Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Особенности осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве. Итоги приватизации.




    2.1 История развития приватизации в Москве.

Создание правовой среды позволило осуществлять рыночные оценки капитала (недвижимости, бизнеса, машин, оборудования) в формирующейся рыночной экономике города.
Федеральным законом Российской Федерации "Об оценочной деятельности" № 135-ФЗ, принятым в июле 1998 года, определяются правовые основы оценочной деятельности в отношении объектов оценки, и предписывается обязательность проведения оценки объектов оценки в целях их приватизации. Право на проведение оценки объекта приватизации является безусловным.
  Вместе с тем действующими Временными указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, начальная цена предприятия, величина уставного капитала определяются по данным бухгалтерской отчетности[4]. Одним из положений Закона "Об оценочной деятельности" предусматривается возможность корректировки данных бухгалтерского баланса и отчетности по результатам независимой оценки.
    1 февраля 2001 года Департаментом выпущено распоряжение "Об определении начальной цены имущественного комплекса приватизируемого предприятия и величины уставного капитала", необходимость которого была вызвана отсутствием стандартов оценки, обязательных к применению Законом "Об оценочной деятельности".
Распоряжение предусматривает до утверждения Правительством Российской Федерации стандартов оценки возможность применения действующих нормативных документов: Положения о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы, утвержденных постановлением Московской городской Думы № 85 от 02.10.96, Методики определения начальной стоимости здания - памятника истории и культуры города Москвы, утвержденной постановлением Московской городской Думы № 6 от 17.01.96.

На первых этапах приватизация рассматривалась как разгосударствление собственности (на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы, государственные предприятия). Отсюда массовость, сжатые сроки, проведение приватизации исключительно по федеральным законам, не всегда учитывающим особенности на местах.
Теперь, когда общество привыкло к иным собственникам, кроме государства, приватизацию необходимо рассматривать как один из элементов (механизмов) отчуждения собственности в рамках общей стратегии управления собственностью. Это является одним из определений Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с инымисобственниками.
На первое место выходит приватизация бизнеса предприятия. Практика показывает существенную разницу в оценке предприятия как имущественного комплекса и бизнеса, зависящего от влияний физических, финансово-экономических, социальных и политико-правовых. Назрела необходимость понимания факторов, создающих стоимость приватизируемого предприятия.       
Учитывая реалии сегодняшнего дня, Департамент внес свои предложения и поправки в новый проект Федерального закона о приватизации, в значительной степени ограничивающий права субъектов Федерации и муниципальных образований и не допускающий инициативы на местах по учету региональных особенностей.
Поправки касались таких разделов, как:
- проведение реструктуризации имущественного комплекса предприятия и формирование объекта приватизации;
- статус и функции "Золотой акции" как реально эмитируемой привилегированной акции, объем прав владельца которой (государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) определяется в соответствии с конкретикой предприятия;
- введение новых способов приватизации для предприятий с малым капиталом путем преобразования их в общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества;
- уточнение статуса продавца и его функций в части управления приватизируемым предприятием;

- введение управляющего пакета и представление его по опциону для администрации или иных приобретателей.

   Сегодня принят закон о приватизации в Москве. Он стал экономическим инструментом для развития города.
      Стратегия при определении количественных и стоимостных пропорций городского имущества строится на основе оптимального отношения между продаваемыми и остающимися в собственности города предприятиями.

