Комментарий. Дополнительная информация. Ключевые компоненты. Когнитивной реструктурирующей терапии: контрольный список. Принципы
Комментарий
Термин «фокусинг» заимствован у хорошо известного теоретика роджеровского толка Юджина Гендлина (Gendlin, 1992a, 1992b, 1996a, 1996b). Некоторые исследования указывают на то, что фокусинг может быть активным элементом в роджеров-ской терапии, приводя клиента к высокому уровню самосознания (Me Mullin, 1972). Но в настоящем контексте фокусинг означает и больше, и меньше того, как описывает его Гендлин: меньше — потому что Гендлин создал на основе этой концепции целое направление терапии, фокус-ориентированную психотерапию (focusing-oriented psychotherapy) (Gendlin, 1996a), и больше —потому что он описывает когниции только как компоненты своих процедур (Gendlin, 1996a, pp. 238-246) и считает, что когнитивные методы должны быть «нечастыми и краткими» (Gendlin, 1996а, р. 246). Мы не сторонники точного дублирования его процедур, но считаем, что когнитивный фокусинг — ядро и его, и нашей терапии. Чтобы объяснить, почему фокусинг настолько важен, кратко напомним ключевые теоретические положения, лежащие в основе когнитивной реструктурирующей терапии. Главной чертой когнитивной терапии является изменение центрального убеждения (В), которое связывает внешние стимулы (А) с эмоциональной (Се) и поведенческой (Сь) реакцией. В фокусе находится В, в отличие от других видов терапии, которые могут направлять внимание на другие элементы. Например, роджеровская терапия концентрируется вокруг Се, подразумевая, что если клиент отслеживает свое текущее эмоциональное состояние, он будет расти и меняться в позитивном направлении. Бихевиоральная терапия направляет свое внимание на связь АВ и нацелена на разрушение старых ассоциаций и создание новых. Психодинамическая терапия открывает первоначальные события типа АСе, считая, что когда эти связи становятся осознанными, то ассоциации между двумя их элементами ослабевают и впоследствии могут быть разрушены.
Другие направления терапии часто критикуют когнитивный подход, потому что они считают многие В либо излишними (бихевиоризм), либо интеллектуализацией (роджеровское), либо защитными механизмами (психодинамическое). Но эта критика основывается на очень узком взгляде на то, что такое есть В. Они рассматривают В как слова или язык. Если В — только слова, то вся когнитивная терапия сводится к исследованию рационализации, интеллектуализации, изменению языка, но лейтмотив этой книги заключается в том, что В — это гораздо больше, чем язык. В начале книги мы описываем В как: экспектации, избирательную память, атрибуции, оценки, жизненные ориентиры, внутреннюю философию, самоэффективность и когнитивные карты, а также как другие когнитивные процессы. В могут быть сгруппированы и обозначены как способ организации сырых данных в паттерны. Так что В — много больше, чем слова. Слова и язык — это просто способ сообщения паттернов, они не являются паттернами самими по себе. Даже если клиент не может найти слов, чтобы описать свои паттерны (что справедливо для маленьких детей), эти паттерны все же существуют. Цель когнитивной терапии заключается не в том, чтобы изменить язык клиента, а в том, чтобы изменить его паттерны. Опасность в использовании специфической техники фоку-синга лежит в мистификации процесса. Фокусинг заостряет внимание клиента на своих эмоциях, так что он может легче определить внешние стимулы и внедряющиеся когниции, которые эти эмоции вызывают. Поэтому убеждения, которые находит клиент, могут оказаться более точными, и тогда любая когнитивная техника будет более эффективной. Процесс, на наш взгляд, основан не на прикосновении к скрытым элементам подсознания или к подавленным эмоциям, которые необходимо стереть, а, скорее, на фокусировании внимания клиента на конкретном, выполнимом восприятии, которое может быть с пользой им усвоено.
Дополнительная информация
Теоретические, практические и экспериментальные основы техники фокусинга можно найти в работах Гендлина (Gendlin, 1962, 1964, 1967, 1969, 1981, 1991, 1992а, 1992b, 1996a, 1996b; Gendlin, Beebe, Cassues, Klein & Oberlander, 1968). КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОГНИТИВНОЙ РЕСТРУКТУРИРУЮЩЕЙ ТЕРАПИИ: КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК
Принципы
Проведение когнитивной терапии — это и наука, и искусство. Необходимо освоить тысячи техник, и несмотря на то, что изучить ключевые научные принципы можно, пройдя академический курс или прочитав несколько хороших учебников, на то, чтобы узнать все тонкости искусства, требуется значительно больше времени. 25 лет наблюдая за студентами, я пришел к выводу, что новички не должны первые два года своей клинической практики проводить когнитивную терапию самостоятельно, причем в это время раз в неделю должны просматриваться и критиковаться супервизором аудио- и видеозаписи их консультаций, это предполагает также продолжение ими обучения помимо сеансов. Несмотря на многообразие навыков, которые нужно освоить, есть несколько ключевых принципов, которым терапевт, для того чтобы когнитивная терапия была эффективной, должен обучить своих клиентов. Ниже следует список наиболее существенных вопросов. 1. Делает ли клиент различие между ситуацией, мыслями и эмоцией, или он путает эти три понятия? Напомните ему о том, что ситуация — средовая, внешняя по отношению к организму переменная, мысли обрабатываются во фронтальной зоне, эмоции являются реакцией подкорки (см. главу 1 «Сеанс первый: обучение базовой формуле»). 2. Согласен ли ваш клиент с тем, что эмоции вызывают мысли, а не ситуация? Нет смысла продолжать когнитивную терапию, если клиент считает, что внешние физические события являются причиной его эмоций (см. главу 1 «Предоставление доказательств тому, что мысли определяют эмоции»). 3. Удалось ли клиенту найти центральные убеждения, связанные с их эмоциональными реакциями? Если убеждения, с которыми вы работаете, не имеют отношения к эмоциям клиента, то изменение этих убеждений не устранит эмоции. Первый шаг в когнитивном консультировании всех типов — четко идентифицировать наиболее общее убеждение, вызывающее проблемы клиента. Убеждения, в которых клиент отдает себе отчет, зачастую являются лишь поверхностными мыслями, терапевту обычно приходится в течение нескольких сеансов исследовать убеждения клиента, чтобы выявить центральное (см. главу 2 «Определение убеждений»).
