Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура психических явлений

Определение психики.

С древних времен человек верил в феномен единства мира, что мир имеет какой то единый первоисточник, первичный источник материи и энергии. Если есть единство, значит и есть душа. Человек включен в какую то глобальную связность мира. Было обнаружено, что наряду с миром вещественным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные – человеческие чувства, желания, воспоминания и т. д. Каждый человек наделен психической жизнью. Психика является особой формой отражения объективной реальности, присущей только живым существам. Отражение выполняет функцию ориентации и управления ею. Следовательно, психические явления представляют собой необходимый внутренний момент предметной деятельности человека. Изменяясь и усложняясь, они приобретают у человека качественно новую форму – форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе и выступающего показателем индивидуальной психики.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира. Психика присуща как человеку, так и животным. Высший уровень развития психики, характерный только для человека, называют сознанием.

Психика не появилась в одночасье и представляет сложный процесс. Она является результатом длительной эволюции животного мира и индивидуального развития каждого человека.

Возникновение развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, вставших когда – то перед исследователем.

В результате длительной эволюции у современных организмов мы видим многообразные формы отражения, начиная от раздражимости и кончая более высокими формами отражения - ощущением, восприятием, памятью, мышлением, представляющими собой формы проявления психической жизни. Все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм обладают формой отражения – раздражимостью.

Функции психики. (В.Н. Дружинин. Психология; Маклаков С. 74.)

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим предметы, чувствуем запахи… Через психическую реальность мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации.

Функция психики определяется только во сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды. Поэтому выделяется три основные функции психики:

1.отражение окружающей действительности,

Обеспечение адаптации

2.сохранение целостности организма,

 

3. регуляция поведения.

 

Данные функции взаимосвязаны между собой и помогают адаптироваться организму к окружающей среде. Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации у человека. Адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и поэтому идет сохранность организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой. Поэтому, внутренняя и внешняя адаптация обеспечивают возможность биологического существования организма.

Соотношение объективной и субъективной реальности,

сознания и подсознания (бессознательного)

Прежде всего, с этой целью необходимо рассмотреть понятие и соотношение объективной и субъективной реальности. Если учитывать, что объективная реальность формируется предметами и явлениями объективного мира, существующими независимо от сознания человека, то содержание субъективной реальности представляет собой отражение в сознании человека объективного мира и всецело зависит от психики человека - его интересов, эмоционального состояния, особенностей органов чувств и др. В результате одни и те же предметы и явления разные люди воспринимаю по разному. При этом выделяют два вида отражения: репродуктивное (точное, как на фотопленке) и созидательное (дополняющее отсутствующие особенности объективного мира).

Следует учитывать, что психически нормальному человеку присущи оба вида. Однако в случае некоторого атрофирования созидательного вида, человек ("реалист") видит лишь то, что находится на поверхности предмета или явления. Если же утрачено репродуктивное восприятие (как правило, в результате болезни - психоза), то человек воспринимает объективную реальность лишь как символ и отражение собственного внутреннего мира. Следовательно, содержание отражающегося в сознании человека объективного мира (объективной реальности) всецело зависит от его психики.

Поскольку психика многообразна в своих формах и проявлениях, то в психологической науке в качестве сознательного рассматривается все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. А, следовательно, сознание рассматривается как высший этап эволюции психики человека в результате его общественно-исторического развития, продукт их всестороннего совершенствования в деятельности.

В то же время современная наука признает также наличие и другой формы проявления психики – подсознания (бессознательного). По своей сути это процесс отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. Однако для более глубокого понимания механизмов формирования феноменов сознания и подсознания необходимо уяснить саму природу психики.

Природа психики

(развитие психики в филогенезе)

Психика (греч. psychikos - душевный) – продукт функционирования высокоорганизованной материи (мозга), проявляющийся в субъективном отражении объективной реальности. Объясняя ее природу, отечественная психология исходит из закона, открытого Ч.Дарвином. Его суть заключается в том, что эволюция живых существ и появление в результате человека осуществлялась на основе изменчивости всего живого, а также наследственности, закрепляющей и удерживающей приобретенные признаки путем естественного отбора. В данном случае речь идет о формировании и развитии психики в филогенезе - от появления простейших организмов до нынешнего состояния нервной системы человека.

