Каким образом оценивается стратегическая позиция на рынке
1 Стратегия позиционирования Позиционирование - это маркетинговые усилия корпорации по разработке и внедрению в сознание целевых потребителей особого образа компании, товара, услуги, отличающегося от того, что предлагают конкуренты. Цель позиционирования: создание конкурентных преимуществ для укрепления своих позиций на рынке. Стратегия позиционирования - это планово-управленческие решения современно удовлетворять запросы потребителя благодаря разработке популярной товарной марки, привлекательной упаковки, определению приемлемой цены, а также использование эффективных методов продвижения на рынок и механизмов формирования общественного мнения. Процесс разработки стратегии позиционирования начинается с маркетинговых исследований, направленных на оценку факторов внешней среды, конкурентных позиций с выделением явных преимуществ, очевидных недостатков и возможных резервов. Стратегия позиционирования включает комплексную оценку конкурентной среды, конкурентных преимуществ, конкурентного позиционирования. Конкурентная среда - это обоснованный целевой сегмент рыночного взаимодействия с привлекательными условиями сбыта товаров и услуг. Конкурентные преимущества - это количественные и качественные показатели рыночного участия компании конкурента, позволяющие иметь большую рыночную долю и корпоративное влияние в целом сегменте. Конкурентное позиционирование - это обоснование позиций на рынке в результате комплексной оценки конкурентной среды, корпоративных преимуществ и возможностей. Среди основных направлений позиционирования на первый план выступают следующие: ) Позиционирование по атрибуту, означающее доминирование отдельного показателя или характеристики (рыночная доля, объем сбыта, количество лет безупречной работы на рынке, социальная ориентация бизнеса);
) Позиционирование по преимуществу - выбирает какой-либо важный преимущественный аспект, на который ориентируется компания (качество готовой продукции, сервисное обслуживание, доступная цена, упаковка, атмосфера магазина, его уют); ) Позиционирование по применению - оно предполагает выделение доминирующих характеристик, целевого использования в сравнении с аналогами конкурента; ) Позиционирование по соотношению цены и качеству товара, когда обеспечивается высокое качество по доступным ценам, т.е. доминируют неценовые факторы конкуренции (стандарты обслуживания, гарантия высокого качества на установленный срок, безопасность потребления, механизм ценообразования, экологическая чистая упаковка и т.д.) Разработка стратегии потребительского позиционирования связана с оценкой рыночной среды, присутствием основных конкурентов, объективных возможностей компании. I. Стратегия торговой марки. Конечная цель позиционирования товара - это его успешная продажа. Ключевая роль при этом отводится разработке стратегии товарной марки. Товарная марка отражает специфической отличие и превосходство корпоративного товара или услуги с учетом предпочтений покупателей. Позиция торговой марки на рынке - это ее образ в сознании потребителей. Структура товарной марки включает словесную часть (брейдней) и визуальный образ, сформированный в сознании потребителей. Являясь нематериальным активом, товарная марка выступает одновременно как инструмент, активно воздействует на все целевые аудитории, формируя при этом определенный имидж, способствующий достижению генеральной цели; как объект управления. В отношении ее используются общепринятые этапы и процедуры управления: формирование цели, обоснование стратегии, организации ее выполнения, контроль, оценка результатов и корректировка принятых решений.
