Поиски решения проблемы способностей
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Отрывочные сведения, которые удается получать, говорят о непрерывном росте интереса к проблеме (интереса научного и утилитарного) и о приближении к познанию закономерностей раннего развития. Нехватка ученых, обладающих высоким творческим потенциалом, заметнее ощущается в развитых странах. США решают проблему даже таким способом — усиленно вывозят ученых из Европы, прельщая их высокой оплатой (в три раза выше, чем в Англии), богатым оборудованием лабораторий и возможностью более эффективно вести исследования. По сообщениям печати, в США ввезено за 1967-й и 1968 годы более пяти тысяч ученых из Англии, Франции и ФРГ. Одновременно ведутся исследовательские работы и ставятся эксперименты. в Филадельфии существует "Институт по исследованию человеческого потенциала", координирующий свои усилия с группой специалистов Пенсильванского университета. Профессор этого института Глен Думен считает, что самый "правильный" возраст, в котором следует учить ребенка читать, — это полтора-два года. Это "не выдумка мечтателя-утописта, не спекуляция на человеческом желании улучшить этот мир, а выводы, полученные в результате двадцатилетних экспериментов", — пишет Мауро Каламандреи в "Эспрессо" (Рим, 1966 г.). В Токио (Япония) открыта школа одаренных детей — своего рода дополнение к обычной школе. Ее задача — готовить элиту для японской науки и промышленности (японские промышленники выплачивают астрономические суммы за иностранные технические патенты). Школа уже продемонстрировала свои возможности, повышая на 20-30 пунктов индекс интеллекта своих питомцев за год. Ученики школы (старшему из них 12 лет) уже обошли по показателям сообразительности, зафиксированным специальными тестами, студентов Токийского университета. В школу поступают заявления о приеме даже из США. Наш корреспондент видел там мать, которая привозит сына на занятия самолетом из Осаки. В школе около ста детей, число учащихся в классе не более четырех. Занятия два раза в неделю по 1-2 часа. Особая программа и необычная методика.
Директор школы — профессор Такэя Фусими — утверждает: интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте — от рождения до двенадцати лет. Не упустить золотое время, дать формирующемуся человеку как можно больше шансов развить интеллектуальные способности — такова задача школы. Основание он видит в работе биологов, которые считают, что среди 15 миллиардов клеток мозга активно работают около двадцати процентов. Остальные почти бездействуют. В 1977 году это число уже считали равным 10-12%, а в 1985-м — даже 3-5%. Таким образом, исследования иностранных ученых и практические эксперименты идут по линии преодоления НУВЭРСа и сокращения асинхроната, то есть с каждым годом все более вскрывают колоссальные возможности человеческого мозга, на использование которых направлена новая гипотеза. К сожалению, в нашей стране в этом отношении делается крайне мало. Вместе с запрещением педологии почти полностью прекращены попытки измерений и объективной оценки уровня развития интеллекта, и творческих способностей в том числе, а значит, и нет возможности научно обосновывать или отвергать новые методы обучения и развития детей, достижения и недостатки в работе как общеобразовательных, так и специальных школ, и различных воспитательных учреждений. Научных работ, направленных на преодоление этого недостатка, не публикуется. И совсем нет экспериментов и исследований, направленных на проверку новой гипотезы способностей — одной из важнейших в наше время психолого-педагогических проблем.
