Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мероприятия из цикла «Как уходили великие»




ПАРАДОКС СУДЬБЫ БРОНИСЛАВА БРОНДУКОВА

Год кино в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК. Развернутый анонс

мероприятия из цикла «Как уходили великие»

Кинолекторий «Как уходили великие» продолжает свою работу. Очередной видеопросмотр - «Таким его запомнили» - будет посвящен жизни и творчеству гения эпизода - советского и украинского актера Бронислава Брондукова (1 марта 1938 - 10 марта 2004).

Народный артист Украинской ССР (1988), первый лауреат Государственной премии Украины им. Александра Довженко (1995), Брондуков сыграл в 115 фильмах - солидный багаж для актера. Правда, из-за его специфического «малоросского» говора больше 40 ролей за него озвучили другие актеры. А главные роли достались артисту всего лишь в 13 картинах.

- Он любил свои маленькие, но запоминающиеся роли, - вспоминает супруга актера. - И отказывался от главных ролей, если видел их однообразными и неинтересными.

Большинство зрителей помнят и любят Брондукова по эпизодическим ролям, сыгранным настолько блестяще, настолько гениально, что они и сегодня остаются актуальными, объемными и живыми. Некоторых его персонажей зрители полюбили и запомнили даже больше, чем главных героев.

Алкаш Федул в «Афоне», одежду для которого Георгий Данелия снял с огородного пугала у себя на даче; жених в «Гараже», невозмутимый инспектор Лестрейд в «Приключениях Шерлока Холмса…», лже-капитан Колбасьев из «Мы из джаза», начальник тур­базы из «Спортлото-82»… Все это маленькие работы большого комика с печальными глазами, украинского Чарли Чаплина. Впрочем, только ли комика?

- Есть талант смешить, а есть огромный внутренний мир, который позволяет играть любые роли, - сказал о Брондукове оператор Юрий Гармаш, который снимал актера в фильме «Вавилон ХХ». Подтверждением является роль Брондукова в фильме Леонида Осыки «Каменный крест» - мастерски сыгранная трагедия вора, который доживает ночь, зная, что утром его казнят.

Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» чуть ближе прикоснемся к биографии актера, посмотрим отрывки из самых известных фильмов с его участием и документальный фильм из серии «Замечательные актрисы и актеры советского кино» - «Бронислав Брондуков. Комедия с печальным финалом» (2008). Вместе подумаем, в чем состоит парадокс судьбы актера?

Он, абсолютно украинский по своей природе, основную популярность завоевал, снимаясь в фильмах московских режиссеров. Конечно, Украина ревновала, хоть и не признавалась, но, когда Брондуков тяжело заболел, его забыли практически все - и российские деятели кино, и украинские. Почему так произошло? И правда ли, что больные артисты никому не нужны?

Я и из любой маленькой роли могу конфетку сде­лать!

 

Кто бы мог подумать, что простого паренька из села Дубовая, расположенного вблизи Киева, ждет блестящее ак­терское будущее? Сначала Бронислав (именно это имя, а не при­вычное зрителям Борис­лав, значится в метрике ак­тера) и не думал о карьере артиста. Окончил строи­тельный техникум, устро­ился прорабом на стройку, потом работал на заводе «Арсенал».

Но уже тогда его душа тянулась к прекрас­ному. Он с удовольствием играл в народном театре, где его и заметил ректор Театрального института имени Карпенко-Карого Николай Заднепровский и пригласил поступать в ин­ститут.

Приемная комиссия была не в восторге от кан­дидатуры Брондукова:

- С такой внешностью вам только прорабом на стройке работать, - за­явили Брониславу.

Но ректор за него всту­пился:

- Я видел, как он играет! Он станет знаме­нитым актером!

В итоге Брондукова взяли. Первые же киноработы раскрыли его талант. За главную роль в фильме «Каменный крест» он полу­чил диплом III Всесоюзного кинофестиваля.

Раиса Недашковская, народная артистка Украины, так вспоминала своего однокурсника по театральному институту:

- Боренька был потрясающе талантлив. Его талант проявлялся не только на съемочной площадке, но и в жизни. В наши студенческие годы он постоянно всех нас смешил. Просто доводил всех до слез, а сам в это время оставался очень серьезным.
На лекции Боря засовывал ноги в парту - в нишу для учебников. Мы умирали от смеха, а он был невозмутим. А на улице он вдруг начинал очень пристально смотреть в окна дома, мимо которого мы проходили. Заметив это, вся толпа уже глазела в те же окна, но ничего особенного не видела. Тогда Боря смеялся - шутка удалась.
Еще он любил петь. Его страстью были хулиганские песни с непристойными словами. Одна из них - переделка из известного советского шлягера «Как на шахте угольной». Там только первая строка и осталась пристойной. Дальше на известную мелодию шел жутко неприличный текст. И Боря в институте завел такое правило: все желающие по одному подходили к нему и, глядя в его глаза, пели этот вариант песни. Кто не засмеется, тот молодец. Но таких молодцов я даже не помню. Практически все срывались.
А еще в его репертуаре было много украинских и русских лирических песен, которые он выводил от всей души. Нашей с ним любимой песней была украинская народная «Ой, хмелю мій, хмелю».
После успеха в фильме «Каменный крест» предложения сниматься посыпались валом. Но Брондуков отказывался от главных ролей из-за... скромности.