На разработку стратегии товарной марки влияют следующие факторы: ) Состояние рыночной среды, в которой она позиционируется; ) Специфика поведения потребителей в целевых сегментах сбыта; ) Ресурсный потенциал компании, обеспечивающий готовность к позиционированию; ) Культура организационного поведения и уровень социальной ответственности за результаты труда. Виды товарных марок на Российском рынке: Псевдорусские Российские ТМ Советские ТМ Стратегия товарной марки учитывает 3 основных уровня позиционирования товара на рынке: ) Товар по замыслу - это представление целевой функции, базовой выгоды, ради которой покупается товар; ) Товар в реальном исполнении - учитывается внешнее оформление, название марки, уровень качества, упаковка; ) Товар с сопровождением - дополнительные услуги и преимущества для потребителя, создаваемый на основе товара по замыслу и товара в реальном исполнении. К стратегическим целям позиционирования товарные марки относятся: ) Повышение ценности торговой марки; ) Выводы ее на новые сегменты сбыта; ) Определение реальной позиции известности; ) Долговременное развитие торговой марки. Разработка стратегии ТМ включает следующие этапы: ) Осознание потребности в торговой марке с учетом конкуренции других корпоративных марок; ) Анализ внешней среды и внутренних возможностей фирмы; ) Стратегические решения в области развития торговых марко; ) Реализация принятых решения по раскрутке и позиционированию торговой марки. Разработка стратегии позиционирования всегда связана с системой целевых установок фирмы, направленных на адаптацию к рыночным переменам. Такими целевыми установками являются: ) Информационно-напоминающая, предполагает пропаганду и рекламу товарного знака, интенсификацию продукции и ее производителя, создание условий для комфортного приобретения и снижения риска для покупателей; ) Престижная целевая призвана сохранять статус товара, гарантировать его качество, она создает уровень лояльности покупателя с учетом его доверия и удовлетворения;
) Барьерная - защищает товар от подделок, укрепляет позиции в отношении товаров-заменителей, формируют препятствия товарам-аналогам конкурентов; ) Экономическая - предполагает создание дополнительной стоимости в цене товара, при этом уделяется большое внимание превращению товарной марки в корпоративный капитал за счет дополнительной стоимости и акций фирмы; ) Имиджевая - включает определенную последовательность стратегических направлений: · Заявить о себе; · Привлечь и удержать внимание; · Вызвать интерес; · Снять напряженность и недоверие; · Сформировать положительный имидж; · Побудить к покупке. ) Перспективная - должна давать четкие ответы на вопросы: · До какой величины рыночной доли в целевом сегменте целесообразно развитие товарной марки? · На сколько обоснованно освоение новых сегментов в рамках традиционной торговой марки? · Соответсвует ли позиция марки поставленным целям? · Какие факторы диктуют необходимость изменения марки и создание новой? Стратегии товарных марок: ) Стратегия одной марки - способствует формированию товара и имиджу фирмы; ) Стратегия одного корня - NESTLE, NESKWIK; ) Стратегия индивидуальных марок - эту стратегию используют большие компании; ) Стратегия зонтичной марки - в качестве марки выступает фирменной название; ) Стратегия расширения товарной линии - предполагается, что фирма расширяет качество товара; ) Многомарочная стратегия - фирма создает новую ТМ для нового товара.. Стратегии позиционирования цены Цена - это ключевой фактор позиционирования товара в магазине. Торговля чаще, чем производители сталкивается с проблемами установления цены. Цена торговой услуги выступает в виде торговой наценки. Ограничения при изменении цен связаны, с одной стороны, с закупочной стороной товара, с другой, со спросом и конкуренцией. В практике позиционирования на рынке России применяются следующие ценовые стратегии: ) Стратегия высоких и низких цен - предполагает, что сначала товары продаются по более высокой цене, а затем продавец проводит широкую распродажу со скидками. Конечный результат суммирует низкий объем товарооборота при высоких наценках и высокий объем продаж при низких наценках;
) Стратегия ежедневных низких цен означает, что розничные цены находятся между обычным уровнем цен и уровнем распродаж. ) Стратегия дисконта и бонуса - это стратегия гибких скидок, поощряющих традиционных покупателей в целях привлечения новых в результате оговоренной скидки.. Стратегия позиционирования продвижения. Особая роль отводится системе стимулирования, обеспечивающей успешное продвижение товара от производителя к конечному потребителю. Покупатель совершает покупку по следующей схеме: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.. Стратегия позиционирования упаковки. Упаковка - важнейший фрагмент технологического цикла фирмы, поскольку отражает ее образ и стимулирует продвижение готовой продукции. При всем многообразии упаковок выделяют следующие группы: ) Потребительская упаковка предназначена для рядового потребителя; ) Транспортная тара - упаковка готовой продукции в больших количествах, предназначенная, в первую очередь, для продвижения груза, удобство выполнения разгрузочно-погрузочных работ; ) Общественная упаковка - для продуктах, используемых в больницах, школах, государственных учреждениях. ) Военная упаковка - для вооруженных сил, ее специфика проявляется в особых правилах хранения, транспортировки и применения. При разработке упаковки используются различные стратегии: ) Стратегия наступления - это стремление уверенно заявить о себе конкуренту благодаря новейшим технологиям производства упаковки и оригинальному дизайну; ) Стратегия имитации - попытка достичь максимального сходства с упаковкой лидера путем применения аналогичных дизайнерских решений; ) Стратегия инфильтрации - желание выделить преимущества собственной упаковки на фоне неудачных дизайнерских решений фирм конкурентов; ) Стратегия обороны - стремление укрепить корпоративные позиции в результате устранения ошибок в информационном плане, недоработанном дизайне, улучшение сохранности и экологической чистоты продукта. Результаты использования той или иной стратегии оценивают с помощью таких критериев как: ) целостность образа, ) правдивость, ) индивидуальность, ) информативность 1.2 Виды позиционирования
Цель позиционирования - помочь потенциальным потребителям выделить данный товар среди аналогов и отдать ему предпочтение при покупке.