Создавшееся положение надо изменить как можно быстрее, иначе нам грозит отставание не только в новом, перспективном и быстро развивающемся направлении психолого-педагогических исследований, но главное — в системе подготовки молодых кадров, творцов научно-технического прогресса. Такое отставание ликвидировать не просто, потребуются десятилетия, чтобы осуществить сдвиг к раннему развитию детей в широких масштабах. Это очень сложная задача в экономическом и социальном плане. Но решать ее нужно. И первым шагом к ее решению должен стать эксперимент, поставленный на серьезной научной и материальной основе. Такой эксперимент в масштабе научно-производственного педагогического объединения (НППО), охватывающего ныне разъединенные родильные дома, ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, базовое предприятие и научно-исследовательский центр, имеющего единую социально-педагогическую программу и несущего ответственность за свою "продукцию", а еще лучше — ряд подобных НППО быстро смогли бы соединить усилия отдельных энтузиастов и дать им возможности для разработки методик раннего развития различных способностей и подойти, наконец, к задаче практического осуществления цели разностороннего развития человека. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности, хотя уже совершенно определенно выявилась тенденция к тому, что все большая и большая часть исполнительской работы будет перекладываться на машины, а мозг человека все больше будет освобождаться для истинно человеческой — творческой деятельности. Чувствуя нарастающую потребность общества в развитии творческих способностей людей, школа уже делает первые шаги в этом направлении. На это направлены и реформа школы 1984 года, и решение о введении курса по изучению компьютерной техники, и поиски учителей-новаторов — В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина, С. Н. Лысенковой и др., удивляющие нас раскрывающимися возможностями детей. Но результаты пока не могут быть значительными из-за потерь, которые в дошкольный период наносит детям НУВЭРС.
Познания закономерностей развития творческих способностей и преодоление НУВЭРСа, то есть сдвиг развития детей в сторону БОЛЕЕ РАННЕГО, откроет огромные резервы способностей, которые мы сейчас хороним в дошкольном и младшем школьном возрасте, и поможет успешно решить целый ряд проблем современности: — это позволит ликвидировать перегрузку учащихся в школе, угрожающую сейчас их здоровью; — это освободит детям ВРЕМЯ для занятий теми важными видами человеческой деятельности, для которой сейчас его не остается, — в первую очередь на производительный ТРУД, затем на спорт и на техническое и научное творчество; — это позволит резко повысить уровень школьной подготовки и привести ее в соответствие с требованиями научно-технического прогресса в наше время; — все это поможет создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих, созидательных сил человека и — главное — до высот, которые сейчас доступны только единицам. ЛИТЕРАТУРА 1. Педагогический словарь. Гл. ред. И. А. Каиров. В 2-х томах, Изд-во АПН РСФСР. М., 1960. 2. Мясищев В. Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи. В сб.: Проблемы способностей. М., 1962, с. 10-11. 3. Колмогоров А. Наука требует горения. — "Известия", 21.2.1962. 4. Заззо Рене. Психическое развитие ребенка и влияние среды. — "Вопросы психологии", 1967, No. 2, с. 129. 5. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966, с. 157. 6. Бидл Джордж У. Человек и культурная наследственность. — "Америка", 1966, No. 120, с. 22. 7. Sjolin Stig (Швеция). Уход за здоровыми Детьми в дневных центрах. — В Сб.: Уход за детьми и их воспитание а дневных центрах. Женева, 1965, с. 24. 8. Lebovici S. (Франция). Детский психиатр о детях в дневных центрах. — Там же, с. 89-108. 9. Никитин Б. Вот как надо учить. — "Народное образование", 1964, No. 1, с. 53. 10. Никитин Б. Опыт объективной оценки уровня развития технических способностей школьников. — В сб.: Вопросы психологии способностей школьников. М., 1964, с. 101-135. 11. Никитин Б. Опыт объективной оценки продуктивности технической деятельности учащихся I-ХI кл. Рукопись / Институт психологии АПН РСФСР. М., 1964.
12. Котовщикова А. Они растут без мамы. — "Нева", 1965, No. 6. 13. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — Избр. психологические исследования. М., 1956, с. 429. 14. Курдюмов М. Важный вопрос. — "Народное образование", 1967, No. 9. 15. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960, с. 106 16. Леви Вл. Охота за мыслью. М., 1967, с. 271-277. 17. Лессинг Л. Внутри молекулы мозга. — "За рубежом", 1966, No. 37, с. 27. 18. Уолтер Грей. Живой мозг. М., 1966, с. 269-270. 19. Чехонин Б. "А как ты думаешь?" — "Неделя", 13-19 августа 1967 г., No. 34. 20. Лехестик П. Г. Об одном из путей предупреждения неуспеваемости в школе, "Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания". — Тезисы докл. конф. Минск, 28-31.3.1973. М., 1973, с. 207. 21. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., Мир, 1972, с. 20. 22. Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное. — "Коммунист", 1980, No. 11, с. 67. 23. Дубинин Н. П. Там же, с. 68.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|