- Я и из любой маленькой роли могу конфетку сде­лать, - говорил актер.

Но почему-то почти у всех героев Брондукова даже в комедиях были пе­чальные глаза...

Вот как вспоминал режиссёр Георгия Данелия съемки фильма «Афоня»:

- Самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал алкоголик, мерзавец и законченный подлец Федул, которого в нашем фильме великолепно сыграл Борислав Брондуков. Реплика Федула: «Гони рубль, родственник!» - стала визитной карточкой фильма. В костюме и гриме Боря был настолько органичным, что когда во время съёмок в ресторане (ресторан мы снимали ночью в Москве) он вышел на улицу покурить, швейцар ни за что не хотел пускать его обратно. Брондуков объяснял, что он актёр, что без него съёмки сорвутся, - швейцар не верил. Говорил: много вас тут таких артистов! Брондуков настаивал. Швейцар пригрозил, что вызовет милицию. И вызвал бы, но тут на улицу выглянула моя помощница Рита Рассказова.
- Борислав Николаевич, вы здесь?! - обрадовалась она. - А там паника: куда актёр делся?!
- Неужели он и вправду артист? Надо же! - удивился швейцар.

А позже, когда снимали «Слезы капали» в Ростове, в гостинице я у себя в номере вдруг услышал, что кто-то в ресторане поёт французские песни. Я спустился. Была поздняя осень, народу в ресторане было мало. На сцене с микрофоном в руке Брондуков пел песню из репертуара Ива Монтана. И это был уже не доходяга и алкаш Федул, а элегантный, пластичный и обворожительный французский шансонье. Жаль, что эта грань его таланта так и осталась нераскрытой.

Раиса Тарасенко, в течение 35 лет работала на киностудии им. Довженко помощником режиссера:

- Я была в составе творческих групп двух фильмов, в которых снимался Броня Брондуков, - это «Бурьян» по одноименному роману А. Головко, и «Зимовье на Студеной» по произведению Мамина-Сибиряка.
В первой ленте, которая пошла в прокат в 1966 г., Броня играл отрицательного персонажа Гниду. Съемки были под Батуриным, в с. Осич. Там было много лошадей с повозками. В перерыве каждый из нас норовил прокатиться на лошади. И я, любительница экстрима, решила не упустить такой шанс. Только я взобралась с помощью мужчин на лошадь, как она на всех парах понеслась прямо на стадо коров, которое паслось неподалеку. Я схватилась за поводья и гриву и боялась даже думать, что будет дальше.
Это увидели стоявшие в стороне актеры Иван Миколайчук и Броня Брондуков и, не раздумывая, бросились наперерез лошади. За ними побежал и мой муж Александр, который отвечал за техническую часть в нашей группе. Они втроем уже почти возле коров остановили моего скакуна. И этим если не спасли мою жизнь, то от инвалидности уберегли - точно. Директор картины Николай Шаров потом меня за это чуть не убил. А когда буря утихла, меня с Броней даже кто-то сфотографировал.

Со второй попытки

 

Свое семейное счастье Бронислав нашел не сразу. Его первая жена Маринаказалась веселой девушкой, всегда готовой рассмеяться на шутки и розыгрыши, ко­торые Брондуков обожал. Но в семейной жизни... при­ступы ревности, истерики возникали на ровном месте. А когда жена кинулась на него с ножом, он понял, что дальше находиться с этой женщиной просто опасно. Оказалось, что у нее психиче­ское заболевание. И актеру пришлось развестись с женой уже через месяц после свадьбы.

Эту историю Брондуков переживал очень тяжело, впал в депрессию. Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы актера случайно в аэропорту не

познакомили с 18-летней красавицей Катей.

- Когда Бронислав плюх­нулся со мной рядом на сиденье, я сразу поняла, что он немного подшофе, - вспоминала Екатерина Брондукова. - Из-за раз­вода с первой женой он тогда выпивал. В тот мо­мент я мечтала оказаться где-нибудь подальше, но моя подруга, режиссер Людмила Борисова, шеп­нула, что этот человек под­готовит меня к экзаменам в театральный вуз лучше любого репетитора, а я так хотела туда поступить!

Надо ли говорить, что Бронислав, который влю­бился в девушку с первого взгляда, тут же взял быка за рога? Они стали встречаться каждый день, и он ее хорошо подготовил: Екатерина поступила в театральный вуз. Но как муж­чину она его сначала вообще не воспринимала: он был старше на 13 лет, а она себя все еще чувствовала ребенком.

Но чем дальше, тем больше Катя понимала, что без Бронислава ей ста­новится грустно, что ей не хватает его шуток. Тем бо­лее Брондуков очень тро­гательно ухаживал.

