Пример. Комментарий. Дополнительная информация. Общественное значение. Принципы
Пример
Одним из лучших примеров гиперперсонализации является то, насколько некоторые клиенты верят в свою интуицию. Они думают, что обладают глубоко запрятанным чувством правды и лжи, которое находится у них где-то внутри головы. Они считают это чувство ключом к любому знанию, почти что божественным видением истины. Многим клиентам их интуиция говорит о том, что они скверные, порочные и виновны во всем. Это основное в гиперперсонализации. Оценка истинности или ложности помещается внутри клиента и становится недоступной для объективного рассмотрения. Но существует ли подобное явление? Клиенты, которые «сердцем чувствуют, что правы», уверяют, что существует, и их сильные ощущения никогда их не подводят, какими бы негативными они ни были. Есть ли это шестое чувство, или интуиция на истину, которое не нуждается в проверке и логике? Я решил неформально проверить всю теорию на некоторых из моих клиентов. Я попросил некоторых сосредоточить свою интуицию на первых десяти человеках, которых они встретят. Они должны были фиксировать свое мнение, записывая все свои ощущения. Позднее, после того как они узнали этих людей, результаты показали, что в 60% случаев они ошибались. Когда мы исследовали, почему интуитивное познание клиентов оказалось ошибочным в большинстве случаев, мы обнаружили одну главную причину — личное предубеждение. Хотя многие клиенты даже не имели представления о нем, оно отравляло все их оценки, проявляясь как условная реакция на определенные типы людей. В этом был весь секрет интуиции наших клиентов. Непостижимое явление, которое они называли интуицией и описывали как прекрасное внутреннее чувство, которое позволяет им ясно видеть мир, содержало в себе лишь один компонент — предрассудок. Многие из них с младенчества впитали подобные обобщения. Интуиция ощущается ими спонтанно и вполне определенно, потому что в ее основе лежит условный рефлекс, к которому мышление не имеет
никакого отношения и который возникает каждый раз, как они встречают тот тип людей, что его запускает. Оценки клиентов зачастую оказывались ошибочными, потому что интуиция активизировала их предрассудки о том, как люди выглядят или говорят, чем они занимаются, каково их происхождение, к какой национальности принадлежат.
Комментарий
То, что изложено выше, — достаточно неромантичный взгляд на интуицию, но именно романтичная точка зрения порождает гиперперсонализацию. Клиенты сначала неохотно отказываются от почитания своей интуиции, но постепенно они приобретают необходимую для сдвига своего восприятия мотивацию. Терапевту очень важно определить ту ситуацию, когда необходимо использовать эту технику. Дистимические клиенты очень часто подвержены гиперперсонализации. Их непререкаемая интуиция сообщает им о том, что они виновны во всем, что вокруг них происходит. Другие же клиенты могут быть деперсонализированы. Аддикты, бьющие мужья, воры, делинквенты и ожесточенные клиенты — все отделяют себя от своего поведения. В своих поступках они обвиняют других и отрицают собственную ответственность. Таким клиентам эта техника на пользу не пойдет. Им необходим противоположный подход. Дополнительная информация
Рэчмен (Rachman, 1997), хотя и не употребляет термин «гиперпер-сонализация», пришел к выводу о том, что обсессивные клиенты придают своим мыслям огромное личное значение. Они верят, что их мысли жизненно важны, чрезвычайно значимы и очень влиятельны. Деперсонализация и диссоциация обсуждаются в контексте множественной личности Уоткинсом (Watkins, 1976, 1978; Watkins & Watkins, 1980, 1981). Определение причинности как гипер-, так и деперсонализированными клиентами исследовалось Sober-Ain and Kidd (1984) и Taylor and Fiske (1975). McGinn (1996) применяют деперсонализацию и диссоциацию в схема-центрированной терапии для обучения клиентов дистанцированию от своих деструктивных «схем» (Young, 1992, 1994; Young & Rygh, 1994).
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ Принципы
В предыдущем разделе мы раскрыли понятия гипер- и. деперсонализации. Родственное им понятие имеет отношение к тому, каким образом клиенты воспринимают события своей жизни. Можно говорить о том, что любое событие имеет как «приватное», так и «публичное» значение. Личная значимость связана с интенсивностью эмоций, которые клиенты испытывают во время происходящего события, они в этом субъективны. Общественное значение — это внешнее толкование события, с точки зрения наблюдателей. Различие между ними можно сравнить с разницей между нашей реакцией на внезапный ушиб собственного пальца молотком и реакцией на то, что мы увидели, как кто-то стал жертвой того же несчастья. Единственный способ устранить из мыслей клиента сильный эмоциональный компонент, который приводит к предубежденному восприятию, — это помочь ему научиться деперсонализировать свои убеждения. Чтобы добиться в этой технике успеха, необходима длительная и упорная практика. Альтернативная техника предполагает обучение клиента сдвигаться с частной перспективы на общественную во взгляде на любое событие, которое заставляет его страдать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|