В Москве механизм приватизации, в том числе "малой", имел ряд черт, отличающих его от российской приватизации.
29 декабря 1991 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации № 334 "О дополнительных полномочиях органов управления г. Москвы на период проведения радикальной экономической реформы". Данным указом исполнительной власти Москвы предоставлялось право проводить в столице "ускоренную приватизацию муниципальной собственности по самостоятельно разработанному графику".
Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. № 16 "Об обеспечении ускоренной приватизации муниципальной собственности в г. Москве" ввел ряд положений, определяющих порядок приватизации в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных муниципальных предприятий и организаций. На основании этих документов установилась начальная цена[5] выкупа предприятием арендуемых помещений, и определились основные способы приватизации (аукцион или конкурс).
4 ноября 1992 г. сессия Госсовета приняла первую городскую программу приватизации. Впоследствии принципы городской приватизации, заложенные в программу 1992 г., были пролонгированы на 1993 г.
Московская концепция приватизации по ряду признаков отличалась от концепции Госкомимущества: в ней учитывались условия инфляции, необходимость поддержки социальных программ города, развития взаимоотношений между Правительством Москвы и рыночными структурами, сохранение технологических цепочек при выходе приватизированных предприятий из-под административного контроля отраслевых органов управления, привлечение инвестиций для обеспечения развития или реорганизации (в т. ч. конверсии) приватизируемых предприятий. Достижение сиюминутных политических целей заменялось стратегией целесообразных экономических и организационных решений.
  В частности, специфические черты московской программы заключались в следующем:
- земля под приватизируемыми московскими предприятиями до принятия федерального закона не могла переходить в собственность новых владельцев, а сдавалась в долгосрочную аренду (это положение программы действует до настоящего времени);
- в ходе "малой" приватизации нежилые помещения не продавались, а сдавались в долгосрочную аренду (в том числе с правом выкупа). При этом в договоре аренды оговаривались направления функционального использования данных помещений. Это было вызвано необходимостью сохранить в руках Правительства Москвы инструменты по защите интересов жителей города Москвы - потребителей услуг в сфере торговли и бытового обслуживания, в основных отраслях жизнеобеспечения города - и временно сохранить городскую собственность (в виде недвижимости) у Правительства Москвы;

- крупный пакет акций (государственная доля в имуществе) приватизируемого предприятия продавался на инвестиционных конкурсах (торгах) тому покупателю, который принимал на себя обязательство вложить в предприятие наибольший объем инвестиций;
- средства, полученные от приватизации в г. Москве, не растворялись в городском бюджете, а частично направлялись Целевым порядком на реорганизацию и санацию других предприятий. На федеральном уровне такой механизм увязки результатов приватизации с инвестированием отсутствовал.
Актуальные вопросы дальнейшего развития процесса приватизации нашли свое разрешение в распоряжении Мэра от 30 мая 1994 г. № 264 "О приватизации недвижимого имущества на территории г. Москвы".
Утвержденное этим распоряжением Положение о временном порядке продажи и определении цены приобретения объектов нежилого фонда, сданных в аренду в Москве, положило начало реальной оценке стоимости городской недвижимости.
   Методология оценки основывалась на двух положениях:
стоимости базовой ставки строительства жилья, скорректированной на соответствующие коэффициенты, и величине средней рыночной цены 1 кв. м площади с учетом места расположения объекта. Правительство оставляло за собой право ежеквартального внесения корректив в размер базовой ставки строительства, при этом динамично отслеживая изменение средней рыночной цены.

Указом Президента России № 96 от 6 февраля 1995 г. "О втором этапе приватизации в г. Москве" была подкреплена правомочность московских подходов к разработке программы приватизации. Этот документ, получивший большой общественный резонанс, официально регламентировал особый, московский путь приватизации, отличный от российской схемы, установленной Госкомимуществом РФ. Указ расширил возможности воздействия властных столичных структур на ход приватизации.
20 сентября 1995 г. Московская городская Дума[6] на основе принятых в январе 1995 г. "Основных положений приватизации государственных и муниципальных предприятий г. Москвы" определила правовую базу столичной программы приватизации, в том числе "малой".
  Новый этап приватизации, по убеждению московских властей, требовал разработки и реализации индивидуальных планов, нацеленных на решение задачи реорганизации и модернизации предприятий в интересах горожан.
В документе были не только обозначены цели, но и указаны средства их достижения, в основу которых легли защита прав собственника, привлечение инвестиций, дифференцированный подход к совершенствованию управления приватизированными предприятиями. Кроме того, впервые было указано на необходимость возложения многих приватизационных функций на региональные органы исполнительной власти и местного самоуправления с предоставлением им адекватных прав и полномочий. В июне 1998 года Московской городской Думой был продлен срок действия Программы приватизации государственной и муниципальной собственности в г. Москве.

Помимо вышеуказанных основополагающих и программных документов, регулирующих проведение приватизации в Москве, Правительство Москвы выпустило ряд постановлений, определяющих практику и механизм текущей работы приватизации. К числу таких нормативных актов относятся постановление Правительства Москвы № 221 от 14 марта 1995 г. "О реконструкции и модернизации предприятий потребительского рынка и услуг г. Москвы на основе инвестиционных контрактов", распоряжение Мэра № 516 от 26 сентября 1995 г. "Об упорядочении управления имущественным комплексом Москвы", постановление Правительства Москвы № 840 от 17 октября 1995 г. "О введении в действие Положения о порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории г. Москвы", постановление Правительства Москвы № 928 от 14 ноября 1995 г. "О работе Фонда имущества г. Москвы в области приватизации государственных и муниципальных предприятий".

