Плавание как техника интегральной тренировки
Некоторое время он лежал молча. - Послушай, - словно что-то вспомнив, сказал он вдруг, - кстати, о плавании... А почему бы нам сейчас не заняться плаванием в самом буквальном смысле слова? Ведь я, пожалуй, уже научил тебя всему, чему мог. Осталась только плавита-садхана - комплекс техник психоэнергетической тренировки, основанных на плавании. Их ты освоишь очень быстро - ведь ты пловец, и к тому же - тренер... Смотайся-ка наверх - принеси свои ласты... Особого энтузиазма его предложение во мне не вызвало, но и каких бы то ни было явных причин отказаться я не находил. Можно было бы сказать ему, что я устал, но это было бы враньем - во-первых, я не устал изначально, а, во-вторых, своими объяснениями он только что накачал меня энергией под самую завязку. Ну, и, разумеется, я прекрасно отдавал себе отчет в том, что всякая попытка обмануть Мастера Чу - затея безнадежная и попросту глупая. Я встал и нехотя вскарабкался к палатке. Когда я спустился вниз, он сидел на краю плиты и смотрел в воду. Жестом подозвав меня, он велел сесть рядом и сказал: - Продышись и нырни без ласт на дальность - брассом... Ты хорошо ныряешь? - Не жалуюсь. - Ну, давай!.. Я спустился в воду, сделал несколько глубоких вдохов-выдохов, потом продышался и, набрав в легкие воздух, нырнул. Как обычно, я плыл под водой на глубине около трех метров до тех пор, пока не возник первый позыв на вдох. После этого я начал медленно подниматься к поверхности, продолжая плыть вперед. Такой прием позволяет более-менее безопасно продолжать продвигаться под водой до второго позыва на вдох и даже после него. Если, дождавшись второго позыва на вдох, начать резко подниматься к поверхности, можно потерять сознание из-за ступенчатого падения остаточного парциального давления кислорода в легких - ведь давление окружающей среды при всплытии уменьшается.
Я плыл, постепенно приближаясь к поверхности, до тех пор, пока у меня в глазах не начало темнеть. Затем, мгновенно прорезав лбом поверхность воды, я быстрыми мощными гребками с максимально доступной мне скоростью поплыл вперед, интенсивно дыша и стараясь развить как можно большее напряжение. Этот прием позволяет не "отключиться", уже выскочив на поверхность: в момент выхода нельзя расслабляться. Наоборот, нужно "загрузить" мозг мощными сигналами, и сделать это легче всего, просто начав плыть с соревновательной скоростью. Я вернулся к берегу. - Метров шестьдесят пять, - сказал Мастер Чу. - Хороший результат. А теперь ты выполнишь то, что я тебе скажу, и затем нырнешь на дальность еще раз. Я думаю, после этого тебе все станет ясно. Для начала разомнись и отработай технику дыхания, которая используется в практике плавита-садханы. Четырехсот метров кролем в ластах для этого будет достаточно... Плыви свободно, руками и ногами работай как можно более ритмично. Дыши под обе руки, но не слишком часто... Скажем так - один цикл дыхания на пять гребков... - То есть ритм - "пять-пять"? - Да. Вдох под правую руку - пять гребков, вдох под левую руку - пять гребков... Но... Что ты делаешь обычно, когда плывешь в ритме "пять-пять"? - В смысле? - Ну - вдох, а потом? - Задержка... - Вот! А сейчас делать задержку ты не будешь. Вместо этого - начинай выдыхать сразу же после того, как закончил делать вдох. Но выдох должен быть медленным и очень плавным. Ты как бы стараешься оставить сколько-то воздуха напоследок. И уже перед самым следующим вдохом резким толчком удаляешь из легких ВЕСЬ воздух. - Это называется акцентированным выдохом. - Да. Однако ты не просто делаешь акцентированный выдох, а именно выталкиваешь воздух из легких мощным движением диафрагмы, которое начинается из живота. А живот, в свою очередь, сжимается снизу - от самой промежности. Таким образом, акцентированная часть твоего выдоха начинается с мощной мула-бандхи - корневого замка. Понял?
