Подготовка редакторов информационных изданий
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Редактирование (от лат. redactus — приведенный в порядок) как форма деятельности, область культурно-общественной работы и литературно-творческой практики в современных условиях имеет весьма широкое распространение. Понятие «редактирование», например, применяется для обозначения работы, связанной с уточнением формулировок, положений, решений, обязательств, вообще с подготовкой различных документов. Формулировки такого рода, как «решение надо подредактировать», «постановление можно принять, но его следует тщательно отредактировать», «обязательства должны быть отредактированы», стали настолько привычными и само собой разумеющимися, что можно с полной уверенностью утверждать, что в наше время к редактированию в указанном смысле причастен каждый человек, так или иначе связанный с общественной практикой. В области печати понятие «редактирование» имеет различные аспекты. Редактированием прежде всего называется общественно-литературная работа, связанная с деятельностью органов печати, радиовещания и телевидения. В этом контексте редактирование имеет богатые традиции и уже давно является объектом изучения специальных научных дисциплин, в частности истории журналистики, а также истории, теории и практики печати. Редактирование является также частью научно-литературной работы, которой сегодня в большей или меньшей степени занимается каждый научный работник. При гигантском размахе научных исследований эту область литературно-научной деятельности нельзя не учитывать. Ее роль особенно возрастает в связи с быстрым развитием коллективных исследований и усиливающейся необходимостью редактирования работы нескольких авторов, объединенных одной идеей, темой или просто научной задачей.
Редактирование как форма работы получает все большее распространение и в связи с быстрым развитием служб научно-технической информации. Информационная деятельность сложна и многогранна, она захватывает самые различные сферы — от организации умственного труда до создания технических средств для осуществления успешного информационного поиска. Однако нельзя не признать, что едва ли не главнейшим здесь является подготовка документов, а редактирование — это одно из звеньев данного процесса. В каждом случае редактирование имеет свои особенности, у него есть общие правила. Прежде всего редактирование всегда предполагает критический подход к своему объекту. Например, редакторская критика текста непременно имеет целью его усовершенствование, практическое устранение имеющихся недостатков, достижение такого результата, при котором можно было получить максимальный эффект в познавательном, образовательном или воспитательном смысле. Реализация этой важнейшей задачи требует «взгляда со стороны», лишенного субъективных пристрастий. Конечно, как всякий читатель, редактор обладает индивидуальными особенностями восприятия, характерными вкусовыми «симпатиями или антипатиями», запасом знаний, жизненным опытом и т. п. Все это не может не сказаться на его отношении к тексту. Но одной из существенных черт редакторского профессионализма является умение видеть объективное, то есть уходить от собственных пристрастий. Редактор должен хорошо знать отрасль науки, техники, производства, искусства, которой посвящена рукопись. Имея представление о специфике различных видов литературы, обладая необходимой общей культурой, он должен определить, какая область знания соответствует его индивидуальным наклонностям, и совершенствоваться в ней. Кроме того, редактор должен знать весь сложный процесс превращения рукописи в печатное издание, основы современной полиграфической техники и технологии, экономику книгоиздательского дела, принципы художественно-технического оформления печатных изданий.
