Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Проекты развития системы государственного управления декабристов




 

2.1 "Русская правда" П.И. Пестеля

 

Прогрессивные идеи государственного переустройства собственно России были подхвачены и развиты декабристами. Хорошее образование, полученное молодыми дворянами, способствовало их знакомству с идеями европейского Просвещения. Участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг. почти всех основателей и многих активных членов будущего дворянского революционного движения позволило им увидеть общественно-политический уклад нескольких европейских государств. Все это привело декабристов к одной из основных идей - народ, одержавший победу над сильнейшей в Европе армией Наполеона, должен быть освобожден от крепостнического рабства. Между тем император Александр I не только отказался от проведения дальнейших либеральных преобразований, которые были предприняты им в начале правления, но и принял ряд мер явно консервативного характера (так, например, резко активизировалось создание военных поселений, существенно утяжеливших положение государственных крестьян). В этих условиях ставка делается на военно-революционный переворот.

В 1816 г. группа молодых офицеров - подполковник Генерального штаба Александр Муравьев, князь, подполковник Сергей Трубецкой, капитан Иван Якушкин, братья подполковники Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, капитан Никита Муравьев - основали первое тайное политическое общество - "Союз спасения" (или "Общество истинных и верных сынов Отечества"). Позже в него вступил полковник Павел Пестель и др. - всего около 30 человек. Павел Иванович Пестель - руководитель Южного общества декабристов. Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века.

Участвуя ещё с 1816 года в масонских ложах, Пестель был принят в "Союз спасения", составил для него устав, в 1818 году стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 году, после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова (о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники), Пестель скоро встал во главе общества. Силой своего красноречия он убедил в 1825 году и петербургское общество действовать в духе Южного.

Выражением его взглядов была составленная им "Русская Правда"; этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении "Русской Правды" имел в виду только подготовиться к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной "Русской Правды" являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл "социалистическими теориями". Следственная комиссия построила свои обвинения против Пестеля и некоторых других именно на "Русской Правде".

Основными программными требованиями "Союза спасения" являлись ликвидация абсолютизма в России и отмена крепостного права. В 1818 г., после ликвидации общества царским правительством, ими была создана новая, более широкая декабристская организация - "Союз благоденствия", насчитывавшая в своих рядах около 200 человек. Его программа была более радикальной: по инициативе П. Пестеля в качестве модели политического переустройства России вместо парламентской монархии стала республика. Однако по этому вопросу среди декабристов начались острые дискуссии, в ходе которых в 1821 г. "Союз благоденствия" распался на две организации: Южное общество декабристов (в Тульчине, близ Киева), которое возглавил П. Пестель, и Северное общество во главе с Н. Муравьевым (в Санкт-Петербурге).

Программный документ Южного общества - "Русская правда". После успешного революционного переворота предусматривались превращение России в республику с конституционным устройством и немедленная ликвидация крепостного права. Помимо этого, планировалось полное уничтожение сословного строя, равенство всех граждан перед законом и право каждого мужчины, достигшего 20 лет, участвовать в политической жизни страны, то есть избирать и быть избранным в органы власти, без какого бы то ни было имущественного или образовательного ценза (женщины избирательными правами не наделялись). Предусматривалось создание местных и региональных представительных органов власти: ежегодно в каждой волости должно было собираться Земское народное собрание, избиравшее депутатов в три постоянно действующих представительных органа власти: в наместные волостное и уездное собрания и наместное губернское окружное собрание. В России предполагался созыв однопалатного парламента - Народного веча, которое наделялось бы всей полнотой законодательной власти в стране. Исполнительная власть в республике должна была принадлежать Державной думе, состоящей из 5 членов, избираемых Народным вече на 5 лет. Каждый год один из членов Державной думы выбывал, и на его место избирался новый - этим обеспечивались непрерывность и преемственность власти и ее постоянное обновление. Тот член Державной думы, который пребывал в ее составе последний год, становился ее председателем, фактически президентом республики. Этим обеспечивалась невозможность узурпации верховной власти: каждый президент занимал свой пост лишь один год. Третьим верховным государственным органом республики предполагалось учредить Верховный собор, состоящий из 120 человек, избираемых пожизненно с пожизненным материальным обеспечением. Единственной функцией Верховного собора была контрольная: он должен был следить за точным соблюдением всеми гражданами и должностными лицами конституции. При этом демократическое устройство должно было одинаково распространяться на всей территории, независимо от того, какими народами она заселены. Однако П. Пестель был противником федеративного устройства, так как видел в нем опасность сепаратизма и возможность распада страны: вся Россия по его проекту должна была представлять собой единое и неделимое унитарное государство (исключение делалось только для Польши, которой предоставлялось право отделения).