Филогенезное развитие психики в отечественной психологии рассматривается на двух уровнях: физиологическом и элементарном психическом.

На уровне физиологического развития в эволюции психики выделяются несколько этапов.

1- этап. В самом начале зарождающейся на земле жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии элементарных организмов (прообразов нервных клеток) с окружающей средой. Они и определили уже у одноклеточных разделение на две самостоятельные ветви: реализуемых у растений и в животном мире. В основе этого разделения лежит присущая простейшему организму форма физиологического отражения окружающей среды - раздражимость, которая представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием внешних воздействий (тепловых, световых, химических и др.), называемых раздражителями.

2 этап. В последующем раздражимость стала вызывать приспособительские процессы, уравновешивающие состояние организма со средой. Если растения остановились на физиологической форме отражения, заключающейся в изменении химического состава и физического состояния, то в животном мире процессы усовершенствования продолжались. У них формируется новый тип раздражимости - чувствительность, как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя. Именно с ее появлением начинается эволюция, собственно, психического отражения окружающего мира.

3 этап. В его пределах появляются ощущения - отражение нервной клеткой конкретных температурных, световых, химических и т.р. характеристик, воздействующих на нее предметов и явлений объективного мира.

4 этап. Последующее объединение нервных ощущений в систему привело к образованию качественно нового вида физиологического отражения объективной действительности – восприятия, представляющего собой объединение различных видов ощущений в едином субъективном образе воздействующих на организм внешних предметов и явлений.

Дальнейшее объединение нервных клеток привело к образованию в организме мозговой трубки, а в последующем - спинного и головного мозга. Это был уже совершенный орган, позволивший наряду с физиологическим, появиться и психическому (субъективному) отражению мира.

Этапы формирования элементарного психического уровня филогенезного развития психики также может рассматриваться в рамках нескольких самостоятельных этапов.

1-й этап. В его пределах возникают простейшие психические реакции организма животного мира, получившие название рефлексов – акты сознательной и бессознательной жизни, закономерная ответная реакция организма на действие определенного раздражителя. Как было экспериментально выявлено и доказано И.М.Сеченовым, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения являются рефлексами. При этом они начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и заканчиваются мышечным движением.

2-й этап. безусловным рефлексом - постоянная связь внешнего раздражителя с соответствующей реакцией на него живого организма Происходит формирование однообразных рефлексивных действий на конкретные воздействия внешних или внутренних раздражителей. И.П.Павлов установил, что в основе нервной деятельности живого организма лежит рефлекс, представляющий не только физиологическое, но и психическое явление одновременно. При этом он назвал постоянную связь внешнего раздражителя с соответствующей реакцией на него живого организма - безусловным рефлексом, а временную - условным рефлексом.

3-й этап. Безусловные рефлексы закрепляются в организме и передаются по наследству, что привело к образованию инстинктов - совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных (безусловных рефлексов), проявляющихся в их поведении и обеспечивающих их существование. Формирование инстинктов на первых порах обусловливалось биологическими потребностями (питания, продолжения рода и так далее), а в последующем совершенствовалось и приобретало новое содержание - ориентировочное, защитное, поисковое. Но следует учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают взаимодействие организма только со стабильной средой. В изменчивой же среде одних только безусловных связей недостаточно. Этот пробел восполняется механизмами условных рефлексов.

Образование условных рефлексов является более сложным процессом в работе нервной системы. Они стали основой приспособления живого организма к изменчивой, подвижной, многообразной среде и могут вырабатываться на сигналы, связанные с безусловным раздражителем, но уже через второй, третий и так далее раздражители.

4-й этап. Последующее развитие нервной системы дало возможность в рефлексивном поведении опереться на сочетание различных реакций на одновременно действующие раздражители. Чем более совершенствуется организм, тем легче изменяющиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения и формируют новые более совершенные. Появление способности легко менять формы поведения создало новый вид психической деятельности, называемый навыком.

