Раскройте порядок ревизии нематериальных активов.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Проверку операций с нематериальными активами могут проводить специалисты государственных контролирующих органов, ведомственного контроля и аудиторы. Особенностью операций с нематериальными активами является отсутствие материально-вещественной формы таких активов. Целью проверки нематериальных активов является установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций. Задачами проверки являются:
Источниками информации являются: бухгалтерский баланс, главная книга, журналы-ордера, типовые формы по учету нематериальных активов, договора на приобретение, акты экспертов и оценщиков, учетная политика, график документооборота, график инвентаризаций, выбранные способы начисления амортизации. Проверка осуществляется по данным счетов бухгалтерского учета 04, 05. Проверку комплекса данных вопросов целесообразно начать с контроля правильности отнесения объектов к нематериальным активам и наличия прав организации на эти объекты, а затем проверить обоснованность оценки нематериальных активов при их поступлении. На основании полученной информации устанавливаются перечень материально-ответственных лиц, за которыми закреплены нематериальные активы, и наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности. Затем проверяется периодичность проведения инвентаризаций нематериальных активов и порядок отражения в учете их результатов.
При проведении инвентаризации проверяется: - наличие приказа о постоянно действующей комиссии; обоснованность включения объектов в состав нематериальных активов; правомерность использования объектов нематериальных активов; факт использования нематериальных активов в хозяйственной деятельности организации; правильность установления срока службы отдельных видов нематериальных активов; правильность, своевременность и полнота отражения операций по движению нематериальных активов в первичных документах и учетных регистрах; тождественность данных аналитического, синтетического учета и информации в бухгалтерской отчетности. Затем ревизор проверяет правильность учета поступивших нематериальных активов. Нематериальные активы поступают на предприятие следующими способами: в качестве вклада в уставный капитал предприятия, путем приобретения за плату, в результате безвозмездного получения, путем слияния с другими предприятиями и т. д. В любом случае нематериальные активы должны оцениваться экспертным путем, чтобы их стоимость максимально была приближена к рыночной. Ревизору следует помнить, что нематериальные активы должны приходоваться на предприятии только на основании соответствующих первичных документов (акты приемки нематериальных активов, накладные, квитанции). При ревизии осуществляется проверка правильности оформления первичных документов и организации бухгалтерского учета нематериальных активов. При необходимости в ходе проверки может проводиться техническая экспертиза объектов нематериальных активов и юридический анализ документов, подтверждающих право предприятия на их собственность.
При ревизии в первую очередь проверяется факт наличия объектов нематериальных активов, что достигается путем проверки документов, где объект описан, изображен или иным образом зафиксирован. Это может быть документация, в которой описана технология производственного процесса, конструкторская документация, изображение промышленных образцов, товарных знаков, и другая документация, позволяющая идентифицировать объекты нематериальных активов. Ревизор проверяет наличие акта приема – передачи, подтверждающего факт получения предприятием данного объекта нематериальных активов. Обращается внимание на правильность учета амортизации нематериальных активов, который должен вестись на счете 05 в целом и по отдельным видам нематериальных активов. Амортизация должна исчисляться ежемесячно по нормам, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования. Ревизор устанавливает, на все ли объекты нематериальных активов начисляется амортизация, какова периодичность начисления и правильно ли она включается в себестоимость производимой на предприятии продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. В заключение ревизор проверяет правильность выбытия нематериальных активов – при безвозмездной передаче, продаже, списании, внесении в качестве вклада в уставный капитал других предприятий и т. д. Списание нематериальных активов должно производиться за счет начисленной на предприятии амортизации нематериальных активов, отраженной на счете 05. При продаже или передаче нематериальных активов следует проверить записи по счету 91, где отражается финансовый результат от реализации нематериальных активов.
17 .Раскройте порядок ревизии организации бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.
Предметом пристального внимания при осуществлении проверки хозяйственно-финансовой деятельности предприятия должно быть состояние аналитического учета всех его средств и источников их образования с точки зрения своевременности его осуществления, полноты и достоверности учетных и отчетных данных. Аналитический учет является инструментом обобщения информации для углубления и расширения аналитических возможностей бухгалтерского учета. Состав и содержание аналитических счетов определяются конкретной характеристикой хозяйственных операций, задачами контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Совокупность хозяйственных операций, объединяемая синтетическим счетом, детализируется на отдельных аналитических счетах.
При проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо убедится в идентичности показателей аналитического учета с показателями синтетического учета. Взаимосвязь устанавливается следующим образом. 1. Сумма сальдо на начало месяца по аналитическим счетам всегда равна остатку на начало месяца по объединяющему их синтетическому счету. 2. Сумма оборотов за месяц (по дебету или кредиту) аналитических счетов всегда равна обороту за месяц (соответственно дебетовому или кредитовому) объединяющего их синтетического счета. 3. Сумма сальдо на конец месяц по аналитическим счетам всегда Нарушение указанных равенств свидетельствует о нарушениях установленного действующим законодательством порядка бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. Основной объем информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия содержится в бухгалтерской отчетности, отражающей всё аспекты деятельности предприятия в денежном выражении и одновременно представляющей собой завершающий этап учетных работ за отчётный период. Проверку бухгалтерской отчетности необходимо начать с общего обзора отчетных форм. При этом, прежде всего, обращается внимание на заполнение адресной части форм. Здесь должно быть указано полное наименование предприятия в соответствии с учредительными документами, вид деятельности предприятия. Ревизору необходимо проверить правильность заполнения отчетности по форме: наличие всех предусмотренных показателей, отсутствие подчисток и помарок. Далее необходимо провести счетную проверку, т.е. проверить сопоставимость и взаимосвязь показателей в различных формах бухгалтерской отчетности. Одной из важнейших форм отчетности предприятия является бухгалтерский баланс, который отражает информацию о результатах произведенных процессов.
При проверке правильности составления бухгалтерского баланса необходимо обратить внимание на следующие моменты: 1. данные статей баланса на начало периода должны соответствовать данным баланса за предшествующий период. При изменении данных вступительного баланса на начало года по сравнению с отчетным за предыдущий год должны быть даны соответствующие разъяснения; 2. данные статей баланса на конец отчетного периода должны быть подтверждены результатами инвентаризации; 3. сумма статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должна быть согласована с ними и тождественна; 4. данные заключительного баланса должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бухгалтерского учета на конец отчетного года; 5. данные балансов на начало и конец года должны быть сопоставимы. Любые расхождения в методологии формирования одной и той же статьи вступи-тельного и заключительного балансов должны быть объяснены Таким образом, при проверке состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности ревизор должен проверить:
• правильность и достоверность сводных бухгалтерских отчетов, своевременность их представления; • состояние хранения бухгалтерских документов, имеется ли специальное помещение для архива, составлены ли описи документов и определены ли работники, ответственные за их сохранность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|