Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Треть южноуральских организаций хотя бы раз прибегали к услугам полиграфолога

Заработать на правде

Около десятка компаний в Челябинской области предлагают бизнесу и частным лицам проверку на детекторе лжи. Услуги полиграфа востребованы в коммерции, управлении и даже среди супругов, желающих проверить верность своих возлюбленных. Поймать вруна за руку - доказательство правды или прибыльный бизнес на развивающемся рынке?

??????????????

Зачатки рынка услуг по детекции лжи появились в России в середине 90-х годов, когда выходцы из структур МВД и ФСБ стали открывать свои школы подготовки полиграфологов, среди которых «Омега-Консалтинг», «Антей», «НДШЛ», «Эпос». Ее выпускники устаивались в штат банков и охранных предприятий. На свободном рынке столь специфичное предложение как проверки на детекторе лжи долгое время не приживалось. В Москве и Санкт-Петербурге в то время работало всего по 2-3 специалиста в этой области. В других городах они вовсе отсутствовали.

Так длилось до тех пор, пока в начале нулевых на телевидении активно не заговорили о возможном принятии закона об использовании детектора лжи. А начиная с 2006 года, школы подготовки полиграфологов стали расти как грибы, расширилась география их распространения. Например, центр обучения открылся в Екатеринбурге.

Выходцы из «школ правды» были готовы оказать услуги как частным лицам, так крупному и малому бизнесу и зарабатывать на этом деньги. Рынок проверок на детекторе лжи стал активно набирать обороты.

В Челябинской области первые организации, оказывающие проверки на полиграфе появились в 2007 году. Сегодня на южноуральском рынке работает более десяти таких компаний. Примерно семь из них сосредоточены в областном центре. Как уверяют некоторые специалисты, для города-миллионика этого вполне достаточно.

- Если в начале нулевых крупные предприятия Южного Урала при необходимости приглашали столичных специалистов, то сегодня в регионе работает оптимальное число опытных полиграфологов, готовых предоставить свои услуги, - отмечают в ассоциации профессиональных консультантов «Детектор». - В то же время по сравнению с Москвой в нашем регионе это направление развито весьма скудно.

???????????????

Большинство компаний предпочитают не афишировать тот факт, что они прибегали использованию полиграфа. Однако как отмечают сами игроки рынка, треть организаций Челябинской области хотя бы раз да становились их клиентами. При этом сферы деятельности потребителей данного вида услуг самые разнообразные.

- Прежде всего это купля-продажа (там, где есть складирование) и банковская сфера. Дальше идет управленческий состав компаний среднего звена - менеджеры и заместители руководителей, снабженцы, - рассказывает Сергей Домород, специалист-полиграфолог, руководитель Челябинского центра оценки достоверности информации «Полиграф 74», который появился на южноуральском рынке одним из первых. - Использование полиграфа актуально и для производства. К нам обращаются для расследований преступлений (краж, хищений, «откатов»), а также для проверки кандидатов на работу. Соискателей проверяют на злоупотребление наркотиками, алкоголя, клептоманию, склонность к экономическим преступления. Отдельная ниша, но не менее востребованная, - судебные психофизиологические экспертизы с использованием полиграфа. Но я провожу их только по назначению следователя, дознавателя, или судьи.

Сергей Корнилов, руководитель портала «Невримне.рф», частный эксперт-полиграфолог по крупным экономическим преступлениям, обозначил сферы деятельности своих постоянных клиентов более узко. Так, в их числе есть и крупная сеть кинотеатров, и челябинская редакция газеты, и торговые комплексы самой разной направленности, в том числе специализирующиеся на продаже бытовой техники. Однако в последнее время большой популярностью пользуются проверки частных лиц, в особенности супругов на измену. Не пугает даже цена: вывести вторую половинку на чистую воду будет стоить от 3500-10 000 тысяч рублей. Впрочем, остальные популярные виды тестов обойдутся ненамного дешевле: служебное расследование - 4500 – 7000 рублей, проверка кандидата на работу — 2500 – 4000 рублей.

Некоторые игроки рынка предоставляют своим постоянным клиентам скидки. Например, компания «Полиграф Консалдинг» готова провести служебную проверку более чем пяти сотрудников компании по специальной цене — 2000 рублей за человека. Также можно приобрести купить пакетные ежемесячные проверки за 10 000 руб. Такой лояльный подход к бизнес-сообществу не случаен —все-таки он остается основным заказчиком тестов на правду.

Как признались в отделе маркетинга одной из ритейловых компаний, «детектор лжи изначально был опробован на сотрудниках отдела закупок и административного отдела, а также на руководстве. Наша цель – не увольнения, а повышение эффективности работы сети. Впрочем, один человек, узнав, что ему предлагают пройти проверку на полиграфе, уволился. В любом случае все результаты исследования носят лишь рекомендательный характер».

В свое время обязательными проверками на полиграфе вновь пришедших работников прославилась «Евросеть». Как признавался несколько лет назад бывший вице-президент по безопасности компании Борис Левин, необходимо было добиться такого уровня высокотехнологичности компании, при котором у сотрудников не было бы и мысли о преступлении; чтобы персонал четко сознавал то, что кража немедленно будет обнаружена.

- Современный бизнес-рынок предоставляет большой спрос на услуги такого рода, -комментирует руководитель центра «Ничего кроме правды» Александр Корвин.- Дело в том, что даже опытный кадровик может ошибаться, определяя при собеседовании степень надежности человека. А детектор заметно повышает вероятность того, что прошедший проверку - не летун, который покинет фирму через полгода, и ему можно доверять дела компании.

??????????

Игроки рынка признают: делать бизнес на правде весьма прибыльно. В месяц минимальный доход составит 100-150 тысяч рублей. А первоначальные вложения в дело окупятся не более чем за два месяца.