Анализ результатов представленного филогенезного развития психики на физиологическом и элементарном психическом уровня позволяет рассмотреть обобщенные показатели ее эволюции.

Эволюция психики

А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии:

1. стадия элементарной сенсорной психики. Реакция только на отдельные свойства предметов внешнего мира и поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения…).

2. стадия перцептивной психики. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3. стадия интеллекта. Способность животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия.

1. Животные с элементарной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Простейшие способны к элементарным формам научения. Пример, с инфузориями – шло наблюдение за реакцией на нейтральный для них признак – свет. Опыт: в трубку с водой помещались простейшие. Одна сторона трубки нагревалась. Одноклеточные быстро перемещались в теплую часть трубки. Нагревание сочеталось с освещением того же конца трубки. Инфузории, в обычных условиях нейтрально относясь к свету, при сочетании с благоприятной для них температурой через несколько сочетаний уже независимо от температуры собирались к свету.

Т. о., простейшее животное обнаруживает тенденцию к активному ориентированию во внешней среде.

2. Животные с перцептивной психикой отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находится психика позвоночных, членистоногих, насекомых. В основу форм поведения составляют инстинкты, т.е. наследуемые формы поведения.

Поведение червей более сложное, чем у инфузорий. Для червей свойственен активный поиск. Например, дождевые черви прежде схватывают упавшие листья за острые концы, а уже потом втягивают их в свою норку. Такое поведение не является непосредственной реакцией на форму листа, а на химические вещества, которые заключены в верхушке листа. У червей выражена родовая память, проявляющаяся в безусловных рефлексах. Например, самки некоторых видов кольчатых червей обнаруживают врожденное умение осуществлять уход за потомством.

Но черви обладают не только безусловными рефлексами, но в течении жизни могут вырабатывать условные рефлексы. Пример, черви должны были найти в Т – образном лабиринте выход в гнездо. Если первая часть имела свободный выход, а в левой червь получал удар электрическим током, то после 120 – 180 опытов червь приучался поворачивать сразу же направо. И черви могли переучиваться.

У членистоногих, особенно у насекомых, существует сложная форма реагирования на определенные условия среды – инстинкты. Так, самки некоторых пауков делают для своих яиц кокон из паутины. Этот кокон самка охраняет и переносит его. Как только появляются паучата, самка следит за ними. Чем больше подрастает молодь, тем нейтральнее относится самка, а затем бросает их.

У пчел наблюдаем сложнейшие инстинкты, связанные с групповым поведением: имеется самка – матка, несколько десятков самцов – трутней и несколько сот бесплодных рабочих пчел (самки с недоразвитыми половыми органами). Самое сложное поведение и рабочих пчел: сначала она выкармливает личинок, чистит улей, затем охраняет улей, добывает пищу, строит ячейки.

3. Следующая стадия развития психики животных – стадия интеллекта. Заключается в способности не только отражать отдельные предметы в их целостности, но и устанавливать отношения меду предметами (больше – меньше, короче – длиннее, реже – чаще).

Основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами.

Пример, прибор, состоящий из двух полых трубок. На глазах у вороны в одну полую трубку вводилась на веревочке приманка – кусок мяса. Птица видела, как приманка входила в трубку, появлялась в просвете между трубками и снова скрывалась во второй трубке. Ворона тут же бежала к концу второй трубки и дожидалась появления приманки. Так же поступали другие хищные птицы, кошки, собаки.

Данный пример показывает, что высшие животные способны уловить отношения между предметами и предвидеть результат данной ситуации, т. е. учесть, где появится данный предмет, если он движется. Это поведение уже является типом разумного поведения.

Интеллект обезьян характеризуется не только решением задач, но и направлением их деятельности. Обезьяны могут часами расщеплять попавший им в руки предмет. У высших животных (в частности шимпанзе) имеется прирожденная форма поведения – построения гнезда. Характерной особенностью поведения высших обезьян является их подражательность. Например, обезьяна может подметать пол. В своем большинстве эти подражательные действия носят примитивный характер: обычно обезьяны подражают не результату действия, а самому действию.