2.2 "Конституция" Н.М. Муравьева

 

Никита Михайлович Муравьёв - один из главных идеологов движения декабристов, офицер, масон, входил в состав ложи "Трёх добродетелей", капитан Гвардейского Генерального штаба.

После формального роспуска Союза благоденствия (1821 год) Муравьёв инициирует создание новой организации - Северного общества, его влияние в 1821-1823 гг. в обществе было чрезвычайно велико. В то же время Муравьёв не терял связи с Пестелем - руководителем Южного общества. Пестель ввёл Муравьёва в руководящий орган Южного тайного общества - Директорию.

В целом, Н.М. Муравьёв придерживался весьма умеренных позиций. В своей работе он свёл воедино многие неосуществлённые проекты эпохи Александра I.

Во многом "Конституция" повторяла положения "Уставной грамоты" Новосильцева.

В конституционном проекте, разработанном Н. Муравьевым, - "Конституции", - предусматривался созыв Учредительного собрания. Лишь оно могло, по мнению членов Северного общества, составить конституцию или утвердить голосованием какой-либо из предложенных ему конституционных проектов. Таким образом, Н. Муравьев выступал против реализации популярной среди части декабристов идеи диктатуры временного революционного правительства и введения им заранее одобренной тайным обществом революционной конституции. В соответствии с проектом, предложенным Н. Муравьевым и одобренным "Северным обществом" будущая, Россия должна была стать конституционной монархией с федеративным устройством, с преобладанием не национальной, а территориальной составляющей. Россия делилась бы на 15 федеративных территориально-административных единиц - "держав" (областей). Крепостное право безоговорочно отменялось; сословия уничтожались. Устанавливалось равенство всех граждан перед законом, равный для всех суд. Политическое устройство федерации, по Муравьеву, предполагало создание двухпалатной парламентской системы в каждой "державе". Верхней палатой в "державе" была Державная дума, нижней - Палата выборных депутатов "державы”. Федерацию в целом объединяло бы Народное вече, тоже двухпалатный парламент. Его верхняя палата называлась бы Верховной думой, нижняя - Палатой народных представителей. Народному вече должна была принадлежать законодательная власть в стране. Выборы во все представительные учреждения были бы обусловлены высоким имущественным цензом. Исполнительная власть принадлежала императору - верховному чиновнику Российского государства, получавшему большое жалованье. Законодательной власти император не имел, однако имел право "суспенсивного вето", то есть мог на определенный срок задержать принятие закона и вернуть его в парламент для вторичного обсуждения, однако совсем отклонить закон он не мог.

Единственным условием, дававшим возможность реализации революционных проектов декабристов (и "Конституции" Н. Муравьева, и "Русской правды" П. Пестеля), было победоносное антиправительственное восстание. Однако восстание декабристов потерпело поражение. К следствию и суду по делу декабристов было привлечено 579 человек. По степени виновности пять наиболее активных его руководителей были приговорены к смертной казни через повешение, 121 декабриста сослали в Сибирь на каторгу и поселение. Попытки введения парламентской формы правления вновь не увенчались успехом. В России установился жесткий, консервативный самодержавно-крепостнический, деспотический режим, началась "николаевская" эпоха.

Взгляды лидеров декабристов, сконцентрированные и изложенные в их конституционных проектах - "Русской Правде" П.И. Пестеля и "Конституции" Н.М. Муравьёва - занимают одно из главных мест среди многочисленных течений политико-правовой мысли, пролагавших себе путь на просторах России, с первой четверти XIX ст.

Ведя речь об этих проектах, об их истоках и источниках, следует, прежде всего, подчеркнуть глубоко оригинальный, национальный характер идеологии декабристов, их весомый вклад в развитие политико-правовой мысли своего времени. Можно, видимо, считать, что просветительство декабристов, унаследовавшее лучшие черты западноевропейского просветительства XVIII века и русскую национальную традицию в лице А.Н. Радищева, было шагом вперёд по сравнению с западноевропейской и североамериканской политико-правовой мыслью. При этом главное у декабристов - стремление творчески, самостоятельно осмыслить и решить задачи, стоявшие перед русскими патриотами. Для взглядов лидеров декабризма характерными являлись новизна и смелость в решении целого ряда сложных задач коренного социально-экономического и политического преобразования России, - например, создания нового государственно устройства, решения аграрного, национального вопроса и проч.

Искусственная "вестернизация" политической идеологии декабристов естественно приводит к недооценке революционного значения их проектов. И хотя с точки зрения завоеваний французской буржуазной революции проекты декабристов могли показаться умеренными, то для русских конкретно-исторических условий они имели выдающееся значение: таковы требования декабристов о свержении самодержавия, ликвидации сословий, освобождении крестьян, установлении всеобщего гражданского равенства и др. С другой стороны, в современной интерпретации политико-правовой идеологии декабристов всё большей критике подвергается оценка их как "выразителей эгоистических интересов узкого слоя аристократии".