- Конкуренция на рынке не самая острая, а открытие своего бизнеса в этой сфере не требует серьезных вложений, -считает Сергей Корнилов. - Нет необходимости содержать персонал, данным видом деятельности вполне можно заниматься одному. Не требуется получения лицензии, достаточно зарегистрироваться как ИП и снять офис. Впрочем и это делают не все. Некоторые предприниматели для частных случаев снимают помещение на время, а служебные и судебные проверки проводят на территории заказчика. Полиграф также можно купить за сравнительно недорогую цену от 160-180 тысяч рублей. Но самое главное в этом бизнесе - это обучиться работе с детектором лжи и освоить методы анализа полученных данных. На это, как правило, уходит много времени.

Освоить профессию полиграфолога можно только за пределами Челябинской области - в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге, других крупных городах. Курс обучения может составлять от двух недель до трех месяцев, цена - от 45 до 100 тысяч рублей. Проблема состоит в том, что школ подготовки полиграфологов сегодня открылось много, а качественное обучение по-прежнему в дефиците. Но даже если новому игроку рынка повезет с преподавателями, то после выпуска потребуется ни один год практики, чтобы правильно истолковывать полиграммы.

- Детектор лжи– это всего лишь бездушная машина, которой все равно, лжет или нет человек. Все зависит от того, насколько грамотно полиграфолог оценивает действия проверяемого. Поэтому новичкам в этом деле бы прибегнуть к помощи более опытных наставников, - уверен Сергей Домород. - Правда, некоторые недобросовестные полиграфологи этого не делают, а пользуясь дешевизной входного билета, начинают работать непрофессионально. Пытаются привлечь клиентуру демпингуя цены, снижая время проверок до получаса, хотя на это требуется не менее 2-3 часов.

Однако от некомпетентных полиграфологов клиенты отворачиваются быстро, предпочитая обращаться в проверенные компании, предлагающие свои услуги не первый год.

- Войти на рынок услуг по детекции лжи легко, а вот удержаться не каждому под силу.. Люди, которые имеют положительный опыт работы с полиграфом, предпочитают обращаться в ту же фирму. Дают о ней положительные рекомендации своим друзьям и знакомым, - продолжает Сергей Домород. - Новому игроку будет тяжело наработать клиентскую базу, а также придется серьезно вложиться в продвижение.

Рекламу эксперты называют основной статьей расходов при открытии полиграфского бизнеса. Как отметили в ассоциации профессиональных консультантов «Детектор», лучше всего продвигать свою компанию через собственный сайт в интернете. Неплохой результат может принести сотрудничество с агентствами по подбору персонала. Также для привлечения первой клиентуры помогут семинары и бизнес-тренинги, на которых можно раздавать буклеты и визитки.

В целом, эксперты не видят серьезных препятствий для развития этого бизнеса, говоря о том, что поле для развития рынка услуг по детекции лжи на Южном Урале огромно.

- Многие руководители фирм готовы пойти на большие расходы ради того, чтобы обезопасить свое дело. Все это позволяет полиграфологам неплохо заработать. Знаю, что уже есть новые игроки, которые вскоре заявят о себе, - подчеркивает Александр Корвин.

Значительный толчок развитию рынка услуг по детекции лжи, по мнению его игроков, дало бы принятие законодательства, которое регламентировало бы применение полиграфа, а также единой системы обучения и контроля качества работы и квалификации специалиста. В то же время последнее может быть абсолютно бессмысленным, если свою лепту на рынок услуг детекции лжи в ближайшие годы внесет технологический прогресс.

- Я знаю, что ведутся разработки детектора лжи, при использовании которого полиграфолог выступит просто в роли чтеца. Техника станет автоматизированной и сама выдаст все необходимые результаты. Тогда крупным и средним компаниями не будет смысла обращаться к услугам сторонних фирм, а куда выгоднее будет приобрести полиграф к себе на предприятие. Конечно, останется спрос на данные услуги у мелких фирм и частных лиц. Они пойдут к тем специалистам и агентсвам, у которых ниже цены и громче реклама. Качество все равно везде будет одним и тем же.

Юлия Махлеева


Комментарий

Ольга Галицкова, специалист по маркетингу, директор «Центра инновационных технологий»:

- В свое время я входила в группу, которая занималась исследованием примеров использования детектора лжи на предприятиях УрФО и их обоснованности. Так вот, бытует мнение, что полиграф в основном используют банки и охранные агентства. Это не так. Например, фирма «Калина» в Екатеринбурге, специализирующееся на парфюмерии и косметике, очень эффективно использует в работе полиграф при приеме сотрудников на работу, а также при проведении кадровых проверок действующих сотрудников. Что это им дает? Во-первых, данная мера дисциплинирует коллектив. Все сотрудники знают, что попытки нанести ущерб предприятию будут вычислены. Следовательно их пресекают на корню. Во-вторых, если инцидент все-таки произошел, то с помощью детектора лжи можно вычислить злоумышленника и не потерять в деньгах, тем самым обезопасив бизнес.

Таким образом, детектор лжи является отвлеченным надзорным органом, который очень хорошо влияет на любую производительность в любой сфере. По моему мнению, не только крупному и среднему, но и малому бизнесу следовало бы чаще прибегать к данной услуге. Особенно проверки сотрудников при приеме на работу актуальны для маленьких магазинов, где продавец один на один остается с материальными ценностями. Эффективно было бы применение полиграфа не только в сфере финансов и торговле, но и на производстве, в компаниях, которые занимаются оказанием платных услуг детям, а также на любых сотрудниках, в руках которых имеются возможности для проведения финансовых махинаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...