Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право хозяйственного ведения и оперативного управления как разновидность вещного права

Предприятие как объект и субъект права. Вещные права

Субъектом хозяйственного права является носитель хозяйственных прав и обязанностей, обладающий следующими характеристиками:

зарегистрированность в определенном порядке либо легитимация в каком либо направлении;

наличие хозяйственной компетенции – совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами или на основании лицензии;

способность осуществлять деятельность самостоятельно и наличие для этого обособленного имущества;

самостоятельная имущественная ответственность.

Хозяйствующие субъекты – это:

российские и иностранные коммерческие организации и их объединения;

некоммерческие организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью;

индивидуальные предприниматели.

Среди предпринимателей (хозяйствующих субъектов) различают:

индивидуальные предприниматели (физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);

предприниматели – юридические лица.

Объект – это, то по поводу чего возникают правоотношения.

 

Право хозяйственного ведения и оперативного управления как разновидность вещного права

Право хозяйственного ведения и оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав. Это – вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников.

Государство как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать в имущественный оборот “самостоятельные” юридические лица – “предприятия” и “учреждения”, закрепляя за ними свое имущество на ограниченном вещном праве. С 60-х годов это право стало именоваться у нас “правом оперативного управления”, а впоследствии в законах о собственности было разделено на более широкое по содержанию “право полного хозяйственного ведения”, предназначенное для производственных “предприятий”, и более узкое “право оперативного управления” - для госбюджетных и аналогичным им “учреждений”.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специально-правовых формах – “предприятия” и “учреждения”.

Учреждение лишено права распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом за исключением денежных средств, расходуемых по смете, строго их целевому назначению. На денежные средства учреждения кредиторы вправе требовать взыскания. При недостаточности денежных средств привлекается собственник к дополнительной ответственности. Учреждение – это некоммерческая организация, но допускается ведение предпринимательской деятельности. Полученные доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Поскольку предприятия могут создаваться лишь на базе государственной и муниципальной собственности, следует признать, что субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие как разновидность коммерческих организаций.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия, строго говоря принадлежащее к категории коммерческих организаций, так и учреждения, относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, принадлежащие к частным собственникам.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и “объеме” правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество.

Право хозяйственного ведения(ст.294 ГК) – это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества по крайней мере правомочия владения и пользования. Но он сохраняет правомочия:

принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации унитарного предприятия;

принимает решение о формировании уставного фонда, о наделении предприятия имуществом. Уставной фонд неделимый и должен быть оплачен при создании унитарного предприятия (не менее 100 МРОТ);

вправе определять предмет и цели деятельности унитарного предприятия;

имеет право на получение части прибыли от использования имущества, при этом собственник не может распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении. Плоды продукции и дохода, а также имущество, приобретенное по договору, поступают в хозяйственное ведение предприятия.

Право хозяйственного ведения прекращается в случае правомерного изъятия.

Продажа, сдача в аренду или залог, внесение в качестве вклада в уставной или складочный капитал обществ и товариществ и иные формы отчуждения и распоряжения недвижимым имуществом не допускается без согласия собственника. Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом или иным правовым актом не предусмотрены соответствующие ограничения (см. начало абзаца).

Право оперативного управления – это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник-учредитель вправе изъять у субъекта права оперативного управления излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться ни движимым, ни недвижимым имуществом собственника без его специального согласия, если только речь не идет о производимой им (готовой) продукции. Иначе говоря, никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятия не вправе распоряжаться самостоятельно (без согласия собственника).

Собственник также устанавливает также и порядок распределения доходов казенного предприятия, что отличает его возможности от аналогичных возможностей по отношению к обычному унитарному предприятию, где он вправе получить лишь часть прибыли от своего имущества.

Что касается учреждения, то оно вообще лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения, закрепленным за ним имуществом или имуществом, полученным по смете, если речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в соответствии с их целевым назначением. Таким образом, учреждение даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Право хозяйственного ведения или оперативного управления на имущество собственника возникает у предприятия или учреждения с момента фактической передачи этого имущества. Таким моментом можно считать дату утверждения баланса предприятия или поступления имущества по смете.

Вещный характер прав хозяйственного ведения или оперативного управления проявляется в сохранении их действия в случае смены собственника. Смена собственника государственного или муниципального предприятия возможна лишь путем передачи этого предприятия от одного публичного собственника к другому. Учреждение же может быть объектом права собственности любых лиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...