Виды позиционирования: . По природе а) Позиционирование достигается за счет технический know-how. Оно базируется на модификации товаров и осуществляется в результате внедрения в производство достижений НТП. При таком позиционировании потребитель получает объект преимущества в данном товаре. б) Позиционирование, основанное на маркетинговых know-how (модификация комплекса маркетинга, когда сам по себе товар не изменяется, но предлагаются оригинальные методы его продвижения, распределения или ценообразования) . По отношению к конкурентам: а) аналогичное б) конкурентное в) уникальное . По степени новизны: а) позиционирование новых товаров б) позиционирование существующего товара Позиционирование существующего товара обычно носит форму репозиционирования - это процесс, с помощью которого компания пытается приспособить свой товар к изменяющимся требованиям потребителя и с учетом изменения внешней среды.
1.3 Школа позиционирования
Данная школа (Д. Шендел, К. Хаттен, М. Портер и др.) признает многие исходные положения предыдущих школ и их фундаментальные модели. Однако школы планирования и дизайна не ограничивают число стратегий, которые могут быть использованы в конкретной ситуации, а данная школа, напротив, утверждает, что для каждой отрасли существует конечное число стратегий, способных дать желаемые результаты. Следование им позволяет компании занять выгодные рыночные позиции, которые защищают ее от атак настоящих и будущих конкурентов за счет получения доходов, значительно превосходящих доходы соперников, что, в свою очередь, обеспечивает ее ресурсами для расширения, роста и укрепления позиций. Также в школе позиционирования внимание концентрируется на завершающем выборе генерических (базовых) стратегических позиций, а не на развертывании интегрируемых и не очевидных стратегических перспектив (как в школе дизайна) и не на детализированной координации всех плановых установок (как в школе планирования). Ключевые положения школы позиционирования: . Стратегии - это генерические, рыночные позиции компаний, которые могут быть идентифицированы. . Эти рыночные позиции являются экономическими и конкурентными. . Содержание стратегического процесса - это сделанный на основе аналитических расчетов выбор одной определенной генерической позиции, основную роль в котором играют аналитики, представляющие результаты официально контролирующим выбор менеджерам. . На выходе стратегического процесса организация получает готовую к осуществлению стратегию. . Структура рынка активно стимулирует возникновение предначертанных стратегий позиционирования, которые в свою очередь активно воздействуют на организационную структуру. Критика школы позиционирования: . Избирательное фокусирование внимания. Школа ориентирована, прежде всего, на экономические аспекты, в особенности на количественно определимые, то есть в сторону, противоположную социальным и политическим аспектам. Но в таком случае выбор стратегий может быть не объективным, так как, например, стратегии лидерства по издержкам обычно имеют дело с более обработанными данными, чем стратегии дифференцирования по качеству. . Узкий контекст применения. Очевиден ее акцент на крупный бизнес, у которого наибольшая рыночная власть, конкуренция - наименее эффективная, а потенциальные возможности для политических манипуляций - значительные. Доминируют исследования основополагающих стратегий в зрелых отраслях, характеризующихся относительной стабильностью. К тому же проявление излишнего внимания к внешним условиям рынка ведет к явной недооценке роли внутреннего потенциала организации. . Чрезмерное внимание к расчетам, необходимым для определения позиций компании, нередко препятствует не только обучению и творчеству, но и оказывает негативное воздействие на уровень вовлеченности работников в процесс труда. В сравнении с изолированными в центральных офисах и поставляющими отчеты высшему руководству плановиками остальные сотрудники воспринимаются как простые исполнители. . Предлагаемые синтезированные стратегические рекомендации имеют общепризнанный характер, и, следовательно, действия организации могут быть легко просчитаны конкурентами. В целом, разработка стратегии - это значительно более сложный и динамичный процесс, чем тот, который описывается школой позиционирования - упорядоченный и статичный. Роль технологии позиционирования состоит в поддержке и обеспечении стратегического процесса, а не в его подмене. Стратегический анализ играет большую роль в выборе стратегий компаний, оперирующих в определенных стабильных условиях, так как позволяет получить необходимые для централизованного анализа данные. Однако нельзя допускать применение законов стратегического анализа там, где поток обработанных данных влияет на данные, не подвергшиеся обработке, и где портфель позиций воздействует на продумывание интегрированной перспективы компании. Тем не менее, школа позиционирования внесла значительный вклад в развитие стратегического менеджмента, обеспечив теоретиков и практиков эффективным набором концепций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|