надписи, плохая воспринимаемость.

В тексте, написанном художником, все должно быть закономерно: главное - выделено; строки и междустрочия - подчинены определенному ритму; поля - соразмерны рабочему полю. Кроме того, крупно и мелко написанные строки должны красиво чередоваться.

Одним словом, всякая надпись должна иметь продуманную, гармоничную композицию.

 

Построение букв

 

Шрифтовые надписи, даже самые несложные, требуют предварительного расчета и построения. Точное построение букв делает надпись наиболее удобочитаемой, четкой и закономерной.

Буквы, имеющие построения, могут быть легко воспроизведены в любом масштабе. Этого нельзя сделать при рисовании букв от руки, потому что на глаз почти невозможно достигнуть единообразия в начертании одних и тех же букв, и надпись теряет строгость и чистоту.

Точное построение не исключает, конечно, свободного рисования букв, потому что только свободный рисунок дает возможность находить новые формы, а построение играет роль геометрической основы этого рисунка, оно уточняет его формы и закрепляет их.

Построение букв базируется на строгой геометрической основе, исходным элементом которой является строка.

В строке верхняя и нижняя линии определяют высоту букв и их расположение в надписи. Средняя горизонтальная линия, проходящая несколько выше середины строки, определяет положение поперечных элементов букв. Иногда средняя линия делит высоту буквы в золотом сечении. В некоторых шрифтах она проходит точно посередине высоты или ниже середины, но чаще всего в буквах одного и того же шрифта можно отметить наличие всех трех линий.

Характерным элементом геометрического построения шрифта является местоположение боковых вертикальных линий букв. Пересекаясь с горизонтальными линиями строки, эти линии образуют прямоугольники или параллелограммы, в которых строятся буквы.

Соотношение высоты и ширины прямоугольника определяется в основном пропорциями взятого шрифта. Чаще всего складывается из какой-либо единицы или модуля.

Модуль определяет ширину стоек и главных элементов буквы.

При построении букв ив полученные прямоугольники наносится модульная сетка, которая является геометрической основой, определяющей общие пропорции буквы, ее членение и форму ее частей. Модульная сетка позволяете копировать шрифт, увеличивать или уменьшать его, изменять его пропорции. Однако при создании художественной шрифтовой формы нельзя вначале вычерчивать модульную сетку, а затем уже рисовать шрифт. Сетка является не столько перечным, сколько последующим моментом начертания шрифта служит главным образом для уточнения творчески созданного шрифта, проверки его в деталях и для точного повторения. Любая схема, составленная заранее, не обеспечит идеально нарисованного шрифта, создание которого является сложнейшей художественной проблемой.

Геометрическую основу построения букв составляют также вертикальные и горизонтальные оси симметрии. Буквы О, Ф, как правило, симметричны относительно вертикальной и горизонтальной осей. Буквы Ж, Н, П, Т, Ш симметричны только относительно вертикальной оси. К этой группе букв можно отнести некоторые буквы (А, Д, Л, М, X), если они состоят из штрихов, имеющих равную толщину. Если средняя линия строки проходит посередине, то в этом случае буквы В, 3, Н, Е, X, Э, Ю также могут быть горизонтально симметричными.

Оси симметрии уточняют начертания большой группы симметричных букв и служат линиями, на которых обычно располагаются центры букв, определяющие очертания криволинейных элементов.

В построении букв может быть использована и другая геометрическая основа - квадрат с вписанной в него окружностью и проведенными в нем диагоналями и прямыми, проходящими через все точки касания.

Этим методом пользовались в построении букв Леонардо да Винчи, Дюрер и Пачиоли. По принципу Дюрера построен и русский алфавит художником Белухой.

Каждому изучающему шрифты полезно скопировать наравне с антиквой и этот шрифт. В настоящее время он мало применяется, однако работа над его начертанием даст начинающему художнику известный навык обмера шрифтов и понимание законов их построения.

При исполнении некоторых букв архитектурного шрифта требуется особо точное соблюдение пропорций отдельных элементов букв, а также всех букв в целом. Этот шрифт после антиквы считается образцом простоты, изящества и строгости. Его можно использовать для особо торжественных и монументальных надписей.