- - Однажды пришли к нему домой голодные, - вспоминает Екатерина. - Он наварил кастрюлю кар­тошки, сосисок, поставил все передо мной. Сидел и с любовью смотрел, как я ем! Бронислав познакомил меня со всей актерской братией и везде представлял как свою девушку. С ним было спокойно, на­дежно и хорошо.

- В итоге меня перестала смущать наша разница в возрасте, но родителей она волно­вала, поэтому помолвку сы­грали тайно. Маме с папой сказала, что еду на пробу в Одессу, а сами заказали сто­лик в ресторане «Черное море», пригласили Георгия Юматова и Киру Муратову. Мы были такие красивые и счастливые! А вечером Броня пришел ко мне в но­мер, но тогда между нами ничего не было! Просто спали, и это было так романтично! Все произошло позже - на Восьмое марта, когда я пришла к Броне в гости...

Ласточка, я так устал…

Екатерину называли ангелом-хранителем Брондукова. Ласточка, как нежно звал ее муж, пожертвовала всем ради любимого. Она мечтала сниматься в кино, но в конце концов поставила крест на карьере актрисы. Родила Брондукову двоих сыновей, а он еще мечтал о дочери. Если бы не страшная болезнь, превратившая жизнь знаменитого и любимого актера в существование, они были бы долго счастливы долго...
Но пришла беда. Любовь, самоотверженность и забота жены три раза вытаскивали Брондукова с того света. А на четвертый не смогли...

Первый раз это случилось в 1984 году, вскоре после съемок в фильме «Карастояновы». Бронду­ков играл командира пар­тизанского отряда, кото­рому сказали, что вся его семья погибла. Артист на­столько вжился в этот об­раз, так сыграл трагедию, что пропустил ее через свое сердце.

- По-другому он и не хо­тел играть... - вспоминает жена. - Я тогда снималась вместе с ним, и мне хоте­лось крикнуть: «Прекрати! А то, и правда, умрешь...»

После первого инсульта Катя сделала все, чтобы вы­ходить мужа, у которого отнялась речь.

- Я учила его говорить заново, занимались сцени­ческой речью. И Бронечка победил болезнь! Попра­вился, даже сам на рыбалку ходил.

Потом его пригла­сили сниматься в фильме «Батальоны просят огня», и он не смог отказать...А потом снова стал активно сниматься, хотя и врачи и жена предупреждали, что это опасно.

За месяц до второго ин­сульта Бронечка обнял супругу и прошептал: «Ласточка, я так устал!» …И поехал на съемки в Пи­тер. Прямо на желез­нодорожном вокзале у него резко заболела голова. Брондуков сам доехал до дома и даже поднялся на четвертый этаж. А вечером его сразил второй инсульт.

Он выкарабкался вто­рой раз, но сниматься, как раньше, уже не мог.

В 1988 г. ему было присвоено звание народного артиста Украинской ССР. В 1995 г. Брондуков стал первым лауреатом Государственной премии Украины им. А. Довженко.

Шли 1990-е годы, когда и здоровые ак­теры никому не были нужны. Но надо было как-то выживать. Жена достала швейную машинку - шила на заказ, сыновья мыли машины. Бронислав с утра уходил «гулять» - по улицам, на рынок, в на­дежде что-то раздобыть для семьи. Его узнавали, угощали, на рынке давали иногда кости «для собаки», не подозревая, что ника­кой собаки у него нет, а из костей жена сварит суп для всей семьи...

Последний раз на экране актер появился в 1997 г. в картине «Хиппиниада, или Материк любви». В этом же году произошел третий инсульт. Брониславу вырезали большую гематому.

- Шансов почти не было, - рассказывает Ека­терина. - Но Бронечка выжил. Сначала даже на поправку пошел, а потом один приступ эпилепсии, второй, третий... Речь к мужу так и не вернулась, хо­дить он уже тоже не мог. Но слова любви я читала в его глазах, он так на меня смо­трел... Все слышал и пони­мал. Ужасно было видеть, как он смотрит фильмы, в которых раньше снимался, и плачет. Подойду, обниму его, а он прижмется ко мне, как ребенок, и слезы текут по щекам.

Семь лет народный артист Украины Борислав Брондуков, перенесший три инсульта, не разговаривал, почти не двигался и никого не узнавал. Катя жила с ним в маленьком домике на окраине Киева, кормила из ложечки, читала книги и укладывала спать. Иногда он крепко-крепко стискивал ее руку, смотря просветленным взглядом...

Добил артиста подхва­ченный где-то вирус. Стали лечить как от бронхита, но Брондукову становилось все хуже. Ночью температура у него подня­лась до 40 градусов и уже не сбивалась. Он стонал, жена ничего не могла сделать. Приехали врачи, сказали - нарушение мозгового кровообращения. Три по­следних дня он был в коме, а перед самой смертью от­крыл глаза и посмотрел на жену и сына. Дыха­ние остановилось 10 марта 2004. Десять дней назад артисту исполнилось 66 лет. …

Похоронен Бронисав Брондуков в Киеве на Байковом кладбище недалеко от могил Ивана Миколайчука и Леонида Быкова.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.