Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Порядок прекращения уголовного дела и обжалование постановления о прекращении уголовного дела




прекращение уголовный дело преследование

Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования возможно лишь после того, как будут проверены все возможные версии совершения преступления, приняты меры к устранению противоречий в показаниях подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, заключениях экспертов, осуществлена оценка доказательств. Выводы следователя (дознавателя) не должны основываться на сомнительных и противоречивых данных, предположительных суждениях, не подкрепленных объективными и достоверными доказательствами.

Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо его части не нашло подтверждения, то следователь своим постановлением прекращает уголовное преследование в соответствующей части, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, а также прокурора (ч. 2 ст. 175 УПК).

В случае неустановления события преступления, если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств, уголовное дело подлежит прекращению по п. 1 ст. 24 УПК, так как юридические последствия неустановления события преступления аналогичны установлению отсутствия этого преступления.

При наличии указанных в законе условий важно, чтобы уголовное дело и (или) уголовное преследование было прекращено именно по тому основанию, которое является для данного случая единственно правильным. В частности, прекращение уголовного дела ввиду отсутствия состава преступления следует отличать от прекращения уголовного преследования ввиду непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления. О непричастности свидетельствует совокупность собранных доказательств, а критерием отсутствия состава преступления служит действующий уголовный закон.

Уголовное дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору. Постановление о прекращении уголовного дела - это решение суда, следователя, дознавателя об окончании процессуальной деятельности по делу, а постановление о прекращении уголовного преследования - соответственно об окончании процессуальной деятельности в отношении конкретного подозреваемого, обвиняемого.

В постановлении указываются:

) дата и место его вынесения;

) должность, фамилия, инициалы лица, его вынесшего;

) обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

) пункт, часть, статья Уголовного Кодекса Российской Федерации, предусматривающие преступление, по признакам которого было возбуждено уголовное дело;

) результаты предварительного следствия с указанием данных о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование;

) применявшиеся меры пресечения;

) пункт, часть, статья настоящего Кодекса, на основании которых прекращаются уголовное дело и (или) уголовное преследование;

) решение об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров;

) решение о вещественных доказательствах;

) порядок обжалования данного постановления

Вынесенное постановление, традиционно, должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Утверждения и выводы, содержащиеся в нем, должны быть основаны на объективно собранных и тщательно исследованных доказательствах. Догадки, предположения и общие рассуждения не допускаются.

Если в отношении подозреваемого или обвиняемого была избрана МП в виде заключения под стражу, следователь (дознаватель), прекращая дело, обязан не только ее отменить, но и принять меры к немедленному освобождению подозреваемого или обвиняемого из-под стражи.

В случае, если основания прекращения уголовного преследования относятся не ко всем подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, то следователь в соответствии со статьей 27 УПК выносит постановление о прекращении уголовного преследования в отношении конкретного лица. При этом производство по уголовному делу продолжается.

Следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. При этом потерпевшему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства, если уголовное дело прекращается по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 6 части первой статьи 24, статьей 25, пунктами 2 - 6 части первой статьи 27 и статьей 28 УПК РФ (ч.4 ст.213 УПК РФ). В случае если при прекращении уголовного дела сохраняется право на предъявление гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства, об этом указывается в постановлении. При этом потерпевшему, гражданскому истцу разъясняется право предъявить иск.

Радченко особо отмечает, что в случае прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования по реабилитирующему основанию в постановлении можно сделать отметку о разъяснении реабилитированному порядка возмещения вреда, причиненного ему в результате уголовного преследования. А в случае его смерти - наследникам, близким родственникам направляется извещение с разъяснением такого положения.

Процессуальный порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования также может иметь свои особенности в зависимости от основания. Например, в случае прекращения уголовного дела в связи с деятельным раскаяньем (ст. 28 УПК РФ), заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ. Кроме того, можно в протоколе о явке с повинной делать отметку о разъяснении явившемуся с повинной ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, и ст. ст. 61, 75 УК РФ (об обстоятельствах, смягчающих наказание, и освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием), а способствование раскрытию преступления, возмещение причиненного ущерба должны фиксироваться в соответствующих документах как до возбуждения уголовного дела (в соответствующих рапортах, справках, объяснениях, расписках, подтверждающих возмещение причиненного ущерба, и т.д.), так и после возбуждения уголовного дела в протоколах допросов подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, иных следственных действий с участием лица, совершившего преступление (осмотра, выемки, обыска, опознания, проверки показаний на месте, следственного эксперимента, очных ставок и т.д.). Кроме того, может осуществляться процессуальное фиксирование показаний и действий подозреваемого или обвиняемого с применением технических средств (звукозапись, видеозапись).