Все буквы архитектурного шрифта строятся в квадрате, который делится на девять частей. Толщина основного штриха равна 79 стороны квадрата, а толщина соединительных штрихов - 7з основного. Полукружия букв в месте соединения со штрихом имеют толщину, равную толщине дополнительного штриха, а в широкой своей части (наплыве) равны толщине основного. Центры окружностей можно легко найти в пересечении горизонтальных и вертикальных линий и дополнительно нанесенных точках.

Полезно также скопировать романский шрифт, построенный по модулю. Этот шрифт является одним из самых красивых шрифтов и характеризуется простотой, четкостью очертаний и легкостью чтения. Это наиболее выразительный и строгий из всех вертикальных шрифтов, хотя выполнение его связано с большими трудностями.

Романский шрифт состоит из сочетания тонких и жирных элементов, что объясняется потребностью ритма. Малейшее нарушение правильности этих сочетаний или форм составных элементов букв незамедлительно сказывается на качестве надписи.

Романский шрифт имеет следующие графические особенности: единицей измерения каждой буквы является модуль, равный 77 высоты буквы; толщина основного штриха равна одному модулю, а толщина дополнительного в три раза тоньше толщины основного; прямоугольные засечки соединяются со штрихами плавными закруглениями и выступают по обе стороны штриха на один модуль; капли в некоторых буквах и цифрах - З, Л и 2, 3, 5, 6, 9,- как правило, делаются равными одному модулю или немного меньше его.

Романский шрифт может найти в практике декоративно-оформительских работ широкое применение.

Большое практическое значение в начертании шрифтов имеют схемы, или скелеты, характерных букв шрифта. Схема дает только внешний контур буквы и, конечно, не отражает ее жирности, она создает нам представление о закономерности того или иного шрифта, выраженной конструктивно.

Из отдельных схем складываются графемы, которые дают возможность художнику определить характер шрифта и построить шрифт как единое целое. Такой конструктивной схемой, или графемой, может быть выражен любой шрифт.

Для графического изображения конструкций шрифта нужно наложить литеры одна на другую тождественными формами. Это наложение дает характерную для шрифта схему. При наложении необходимо следить за тем, чтобы тождественные формы были расположены симметрично вокруг центральной вертикальной оси, а штрихи одинаковых направлений совпадали.

Построение букв может осуществляться при помощи модульной сетки, квадрата с вписанной в него окружностью или каких-либо других методов и приемов, но во всех случаях процесс построения надписи проходит примерно так: сперва от руки составляется эскиз всей надписи, где решаются основные вопросы композиции надписи, высота и ширина букв, а также расстановка букв в строке и начертание - прямое или наклонное, жирное или светлое,- затем в соответствии с эскизом на чистом листе проводятся верхние и нижние линии строки, определяющие высоту букв в каждой строке и расстояние между строками. Причем все это делается уже после того как отведены поля.

После этого производится разбивка строки с учетом ширимы каждой букв, промежутков между буквами и словами, и если предполагается рисовать буквы по образцу, то на строку наносится модульная сетка. Проводятся средние линии строки, которые увязываются с модульной сеткой и в ряде случаев точно совпадают с соответствующими горизонталями сетки. Прорисовываются от руки формы всех букв, уточняется начертание элементов. Строятся основные прямолинейные элементы букв, что легко осуществляется с помощью модульной, сетки. Намечаются главные оси криволинейных элементов и определяются центры их дуг таким образом, чтобы они в наибольшей степени совпадали с формой нарисованных кривых. Проводятся наружные и внутренние контуры криволинейных элементов, уточняющие нарисованные формы, прочерчиваются завершающие элементы - засечки, точки, завитки и другие, для которых требуется применение циркуля.


Компоновка надписи

 

Композиция надписи - это, пожалуй, одна из самых сложных задач, какие приходится решать художнику.

Во-первых, надпись должна легко читаться, не искажать смыслового значения, а во-вторых, она должна быть красивой.

Удобочитаемость любой надписи во многом зависит от того, каковы размеры этой надписи и как она расположена на листе бумаги или на какой-либо другой плоскости.

Расстановка строк, разбивка букв в строке, рисунок шрифта, его размеры и насыщенность, а также размер полей вокруг текста - все это является в одинаковой степени важным и составляет основу композиции надписи.

