Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Юрий Матвеевич Фельтена (1730-1801)

Билет 11

Архитектура второй половины XVIII в.

Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.

Зодчие русского классицизма обращались к наследию древнегреческой и древнеримской классики. От нее они брали ордера, которые воспроизводились чрезвычайно точно с соблюдением правильности соотношений и деталей. Ордера стали главным средством тектонического и пластического решения фасадов и интерьеров. Другое требование, предъявляемое к архитектурным сооружениям этого времени, – гармоничность пропорций, как в отношении общих объемов, так и отдельных элементов построек. Архитектурные приемы, разработанные на основании творческого обращения к античности, получили в дальнейшем наименование русского классицизма.

В эти годы шло значительное строительство не только в городах, но и в усадьбах. Здесь большую роль играли крепостные зодчие, тесно связанные с народными традициями и в то же время использовавшие новые архитектурные приемы.

Много нового было внесено в паркостроение. На смену регулярным садам пришли пейзажные парки. К лучшим образцам этого типа принадлежат: Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск.

Ранний классицизм. А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот

Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (1729-1800)

В 1759-1774 годах работал в России, в основном в Санкт-Петербурге. C 1759 года профессор Петербургской Академии художеств. Среди учеников выделяются В. И. Баженов, И. Е. Старов. С 1766 года – придворный архитектор. С 1768 года – член-корреспондент Парижской Академии архитектуры. В 1775 году уехал во Францию.

Проект Академии художеств. Фрагмент фасада

Санкт-Петербург

· Большой Гостинный двор (1761-1785)

· Католический храм св. Екатерины (1763-1783)

· Здание Академии художеств (1764-1788). Совместно с А.Ф. Кокориновым

· Проект фасадов Новой Голландии и ее арки (1765-1780) Совместно с С.И. Чевакинским

· Малый Эрмитаж (1766-1796) Совместно с Ю.М. Фельтеном

· Здание Вольного экономического общества (1768-1775)

· Юсуповский дворец на Мойке (1770-е)

· Работал в Зимнем дворце, обустраивая интерьеры в юго-восточной части для только что взошедшей на престол Екатерины II

Антонио Ринальди (1710-1794)

Ринальди приехал в Россию в 1951 году. Перед этим он побывал в Англии и Германии, и германская архитектура оказала большое влияние на будущие постройки. В 1954 году отправился в Петербург. В столице архитектор плодотворно трудится над заказами императора Петра III. Он возводит комплекс сооружений в Ораниенбауме, строит Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, работает в Царском Селе. Одна из последних работ архитектора – Католическая церковь святой Екатерины, где он долгое время был старостой прихода.

Первый императорский заказ был на строительство комплекса сооружений в Ораниенбауме. Здесь Ринальди возвел Дворец Петра III, павильон катальной горки, Оперный дом, а позже – Китайский дворец. После успешного завершения работ в Ораниенбауме, архитектору поручили руководить постройками в Царском Селе. Царское село Работы над царскосельскими постройками относятся к наиболее напряженному периоду работы Ринальди Антонио. Архитектор возводит здесь несколько павильонов, обелисков и памятников. Петербургские постройки Мраморный дворец, выполненный в стиле зрелого классицизма, называют вершиной творчества Ринальди Антонио. Фасады его отличаются четкостью композиции, гармоничностью пропорций. Сейчас здесь находится филиал Русского музея. К другим петербургским постройкам мастера относятся Князь-Владимирский собор, колокольня храма Вознесения Господня, католическая церковь святой Екатерины на Невском проспекте и Тучков буян – комплекс складских помещений. Архитектор принимал участие в работе над третьим Исаакиевским собором.

Архитектор был полон творческих планов, но трагическая случайность помешала им сбыться. Во время строительства Большого Театра в Петербурге он оступился на лесах и упал. Работать он больше не мог. Мастеру определили пожизненную пенсию и, когда он отправился на родину, исправно передавали ее через консула.