Обезьяны отражают не только отдельные предметы, но и связи между предметами. Исследование интеллектуального поведения высших животных (обезьян) были начаты немецким психологом В.Келером. Для изучения этой формы поведения он ставил обезьян в сложные условия, когда достижение цели было невозможно. Например, обезьяну помещали в большую клетку, рядом с которой клали приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее дотянуться. Достать могла, лишь выйдя через дверь, расположенную в задней стене клетки. Сначала обезьяна безуспешно пыталась достать приманку: тянулась к ней, прыгала. Затем бросала эти безуспешные попытки, наступал период, когда она сидела неподвижно и лишь рассматривала ситуацию, пока не приходила к правильному решению.

«Разумное» поведение животных при всей своей сложности направленно главным образом на удовлетворение биологических потребностей. Оно носит всегда конкретный чувственно-двигательный характер. Животные не способны к абстракции, обобщению, понятийному мышлению.

Т. о., психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Последовательное развитие и совершенствование сознания привело к эволюционному формированию следующей психической структуры - самосознания. По своей сути это относительно устойчивая, осознанная и эмоционально окрашенная система представления человеком самого себя, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими людьми. Это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Это уже следствие социального взаимодействия человека, которое определяется его жизненным опытом. С точки зрения отечественной Я-концепции ее составляющими выступают реальное Я (представление о себе в реальном времени), идеальное Я (то, каким человек, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы общества), динамическое Я (то, каким он намерен стать), фантастическое Я (то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др. Именно самосознание регулирует социальное поведение людей, являющимся на сегодняшний день высшим уровнем их деятельности.

 

Возникновение сознания в процессе трудовой деятельности.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

Зарождающаяся трудовая деятельность влияла на развитие общественных отношений, общества, общественные отношения влияли на совершенствование трудовой деятельности. Это произошло из – за резкого изменения условий жизни- уменьшились возможности легкого добывания пищи, ухудшился климат. Предки человека должны были либо вымереть, либо изменить свое поведение.

Инстинктивное общение предков человека внутри стада постепенно заменялось общением на основе деятельности, появляется совместная деятельность. Причиной живоподобных предков человека является возникновение труда и образование человеческого общества.

В труде развивалось и сознание человека – наивысшая форма отражения, для которой характерно выделение устойчивых свойств предметной деятельности. Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок – все эти действия приводят к большой независимости от окружающей среды. Животное живет в мире случайных вещей, человек создает себе мир постоянным предметов. Созданные людьми орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудие одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности.

Деятельность отдельного человека включена в деятельность всего общества, поэтому деятельность человека направляется на удовлетворение общественных отношений. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно – исторических отношений между людьми.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный характер в связи с низким уровнем общественной практики людей. Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала ловкость движений, постепенно совершенствовалось анатомическое строение плеча и предплечья, увеличилась подвижность во всех суставах. Рука превращалась в специализированный орган активного осязания – специфическое свойство познания мира.

Развитие руки шло в взаимосвязи с развитием всего организма и способствовала развитию прямохождения.

Большое влияние функционирования руки оказало на развитие мозга. Т. о, труд послужил причиной развития человеческого общества, развития человеческого сознания.

Психические процессы: познавательные : ощущения, восприятия, память, представления, мышление, внимание, речь, воображение; эмоциональные : эмоции, чувства; волевые : механизмы волевых действий, волевые качества. Психические состояния: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д. Психические свойства: направленность потребности, мотивы, цели, темперамент, характер, способности.
Психические образования: знания, начальные умения, простые навыки, сложные навыки, сложные умения

При этом указанные в структуре психики личности компоненты представляют собой:

  • психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;
  • психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности;
  • психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;

психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Структура психических явлений

 

 


 

 

Направленность, темперамент, способности, характер
Подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние…
Познавательные Ощущение, восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление, речь

 

       
 
Эмоциональные Возбуждение, радость, негодование, злость…
 
   
Волевые Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением

 

 


Общая характеристика сознания.