Красивые сами по себе буквы могут оказаться некрасивыми, когда из них составлено слово. Это значит, что нарушена композиция слова, не найден ритм и согласованность знаков: буквы должны гармонично сочетаться друг с другом в любых возможных комбинациях и давать удобочитаемую, красивую надпись.

Первое, что надо решить художнику в надписи,- это найти композицию строки, т.е. расположение ее на плоскости. В зависимости от творческого замысла художника строка может приобретать различные формы, особенно тогда, когда в строке одно-два слова.

Строки могут быть восходящими и нисходящими. При этом боковые линии букв остаются вертикальными или проводятся перпендикулярно верхней и нижней линиям строки. Строка может располагаться и вертикально.

Используется также прием, когда линии строки сходятся или расходятся. В этих случаях ширина букв и просветов между ними принимается также уменьшающейся пропорционально их высоте, что создает иллюзию перспективного удаления или приближения надписи.

Иногда верхняя и нижняя линии строки получают форму дуг концентрических окружностей. Высота букв в этих случаях чаше всего располагается радиально, хотя при незначительной кривизне строки может оставаться и вертикальной.

Употребляются также линии строк в виде эксцентрических окружностей и кривых любого вида. Может быть надпись, в которой буквы накладываются одна на другую.

Разнообразие композиционной формы строк часто диктуется формой плоскости, на которой располагается надпись. Так, применение криволинейной строки на арках, медалях, монетах и печатях не вызывает у нас возражений, потому что является закономерным и необходимым.

Однако самой лучшей формой является горизонтальная строка, особенно в длинных текстах, имеющих не одну, а несколько строк.

Выше говорилось о модульной сетке и о линиях построения букв. Теперь следует остановиться на композиционном построении всей надписи.

После проведения полей текст надо разделить на части по смыслу и определить те группы слов, которые требуется выделить. Такое деление надписи даст схему ее композиции. Затем намечается симметричное или асимметричное расположение строк и производится разбивка надписи.

Слова, которые несут на себе смысловую нагрузку, группируются и выделяются увеличением размеров букв. В зависимости от содержания, характера и стиля текста подбирается шрифт и чем строже, тем лучше.

При расчерчивании строк надо следить за тем, чтобы была сохранена зрительная равномерность межбуквенных пробелов.

Соблюдение между буквами нужного расстояния очень важно. Часто можно видеть, с одной стороны, слишком тесно поставленные друг к другу буквы, а с другой - большие, ничем не оправданные интервалы между ними.

В слове «КНИГА» буквы К, Н, И, Г зрительно воспринимаются, как сдвинутые, а расстояние между буквами Г и А кажется увеличенным, хотя в действительности все межбуквенные пробелы одинаковы.

Составляя из отдельных букв слово, необходимо учитывать оптическую площадь, занимаемую буквой. Эта площадь у каждой буквы разная, поэтому расстояния между буквами нельзя делать одинаковыми. Причем надо иметь в виду характерную особенность русского алфавита, имеющего, кроме обычных «открытых» направо букв, буквы, «открытые» налево: Д, 3, Л, У, Ч, Э, Я. Сочетание таких букв в русском тексте создает ряд графических трудностей, например сочетание ГЛ. Поэтому при рисовании шрифта необходима тщательная предварительная разметка пробелов, учитывающая характер смежных букв.

Пробелы определяются по расстоянию между буквами путем максимального сближения двух таких букв, форма которых дает наибольшую площадь промежутка. Идеальными в этом отношении являются две буквы А, стоящие рядом. Площадь пробела между ними, похожая на треугольник, служит образцом для определения промежутков между другими буквами.

Так, например, пробел между двумя буквами с вертикальными штрихами делается примерно в два раза меньше расстояния между верхними точками двух рядом расположенных букв А.

Пробел между буквами округлого начертания берется меньше пробела между буквами с вертикальными штрихами, а в отдельных сочетаниях пробела может и не быть, например, в сочетании букв ГА или ГЛ.

Такое определение пробелов между буквами создает впечатление наиболее равномерного их расположения.

В сочетании 1 между буквами дан полный интервал, в сочетании 2 -- половинный интервал» в сочетании 3 - интервала нет совсем.

Конечно, все сказанное не означает, что работу по - расстановке букв надо начинать с цифрового расчета интервалов. Необходимо, прежде всего, построить строку на глаз, решить так, как подсказывает чутье художника, и только затем уже математически уточнять размеры интервалов. В отдельных случаях придется дать народный интервал, а три четверти интервала или не четверть, а треть интервала.