В Ораниенбауме (ныне город Ломоносов):

· Дворец Петра III (1758-1762)

· Китайский дворец (1762-1768)

· «Катальная горка» (1762-1774)

В Гатчине:

· Большой Гатчинский дворец (1766-1781). Позже был перестроен

В Царском селе:

· Китайский театр

· Китайский павильон

В Ямбурге (ныне город Кингисепп):

· Екатерининский собор

В Санкт-Петербурге:

· Мраморный дворец (1768-1785)

· Третий Исаакиевский собор (не был доведён до конца, перестроен В. Бренна, в XIX в. заменен ныне существующим по проекту О. Монферрана)

· Князь-Владимирский собор

· Католический храм св. Екатерины

Юрий Матвеевич Фельтена (1730-1801)

Ученик Академии художеств. После успешного окончания обучения, Фельтена назначают архитекторским чертежником, а с 1755 года он трудится в команде Франческо Бартоломео Растрелли, после отъезда которого из России теперь уже Юрий Матвеевич становится одним из главных петербургских зодчих, завершавших незаконченные проекты мастера: Зимний дворец и Смольный монастырь.

Уже в 1762-м его назначили на должность главного архитектора Конторы строения домов и садов, которую ранее занимал Растрелли. В новой ипостаси Фельтен одевает в камень Дворцовую набережную, восстанавливает сгоревшую колокольню Петропавловского собора, возводит здания шведской церкви Св. Екатерины, Армянской церкви на Невском проспекте и возглавляет постройку лютеранской церкви Св. Екатерины на Васильевском острове.

После отъезда из России Валлен-Деламота Юрий Матвеевич полностью погружается в преподавательскую работу в Академии художеств, где он ведет архитектурный класс. С 1785 года он даже становится адъюнкт-ректором Санкт-Петербургской Академии, а с 1789 – директором.

Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 ― 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730―1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 ―1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке.

Как и многие современники, Ю.М. Фельтен занимался переделкой интерьеров Большого Петергофского дворца (Белая столовая, Тронный зал).

Санкт-Петербург:

· 1763-1770 – Эрмитажный мост, 1-й Зимний мост, Дворцовая набережная и ограда Летнего сада

· 1764-1766 – Малый Эрмитаж (Южный павильон), галереи и висячий сад (завершён в 1773 г.)

· 1765-1775 – Училище для мещанских девиц при Смольном

· 1768-1771 – Лютеранская церковь Святой Екатерины

· 1771-1776 – Армянская церковь Св. Екатерины и дом общины

· 1771-1787 – Большой Эрмитаж и переходная арка-галерея над Зимней канавкой

· 1774-1777 – Чесменский дворец

· 1775-1779 – Лютеранская церковь Святой Анны

· 1776-1780 – Каменноостровский дворец

· 1777-1780 – Чесменская церковь

· 1770-1780 – по проекту архитектора был возведён ряд зданий вдоль южной границы Дворцовой площади, их расположение послужило прообразом формы здания Главного Штаба

То, что намечалось в работах 1760-х годов, получило в дальнейшем особо яркое и последовательное раскрытие в творчестве ведущих зодчих этого времени – Баженова, Казакова, Старова, Кваренги.

В. И. Баженов (1737-1799)

Василий Иванович Баженов начал заниматься в школе Ухтомского, затем учился в Московском университете у Чевакинского и, наконец, закончил Академию художеств. После заграничной командировки он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой.

В.И. Баженов был назначен главным архитектором Большого Кремлевского дворца. В течение 7 лет В.И. Баженов разрабатывает проекты, готовится к строительству, но в 1775 г. Екатерина приказывает свернуть все работы (официально ― из-за нехватки средств, неофициально ― из-за негативного отношения к проекту общественности).

В.И. Баженову поручается создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе Черная Грязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загородную резиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г. Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем в январе 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволить без жалования и пенсии. "Это острог, а не дворец", - таков вывод императрицы. Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

В 1784-1786 гг. В.И. Баженов для богатого помещика Пашкова построил усадьбу, которая известна как дом П.Е. Пашкова. Здание отличается античной строгостью и торжественностью с чисто московской узорчатостью.

