Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения психической деятельности при органических поражениях ЦНС различного генеза.




Диффузные органические поражения мозга – различные органические заболевания, при которых страдает мозг как целое, и нет локальной патологии. Т.о., это приоритет патопсихологии, а не нейропсихологии (бла-бла-бла! J А кто будет определять степень выраженности нейрокогнитивных расстройств и преимущественную заинтересованность того или иного церебрального отдела – именно то, что нужно врачам для лечения – ну явно не Первичко и не Бурлакова?!).

Патогенез диффузных органических поражений мозга:

§ Сосудистые

§ Интоксикации (алкогольные, наркотические, отравления ртутью, угарным газом и проч.)

§ Посттравматические поражения мозга

§ Постгриппозный энцефалит, мененгоэнцефалиты и др. Воспалительные поражения мозга.

Клиническая картина различна, но отчетливо проявляются признаки

ü Астении (церебростении)

ü Энцефалопатии

Сходна и патопсихологическая картина нарушений:

1) Нарушение динамики психической деятельности. Особенности, которые пронизывают все стороны психики этих больных:

I. Лабильность. На этапе ориентировки в задании больные этой группы произвольно замедляют процесс ориентировки, чтобы лучше выполнить задачу (т.е. есть мотивация экспертизы, вовлеченность и т.п.), но к концу, они всё равно истощаются (перевернутая корытообразная кривая).

II. Истощаемость – это резкое падение продуктивности. В этот период наблюдаются расстройства внимания, падает количество воспринимаемых элементов, характерны феномены нарушения мышления – снижение уровня мыслительных операций.

2) Нарушения когнитивных процессов.

Ø Память. Снижение продуктивности непосредственного запоминания (особенно при усложнении задания, напр., при введении гетеро- или гомогенной интерференции: контаминации, конфабуляции). Лучше – опосредованное запоминание. Пр.: алкогольный корсаковский синдром.

Ø Мышление. Лабильность мышления, тотальное снижение уровня мыслительной деятельности в целом.

Резонерство. Похоже на резонерство здоровых людей и больных эпилепсией. Особенности:

o всегда адресовано больному, всегда адресовано к партнеру, это не монолог, а диалог

o возникает в ситуации затруднения в деятельности больных (в ситуациях мыслительной деятельности и в ситуациях общения – прибегают к резонерству).

Отличие: возникая по механизму компенсации в ситуациях затруднения, резонерство часто носит комментирующий характер (больной в ходе многоречивых высказываний, излагает суждения относительно настоящего), в ходе резонерства наблюдается вынесение во вне, в план громкой речи отдельных этапов диагностической пробы (т.е. то же самое, что происходит на раны этапах онтогенеза, когда мы наблюдаем громкую речь). Но если в онтогенезе мы наблюдаем интериоризацию, то здесь обратный процесс (планирование и контроль больной выносит во внешнюю речь, иногда даже экстериоризация: больной может вести счет на пальцах). Т.е. в контексте резонерства наблюдается разворачивание внутренней деятельности.

3) Эмоционально - личностная сфера. Тоже лабильность и истощаемость. Быстрый переход от эйфории к слезам и т.п. Пр.: когда больного хвалят (напр., в методике «Классификация») у него радость, когда порицают – слёзы.

Сужение круга интересов и направленности личности, оскудение мотивации. Заострение преморбидных личностных характеристик; нарастание эгоцентризма (крайний вариант – ипохондрия). Сокращается временная перспектива: «здесь и теперь». Цель психолога – создание жизненной перспективы.

Патопсихологический синдром.

· Первичные нарушения. Связаны с общей мозговой патологией, с нарушением целостной функции мозга, что приводит к феноменам лабильности и истощаемости (нарушению динамики), к физической и эмоциональной истощаемости. К этому относятся колебания и неравномерность достижения: колебания процесса заучивания и воспроизведения, колебания внимания, колебания уровня мыслительной операции, колебания эмоций, сензитивность со склонностью к вспышкам.

· Вторичные нарушения. конфабуляции, произвольное замедление темпа на этапе ориентировке в задании, резонерство с эффектами экстериоризации умственного действия.

· Третичные нарушения. Лабильность самооценки, нарастание эгоцентризма с одновременным поиском опоры, поддержки, социальной опеки (т.е. одновременная ориентация на получение помощи от других людей), феномен сокращения временной перспективы.