Что касается расстояния между словами, то его размеры тоже могут быть неодинаковыми.

Размер расстояния между словами зависит от начертания шрифта: в узком расстояние между словами будет меньше, в широком больше.

Обычно размер расстояния берут равным ширине или высоте одной буквы. При написании текста вразрядку размер интервала между словами соответственно увеличивается.

Размер расстояния между словами зависит также от формы конечных и начальных букв отдельных слов. В предложениях: «Пятилетний план» и «Слет тружеников» расстояния между словами не должны быть одинаковыми, иначе во втором предложении расстояние будет казаться больше, длиннее, чем в первом.

Подобное явление происходит и с надписями, построенными симметрично, где в начале строки стоит прямоугольная буква, а в конце - буква, открытая вправо. В этом случае возникает необходимость сместить надпись от линии симметрии вправо в сторону открытой буквы.

Большое значение композиции надписи имеет расстояние между строками. Строки, слишком близко сдвинутые или непомерно удаленные друг от друга, затрудняют чтение текста. Хорошо читается текст тогда, когда расстояние между строками равняется примерно высоте буквы. Его можно сделать и больше, но не превышая двойной высоты буквы.

Максимальную выразительность и красоту надписи можно получить, сделав несколько различных композиционных вариантов.

Попробуем разобрать композицию надписи, состоящей из нескольких строк.

Сперва надо выбрать шрифт, который отвечал бы двум основным требованиям: соответствие содержанию и удобочитаемость - и который гармонировал бы с общим оформлением.

Текст можно писать или одними прописными, или одними строчными буквами. При этом не следует забывать, что строчные буквы имеют надстрочные и подстрочные элементы: б, р, у, ф, ц, щ.

Выполняя текст, надо стараться размещать слова так, чтобы не было переносов или чтобы их было как можно меньше.

Допустим, что на листе бумаги размером 60X84 см требуется написать текст: «Наше искусство продолжает прогрессивные традиции классического мирового и национального искусства». Без ущерба для смысла пробуем разделить текст строки, Получается 7 строк без переносов. Производим предварительный расчет, не забывая о том, что поля вокруг текста должны быть шире расстояний между строками и что нижнее поле самое широкое,

Останавливаемся на таких размерах: высота строк (букв) 3 см (3X7 «р 21 см).-, расстояние между строками тоже ЩжМ (3X6 18 см), Высота рабочего поля получается равной 39 см. Верхнее поле 8 см, а нижнее 13 ем. Всего 60 см,

Теперь рассчитываем ширину букв и межбуквенных пробелов. Для этого берем самую длинную строку: «прогрессивные традиции», в которой 22 буквенных знака. Интервал между словами считается за один знак. Делаем ширину букв 25 мм Пробелов - около 10 мм. Длина строки получается равной 70 см. На боковые поля остается по 5 см. Надпись будет выглядеть примерно так:

В этом примере текст расположен симметрично по центру.

Попробуем расположить его иначе: по прямоугольнику и на четырех строках. Высота строки получается равной 6 см, расстояние между строками - 5 см.

Подсчет знаков в самой длинной строке «наше искусство продолжает» дает следующее: в строке 25 знаков, 20 межбуквенных пробелов. Принимаем размеры: ширина буквы 25 см, пробелов - 5 мм. Длина строки получается в пределах 70 см. Задача: подогнать все строки к этой длине, добиться прямоугольного рабочего поля и сделать так, чтобы не получалось белого коридора в тексте. Поля, окружающие текст, равны: верхнее 8, боковые по 10 и нижнее 13 см. Вполне удовлетворительна композиция:

Разметка букв

Разметка букв производится после того; как найдена общая композиция надписи, определена длина строк и произведен подсчет знаков,

Следует сказать, что универсальной разметки букв нет, как нет универсальной схемы построения всех без исключения шрифтов.

Каждый шрифт размечается по-своему, шрифты контрастные размечаются не так, как размечаются шрифты, не имеющие контраста, у каждого шрифта свои пропорции, своя контрастность, свой характер рисунка.

Разметка букв помогает художнику вместить слова так, что бы не было переносов и чтобы текст одинаково имел равнение. Это не так просто сделать, если учесть, что при делении текста на строки трудно, а иногда просто невозможно добиться одинакового количества знаков во всех строках.