· Ансамбль Царицыно (1776-1786). Большая часть построек снесена или перестроена почти сразу по велению Екатерины II, осталось несколько построек

· Дом Пашкова (1784-1786). Спорное авторство, приписывается Леграну

· Дом Юшкова (1780-е)

· Дом Л.И. Долгова

· Усадьба Тутолмина-Ярошенко (1788—1901)

· Усадьба Румянцева на Маросейке (1782)

· Скорбящая церковь на Большой Ордынке (1783-1791). Была достроена Бове

М. Ф. Казаков (1738-1812)

Наряду с Баженовым в Москве работал Матвей Федорович Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Он был ближайшим помощником Баженова по Модельному дому, с середины 1770-х годов началась его самостоятельная работа. Одной из первых выдающихся построек Казакова было здание Сената в Кремле (1776-1787), ныне Верховного Совета СССР. Казаков превосходно учел и использовал особенности отведенного для строительства треугольного по форме участка и создал постройку, в которой монументальность общего облика и парадность композиции органически сочетаются с необычным для того времени удобством и целесообразностью плана. Во внутренней отделке особенно замечателен большой круглый зал (ныне Свердловский).

М.Ф. Казакову принадлежит также здание Дворянского собрания (1784―1787). Особенностью этого здания стало то, что в центре здания архитектор расположил Колонный зал, а вокруг него многочисленные гостиные и залы.

· Здание Сената в Московском Кремле (1776—1787)

· Здание университета на Моховой (1786—1793, после пожара 1812 г. перестроен Доменико Жилярди, изменившим внешний облик, но сохранившим первоначальную общую композицию и планировку)

· Церковь Филиппа Митрополита (1777—1788)

· Путовой дворец (Тверь)

· Здание Дворянского собрания (1784―1787)

· Храм вознесения на Гороховом поле (1790—1793)

· Голицынская (1796—1801) – первая крупная городская больница Москвы

· Павловская больница (1802—1807)

· Петровский подъездной дворец (1776—1780)

И. Е. Старов (1745-1808)

Иван Егорович Старов также получил свои первые познания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем работал в ней педагогом. Старов много проектировал для разных городов, но его важнейшие постройки находятся в Петербурге. Самое значительное сооружение Старова – Таврический дворец (1782―1789) – огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего за освоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляет зал-галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороны парадного входа ― это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольному залу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров.

Санкт-Петербург и окрестности:

· Троицкий собор в Александро-Невской лавре (1776-1790)

· Софийский собор (близ Царского села) (1782-1788). Участие в строительстве совместно с Ч. Камероном

· Таврический дворец(1783-1788)

· Князь-Владимирский собор (1783-1789)

· Пеллинский дворец (1785-1789)

Московская область:

· Усадьба Никольское-Гагарино

Тульская область:

· Дворцовый ансамбль в Богородицке (1771-1776)

· Свято-Преображенская церковь в Селе Спасское Бобрики (ныне г. Донской) (1778)

· Церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани

Ростов-на-Дону:

· Церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани

Джакомо Кваренги (1744-1817)

Вел большие строительные работы в конце XVIII - начале XIX века. Уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в Россию в 1779 году получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий, простых и лаконичных по формам, также преобладают общественные сооружения - Академия наук (1783-1789), Государственный (Ассигнационный, как он тогда назывался) банк (1783-1790). Одна из лучших построек Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института (1806-1808).

Архитектурные творения Кваренги в России представляют собой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Его вклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч. Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, который стал его следующим шедевром. В Александровском дворце основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806-1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.

Санкт-Петербург

· Благовещенская церковь (Царское село)

· Фасад смольного института

· Зрительный зал Эрмитажного театра

Москва

· Перестройка Екатерининского дворца в Лефортово (1780)

· Торговые ряды на Красной площади (1786). Не сохранились

· Старинный гостиный двор (1790-1805)

Чарльз Камерон (1740-е-1812)

В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Ч. Камерон, шотландец по происхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствовать всю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях.