Постановлением Правительства Москвы № 221 от 14 марта 1995 г. утверждался общий порядок составления, заключения и контроля исполнения инвестиционного контракта, являвшегося основным документом, регламентирующим взаимоотношения города, предприятия и инвесторов при передаче муниципальных объектов недвижимости в виде доли в уставный капитал предприятия. Если трудовые коллективы были не в состоянии выкупить свои помещения, им предлагался инвестор, заинтересованный не только в финансировании выкупа и реконструкции, но и в сохранении профиля предприятия. В документе определялся прежде всего порядок рассмотрения и утверждения соответствующих инвестиционных проектов с приобретением в конечном счете нежилых помещений, причем предусматривались возможности использования, как собственных средств предприятия, так и привлеченных капиталов, в том числе со стороны инвесторов.


Распоряжением Мэра № 516 от 26 сентября 1995 г. в структуре Правительства Москвы было выделено звено, ответственное за весь имущественно-земельный комплекс и проведение единой рыночной политики, связанной с городской недвижимостью.

На образованный комплекс управления имуществом города был возложен весьма обширный круг задач:

а) обеспечение эффективного использования городского имущества, включая недвижимость и землю;

б) организация работы по инвентаризации госсобственности на территории города и по ее разграничению на федеральную и муниципальную;
в) подготовка и реализация Программы разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в собственности г. Москвы;
г) разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность органов столичной администрации в части приватизации и управления имуществом, правопреемственности приватизируемых или ликвидируемых предприятий;
д) принятие решений о создании, реорганизации и управлении имуществом унитарных предприятий муниципальной собственности;
е) организация взаимодействия структур Правительства Москвы с субъектами рыночной инфраструктуры в вопросах, касающихся московского имущественного комплекса;

ж) координация деятельности органов управления по разработке и реализации комплексных программ развития приоритетных направлений предпринимательской деятельности;
з) обеспечение экономических служб, административных округов и отраслевых органов управлениями методическими и научно-информационными материалами.

Постановление Правительства Москвы № 840 от 17 октября 1995 г. определило новый порядок продажи нежилых помещений. Данное постановление базировалось на опыте организации продаж и развивало ранее принятые документы, в частности постановление Правительства Москвы № 480 от 30 мая 1995 г. В постановлении была определена методология оценки нежилых помещений, включая базовую ставку строительства 1 кв. м и систему коэффициентов, характеризующих:

- износ помещения;

-  качество строительного материала;

- тип здания;

-  территориальную зону (выделено пять зон);

-  вид деятельности, качество нежилого помещения.


Постановлением Правительства Москвы № 915 от 14 ноября 1995 г. "О поступлении средств от приватизации и аренды городского имущества и рекомендациях по повышению отдачи долей (паев) городской собственности приватизированных предприятий" впервые в российской практике-приватизации была заложена задача разработки Концепции управления имущественным комплексом города с учетом отраслевых, территориальных аспектов, предусматривающей права и обязанности департаментов и комитетов Правительства Москвы, префектур в процессе управления городской собственностью.
Постановление Правительства Москвы № 928 от 14 ноября 1995 г. "О работе Фонда имущества г. Москвы в области приватизации государственных и муниципальных предприятий" закрепило положения, призванные, в частности, упорядочить, прежде всего, процесс "малой" приватизации:
- прекратить в основном льготные продажи арендованного имущества трудовым коллективам и перейти с 1996 г. к дифференцированным продажам помещений на конкурсных началах, а также к прямым их продажам по ценам, близким к рыночным;

- обеспечить жесткий контроль за выполнением столичными приватизированными предприятиями договоров купли-продажи, юридически закрепить положение об обязательных штрафных платежах городу со стороны предприятий, меняющих профиль деятельности при осуществленном льготном выкупе арендованного имущества.
16 февраля 1996 г.[7] была утверждена Типовая методика размещения акций среди членов трудового коллектива и лиц, приравненных к ним.              Указанная методика обобщила и свела воедино существовавшие нормативные и распорядительные акты Правительства России, Госкомимущества России, Московской городской Думы, регулировавшие данный вопрос. С учетом этих обстоятельств Типовая методика явилась документом прямого действия.