Выравниваются строки как раз в процессе разметки: строки с большим количеством знаков сокращаются, т. е. уменьшаются пробелы между словами и буквами, а строки с меньшим количеством знаков, наоборот, расширяются.

Иногда приходится расширять или сужать не только пробелы, но и буквы. Однако делать все это надо так, чтобы произведенные изменения не бросались в глаза.

Плакатный - брусковый, или рубленый,- шрифт не требует сложной разметки. Для него достаточно несколько горизонтальных и вертикальных линий, проведенных с учетом особенностей буквы и толщины штрихов. Разметив текст, можно приступать к выполнению надписи.

Наклонные и изогнутые линии, которые не укладываются в намеченную сетку, например у букв А, Д, Ж, К, М, У, Ф, надо контурировать карандашом.

Разметка, данная на рисунке, предназначена для выполнения букв крупных размеров. При выполнении же длинного текста с мелкими буквами требуется более простая разметка» сей стоящая из вертикальных штрихов или даже черточек,

В дальнейшем же надо так напрактиковаться в работе, чтобы уметь без подробной разметки прямо кистью или пером выполнять любые надписи.

В выполнении шрифта плакатным пером или плоской кистью существует выработанная длительным опытом последовательность проведения штрихов.

Разметка академического шрифта выполняется несколько иначе. Порядок выполнений строчных букв этого шрифта. Сперва проводится семь горизонтальных линий. Шесть из них для соединительных штрихов и засечек, седьмая (в середине) центральная линия, необходимая при выполнении букв Е, Б, О, Р, С, Ф, Э, Ю. Сперва обозначается карандашом место буквы и строке, затем намечаются основные штрихи.

Когда надпись закончена, ее надо привести в порядок, т.е. исправить мелкие неточности и закругления, убрать чистыми гуашевыми белилами заусеницы и протереть всю надпись.

Приемом перевода надписи с одного листа на другой особенно необходимо пользоваться при работе на бумаге, тонированной гуашевыми и темперными красками; лишние линии на таком листе убрать невозможно.

Мелкие шрифты, предназначенные для альбомов, этикеток и т. д., могут выполняться также перьями и стеклянными трубками. Очень мелкий курсивный шрифт с нажимом или без нажима можно выполнять обычными писчими перьями разных марок. Для написания курсива с разной толщиной штрихов особенно хорошо использовать перья «рондо», концы которых могут быть разной ширины. Главное при работе этим пером - достичь плавных переходов от толстых штрихов к тонким, что будет; способствовать более красивому начертанию букв. Поэтому при работе пером «рондо» надо следить за тем, чтобы наклон ручки был всегда один и тот же.

Мелкий рубленый или курсивный шрифт без нажима выполняется перьями «редис» и стеклянными трубочками. При работе «редисом» нужно следить, чтобы наклон ручки был всегда постоянным, а круглое окончание пера всей своей плоскостью плотно лежало на бумаге. На перо нажимать не следует. При выполнении этих условий линия будет всегда одной ширины.

Чтобы написать текст стеклянными трубочками, нужно подготовить их к работе, так как они продаются с прямыми конвами.

Наполнить трубку краской очень просто, для этого нужно только опустить ее в сосуд с краской. Чтобы не посадить на бумагу кляксу, краски в трубку надо набирать немного. При этом наружную ее часть необходимо вытирать тряпочкой. Чтобы тушь или краска не засыхала в трубке, во время перерыва в работе ее надо опустить в воду, а по окончании промыть и продуть.

При работе перьями и трубочками надо следить, чтобы краска была средней густоты: слишком жидкая и слишком густая краска непригодна для работы, от положения плакатного пера.Для определения густоты краски следует сделать пробу на бумаге.

В практике шрифтовых работ широко применяются и плакатные перья. При работе ими можно пользоваться как тушью, так и гуашью. Гуашь должна быть такой густоты, при которой она могла бы не только легко проходить через прорези пера, но и быть совершенно непрозрачной.

Плакатное перо вставляется в обычную ученическую ручку. Во время работы его следует периодически прочищать и промывать в воде, так как находящаяся в нем краска может засохнуть и забить прорези. Перо надо держать примерно так, как держат обычное писчее, но с несколько большим углом наклона. Не следует сильно нажимать на перо, оно от этого может прогнуться.