В 1777 г. у сына Екатерины Павла Петровича родился сын – будущий император Александр I. Обрадованная императрица подарила Павлу 362 десятины земли вдоль реки Славянки - будущий Павловск. В 1780 г. созданием дворцово-паркового ансамбля Павловска занялся Ч. Камерон. В строительстве парка, дворца и парковых сооружений приняли участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники, но первый период формирования парка под руководством Камерона был весьма значительным. Камерон заложил основы самого крупного и лучшего в Европе пейзажного парка в модном тогда английском стиле ― парка подчеркнуто естественного, пейзажного. Жемчужиной творчества Ч. Камерона является Павловский дворец.

Работал в пригородах Петербурга - Царском Селе и Павловске в последние два десятилетия XVIII века. Построенные им Павловский дворец (1782-1786) и Камеронова галерея (1783-1786) в Царском Селе отличаются четкостью композиции, изяществом отделки. Необычайно разнообразными по композиционному решению и по использованным в них облицовочным материалам были интерьеры личных комнат Екатерины II в Екатерининском дворце Царского Села.

Винченцо Бренна (1747-1818)

Последним по времени зодчий XVIII в. был В. Бренна. После вступления на престол в 1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и на его место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками в Павловске.

Бренна руководил работами в загородной резиденции Павла – Гатчине. Гатчинский дворец Бренны имеет скромный, даже аскетический спартанский вид, но внутреннее убранство величественно и роскошно. Одновременно начались работы в Гатчинском парке. На берегах озер и островов расположено большое количество павильонов, которые внешне выглядят очень просто, но их интерьеры великолепны: Павильон Венеры, Березовый домик, Порта Маска и Фермерский павильон.

Павел I решил в Петербурге построить дворец в своем вкусе - в духе военной эстетики. Проект дворца был разработан В.И. Баженовым, но в связи с его смертью, строительство дворца Павел I поручил В. Бренне. Михайловский замок стал лучшим творением Бренны, которому он придал вид крепости. Внешний вид замка – четырехугольник, обнесенный каменной стеной, с двух сторон вокруг дворца прорыты рвы. Попасть во дворец можно было через подъемные мосты, вокруг дворца в разных местах были размещены пушки. Первоначально наружный вид замка изобиловал украшениями: везде стояли мраморные статуи, вазы, фигуры. Но в своем любимом замке Павел успел прожить только 40 дней. В ночь с 11 на 12 марта он был задушен. По кончине Павла I уничтожено было все то, что придавало дворцу характер крепости. Все статуи были переданы в Зимний дворец, рвы засыпаны землей. В 1819 г. заброшенный замок был передан Главному инженерному училищу, появилось его второе название ― Инженерный замок.

Павловск:

· Расширение и ряд интерьеров Павловского дворца

· Турецкая палатка в парке (разобрана в начале XIX в.)

· Районы Старая Сильвия и Новая Сильвия в парке, начало 1790-х

· Амфитеатр в парке, начало 1790-х

· Перестройка Большого Каскада в парке (1792-1794)

· Руинный каскад в парке (1793-1794)

· Лестница у Мариентальского пруда в парке (1795)

· Пиль-башня в парке (1797)

· Большая каменная (Итальянская) лестница в парке (1799)

Гатчина:

· Крепость Ингебург (1790-е). Авторство Бренны в целом предположительно, точно известно, что по его проекту построены казармы. Разобрана в 1830-х

· Парк Сильвия в Гатчине (1792-1800). Совместно с парковым мастером Дж. Геккетом. Ведущие в него Сильвийские ворота (1792-1794)

· Павильон Венеры в парке (1792-1793)

· Лесная оранжерея (1794-1796)

· Адмиралтейские ворота (1794-1796)

· Расширение и переделка ряда интерьеров Большого Гатчинского дворца

Санкт-Петербург:

· Отдельные интерьеры Каменноостровского, Зимнего, Таврического, Мраморного дворцов.

· Румянцевский обелиск (1798-1799)

· Михайловский замок (1790-е)

· Комплекс служебных построек Михайловского замка (1790-е)

· Манеж Михайловского замка (1790-е)

· Конюшня Михайловского замка (1790-е)

· Кордегардии («павильоны») Михайловского замка (1790-е)

· Въездные ворота Михайловского замка (1790-е). Разобраны

· Исаакиевский собор (доделка по проекту Антонио Ринальди), (1798-1802). Разобран

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...