Стандарт: инновационность и преемственность
Стр 1 из 5Следующая ⇒
В результате скоординированной работы появился проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения (ФГОС) - принципиально новый для отечественной школы документ, потребовавший глубокого анализа и синтеза накопленного опыта, современных перспективных тенденций развития отечественной и зарубежной школы, ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций. Впервые в истории отечественного образования Федеральный государственный стандарт разрабатывался: 1) в рамках решения не узкоотраслевой, а стратегической общественной задачи: выявить, агрегировать и зафиксировать в виде конвенциональной нормы - общественного договора современные запросы в отношении сферы образования со стороны личности, семьи, общества и государства; 2) исходя из понимания образования как важнейшего вида социальной деятельности, как системообразующего ресурса, служащего основой развития российского гражданского общества и экономики страны, способствующего формированию: · российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности; · идеалов и ценностей гражданского общества (справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций); · консолидации общества на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп; · национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства; · патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
· конкурентоспособности личности, общества и государства; · ценностей личностной, общественной и государственной безопасности; 3) в контексте перехода от "догоняющей" к "опережающей" модели развития российского образования, предполагающей отказ от слепого копирования западных моделей, опору на российскую ценностную, научную и культурную базу и учет национальных особенностей отечественной системы образования; 4) как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающий: · равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; · сохранение единства образовательного пространства страны; · преемственность ступеней образовательной системы; 5) в процессе формирования новой дидактической модели образования в условиях информационного общества, основанной на переходе к компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса. Основной образовательный результат в этой парадигме - формирование мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать, создавать разнообразную информацию и на основе полученных знаний, умений, навыков решать жизненные проблемы, принимать обоснованные решения. Главное предназначение нового стандарта - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне условий и требований, направленных на достижение стратегической цели российского образования - реализацию согласованного общественного заказа на воспитание успешного поколения граждан страны, владеющего современными знаниями, навыками и компетенциями, воспитанного в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
ФГОС устанавливает систему трех взаимосвязанных требований: к результатам освоения основных образовательных программ, структуре основных образовательных программ и условиям реализации основных образовательных программ, что позволило: * одновременно предусмотреть в стандарте как результаты общего образования, так и наиболее общие (рамочные) черты современного образовательного процесса, а также условия его осуществления; * обозначить условия для эффективного нормативно-правового регулирования системы общего образования; * превратить ФГОС в важнейшее средство обеспечения системного развития общего образования. Ключевой составляющей стандарта стали Требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые сформированы на основе обобщения и согласования потребностей личности, семьи, ожиданий общества, требований государства к сфере образования и представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования. При этом изменилось само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах нормировались предметные результаты, то теперь стандарт ориентируется также и на метапредметные и личностные результаты. Осуществлен переход к новым методологическим основам системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективной деятельности всех вышеназванных участников образовательного процесса. Это предполагает расширение устанавливаемого стандартом спектра оценочных процедур: использование как персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся), так и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования. Основным ориентиром при построении содержания образования становится Фундаментальное ядро содержания образования. Оно содержит необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности. ФГОС впервые определяет здоровье обучающихся как один из результатов образования, охрану здоровья - как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения. Разработаны методология и методика оценки здоровье сберегающей деятельности образовательного учреждения.
Предложена новая структура Базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. Установление соотношения частей основной образовательной программы, выделение инвариантной и вариативной частей позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и пр. Ориентация ФГОС на конечный результат обусловливает необходимость установления неразрывной связи целей образования с условиями реализации основных образовательных программ, благодаря чему впервые в образовательном стандарте задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, учебно-методических, информационных, финансовых и пр.), обеспечивающих создание комфортной образовательной среды. Впервые ФГОС сочетается с одновременной проработкой вопросов повышения квалификации и соответствующей переподготовки учителей. Параллельно и в методологическом единстве осуществлена разработка инструментального сопровождения ФГОС, обеспечивающего его реализацию и контроль исполнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|