Методы изучения антибиотикочувствительности
ЗАНЯТИЕ 1.2.4. Влияние на микроорганизмы биологических факторов (продолжение). Антибиотики. Генетика микроорганизмов
Цель занятия: изучить влияние антибиотиков на микроорганизмы; особенности генома бактериальной клетки; механизмы изменчивости микроорганизмов.
Студент должен знать: 1. Биологические факторы, влияющие на микроорганизмы. 2. Понятие о химиотерапевтических препаратах. Принципы рациональной антимикробной терапии. 3. Классификация антибиотиков по химическому строению, происхождению, 4. механизму и спектру антимикробного действия, способам получения. 5. Методы изучения антибиотикочувствительности бактерий. 6. Механизмы лекарственной устойчивости возбудителей инфекционных болезней. 7. Пути ее преодоления. Осложнения антибиотикотерапии, их предупреждение 8. Особенности генома бактериальной клетки. Внехромосомные детерминанты наследственности – IS-элементы, транспозоны, плазмиды, их функции. 9. Плазмиды патогенности, их роль. 10. Изменчивость микроорганизмов (адаптации, мутации, рекомбинации). 11. Причины формирования антибиотикорезистентных штаммов.
Студент должен уметь: · интерпретировать результаты антибиотикограммы; · интерпретировать результаты опытов по фенотипической и генотипической изменчивости микроорганизмов; Студент должен владеть: · методами определения антибиотикочувствительности микроорганизмов; · навыками изучения научно-медицинской информации, отечественного и зарубежного опыта по генетике микроорганизмов, информацией о причинах возникновения, циркуляции антибиотикорезистентных микроорганизмов.
Работа № 1. Фитонциды
Цель работы: определить действие фитонцидов чеснока на микроорганизмы. Самостоятельная работа: оценить результат действия на сарцину, кишечную палочку и стафилококк фитонцидов чеснока. Объяснить, почему препараты из фитонцидов не нашли широкого применения в медицине.
Сарцина
Стафилококк
Кишечная палочка
Результат:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа № 2. Методы изучения антибиотикочувствительности Цель работы: изучить методы определения антибиотикочувствительности бактерий и принципы классификации антибиотиков. А) метод бумажных дисков (диско - диффузионный) Задача. В клинику поступил больной с диагнозом: «Стафилококковая пневмония». Для успешного этиологического лечения в целях выбора эффективного антибиотика было рекомендовано определение антибиотикограммы возбудителя.
Самостоятельная работа: Проведите исследование. Замерить на чашке со средой АГВ (агар Гурьева-Васильева) в миллиметрах диаметр задержки роста культуры. По справочному материалу оценить результат, данные внести в таблицу. Оцените результат. Сделайте вывод (см. теоритическую справку к работе).
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) метод серийных разведений Задача. Для назначения больному рациональной схемы лечения антибиотиками потребовалось определить бактерицидную концентрацию препаратов по отношению к возбудителю - S. aureus. Самостоятельная работа: определить минимально-подавляющую концентрацию антибиотиков по отношению к культуре золотистого стафилококка (S. aureus). Выбрать антибиотик для лечения. Гентамицин к.к. к. а/б к.б. t HfYsDx2OdNdR87HZOwOhfqVd/bVoFsnbqvWU7u4fH9CY87P59gZUpDn+leEHX9ChEqat37MNajCQ ZXkmVQP5FSjJ83QlYvvrdVXq//zVNwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAA EwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/ 1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQATcT0v TAIAAFkEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCw m7IH2wAAAAcBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAKYEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADz AAAArgUAAAAA "/> Разведения антибиотика 25 12,5 6,25 3,125 1,56 0,78 0,39
Результат:_________________________________________________________________
Ампициллин к.к. к. а/б к.б.
Разведения антибиотика 25 12,5 6,25 3,125 1,56 0,78 0,39
Результат:_________________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ в) классифицировать антибиотики.
Вывод: ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Работа № 3. Механизмы формирования лекарственной устойчивости бактерий
Задача. У двух пациентов в клинике выделены культуры S. aureus. Для эффективной антибиотикотерапии поставлен тест на антибиотикочувствительность диско-диффузионным методом.
Цель: Объяснить причины формирования и распространения лекарственной устойчивости бактерий. Сделать вывод.
Вывод: ___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Подпись преподавателя ____________________________________________________ Самостоятельная работа во внеурочное время Классифицируйте препараты (см. теоретическую справку): Карбенициллин Классификационное положение________________________________________________________ Действующее начало_________________________________________________________________ Получение__________________________________________________________________________ Применение_________________________________________________________________________ Способ применения__________________________________________________________________ Цефотаксим Классификационное положение________________________________________________________ Действующее начало_________________________________________________________________ Получение__________________________________________________________________________ Применение_________________________________________________________________________ Способ применения__________________________________________________________________ Мазь тетрациклиновая Классификационное положение________________________________________________________ Действующее начало_________________________________________________________________ Получение__________________________________________________________________________ Применение_________________________________________________________________________ Способ применения__________________________________________________________________ Таблетированный левомицетин Классификационное положение________________________________________________________ Действующее начало_________________________________________________________________ Получение__________________________________________________________________________ Применение_________________________________________________________________________ Способ применения__________________________________________________________________ Диски с полимиксином Классификационное положение________________________________________________________ Действующее начало_________________________________________________________________ Получение__________________________________________________________________________ Применение_________________________________________________________________________ Способ применения__________________________________________________________________ Рифампицин Классификационное положение________________________________________________________ Действующее начало_________________________________________________________________ Получение__________________________________________________________________________
Применение_________________________________________________________________________ Способ применения__________________________________________________________________ Подпись преподавателя ____________________________________________________ Теоретическая справка К работе № 1 Фитонциды - антибиотики, образуемые высшими растениями. Подробное изучение антибиотических веществ высших растений было проведено русским ученым Б. П. Токиным (1951 г). Продуцентами являются эвкалипт, лук, чеснок черемуха, сосна и др. В настоящее время изучено большое число антибиотиков образуемых высшими растениями, некоторые из них получены в химически чистом виде. Это аллицин, рафанин и др. Однако следует знать, что большинство из них является эфирными соединениями и в результате этого при изготовлении и хранении быстро утрачивают антимикробную активность. К работе № 2 Антибиотики – химические соединения биологического происхождения, оказывающие избирательно повреждающее или губительное действие на микроорганизмы. Антибиотики, применяемые в медицинской практике, продуцируются актиномицетами (лучистыми грибами), плесневыми грибами, а также некоторыми бактериями. К этой группе относят также и синтетические аналоги и производные природных антибиотиков. По спектру микробного действия антибиотики отличаются: одни влияют преимущественно на Гр+ бактерии (биосинтетические пенициллины, макролиды), другие – в основном на Гр- бактерии (полимиксины). Ряд антибиотиков обладает широким спектром действия (полусинтетические пенициллины, цефалоспорины, аминогликозиды, тетрациклины, левомицетин, рифампицин и т.д.). Антибиотики воздействуют на микроорганизмы, оказывая бактериостатический эффект, подавляя их размножение, или бактерицидный эффект, вызывая гибель микробов. Известны следующие основные механизмы антимикробного действия антибиотиков: Методы изучения антибиотикочувствительности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|