Однако и этого мало, чтобы стать квалифицированным редактором. Труд редактора — литературный труд, и ощутимую пользу здесь может принести, конечно же, человек грамотный, прекрасно владеющий литературным языком и потому способный помочь автору сделать свое произведение ярким, понятным читателю. Редактор, наконец, должен выступать и в качестве автора, потому что только пишущий человек может в полной мере оценить сложность литературного труда, специфику технологии литературного дела. Особого внимания заслуживает проблема взаимодействия теории и практики редактирования с науками, исследующими различные аспекты мышления и речи, передачи информации, закрепления знаний, в частности с логикой, лингвистикой, психологией, информатикой, статистикой, теорией социальных коммуникаций, семиотикой. И это понятно, ибо основой любого издания, то есть главным объектом редактирования служит текстовое сообщение — сложный продукт интеллектуально-речевой деятельности человека. Прогнозирование и формирование социально заданного коммуникативного эффекта издания невозможно без изучения механизмов создания, передачи и восприятия текста, его возможного воздействия на читателя. Информатика, возникшая на стыке наук, предлагает свои решения ряда сложных проблем издательской практики. Редактирование (если речь идет о научно-технической литературе) можно рассматривать и как процесс, в результате которого книге, брошюре, статье придается оптимальная форма с точки зрения задач научно-информационной работы. Исследователи справедливо замечают, что задачи службы информации могут решаться значительно эффективнее, если повысить контроль за качеством рукописей, отобранных для публикования, если в процессе редактирования монографий, статей и документов вторичной информации научиться придавать им оптимальную форму. В связи с этим необходимо отметить, что некоторые приемы формализации вторичных документов (реферат, аннотация), разрабатываемые информатикой, могут быть в дальнейшем, при соответствующей конкретизации, использованы для разработки научных основ редакторского анализа и методики редактирования научно-технической литературы. В настоящее время эти вопросы чаще всего исследуются в работах, которые стоят на стыке теории и практики редактирования и информатики и относятся в равной мере и к той и к другой дисциплине. По мере развития обеих областей знания их взаимообогашение, естественно, будет расширяться, а круг вопросов, конкретно относящихся к каждой из них, определится более четко.
Немало информационных центров и крупных библиотек, имеющих издательско-полиграфическую базу, публикуют сейчас информационные бюллетени, библиографические указатели и другую подобную продукцию. Для ее выпуска задействуется полный цикл производства — от редактирования до переплетных работ, что позволяет сделать продукцию востребованной и конкурентоспособной. Редакционная подготовка рукописей в информационных центрах, несмотря на существенные отличия, в своей основе сохраняет черты, характерные для работы издательств. И как бы ни именовался работник информационного органа, осуществляющий подготовку рукописи к изданию (редактор, инженер или инженер-редактор), он, в сущности, выполняет те же функции, что и издательский работник. Профессию редактора принято считать одной из древнейших. С тех пор как люди научились закреплять на письме свои мысли и сохранять их во времени, точность воспроизведения текстов приобрела важное значение. Из потребностей практики еще на рукописной стадии подготовки книг возникла корректура (от лат. correctio — исправление, улучшение, поправка) — простейшая форма редактирования. Изобретение книгопечатания еще больше востребовало профессию корректора, поскольку при типографском способе изготовления книг вероятность ошибок и искажений оригинала увеличилась. Подготовка редакторов осуществляется на редакторских факультетах полиграфических институтов и факультетах журналистики государственных университетов.
3.Библиотечно-библиографические кадры Каким бы хорошим ни было ресурсное и техническое оснащение библиотек, оно бесполезно при отсутствии специалистов нужного профиля и квалификации. Речь идет о специалистах, способных: — создать собственный информационный продукт (от списка новых поступлений, печатного рекомендательного указателя до обзора сайтов в Интернете); — грамотно работать с информационными ресурсами, добывая и представляя информацию в том виде, в каком она необходима пользователю; — активно продвигать библиотеку в среду информационных организаций и фирм, устанавливать партнерские контакты с производителями и продавцами информационных продуктов, держать «руку на пульсе» информационного рынка; — поддерживать компьютерную технику, сети в работоспособном состоянии, работать на всех других видах техники, имеющейся в библиотеке. В библиотечном деле уже давно задействовано множество профессий. Крупная научная библиотека — это место работы и программистов, и инженеров, и переводчиков, и классических библиотекарей. Конкретный специалист фактически представляет