            

 

 2.2 Современный этап приватизации в Москве.

Рыночные отношения в России, в Москве продолжают развиваться, появляются новые виды товаров и услуг, складываются новые модели финансирования, новые формы частной собственности.
  В современных условиях объективное, обоснованное заключение о величине рыночной стоимости государственного (муниципального) имущества необходимо не только при операциях купли-продажи недвижимости или сдаче в аренду, но и при акционировании и перераспределении имущественных долей, при привлечении инвестиций и дополнительной эмиссии акций.

Для того чтобы определиться в направлениях развития процесса разгосударствления собственности в Москве, в качестве базовой задачи Правительство поставило задачу разработки Концепции управления имущественным комплексом города с учетом отраслевых и территориальных аспектов.

26 сентября 2000 года постановлением Правительства Москвы № 773 была принята "Концепция управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года" и одобрена 18 октября 2000 года постановлением Московской городской Думы № 108.

Одной из главных составных частей этой концепции стало решение проблем управления собственностью Москвы и дальнейшего развития процесса приватизации.

Ежегодно на рассмотрение Московской городской Думы вносились перечни предприятий, подлежащих приватизации в планируемом году.
Позиция Москвы в области приватизации на перспективу носит ярко выраженный дифференцированный характер.

Прежде всего, для нормально, устойчиво работающих предприятий, созданных в процессе преобразования госсобственности, участие городских структур управления ограничивается анализом их финансово-экономического состояния с целью выработки рекомендаций по повышению отдачи доли городской собственности в уставном капитале предприятий смешанной формы собственности, эффективного размещения городского заказа, финансируемого из бюджета города.
В развитие этого положения 17 октября 2000 года были выпущены постановление Правительства Москвы № 819 "Об использовании специального права на участие города Москвы в управлении акционерными обществами, созданными в процессе приватизации предприятий строительного комплекса" и ряд других постановлений, предусматривающих закрепление в собственности города пакетов акций приватизированных предприятий, таких, как ОАО "Лужники", ОАО "Чайка", аптечных предприятий, предприятий хлебопекарной промышленности, строительного комплекса и др.

Приватизация является структурным элементом государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение отдачи от приватизированных предприятий путем расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских производителей.

В целях совершенствования правовой базы приватизации по поручению Правительства Москвы Комплексом по имущественно-земельным отношениям в 2000 году разработан и внесен на рассмотрение Московской городской Думы проект закона "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы"[8].

Основными целями приватизации представленным законопроектом определены:
- повышение эффективности использования имущества путем его
приватизации;
- привлечение средств инвесторов в реальный сектор экономики;
- повышение уровня благосостояния населения;

- изменение структуры занятости населения;

- сохранение культурных ценностей при приватизации объектов
государственной и муниципальной собственности (движимые ценности);

-реализация мероприятий по социальной защите населения;
- получение доходов.

Приоритетами в осуществлении приватизации в Москве становятся:
- вовлечение в гражданский оборот низкорентабельных объектов
государственной и муниципальной собственности;
- оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности и расходов на ее управление;

- привлечение инвестиций, направленных на развитие приватизируемых
предприятий;
- осуществление протекционизма по отношению к отечественным
товаропроизводителям;
- производственная, социальная, экологическая реабилитация территории
города, промышленных зон и отдельных предприятий;
- оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и др.
Московской городской Думой законопроект "О приватизации государственной и муниципальной собственности" принят во втором чтении.

Правительство Москвы отмечает, что принятие основных принципов формирования среднесрочной программы приватизации (продажи) государственного имущества города Москвы позволило создать предпосылки и условия включения государственного имущества города Москвы в перечни объектов, подлежащих приватизации.

По итогам работы в 2004 году в бюджет города Москвы поступило средств в виде доходов от приватизации государственного имущества в размере 3480557000 руб., в том числе доходов от продажи акций приватизированных предприятий - 1744315000 руб. и нежилых помещений -1736242000 руб.