Постановлением о прекращении уголовного дела вынесенным следователем (дознавателем) завершается стадия предварительного расследования вместе с уголовно - процессуальным производством в целом.

Допустимость разрешения в порядке ст. 125 УПК РФ жалоб на постановление следователя (дознавателя) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования всегда была предусмотрена не только ч. 1 ст. 125, но и ч. 2 ст. 214 УПК РФ.

В ч. 1 ст. 125 УПК определена территориальная подсудность рассмотрения жалобы: ее рассматривает районный суд по месту производства предварительного следствия.

В тех случаях, когда жалоба ошибочно направлена заявителем в суд, в компетенцию которого не входит ее рассмотрение, судья должен вынести постановление о направлении жалобы по подсудности.

В ч. 2 ст. 125 УПК указан круг лиц, которые могут подать жалобу. К ним закон относит заявителя, его защитника, законного представителя или представителя. В этой же части ст. 125 регламентирована процедура подачи жалобы. Она подается непосредственно в суд либо через дознавателя, следователя или прокурора.

Представляется целесообразным предусмотреть процедуру подачи жалобы в порядке ст. 125 УПК через дознавателя, следователя или прокурора, обязав их в сокращенные сроки направлять жалобу и материалы в суд. Такого рода изменения действующего законодательства будут способствовать рассмотрению судами жалоб в сроки, установленные ч. 3 ст. 125.

Участниками судебного заседания по рассмотрению жалоб в порядке ч. 3 ст. 125 являются: заявитель и его защитник, законный представитель или представитель, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, прокурор. К иным лицам можно отнести потерпевшего, в случае обжалования обвиняемым постановления о возбуждении уголовного дела; лицо, привлекавшееся к уголовной ответственности, в случае обжалования потерпевшим постановления о прекращении уголовного дела и др.

Согласно ч. 3 ст. 125 указанные лица должны быть надлежаще извещены судом о времени и месте рассмотрения жалобы, неявка этих лиц в судебное заседание не препятствует рассмотрению жалобы, за исключением случаев, когда такие лица настаивают на рассмотрении жалобы с их участием.

Часть 4 ст. 125 регламентирует процедуру рассмотрения жалобы. В начале судебного заседания судья должен объявить, какая жалоба подлежит рассмотрению, разъяснить право отводов, права и обязанности участникам процесса в зависимости от их статуса, соответственно положения ст. ст. 42, 45, 46, 47 УПК. Затем заявителю предоставляется возможность обосновать жалобу, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Часть 5 ст. 125 предусматривает возможность принятия судом по результатам рассмотрения жалобы двух видов постановлений: о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; об оставлении жалобы без удовлетворения.

Однако суд не может своим постановлением отменить обжалуемое постановление органов дознания, предварительного следствия.

Согласно требованиям ч. 7 ст. 125 УПК принесение жалобы не приостанавливает производства обжалуемого действия и исполнения обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья.

На основании же судебного постановления, обязывающего прокурора устранить допущенные нарушения, вышестоящий прокурор должен вынести соответствующее постановление, отменяющее незаконное постановление нижестоящего прокурора, следователя или дознавателя.

Подводя итоги рассмотрению процессуального порядка рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) прокурора, органа дознания или следствия, необходимо отметить, что судебный контроль за деятельностью должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, не подменяет собой прокурорский надзор на этой стадии уголовного судопроизводства, а направлен на реализацию принципа законности.

Отменить постановление о прекращении дела или уголовного преследования, вынесенное в стадии предварительного расследования, и возобновить производство по делу может руководитель следственного органа (постановление следователя), прокурор (постановление дознавателя или органа дознания). Поводами для отмены постановления о прекращении дела или преследования могут быть:

жалобы участников процесса, принесенные прокурору, руководителю следственного органа в порядке ст. 123 УПК;

обращение следователя или дознавателя (ч. 4 ст. 124);

решение суда по жалобе заинтересованных лиц, вынесенное в порядке ст. 125;

собственная инициатива руководителя следственного органа или прокурора.

Основанием для отмены постановления о прекращении дела или преследования является его незаконность или необоснованность. В частности, основанием для отмены могут быть: возражения обвиняемого или подозреваемого против прекращения уголовного дела (преследования) по нереабилитирующим основаниям, когда он не был уведомлен о таком прекращении; недостаточная доказанность нереабилитирующих оснований; наличие возможности для собирания дополнительных доказательств виновности при прекращении дела по реабилитирующему основанию; вновь открывшиеся обстоятельства.

Отмена постановления о прекращении дела или преследования по мотивам ухудшения положения подозреваемого или обвиняемого допускается только в течение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 214).