 

Феноменология и психологические механизмы нарушения памяти при психических заболеваниях.

См. вопрос № 6. Феноменология – клиническая классификация нарушений памяти (дисмнезии, амнезии, парамнезии); психологические механизмы - классификация Зейгарник.

 

Исследовании нарушений мышления в работах школы Зейгарник.

Методики исследования:

  • Классификация предметов
  • Метод исключений
  • Метод пиктограмм
  • Опосредованное запоминание: для запоминания дают 15 слов. Чтобы облегчить задачу, предлагают к каждому слову подобрать картинку. Выбор надо объяснить.
  • Понимание переносного смысла
  • Установление последовательности событий
  • Ассоциативный эксперимент: выделяют четыре основных варианта.

5. на каждое слово ® первое, пришедшее в голову слово. Анализ содержания ассоциаций испытуемого, степень обобщения, скорость образования.

6. повторение первого варианта. Если испытуемый отвечает тем же словом, его просят найти другое. Анализ динамики протекания ассоциаций.

7. Анализ избирательности и направленности процесса ассоциаций. Например, надо называть слово, противоположное по значению, или видовое понятие в ответ на родовое, или часть предмета на называние предмета целиком.

8. Исследование свободного течения ассоциаций. Назвать быстро 30-40 любых слов.

(подробнее см. № 30)

Испытуемые

Шизофрения  
Эпилепсия  
Сосудистые заболевания  
Травмы головного мозга  
Олигофрения  
Энцефалиты  
Прогресирующий паралич  
МДП  
Психопатии  
Всего  

Шизофрения – более тяжелое и сравнительно с другими распространенное психическое заболевание. Болезнь характеризуется прогредиентным характером, часто протекает в виде длительных приступов, приводит к дефекту с более или менее выраженными изменениями личности и мышления больного.

Эпилепсия – прогредиентное заболевание головного мозга:

- кратковременные периодические пароксизмы

- постоянно прогрессирующие изменения характера и интеллектуальной сферы.

Сосудистые заболевания – гипертония, атеросклероз, гипотония, вазопатии и пр. Медленно нарастающие нарушения умственной работоспособности.

Травмы: проникающие (открытые) и закрытые.

Олигофрения – психическое недоразвитие в результате повреждения нервной системы ребенка в период внутриутробного развития.

Прогрессирующий паралич – вызывается сифилитическим поражением нервной системы. Нарастающее слабоумие, нарушение речи и моторики, повышенная самооценка, бред величия.

Энцефалиты (воспаление вещества головного мозга) – разнообразные нарушения психики (галлюцинации, бредовой синдром, нарушение интеллектуальной деятельности, расторможенность, некритичность)

Психопатии – дисгармоничное развитие личности (не болезнь)

Виды нарушения мышления:

  • нарушение процесса обобщения (операциональная сторона) – см. № 25
  • нарушение логического хода мышления (динамика) – см. № 13
  • нарушение целенаправленности мышления – см. № 38

Кроме нарушения критичности мышления к проблеме нарушения целенаправленности мышления относятся разноплановость и разорванность мышления.

Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение.

Пример: ответы ОДНОГО больного:

Рыба, лебедь, лиса ® «Лебедь пятится назад, нет, кажется наоборот» Присоединяет лису: «Ведь щука – хищник среди рыб».

Часы, термометр, глобус ® «Это для научного обоснования ракетостроения. Все это божественная сила»

Стол, шкаф, кровать ® «мебель»

Стакан, чашка, кастрюля ® «посуда»

Больные подходили не с позиций, обусловленных конкретной ситуацией, а руководствовались измененным отношением, измененными жизненными установками, бредовыми идеями.

Разорванность мышления. Наблюдается при шизофрении. Сочетается с нелепым поведением больных. Оценка разорванности проводится по признаку отсутствия понятных экспериментатору связей между отдельными элементами высказываний больного.

В довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; нет связей между предметами и явлениями.

В речи нельзя обнаружить определенный объект мысли.

Не заинтересованы во внимании собеседника; не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям.

Разорванная речь больных не регулирует их поведение. Обильный и многословный характер ассоциаций. Многочисленные соскальзывания по созвучию, по внешним наглядным признакам, по сходству переживаний. Ослабление обычных, привычных ассоциаций.

Разорванность – крайняя степень разноплановости.

 

УДАЧИ!!!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...