Продажу нежилых помещений в 2005-2007 годах планируется

осуществлять в соответствии с финансовыми заданиями, руководствуясь

принципом восполнения нежилого фонда города за счет долей города при

реконструкции, новом строительстве и реновации. Первоочередной продаже подлежат неэффективно используемые или  используемые не по целевому назначению объекты нежилого фонда, в том числе оформленные в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий.

Проведенный финансово-экономический анализ с использованием экономических индикаторов позволил структурировать находящиеся в собственности города Москвы предприятия и пакеты акций (доли), выделив группу предприятий и пакетов акций (долей), подлежащих приватизации в 2005-2007 годах.

 Первоочередному включению в среднесрочную программу приватизации (продажи) государственного имущества города Москвы на 2005-2007 годы подлежат государственные унитарные предприятия, действующие в условиях конкуренции с коммерческой направленностью. В целях определения способа и сроков приватизации указанных предприятий проведен экономический анализ с применением двух основных экономических индикаторов: наличие доходов города от использования предприятием городской собственности (отчисления части чистой прибыли) и динамика

изменения стоимости чистых активов предприятия.

Приватизация государственных унитарных предприятий в первую очередь должна быть направлена на решение задачи повышения уровня обслуживания населения города через привлечение рыночных структур и через конкурсное размещение заказов, в том числе бюджетных, на выполнение работ.


Результаты приватизации.

В начале 90-х годов почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либерализации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в-третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и к легитимности приватизации, но и новой системе прав собственности в целом.

Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятий по конкурсу (на аукционе), или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.[9]

Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков. При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило, становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций. В итоге после десяти лет реформ большинство населения стало жить не легче.

В нашей стране за годы реформ проводилась наиболее жесткая социальная политика. В результате, произошел самый большой рост социального неравенства по сравнению со странами не только СНГ, но и Центральной и Восточной Европы.

Приватизация в естественном смысле этого слова - то есть нормальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся условиях невозможна по трем основным причинам.

Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.

Во-вторых, такая приватизация - дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.

Наконец, в-третьих - и это препятствие неодолимее всех остальных - в стране попросту не было достаточного количества денежных средств..

Что касается взаимосвязи приватизации и социально-политической ситуации в обществе, то приватизация не только способствовала росту социальной напряженности в обществе, но и создала предпосылки для его роста в будущем. К таким предпосылкам могут быть отнесены: возможность перехода предприятий под контроль иностранного капитала или криминальных структур и начало массового банкротства бесперспективных предприятий, акции которых были проданы населению от имени государства.


                          Заключение

Итак, приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации может рассматриваться как составная часть комплексного подхода к реформированию экономики. Процессы реформ охватывают такие сферы, как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых условий.Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: - использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий; - введение чековой (или купонной) системы;- низкая доходность приватизации; - аукционная продажа малых объектов.Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на  «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.Приватизация выполняет две основные функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:o формирование слоя мелких и средних собственников;o сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;o перераспределение экономических основ власти.Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде. Основньми критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности),малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих как государственных, так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

Список используемой литературы:

 

1. А.И.Попов учебник: Экономическая теория изд. Питер 2001.

2. Жилищная реформа в Российской Федерации: сборник нормативных документов и комментарии – Москва, 2006 г.

3. Приватизация в России / под ред. Хохлов О. - Типография "Поволжье", Нижний Новгород, 2005 г.

4. Приватизация в России / под ред. Ходченков Е.О. – Москва, 2004

5. Приватизационное право. Скворцов О.Ю. Интел-Синтез, 2000 г.

6. Приватизация жилья: новый порядок, судебная практика. Титов А.А. Юрайт, 2006 г.

7. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М., Юстицинформ, 2005

8. Программа углубления экономических реформ в России. - М., Республика, 2002.

9. http://mos.ru/

 


[1] Приватизация в России / под ред. Ходченков Е.О. – Москва, 2004

[2] Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М., Юстицинформ, 2005

[3] Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. - М., Юстицинформ, 2005

[4] Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. №66, приложение №2 // http://www.mos.ru/

 

[5] Данная цена составляла 1000 руб. за 1 кв. м.

[6] Постановление № 61 "Об утверждении и введении в действие программы приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве" // http://www.mos.ru

[7] Распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы № 134-РП от 16 февраля 1996 г.

[8] Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", разработанный Гражданским кодексом Российской Федерации, Государственной программой приватизации в Российской Федерации и другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

 

[9] Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», 1991.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...