Решение суда о незаконности или необоснованности постановления о прекращении дела выносится только по жалобе заинтересованных лиц (ст. 125) и обязывает руководителя следственного органа или прокурора устранить допущенное нарушение. Руководитель следственного органа или прокурор должен рассмотреть решение суда и вправе выбрать способ устранения нарушения: либо отменить постановление о прекращении дела, либо его изменить (например, в части основания для прекращения дела).

О возобновлении прекращенного уголовного дела сообщается сторонам (обвиняемому, подозреваемому, защитнику, потерпевшему, гражданскому ответчику, их представителям). Представляется, что такое уведомление должно быть сделано письменно.

При возобновлении прекращенного уголовного дела руководитель следственного органа или прокурор устанавливает срок дополнительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления дела следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях (ч. 6 ст. 162). При возобновлении уголовного дела, прекращенного дознавателем, прокурор при необходимости продляет срок дознания в общем порядке (ст. 223) или направляет дело для производства предварительного следствия, если максимальный срок дознания был исчерпан.

Руководитель следственного органа при возобновлении дела дает письменные указания следователю (прокурор дознавателю) об устранении выявленных недостатков ранее проведенного расследования. Прокурор вправе потребовать от следователя устранения нарушений закона, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37).

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Процессуальный порядок прекращения уголовного дела включает в себя совокупность следующих действий следователя или дознавателя: а) выбор основания для прекращения дела; б) вынесение постановления; в) обеспечение прав сторон по ознакомлению и обжалованию данного решения и принятие в необходимых случаях мер по реабилитации обвиняемого или подозреваемого.

Вынесение мотивированного постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования предполагает отражение в нем результатов предварительного расследования: описание имеющих юридическое значение установленных обстоятельств дела; анализ собранных доказательств (со ссылками на листы дела и оценкой доказательств); приведение данных о лицах, в отношении которых осуществлялось преследование; ссылки на документы, обосновывающие наличие подозрения, или постановление о привлечении в качестве обвиняемого с указанием точной юридической формулировки обвинения; применявшиеся меры пресечения и иные меры процессуального принуждения; основание для прекращения дела и устанавливающие его доказательства, наличие согласия заинтересованных лиц.

В резолютивной части постановления указываются основание для прекращения дела или преследования, решения об отмене мер процессуального принуждения, о судьбе вещественных доказательств и содержится запись с разъяснением порядка обжалования данного постановления. Если прекращается уголовное преследование без прекращения всего дела, то меры принуждения отменяются лишь в отношении данного лица.

Постановление о прекращении уголовного дела по обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности (ст. ст. 25, 26, 28, 427), вступает в силу после получения согласия руководителя следственного органа или прокурора.

 


Заключение

 

Прекращение уголовного дела означает окончание расследования прекращением производства по уголовному делу в силу наличия обстоятельств, исключающих возможность дальнейшей процессуальной деятельности в рамках данного дела. Оно представляет собой одну из правомерных форм окончания предварительного расследования, позволяющую оградить невиновных от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, либо допускает упрощение правосудия в отношении лиц, обоснованно подвергнутых уголовному преследованию.

В юридической литературе встречается мнение о том, что прекращение уголовного дела рассматривается как «результат неудачно проведенного расследования», однако, изучив материалы по данной проблематике, можно сделать вывод, что сведения об уголовных делах, прекращенных в установленном законом порядке, не должны являться показателями отрицательной работы органов предварительного расследования. Вместе с тем, количество прекращенных уголовных дел за последнее время имеет тенденцию к снижению.

В первой части работы изучено понятие, значение данного института уголовного процесса, кроме того, выявлены условия его законности и обоснованности.

В досудебном производстве предварительное расследование может быть окончено прекращением уголовного дела и уголовного преследования или только прекращением уголовного преследования конкретного лица. Прекращение уголовного преследования одновременно выражает освобождение лица от уголовной ответственности.

Различные юристы предлагают схожие определения понятия «основания прекращения уголовного дела», однако относительно порядка их классификации нет единого мнения. В работе основное внимание уделено разделению оснований на две группы: реабилитирующие и нереабилитирующие. Кроме того, существуют основания прекращения уголовного дела прямо не предусмотренные УПК РФ (например, в отношении Председателя Счетной палаты), однако, как справедливо отмечено, «прекращение уголовного дела и освобождение от уголовной ответственности по основаниям, специально не предусмотренным уголовно-процессуальным и уголовным законодательством, может принести ощутимый вред борьбе с преступностью, поскольку оставляет безнаказанным виновного, ограничивает права граждан, пострадавших от общественно опасного деяния».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...