- Да. - Тогда - вперед! - Я надел ласты и поплыл. К концу дистанции в четыреста метров в промежности у меня явственно ощущалась горячая точка - словно там тлел фитиль. - Закончил? - спросил Мастер Чу. - Снимай ласты. Теперь начинается собственно плавита-садхана, и плыть тебе придется брассом. Главное, за чем необходимо следить - это мощные гребки руками, которые заканчиваются раскрывающим грудную клетку круговым движением плеч назад, полным вытягиванием и длинным скольжением после толчка ногами. Ты знаешь этот стиль - современный брасс с высоким наплывом и глубоким уходом под воду в скольжении... - Да. - Так вот... Проплыви для начала двести метров - до утеса и обратно, дыша через один раз. - Как это? - На два полных цикла движений - не два, а один вдох. Ты делаешь его в первом цикле, а весь второй цикл движений выполняешь под водой, не выныривая, и в это время делаешь длинный выдох с акцентированным окончанием. Понятно? - Да, - ответил я и начал выполнять его задание. - Проплыв всего лишь пятьдесят метров, я вдруг почувствовал, что, делая вдох, наполняю воздухом не только легкие, но как бы и все тело - до самых кончиков пальцев рук и ног. С каждым вдохом от середины лба до ступней прокатывалась волна чего-то - я мог поклясться, что это был воздух. Я дышал всем телом через середину лба! Доплыв до утеса, я повернул обратно и вдруг обнаружил, что вода перестала быть плотной жидкой средой, а превратилась в сонмище зеленых шариков. И эти шарики тоже стали прокатываться сквозь мое тело. Я скользил сквозь воду, а вода вместе с воздухом скользила сквозь меня. В состоянии, подобном трансу, я подплыл к берегу. - Отлично! - сказал Мастер Чу, взглянув на меня. - А теперь я расскажу тебе о ядре плавита-садханы, но сначала пообещай мне, что никогда не будешь о нем писать и рассказывать досужим слушателям. Только своим ученикам и только из уст в уста... - Но ты сам советовал мне по возможности никому ничего не обещать, - сквозь зеленый туман с трудом проговорил я.
В предыдущем году между нами действительно был разговор на эту тему. Мастер Чу сказал тогда, что привычка давать обещания, как, впрочем, и любая другая устойчивая привычка делает человека легко "вычисляемым", и сводит почти на нет шансы победы в битве за осознание. "Упорядочивать осознание желательно как можно более хаотически, ибо, выстраивая его последовательно - блок за блоком, - ты рискуешь угодить в ловушку столь свойственного человеческим существам стремления к автоматизму и стать абсолютно предсказуемым, а в этом случае любая критическая ситуация, действия в которой ты заранее не отработал, может стать для тебя роковой", - эту его фразу я запомнил дословно. Я спросил: "А если давать обещания, но не обязательно их выполнять?" "Во-первых, тебя могут неправильно понять, - ответил он, - а во-вторых, у тебя остается только два выхода: либо ты выполняешь обещание, либо - нет. Толковый противник вполне может просчитать оба варианта и расставить ловушки на каждом из путей. Если же ты ничего не обещаешь, никто не знает, какими будут твои действия". Теперь же Мастер Чу сказал: - В любом случае, ты должен знать: передавать эту технику человеку неподготовленному крайне опасно. Увлекшись ею, он может запросто угробить себя или сместить восприятие настолько, что вернуть его обратно будет уже невозможно. Ядро плавита-садханы - один из самых мощных алгоритмов интегральной тренировки, более мощный, чем даже дыхание Силы - пранаяма. И Мастер Чу подробно рассказал мне о том, в чем состоит сущность этого метода. Видимо, благодаря тогдашнему моему состоянию, слова его накрепко запечатлелись в моем мозгу - даже сейчас, закрыв глаза, я слышу его голос, доносящийся до меня сквозь плеск волн и шипение прокатывающихся внутри моего тела голубовато-изумрудных пузырьков. - Ядром плавита-садханы является так называемая "горка", составленая дистанциями переменной длины, которые надлежит проплывать, используя определенные ритмы дыхания - сначала усложняющиеся по мере приближения к "вершине", а затем - в обратном порядке возвращающиеся к исходному. Ограничений уровня сложности в ядре плавита-садханы нет, а зависит этот уровень от того, каким ритмом образована "вершина горки". Кроме того, многие ритмы включают в себя сочетание задержек дыхания разной длительности с определенными комбинациями бандх и манипуляций внутренней мускулатурой.
- К тому моменту, как я закончил работать с "ядром", мне казалось, что мое тело состоит уже только из воздуха и воды - примерно пополам. - Проплыви еще двести метров брассом, делая один цикл дыхания на два цикла движений, и потом - продышись и нырни, - велел Мастер Чу. - А я тем временем тоже немного поплаваю. И он прыгнул в воду. Я проплыл еще двести метров, продышался и нырнул по направлению к возвышавшемуся посередине бухты утесу. Я свободно плыл на глубине трех метров, расслабляясь после каждого цикла движений, и ждал, когда появится первый позыв на вдох... Но его все не было. Потом я вдруг заметил впереди что-то темное. Поскольку на мне не было ни маски, ни очков для плавания, рассмотреть, что это такое, я не мог - без очков или маски все под водой выглядит размытым, угадываются только общие очертания крупных объектов. "Неужели я не заметил, как меня увело в сторону берега? Передышал, что ли?.. - подумал я. - Ведь, кроме утеса, посреди бухты нет других скал... А до него, судя по тому, что первого позыва на вдох еще не было, должно быть никак не меньше шестидесяти метров. Вот черт, нужно всплыть и осмотреться". Каково же было мое удивление, когда, поднявшись на поверхность, я обнаружил, что нахожусь не более чем в десяти метрах от утеса! Я проплыл брассом под водой почти сто метров! Но, самым неимоверным было другое. Я пронырнул эти "почти сто метров" с такой легкостью, что даже сам не заметил, как это произошло! Вернувшись к берегу, я выбрался из воды. Мастера Чу на плите не было.
Читайте также: I. Созерцательная молитва - не техника, а благодать Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|