4. Понимает ли клиент негативное влияние своих убеждений на свою жизнь, или же он считает, что его мысли не имеют никакого отношения к тому, что он чувствует и как себя ведет? (см. главу 1 «Насколько могущественны внешние силы? »). 5. Видит ли клиент взаимосвязь между одной мыслью и другой? Понимает ли он, что его страх в магазине в своей основе тот же, что и страх в ресторане, в лифте или в конференцзале? Могут ли они нарисовать когнитивную карту этих взаимоотношений? (см. главу 3 «Группы убеждений»). 6. Понимает ли он необходимость анализа полезности и ложности своих убеждений, или он считает, что само чувствование чего-либо утверждает его истинность (см. главу 6 «Поиск уважительной причины»). 7. Может ли он успешно проанализировать свои утверждения и принять решение об их полезности и ложности? (см. главу 6 «Логический анализ»). 8. Принял ли он идею о том, что если мысль логически неверна, ее лучше изменить? (см. главу 6 «Утилитарные доводы»). 9. Есть ли у вашего клиента желание идти против своих убеждений? Сформирована ли у него мотивация к использованию различных методов (опровержение, перцептивный сдвиг, ре-синтезирование) для их изменения, или он просто плывет по течению безо всякого желания над чем-либо работать? (см. главу 4 «Контратака» и «Форсирование выбора»). 10. Достаточно ли он практикуется с техниками? (На некоторые убеждения может понадобиться год или больше практики. ) К сожалению, многие клиенты верят в волшебство и думают, что один день оспаривания возместит 15 лет иррационального мышления. Клиенту необходимо практиковаться в течение длительного периода времени, а не только тогда, когда он находится в кризисе (см. главу 11 «Практические техники»).
11. Как он применяет техники — механически или с пониманием лежащей в их основе концепции? (см. главу 8 «Транспонирующие образы» и главу 9 «Наведение мостов»). 12. Не изменил ли он вашу процедуру настолько, что был разрушен активный терапевтический элемент? Креативность клиента должна поощряться, но вам необходимо удостовериться, что он не изменяет технику настолько, что она становится неэффективной. 13. Признает ли ваш клиент то, что терапевт не имеет власти изменить его убеждения и что только он сам может это сделать? Признает ли он консультативные отношения похожими, скорее, на отношения типа ученик—учитель, чем пациент—врач, или он ждет, чтобы вы его излечили? 14. Не являются ли ожидания клиента относительно эффективности терапии столь низкими, что они говорят о ее несостоятельности? Исследования по самоэффективности достаточно определенны в этом вопросе; если клиенты ожидают неудачи, они будут исподволь делать то, что оправдает их предсказания (см. главу 2 «Самоэффективность»). 15. Не думает ли клиент о том, что другой подход или другой терапевт больше ему поможет? Он может не прилагать никаких усилий к вашей терапии, если считает, что тот, второй, лучше. Предложите ему сначала попробовать другой подход и затем вернуться к вам, если он окажется неэффективным. 16. Делает ли клиент домашнее задание, или он работает только во время ваших терапевтических сеансов? Один час продвижения по верному пути не заменяет 112 часов работы в ложном направлении (см. главу 1 «Усвоение понятий»). 17. Не могут ли ваши техники быть неэффективными потому, что клиент их саботирует? (см. главу 12 «Как справиться с саботажем клиента? »). 18. Не заметили ли вы, что некоторым из ваших клиентов трудно изменить убеждения, которые связаны с их личным или культурным прошлым? Изменение мыслей подобного рода часто порождает чувство вины, вам, возможно, придется вырывать эти убеждения с корнем (см. главу 10 «Ресинтез прошлого» и главу 13 «Кросскультурная когнитивная терапия»). 19. Не слишком ли много некогнитивных факторов препятствуют работе с вашими техниками? Несмотря на то что центральные проблемы клиента могут быть когнитивными, в целях эффективной работы с ними и изменения своего негативного восприятия клиенту могут понадобиться как время, так и свобода от постоянного кризиса. У клиентов с серьезными семейными проблемами, физическими заболеваниями, проблемами с наркотиками или тех, кто не уверен, сможет ли он поесть завтра, не совсем адекватное восприятие, чтобы работать со своими когнитивными проблемами. В таких ситуациях необходимо облегчить кризис, прежде чем приступать к традиционной когнитивной терапии (см. главу 12 «Кризисная когнитивная терапия», «Терапия пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями», «Когнитивно-реструктурирующая терапия для аддиктивных пациентов»).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|