Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Событийная общность. Пространство развития субъекта

В основу теории психического развития и периодизации должна быть положена предельная категория, одновременно схватывающая две стороны развития - его объект и источник (также движущие силы, противоречия, механизмы, направление, формы и результаты развития).

В.И. Слободчиков предложил понятие со-бытийной общности, внутри которой образуются человеческие способности, позволяющие индивиду входить в общности и приобщаться к формам культуры или выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить формы, т.е. быть само-бытным.

На психологическом уровне идея со-бытийной общности связана с представлением Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой ВПФ, об особом находящемся между людьми пространстве развертывания психических явлений, как о месте рождения любой человеческой способности. Если человек не попадает в определенную общность или выпадает из нее, то у него не складывается или разрушается связь с миром с культурой, не складываются и соответствующие способности. Периодизация – карта человеческих общностей, внутри которых могут быть достигнуты различные уровни психических функций.

1. Периодизация – не цепочка формальных временных отрезков. В ней присутствуют все возраста. Ни одно кризисное противоречие не может быть окончательно разрешено (основные направления развития заново подтверждаются при освоении человеком каждой следующей новой общности и новой деятельности).

2. Последовательность возрастов и порядок их смены не есть непреложный закон развития каждого человека. В каждой точке развития есть возможность возрастного регресса или трансцендирования («перескока») собственного возраста.

3. Схема описывает только вектор саморазвития (не единственный путь развития личности). Понятие «норма развития» условно и не строго научно.

 

БАЗИСНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИЛИ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

Каждая человеческая общность осуществляет совместную деятельность, характеризуемую содержанием и предметом. Способ "совместного держания" (содержание) этого предмета, т.е. характер распределения обязанностей, система взаимных ожиданий партнеров определяет форму совместности, характерную для данной общности. Смена общности сопровождается сменой партнера или взаимодействием в новой жизненной позиции.

 

 

I ступень. Ребенок вместе с родным взрослым начинает строить общение, не опосредствованное культурными орудиями, предметами, знаками. «Комплекса оживления» - эмоциональный центр этой ступени. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Подлинный синтез тела, "оживление" в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.

II ступень. Ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения как с реальным партнером, так и в изобразительных игровых действиях с воображаемым партнером. Прямохождение и речь - способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Открытие самости ("Я сам!"), осознание себя субъектом собственных волений и умений.

III ступень. Партнером становится общественный взрослый (учитель, мастер, наставник) и другие. Освоение правил, понятий, принципов деятельности во всех сферах социально-культурного бытия в науке, искусстве, религии, морали, праве. Осознание себя автором своей биографии, принятие ответственности за свое будущее, уточнение границ самотождественности. Способность к саморазвитию.

IV ступень. Партнером становится человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения. Происходит индивидуализация общественных ценностей и идеалов. Человек становится ответственным за собственную самость.

V ступень. Допускается существование высших уровней духовного развития без "статистически надежных" свидетельств их существования. Универсализация, или выход за пределы индивидуальности, есть одновременно вход в пространство общих и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. Со-участником в построении и осмыслении универсального со-бытия является Бого-человечество.

 

КРИЗИСЫ РОЖДЕНИЯ - ПЕРЕХОДЫ В НОВЫЕ ОБЩНОСТИ

 

Вхождение в новую общность подобно рождению и сопровождается качественным преобразованием в системе отношений с миром, с людьми и собой. Период вхождения в новую общность – кризис рождения.

1. Кризисы рождения обусловлены внутренней логикой развития субъекта, сменой индивидуальной жизни. Вызревание способности делает человека потенциально способным к вхождению в новую общность.

2. Разрыв, противоречие между сложившейся формой совместной жизнедеятельности и потенциальной возможностью более высокого уровня со-бытия создает явление кризиса.

Кризис рождения - это всегда кризис самости в ее конкретной определенности и поиск новых форм событийности.

На схеме ступени развития субъекта человеческих общностей представлены в виде колец, сцепленных в кризисах рождений. В реальной ситуации все формы общностей присутствуют одновременно, но в ежедневности одновременность их присутствия переживается лишь теми, кто достиг последней ступени развития и практикует высшую форму человеческой общности - универсальное со-бытие.

 

 
 

Схема 2. Ступени развития субъекта человеческой общности

КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ - ОСВОЕНИЕ НОВОЙ ОБЩНОСТИ

В построении новой общности выделяются две фазы. На первой человек учится жить по законам данной общности, принимает предъявляемые ему ожидания и старается им соответствовать. Этот этап принятия партнерами друг друга и новых обстоятельств своей совместности – стадия принятия. К концу стадии принятия индивид осваивает новые способы взаимодействия с партнером и обнаруживает способность самостоятельно строить данное взаимодействие, приглашая партнера вступить в этот тип общности.

Кризис развития со-бытийной общности – разрыв между индивидуальной и совместной формами деятельности и сознания ("хочу быть, как ты, и не могу стать, как ты"). В момент кризиса образуются зазор, разрыв и разнонаправленность инициатив партнеров. В кризисах развития взрослый ориентирует ребенка на поиск новых способов самоопределения; на освоение нового слоя своей самости.

С восстановления совместности на новой предметности начинается посткризисная стадия развития общности - стадия освоения собственной отдельности и единичной самости внутри данной общности. Само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее даров и обращение их в свои новые потенции есть предпосылка и основа перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но теперь уже в другом пространстве, в новой форме со-бытийной общности.

 
 

На схемах представлены характер и результаты действий участников общности на трех стадиях развития каждой ступени. Левый эллипс очерчивает стадию принятия, правый стадию освоения, их пересечение задает границы кризиса развития

 

 

 
 

Итак, процесс саморазвития начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее; но человек долгие годы - нередко всю жизнь - может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Подлинным субъектом саморазвития очень долго и слишком часто остается не индивид, а общность. Способность к саморазвитию является драгоценным даром.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...