Распределённость терминов и модальность следующих
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 суждений: а) Каждый человек имеет право на образование. - Общеутвердительное, субъект и предикат распределены, суждение о возможности, вероятное. б) Некоторые люди - холерики. - Частноутвердительное, субъект не распределен, а предикат распределен, суждение о действительности, достоверное. 14. Составьте суждение по формуле: A à (B & C). Определите, при каких значениях A, B и C оно будет истинным? 15. На стоянке находились четыре прекрасные машины, а между ними расхаживала девушка, ибо одна из машин принадлежала ей. Какая? - Если чья-то коварная рука на каждой машине оставила по две надписи, одна из которых истинна, а другая ложна. На голубой: “Это не моя машина. Мне принадлежит белая”. На желтой: “Это моя машина. Красная машина тоже моя”. На красной: “Это моя машина. Голубая тоже моя”. На белой: “Это моя машина, а голубая не моя”. Какая машина принадлежит девушке? Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построен силлогизм: Все лица, совершившие кражу, подлежат привлечению к уголовной ответственности. Гражданин Иванов подлежит привлечению к уголовной ответственности. Значит, он совершил кражу. 17. Установите вид энтимемы, проверьте её правильность: Николаев - не сильный шахматист, следовательно, он не знает теории шахматной игры. На основе данных понятий постройте правильный силлогизм: Лесть, приятное, извращение истины. 19. Найдите средний термин для следующих понятий: Русские писатели - великие люди. На основе данных понятий постройте правильный полисиллогизм: Научное объяснение, теория, теория происхождения государства, теория общественного договора.
21. Воспоминая о марафоне, проходившем полвека назад в Тюмени, ветераны рассказали следующее: Андреев: “Дмитриев пришел вторым, а я оказался третьим”. Борисов: “Нет, я выиграл тот забег, а вторым был Петров”. Петров: “Нет, я был третьим, а Борисов пришел пятым”. Дмитриев: “Я пришел вслед за победителем, а Соколов занял четвертое место”. Соколов: “Победу тогда одержал Андреев, а я пришел четвертым”. Как в действительности закончился этот побег, если Каждый ветеран один факт припомнил правильно? Постройте классификацию условных умозаключений. Дайте Определение каждому виду. Установите вид, модус, запишите в символической форме, Проверьте, правильно ли построены следующие умозаключения: а) Это преступление грабеж или разбой. Но у него нет признака разбоя. Значит, оно является грабежом. б) Если я выстрелю, то могу попасть в сына, а если я сейчас не выстрелю, то волчица утащит ребёнка в своё логово. Я могу сейчас выстрелить или не стрелять. Следовательно, я могу попасть в сына или волчица утащит ребёнка в своё логово (Ч. Айтматов. Плаха). Восстановите недостающую часть в следующей энтимеме и проверьте её правильность: Если он автор этого слуха, то он глуп или беспринципен. Значит, не он автор этого слуха. Определите какой метод научной индукции применяется в рассуждении: Роджер Бэкон, стремясь отыскать причину появления радуги, обратил внимание, что подобные же явления (цвета радуги) наблюдаются также в водяной пыли над водопадом, в отшлифованных алмазах, в стекле, в брызгах из-под вёсел. Отсюда он заключил, что радуга вызывается прохождением света через прозрачные тела, имеющие сферическую или кристаллическую форму. Найдите тезис и аргументы, укажите способ аргументации и Проверьте, соблюдены ли ее правила, составьте схему
аргументации: “Выше изображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушает всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме несомненные чему признаки из ниже следующего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей лености и тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную землю, ежедневно и в необычной продолжительности горит огонь, что уже явное к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушен” (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем). К данному тезису подберите достаточное количество аргументов, составьте схему связи тезиса и аргументов: Это - клевета. 28. Подберите равнозначный тезис к следующему: Чувства нас обманывают. В чем смысл логической ошибки “предвосхищение оснований”? Приведите пример. 30. Какое наименьшее число носильщиков следует нанять путешественнику, чтобы совершить шестидневный переход через бесплодную пустыню, если он сам и каждый из носильщиков могут нести лишь четырехдневный запас пищи и воды для одного человека? Ответ аргументируйте. Содержание какого понятия богаче в следующих парах? Почему? а) Рецидивист. Лицо ранее осуждавшееся к лишению свободы за убийство. б) Кража. Хищение. 32. Обратите следующие суждения: а) Некоторые художники - пейзажисты. б) Снегири - не перелётные птицы. Из следующих суждений сделайте выводы на основе логического квадрата и установите их истинность: а) Истинно, что некоторые привычки полезны. б) Ложно, что всякий, изучающий математику, - математик. 34. Правильно ли поставлены следующие вопросы? Установите их вид: а) Кто автор книги “Эристика или искусство спора”? б) Действительно ли мышление бывает неправильным?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|