каждое направление библиотечной деятельности, участвующее в создании информационно-библиографической или библиотечной системы. Библиотекари в крупных научных библиотеках становятся узкими специалистами — библиографами, комплектаторами, систематизаторами, каталогизаторами и т. п. Каждый работник библиотеки смотрит на общую проблему библиотечного обслуживания через призму своих должностных обязанностей, своего профессионального и жизненного опыта, собственных психофизиологических особенностей. Организация деятельности средней, а тем более крупной библиотеки — достаточно сложная управленческая задача. Она требует от библиотечных работников специальных знаний в области технологии, технологического цикла, методики и техники проектирования. Именно поэтому особенно важны горизонтальные связи различных специалистов и і юдразделений библиотеки. Библиотекарь чаще всего рассматривается именно как участник комплексной группы, что налагает на него определенные обязательства — он должен знать как библиотечно-библиографические технологии, так и библиотечную и компьютерную технику, владеть педагогическими и психологическими методиками и технологиями, технологиями современною менеджмента. Анализ практической деятельности крупных научных библиотек показывает, что, кроме знания информационных и библиотечно-библиографических дисциплин, библиотечному специалисту нужны общие знания технологии, производства, проектной деятельности. В то же время в крупных библиотеках с узкой специализацией библиотечных специалистов отдельные технологические операции и целые технологические линии обслуживаются вообще не библиотечными специалистами. Это особенно характерно для выполнения услуг и создания библиотечных продуктов на основе новых информационных технологий.
Главным результатом информационно-библиографических исследований 1980-1990 годов явилась разработка технологического подхода к решению практических задач библиографического обслуживания читателей и ввод в научное обращение таких терминов информационного обслуживания, как «пользователь», «информационно-библиографическое сообщение», «информационная услуга», «информационный продукт», «системы и технологии информационно-библиографического обслуживания». Смысл технологии и связанного с ней проектирования заключается не в массовом распространении, а в воспроизводимости результатов технологизируемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время, в разных местах и разными исполнителями. В настоящее время установлено, что существует множество факторов социально-психологического и культурологического характера, делающих такую воспроизводимость возможной на данном уровне развития и образа жизни общества. Часто стандартизация массовой продукции оборачивается ее полной усредненностью, снижающей экологическую и эстетическую ценность жизненной среды и угнетающе действующей на человека. Но в принципе технология — не враг разнообразия и уникальности: чем выше уровень технологического развития общества, тем больше у него возможностей индивидуализировать каждый элемент среды. Это относится к библиотечно-библиографическим продуктам и услугам, поскольку технологический подход к деятельности библиографа, библиотекаря позволяет тиражировать выполнение высокоинтеллектуальных услуг любым сотрудником библиотеки. Однако сегодня создание библиотечного информационно-библиографического продукта означает создание эффективной системы обслуживания, развитие сети или корпорации библиотек, системы корпоративных каталогов, баз данных и т. д. Организация системы библиотечного обслуживания требует не просто учета «внешней» территориальной библиотечной ситуации, а формулировки информационно-ресурсных требований как исходных для проектирования технологии деятельности отдельной библиотеки. Все это выдвигает новые требования к конкретному библиотечному работнику, проектировщику деятельности библиотеки, а следовательно, и к обучающим программам и курсам в системе высшего профессионального образования. В развитых странах библиотекари являются не только администраторами информации, но и ее создателями, так как компонуют и перекомпоновывают информацию, чтобы удовлетворить разнообразные потребности пользователей. Таким образом, библиотекари становятся важными и необходимыми участниками процесса распространения знаний. Осуществляя взаимодействие с преподавателями, разработчиками курсов, дистанционными преподавателями и другими партнерами этого процесса, они сами оказываются членами групп дистанционного образования, из чего следует, что библиотеки больше не являются только собранием полок и каталогов. Используя ресурсы и оборудование, предоставляя широкий спектр услуг, они превращаются в учреждения, обеспечивающие поддержку научных, учебных и индивидуальных изысканий. В связи с этим изменились и функции библиотек — приоритетными для них стали функции управления информацией и ее использованием, выполнение которых потребовало от библиотекарей повышения мастерства и новых знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|