Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамическая локализация функций и онтогенез психики.

Три основных закона иерархической организации мозговых структур.

Можно выделить три основных закона, по которым построена работа отдельных частей коры, входящих в состав этого мозгового блока.
Первый закон–закон иерархического строения входящих в состав этого блока корковых зон. Соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры, осуществляющих все более сложные синтезы доходящей до человека информации, является иллюстрацией этого закона. Следует, однако, отметить, что отношения этих зон коры не остаются одинаковыми, а изменяются в процессе онтогенетического развития.
Второй закон-закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры, входящих в его состав:
•Первичные зоны обладают максимальной модальной специфичностью
•Вторичные зоны коры обладают модальной специфичностью в значительно меньшей степени. Сохраняя свое непосредственное отношение к корковым отделам соответствующих анализаторов, эти зоны сохраняют свои модально-специфические гностические функции, интегрируя в одних случаях зрительную, в других случаях – слуховую, в третьих случаях - тактильную информацию.
•Третичные зоны описываемого блока в еще меньше степени обладают модальной специфичностью; эти зоны обозначаются как зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов; эти зоны осуществляют симультанные (пространственные) синтезы, что делает практически почти невозможным говорить о том, какой модально-специфический (зрительный или тактильный) характер они имеют.
Третий (основной) закон-закон прогрессивной латерализации функций, вступающих в действие по мере перехода от первичных зон мозговой коры к вторичным и затем третичным зонам.
Известно, что первичные зоны обоих полушарий мозговой коры, построенных по принципу соматотопической проекции, равноценны. Каждая из них является проекцией контрлатеральных (расположенных на противоположной стороне) воспринимающих поверхностей, и ни о каком доминировании первичных зон какого-либо одного из полушарий говорить нельзя.
Иначе обстоит дело при переходе к вторичным, а затем и третичным зонам, где возникает известная латерализация функций, не имеющая места у животных, но характерная для функциональной организации человеческого мозга.
Левое полушарие (у правшей) становится доминантным. Именно оно начинает осуществлять речевые функции, в то время как правое полушарие, не связанное с деятельностью правой руки и речью, остается субдоминантным.

3. Значение синдромного подхода для понимания структуры и динамики
различных ВПФ.

Синдромный анализ – описание всех симптомов.

Любая психическая деятельность – сложная функциональная система, реализация которой обеспечивается работой комплекса различных мозговых структур, т.е. психическая функция нарушается целиком только если нарушается большое количество структур. Значит, при нарушении разных структур функция будет нарушаться по-разному. При сопоставлении всех симптомов при нарушении строго локализованного нарушения и анализа характера нарушений функции при различных локализациях поражения можно выяснить точную локализацию мозговой основы психических функций и факторы, входящие в них.
4. Значение концепции Н.А. Бернштейна для нейропсихологии.

По Бернштейну, движение не может осуществляться только эфферентными (двигательными) импульсами, необходима обратная афферентация, чтобы осуществлять постоянный контроль и коррекция движений за счет получения информации о положении тела в пространстве. За счет этого движения могут быть очень разнообразны, задачи могут осуществляться непрерывно, при этом разными способами. Движения широко представлены в мозговых структурах и, соответственно, сильно различаются по сложности (есть 5 уровней движений, за каждый отвечают разные структуры мозга).

Это системное строение еще больше характерно для более сложных форм психической деятельности; сложные психические функции не могут быть строго локализованы в изолированных структурах мозга, за их работу отвечают многие структуры, иерархически связанные между собой.

5. ВПФ как функциональные системы (П.К.Анохин, Л.С. Выготский).
Высшие психические функции рассматриваются как функциональные системы, которые обеспечивают решение задач, поддержание отношения организма со средой и с самим собой. Любая функциональная система способна к саморегуляции. По Анохину, функциональная система – это единица интегративной деятельности организма, которая включает в себя афферентные и эфферентные звенья, объединенные для достижения полезного для организма приспособительного результата.