Написать буквы можно двумя способами. При первом способе наносятся все вертикальные штрихи букв данной строки, а после их просыхания - горизонтальные: сначала верхние, затем средние и, наконец, нижние. При втором способе каждая отдельная буква выполняется целиком.

Начинающие испытывают некоторые трудности при написании закругленных частей букв и окончаний прямых штрихов. Окончание прямого штриха зачастую имеет несколько оплывшее, округленное очертание. Чтобы этого избежать, надо поставить перо вертикально и четко провести окончание прямого штриха. Если четкий обрез линии не будет достигнут таким способом, то линию прерывают на некотором расстоянии от коник, затем обратным движением пера добавляют окончание прямого штриха. Конец штриха можно тщательно заделать тонкой кистью.

Кистью можно заделывать и закругленные части букв, но лучше делать это тем же пером. Для этого перо надо поставить вертикально, затем несколько усилив нажим на внутренний край и ослабив на внешний, сделать вращательное движение, как циркулем.

Начинающему художнику, выполняющему шрифт плакатным пером, можно воспользоваться линейкой. Она употребляется для повышения четкости и чистоты работы шрифтовика. Чтобы не смазать не успевшие высохнуть буквы и не ждать, когда они высохнут, к нижней стороне линейки по ее концам прикрепляются небольшие кусочки фанеры или картона. Это создает некоторый просвет между линейкой и бумагой.

Шрифты можно выполнять по трафарету, но омографу и шрифтовому шаблону, которые обычно изготавливаются самим художником.

Трафареты делаются для отдельных букв, слов и даже предложений, а нередко и для всей надписи. Изготавливаются они из очень плотной бумаги, которая специально пропитывается олифой. Это делается для работы сухой кистью. Трафареты отдельных букв лучше всего сделать из негативной пленки, для прочности которой в наиболее ответственные места приклеиваются толстые I целлулоидные полоски шириной примерно в полсантиметра. Трафареты целых слов изготавливаются из особой трехслойной склейки: двух слоев плотной бумаги и расположенной между ними ткани. Эта склейка пропитывается горячей олифой.

Вырезая буквы, надо оставлять перемычки, которые должны быть в несколько раз тоньше основного штриха. Так, в букве А рубленого шрифта, чтобы сохранить в трафарете внутренний треугольник, нужно сделать перемычки, рассекающие вверху наклонные и внизу горизонтальную линии буквы.

У букв Б, В, Р, Ф, Ы, Ь, Я перемычки можно сделать параллельными основному штриху в букве Д делается одна перемычка вверху и две внизу, у внутренних стенок штриха; буквы и Ю вырезаются с перемычками посредине вверху и внизу. Буквы П, С, Г, У, X, Ц, Ч, Ш, Щ вырезаются полностью.

В случае если трафарет вырезается из недостаточно плотного материала, то через просветы полукружий букв можно провести дополнительные горизонтальные перемычки.

Используется трафарет так, сначала делается предварительная карандашная разметка - наносятся горизонтальные и вертикальные линии, ограничивающие размер буквы и определяющие местоположение буквы в строке. Затем на бумагу или другое основание накладывается трафарет и покрывается краской. Краска или тушь наносится на буквы легкими вертикальными ударами ровно обрезанной полусухой кистью.

После работы трафареты надо вымыть теплой водой с мылом.

В работе над шрифтами удобен шрифтовой шаблон. Для шрифтов, особенно для простых типа рубленых, можно самому изготовить всего один шаблон, который позволит легко и в то же время точно наносить контуры букв этого шрифта.

Разумеется, шаблоны могут быть не только такого вида, какой изображен на рисунке. Они могут быть от личной конфигурации в зависимости от характера шрифта. Эту конфигурацию художник находит сам, практически исследуя тот или иной шрифт. Изготавливаются шаблоны, как правило, из прозрачного целлулоида.