Сопоставляя идеологию декабристов и современную им политико-правовую мысль на Западе, следует отметить, что движение декабристов составляло часть общеевропейского процесса ломки феодально-абсолютистских учреждений. В России также стояла задача преобразований в буржуазном направлении. Однако эта прогрессивная тенденция проявилась здесь своеобразно в силу отсутствия сколько-нибудь зрелого класса буржуазии; её носителями стали представители иного класса - дворян-помещиков, вдохновленные просветительскими идеалами. Их взгляды объективно отражали интересы буржуазного развития России.

Декабристы не идеализировали консервативные традиции русской старины, - напротив, они всячески стремились поднять Россию до уровня политически развитых стран Запада. Поэтому, при всём несовершенстве решения национального вопроса Пестелем, его значение состоит в том, что он впервые в истории русской общественной мысли поставил данный вопрос как один из важнейших и пытался решить его с революционно-просветительских позиций.

 


Заключение

 

Сложившаяся система в управлении Российской империей в XIX веке позволяла создать такую систему управления государственным образованием, при которой вполне допустимо осуществление определенных преобразований. Большинство рассматриваемых изменений происходи с учетом интереса лишь одного класса-гегемона.

Происходившие преобразования формировали с учетом сложившейся ситуации возможные сценарии развития системы государственного управления с привлечением всех слоев населения. При более благоприятных условиях подобных изменения и реформ не происходило бы, если не фиксировались в рассматриваемый период организованные вооруженные восстания и протесты против существующего устройства.

Рассматриваемым образом можно сказать, что предложенные проекты, как М.М. Сперанским, так и участниками восстания декабристов, позволили установить необходимость рассмотрения всех предлагаемых проектов.

Анализ источников показал, что помимо опасения смены режима, можно было ожидать ухудшения социально-экономического развития государственного образования.

Таким образом, необходимость предложения определенных реформ и проектов позволило несколько обратить внимание на существующие проблемы и скорректировать направление развития государства и повысить эффективность управления им.

Однако, как показала практика развития подобных отношений в дальнейшем, эффективность всех принятых мер стала минимальна. В 1917 году эффективность принятых и непринятых мер стала очевидна в связи с революционной сменой режима и необходимость динамики социальной модели.


Список использованной литературы

 

1.  Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. История и современность. - М.: Wolters Kluwer, 2011. - 278с.

2. Байнова М.С. История государственного управления в России. Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 236с.

.   Барышкова К.В. Подсумкова А.А. История государственного управления и муниципального самоуправления России. - М.: Омега-Л, 2008. - 224с.

.   Биншток Ф.И. История государственного управления в России. - М.: РИОР, 2008. - 128с.

.   Дидык М.Е. История государственного управления. - М.: Феникс, 2007. - 288с.

.   Дмитриевич А. Национальный вопрос в истории и в литературе.1873. Т.8. Начала русского государственного права. Часть 2. Органы управления. - М.: LAP, 2011. - 586с.

.   Дмитриевич А. Национальный вопрос в истории и в литературе.1873. Т.9. Начала русского государственного права. Часть 3. Органы местного управления. - М.: LAP, 2011. - 794с.

.   Ежов М.В. Ежова Г.В. История государственного управления и государственной службы России. - М.: ИВЭСЭП, 2004. - 240с.

.   Игнатов В. История государственного управления в России. - М.: Проспект, 2005. - 392с.

.   История государственного управления в России: Электронный учебник. - М.: КноРус, 2010. - 890с.

.   Куликов В.И. История государственного управления в России. - М.: Академия, 2003. - 368с.

.   Маркова А., Федулов Ю. История государственного управления России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 320с.

.   Моисеев В.В. История государственного управления России. - М.: КноРус, 2010. - 448с.

.   Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 606с.

.   Омельченко Н.А. История государственного управления в России. - М.: Проспект, 2010. - 464с.

.   Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления в России. - М.: Гардарики, 2007. - 480с.

.   Самоквасов Д.Я. Заметки по истории русского государственного устройства и управления. - М.: LAP, 2012. - 102с.

.   Фомина В.П., Алексеева С.Г., Маркова Н.С. История государственного управления. - М.: МГОУ, 2011. - 86с.

.   Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2004. - 120с.

.   Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России. - М.: Омега-Л, 2006. - 126с.

.   Щепетев В.И. История государственного управления в России. Учебник для вузов. - М.: Владос, 2003. - 512с.

.   Щепетев В.И. История государственного управления в России. - М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. - 592с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...