Этапы функциональной системы: афферентный синтез поступающей информации, принятие решения на основе прогнозирования результата, реализация схемы действия, сличение полученного результата с акцептором действия (при несовпадении – коррекция схемы действия, акцептора или итогов афферентного синтеза).

Свойства функциональных систем: многоуровневость, поэтапность, взаимосвязь и иерархия звеньев, способность к саморегуляции.

Свойства функциональных систем психики (ВПФ), по Выготскому:

- формируются прижизненно (предполагается культуро- и сциогенез)

- произвольны по своей природе (доступны рефлексии и произвольной регуляции)

- имеют инструментальную природу (опросредствованы).

Системное строение ВПФ.

Сложные функции правильнее рассматривать как функциональные системы, в которых есть много звеньев, иерархически расположенных и включающихся на разных этапах работы функции. Также у функциональной системы есть инвариантная задача и различные способы и средства ее выполнения. ВПФ, будучи социальными по происхождению и опросредствованными по строению, опираются на большое число способов и средств выполнения задач. Т.к. ВПФ – настолько сложные функциональные системы, можно сделать вывод о том, что они не могут быть четко локализованы в мозге, а распределены, за их работу отвечает множество мозговых структур.

Динамическая локализация функций и онтогенез психики.

Динамичность – это изменение функций и их структуры в онтогенезе. В процессе развития психическая функция становится более свернутой и при необходимости может развернуться (однако, это возможно только если в процессе формирования были проработаны все звенья).

Например, письмо: мотивация; зрительный образ символа; моторика (кинетика и кинестетика); пространственное представление о букве. При сформированном навыке письма работают только две части – исполнительный орган и ощущение движений.

8. Первый, второй и третий функциональные блоки мозга. Строение, функции,
нейропсихологические факторы.

Функционально-структурный подход к деятельности мозга; анатомически различные, но близкие по функциям структуры мозга объединены в 3 функциональных блока. Каждый блок имеет иерархическое строение, минимум 3 типа надстроенных друг над другом корковых зон: первичная (проекционная) – импульсы с периферии, на периферию; вторичная (проекционно-ассоциативная) – переработка информации, подготовка программ; третичная (зона перекрытия) – сложные формы психической деятельности.

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования: блок активации, обеспечения адаптивного тонуса работы нервной системы. Включает в себя ретикулярную формацию ствола, средний мозг, гипоталамус, таламус, медиальные отделы височных и лобных долей; есть восходящие и нисходящие элементы; построен по вертикальному принципу. Источники активности – витальные потребности, приток внешних раздражителей, мотивы, цели, задачи, связанные с социумом и инструментально-знаковым опосредствованием. Обеспечивает 2 фактора – энергетическое обеспечение психической активности, ее избирательности и форм; установление баланса между возбуждением и торможением. При поражении нарушается внимание, память, сознание.

2. Блок получения, хранения и переработки информации: средние и задние отделы структуры мозга (височные, теменные и затылочные структуры), все анализаторные системы с их корковыми представительствами, зона ТРО. Есть первичные и вторичные ядерные поля, периферические и центральные отделы. Источник работы – поступление сигналов из внешней среды, актуализация индивидуального опыта субъекта при отражении внешнего мира. Фактор – интеграция ощущений от разных анализаторов. С учетом зоны ТРО, это блок синтеза синтезов. Работает на 2 уровнях – собственной перцепции и мнестический уровень. При поражении – афазии, агнозии, апраксии.

3. Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности: организация психической активности деятельности человека. Передние отделы мозга, конвекситальная префронтальная кора, премоторная зона, двигательная кора. Вместе с первым блоком обеспечивает с двух сторон регуляцию активности. Длительно формируется в онтогенезе. Больше всего нарушается мышление, произвольные движения.

Блоки работают интегративно или комплементарно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...