Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Наследственные факторы в проявлении речевых нарушений.

Наследственные факторы как основные параметры становления речи. Генетическая обусловленность речевой системы. Моногенное (менделевское) и мультифакторное наследование речевых расстройств. Особенности фенотипа ребенка с нарушением речи. Роль генетических факторов в происхождении речевых нарушений.

Начальные этапы становления речи определяются генотипом. Изучение влияния наследственных факторов на развитие речи с помощью близнецового метода показывает, что временные характеристики развития речи и особенности функционирования речевого аппарата у монозиготных близнецов совпадают. Таким образом, основные параметры развития речи детей генетически детерминированы. Морфологические и функциональные особенности нервной системы, дыхательного аппарата, гортани, губ, языка, нёба и других органов лежат в основе голосообразования и различных сторон речи. Их специфическое развитие находится под контролем многих генов, образующих полигенную систему, а также факторов среды. Более сложная речевая деятельность также генетически обусловлена, но формирование развернутой речи больше зависит от влияния средовых условий, чем развитие морфологических структур. Мультифакторность речевой системы обуславливает и многокомпонентность ее расстройства. Встречаются и моногенные формы наследования некоторых расстройств речи.

Рассмотрим некоторые примеры: ринолалия встречается при аномалиях 50% хромосом (1,3,4,5,7,10,11,13,14,18,21 и Х), возможно как моногенное, так и мультифакторное наследование. При мультифакторном наследовнии ринолалии у здоровых родителей могут быть обнаружены микропризнаки − проявления действия аномальных генов, концентрация которых не достигла порога: короткое нёбо, асимметрия крыла носа, девиация оси носа, прогнатия, атипичная форма зубов, диастема, прогения и расщепление язычка.

При дислалии нарушение фонематического слуха могут быть связаны с задержкой развития соответствующих нервных механизмов. Отмечается повышенная частота аналогичных расстройств у родственников, что указывает на роль генетических факторов.

Близнецовые исследования дислексии и дисграфии свидетельствуют о существенно более высокой схожести (конкордантности) монозиготных близнецов, что подтверждает роль генетических факторов в наследовании.

Высокая значимость различия в конкордантности по заиканию между монозиготными и дизиготными близнецами свидетельствуют о гнетической обусловленности расстройства.

Наследственные факторы в проявлении нарушений слуха

Причины и факторы наследственного генеза. Классификации наследственной глухоты и типы наследования. Роль генетических факторов в происхождении нарушений слуха. Характеристика аутосомно-доминантной, аутосомно-рецессивной и Х-сцепленой глухоты.

Развитие и функционирование слуховой системы определяется сотнями генов, взаимодействующих между собой. Частота наследственного нарушения слуха колеблется от 36-85 % всех случаев. Важная роль наследственности в происхождении дефектов слуха подтверждается высокой частотой семейных случаев глухоты и тугоухости. Близнецовый метод подтверждает, что конкордантными (сходными) по нарушениию слуха оказались 59% монозиготных и только 19% дизиготных близнецовых пар.

Выделяют наследственную моносимпоматическую глухоту и наследственную глухоту в комбинации с поражением других органов систем:

1. Аномалии наружного уха – микротия с атрезией наружного слухового прхода, проявляется различными деформациями или отсутствием ушной раковины и иногда отсутствием (атрезия) наружного слухового прохода.

2. Синдром Ушера, пороки развития и заболевания органа зрения в сочетании с врожденной нейросенсорной глухотой.

3. Пороки развития опорно-двигательного аппарата и соединительной ткани – черепно-лицевой дизостоз – синдром Крузона и нижнечелюстно-лицевой дизостоз – синдром Тричера-Коллинза.

4. Патология функции почек – наследственный нефрит с глухотой, синдром Альпорта.

5. Эндокринная патология – синдром Пендреда, устойчивое сочетание наличие зоба с нейросенсорной глухотой.

6. Патология нервной системы, синдром атаксии, гипогонатизма, умственной отсталости и нейросенсорная глухота.

7. Патология сердечно-сосудистой системы – сердечная аритмия и нейросенсорная глухота – синдром Ланге-Нильсена.

8. Поражение кожных покровов и нарушение пигментации - поражения кожи и нейросенсорная глухота.

Генетические дефекты слуха могут наследоваться по аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному и с сцепленному с полом типу. Аутосомно-доминантная глухота бывает двусторонней и делится на два типа: детская, возникающая до 15 лет и взрослая, развивающаяся в более позднем возрасте. Аутосомно-рецессивная потеря слуха, чаще носит врожденный характер, не прогрессирует и имеет значительную степень нарушения слуха. Х-сцепленая врожденная нейросенсорная глухота наследуется по материнской линии.

 

Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Понятие “здоровый образ жизни”. Взаимосвязь социальных и биологических факторов в структуре здорового образа жизни. Корекционно-педагогические условия и особенности формирования здорового образа жизни у детей и подростков с тяжелыми нарушениями речи.

Все стороны активной жизни ребенка-дошкольника и подростка в конечном итоге определяются уровнем здоровья, которое формируется при определенном образе жизни. Образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность детей в определенной среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательную среду, психологическую ситуацию в мини- и макросреде, быт и обустройство его жилища. Следовательно, здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность, в том числе и познавательную, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Термин здоровый образ жизни является многоаспектным понятием и включает в себя многие компоненты: режим учебы, труда, отдыха, оптимальный двигательный режим, правильное полноценное питание, закаливающие процедуры, отсутствие вредных привычек, комплекс культурно-гигиенических навыков.

Для детей, имеющих общее недоразвитие речи, данный здравотворческий процесс могут взять на себя педагоги и логопеды. Элементарные представления о человеке и его здоровье могут быть постепенно сформированы у старших дошкольников с речевым недоразвитием, в результате чего он усвоит не только правила сохранения и укрепления здоровья, но и сможет правильно объяснить взрослым о своем состоянии и даже в некоторых случаях оказать себе помощь. Необходимо подчеркнуть осознанный подход к формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Исходя из выше сказанного, структура здорового образа жизни должна включать следующие составляющие: оптимальный двигательный режим, рациональное питание, рациональный режим жизни, психофизиологическую регуляцию, закаливание, отсутствие вредных привычек и соответствующее воспитание и образование. Изменение или разрушение одного из компонентов данной структурной организации здорового образа жизни может привести к нарушению здоровья. Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется рядом негативных тенденций: замедление физического и психического развития, ухудшение показателей общего здоровья и изменение структуры заболеваний.

Работа по формированию здорового образа жизни должна включть в себя: программу занятий и систему мероприятий с детьми (занятия познавательно-речевого цикла, организация двигательной активности, выработка навыков гигиены и здоровьесберегающего поведения, осознанного отношения к здоровому образу жизни).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...