В работе над шрифтами, особенно малых размеров, применяются целлулоидная линейка с вырезанными на ней в ни одной строчки буквами или даже только с наиболее трудными криволинейными элементами; передвигая эту линейку то вправо, то влево над строкой, подгоняют на соответствующие места трафареты нужных знаков и выполняют их. В нормографах упрощенного типа для мелких шрифтов вместо букв или их частей вырезают просто прямоугольники или параллелограммы, соответствующие будущим буквам. Чтобы нормограф не

смазывал уже написанные буквы, его можно вставить в толстую линейку с глубокой прорезью - желобком, в котором его и передвигают. Можно обойтись и без линейки, тогда, чтобы нормограф не соприкасался с бумагой, по длинным его сторонам сверху и снизу наклеиваются полоски картона или целлулоида шириной 3-5 мм. В этом случае нормограф передвигается по рейсшине.


Написание лозунгов

 

Длинные многометровые лозунги пишут обычно на полу ила па составленных вместе столах. При этом материя должна быть хорошо натянутой, чтобы поверхность ткани была ровной и гладкой.

На листке бумаги записывается текст, и подсчитываются интервалы между словами и буквами. Рассчитывается количество строк с учетом свободного места для полей и примерное количество букв в каждой строке без переносов. Желательно, чтобы в лозунге было не больше двух строк.

Горизонтальные линии проводятся шнуром или толстой ниткой. По краям материала на том уровне, где должна пройти линия разметки вбиваются два гвоздика, к ним прочно привязывается шнур, который натирается мелом, если ткань темная, углем или мягким черным карандашом, если ткань светлая. Затем Шпур слетка оттягивается и отпускается, ударившись о ткань, он оставляет линию.

Проведя необходимое количество линий, следует заняться разметкой букв.

Вертикальную буквенную разметку можно делать с помощью длинной бумажной ленты или нарезанных из бумаги и картона прямоугольников. Раскладывая их по строкам, можно быстро найти нужное расположение текста.

Для написания букв разводится мел с небольшим количеством столярного клея. Употребляются также гуашь и клеевая краска. Краска, подготовленная для работы, должна свободно сходить с кисти. Надо помнить, что излишнее количество клея в краске влечет за собой растрескивание и осыпание высохшей краски и стягивание полотна по контуру букв, а слишком жидкая краска дает потеки и при высыхании просвечивает. Для работы на ткани применяются плоские гае тинные кисти. Кисть еще больше, чем плакатное перо, дает оплывшее, округленное окончание прямого штриха. Устранить это можно способом, применяемым при работе плакатным пером.

При работе на ткани клеевая краска должна быть всегда одной и той же густоты. Чтобы она не оседала на дно сосуда, ее нужно регулярно помешивать. Краски на кисть надо брать не слишком много, так как стоит посадить кляксу, и работа будет испорчена.

При работе над лозунгом можно использовать муштабель, который облегчит написание букв: он придает руке, держащей кисть большую устойчивость.

Для надписей, которые будут находиться в помещении, применяется аппликативный способ, при котором буквы вырезаются из бумаги и затем наклеиваются. Перед наклейкой весь текст можно разложить на фон и внести коррективы, сделать небольшую разметку, а затем уже приступить к наклейке букв. Клей можно использовать любой, намазывать им буквы желательно не кисть, а небольшой щеткой (типа сапожной). Хотя аппликативный способ трудоемок, он, как правило! дает гораздо Лучшие результаты, чем при работе кистью.


Надпись на стекле

 

Выполнение надписи на стекле отличается от других шрифтовых работ: если надписи на бумаге, картоне и полотне делаются на лицевой стороне основания, то на стекле текст пишется с обратной стороны и выполняется под шаблон, вычерченный на кальке.

Стекло сперва надо подготовить для работы, т. е. промыть мыльной водой и высушить; затем положить стекло на белый лист бумаги и сверху приклеить шаблон лицевой стороной наружу. Стекло надо повернуть шаблоном от себя и так писать текст - получится зеркальное изображение.

Для рисования надписи берется колонковый шлиппер. Он должен быть такой толщины, чтобы прокладываемая им линия была втрое тоньше основных штрихов букв. Так, для академического шрифта контрастности 1: 3 требуется шлиппер, равный по толщине соединительному штриху буквы.

Шрифт прописывается под муштабель.

После окончания работы надо просмотреть все буквы на просвет и, если обнаружатся где-нибудь прозрачные мазки, следует прописать эти места заново. Когда краска совершенно высохнет, надо под металлическую линейку обломком бритвенного лезвия обровнять границы линий.

Фон покрывается маслиной краской при помощи тампона, обернутого марлей. Второй более плотный <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...