Сознание – высшая ступень развития психики. Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку.

Уровень психического развития определяется организацией нервной системы и средой, где живет организм.

Сознание присуще только человеку. Человеческое сознание отличается не по самому факту формирования образов окружающего мира, а потому как это формирование происходит. Свойства сознания:

1. Н аправленность сознания. В сознании человека психические образы отображаемых предметов выстраиваются в ряды по степени важности для субъекта.

2. Способность к рефлексии – способность наблюдать свои психические прцессы. Сознание человека дает ему возможность формировать собственный образ.

3. Критичность сознания. Способность оценивать все происходящее вокруг с позиций своих взглядов, ценностей, моралей

4. Самокритичность сознания. Способность оценивать свои собственные действия, поступки.

Психика у животных является продуктом биологической эволюции и возникла в борьбе за свое существование и приспособление к окружающей среде.

Психика человека возникла и развивалась в социальных условиях его бытия, в процессе трудовой деятельности, она является продуктом общественно-исторического развития.

Сознание характеризуется тем, что у человека появляется речь и абстракто-логическое мышление, следовательно, все психические процессы приобретают осмысленный характер, волевые качества, возникает целенаправленное восприятие(наблюдение), произвольное внимание, появляются высшие потребности, интересы, идеалы, возникает воображение.

Понятие «сознание» включает все психические процессы и состояния человека: темперамент, характер, потребности, внимание.

Понятие «сознание» не отождествляется с понятием «интеллект» (это познавательная деятельность).

Содержанием сознания является осознание своего Я: своих психических и физических свойств, действий, поступков, мыслей, чувств, целей, мотивов, т. е. человека выделяет себя из объективной действительности (см. Анаьев).

Развитие сознания связано с началом трудовой деятельности. По Рубинштейну, именно в развитии трудовой деятельности, заключается основной факт, из которого проистекают все отличия человека от животных. По мере развития трудовой деятельности человек воздействует на природу, приспосабливает ее к себе, выделяет себя из природы и осознает свое отношение к другим людям и миру. Через отношение к другим людям человек стал сознательно относиться к себе и деятельности, деятельность становиться сознательной.

Структура сознания - чувственная ткань сознания, значение, личностный смысл. (По Леонтьеву)

Сознание имеет сложное строение. По А.Н. Леонтьеву, нужно говорить о трех различных значениях, которые образуют сознание.

1. Чувственная ткань сознания. Она заключает в себе чувственные впечатления, образы. Основная функция чувственного сознания – создание чувства реальности внешнего мира. Благодаря чувственному сознанию мир выступает для человека не в сознании, а вне его. Леонтьев при работе в госпитале во время ВОВ с ранеными минерами, которые потеряли кисти рук и зрение, заметил, что они утратив, визуальную и осязательную образность внешнего мира, переживали утрату связи с реальностью. Например, несмотря на то, что слепые люди лишены визуальной составляющей чувственной ткани сознания, их сознание равноценно сознанию зрячего.

2. Значение. Совокупность значений включает в себя значения слов языка, значения событий, состояний и т. д. Значения не существуют изолированно, а объединяются в сложные системы. Например, слово «немец» еще долго после окончания ВОВ было тесно связано с понятиями «враг», «плохой человек». (См В.В. Нуркова Психология. МГУ, - М. 2005, с. 94)

3. Личностный смысл. Фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично.

Самосознание.

Самосознание - осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств. Это особое чувство, которое проявляется в осознании человеком тог факта, что он живет и существует. В структуру сознания входит физический образ Я (знание о своих физических качествах), психологический образ Я (знания о своих особенностях), самооценка, уровень притязаний. Формируется самосознание при самонаблюдении (самоанализ) и оценки (мнения) окружающих. Через самонаблюдение человек получает непосредственное знание о себе, но эти знания бывают неточными. Оценки со стороны других людей корректируют и дополняют результаты самонаблюдения. высшее проявление самосознания – это рефлексия. Рефлексия – это обращенность сознания человека на познание самого себя, это размышления человека над собственным жизненным опытом, анализ своих переживаний, чувств, поступков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...