Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПАТОПСИХОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ. ПСИХОПАТИИ




С точки зрения отечественной психологии, в частности, согласно патогенетической концепции, основанной на психологии отношений, невроз представляет собой психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (к последним относятся выраженные формы психических нарушений, при которых психические реакции грубо противоречат реальным отношениям, что и обнаруживается в расстройстве отражения реального мира и дезорганизации поведения).

Патологический конфликт при этом рассматривается с позиций диалектического единства объективных и субъективных факторов его возникновения и развития, его социальной, нейрофизиологической и психической природы.

Согласно патогенетической концепции внутренняя конфликтность больного неврозом и его неразрешенная эмоциональная проблематика находят свое выражение в нарушении отношений с ближайшим социальным окружением. Вследствие искажений в области социального восприятия (возникших в результате конфликтности самооценки) больной неверно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недостаточно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредотачивается не на решении реальных проблем, а на сохранении представления о значимости своего «Я» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

Существуют представления о первичных (способствующих возникновению) и вторичных (способствующих сохранению) механизмах невротической симптоматики, причем первичные механизмы в большей степени связаны с внутриличностным конфликтом и историей жизни больного, а вторичные - с трудностями его межличностных отношений и актуальной жизненной ситуацией.

Невроз характеризуется, во-первых, обратимостью патологических нарушений, независимо от его длительности, во-вторых, психогенной природой заболевания, которая определяется существованием связи между клинической картиной невроза, особенностями системы отношений и патогенной конфликтной ситуацией больного; и в-третьих специфичностью клинических проявлений, состоящей в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. В то же время, возникновение изменений характера после перенесенных психогенных заболеваний в настоящее время у большинства психиатров не вызывает возражений и может рассматриваться в рамках негативных расстройств, характерных именно для психогенных заболеваний.

Неврозы по этиологическому принципу классификации относятся к группе заболеваний, вызванных действием психической травмы, т.е. к психогенным заболеваниям или психогениям. Признание категории «психогенного» включает, в себя следующие основные положения:

1) психогения связана с личностью больного, с психотравмирующей ситуацией, трудностью этой ситуации, с неспособностью личности в данных конкретных условиях самостоятельно разрешить ее;

2) возникновение и течение невроза более или менее связаны с патогенной ситуацией и переживаниями личности: наблюдается определенное соответствие между динамикой состояния больного и изменениями психотравмирующей ситуации;

3) клиническое проявление невроза по своему содержанию в определенной степени связаны с психотравмирующей ситуацией и переживаниями личности, с основными наиболее сильными и глубокими ее стремлениями, представляя аффективную реакцию, патологическую фиксацию тех или иных ее переживаний;

4) отмечается более высокая эффективность психотерапевтических методов по отношению ко всему заболеванию и отдельным клиническим проявлениям сравнительно с биологическими (медикаментозными) воздействиями.

Психогенные заболевания, или психогении, это группа заболеваний, вызванных сигнальным, т.е. информационным, значением раздражителя, т.е. раздражителями, действие которых определяется не их физическими параметрами, а информационным значением. В таком понимании невроз – болезнь, обусловленная действием информации, т.е. в результате действия условнорефлекторных раздражителей, т.к. у человека раздражители, вызывающие заболевание вследствие своего информационного значения – это в основном условнорефлекторные раздражители.

Сила психотравмирующего воздействия определяется не физической интенсивностью сигнала, не количеством информации, которую он несет, а значимостью информации для данного индивидуума, т.е. зависит не от количественной, а от качественной стороны общения. Потребности человека, его воспитание, жизненный опыт, взгляды, установки, идеалы, обусловленные влиянием социальной сферы, умение находить рациональный выход из сложных жизненных ситуаций определяют значимость, а в связи с этим и патогенность для него той или иной информации, влияют на характер психической переработки, которой эта информации подвергается. Значимой является ситуация, влияющая на вероятность удовлетворения потребностей (достижения цели). При этом в зависимости от того, увеличивается или уменьшается вероятность, информация будет оказывать положительное или отрицательное эмоциональное воздействие.

Для понимания механизма действия неожиданных психических травм продуктивным является привлечение концепции вероятностного прогнозирования. Согласно данной концепции, в мозге человека и высших животных постоянно протекают процессы прогнозирования и сличения реально наступившей ситуации с прогнозируемой ситуацией. Эти процессы позволяют организму лучше подготовиться к будущим событиям и потому имеют большое биологическое значение. Всякое неожиданное изменение ситуации ведет к тому, что наступает рассогласование между актуальной ситуацией, отраженной органами чувств, и той ситуацией, которую ожидал, прогнозировал (предвидел) организм. Чем больше рассогласование (несоответствие) между фактически возникшим сигналом и тем, что прогнозировалось, тем большее информационное значение несет этот сигнал, тем более патогенным он может оказаться.

Особенно значима для человека информация, вызывающая необходимость принять решение, что делать теперь, как действовать дальше, т.е. затрагивающая его будущее. Пока решение не принято, не выработана твердая линия поведения (стратегия поведения), до тех пор сохраняется эмоциональная напряженность, а вместе с тем и возможное психотравмирующее действие ситуации. После того как принято твердое решение и прекратились поиски выхода из сложившейся (даже тяжелой) ситуации, наступает разрядка эмоциональной напряженности. Психической травмой обычно является не то, что обращено только в прошлое, а то, что угрожает будущему, порождает неопределенность ситуации и поэтому требует принятия решения - как быть в дальнейшем.

Наиболее распространенной в отечественной литературе является классификация неврозов по клиническому признаку: неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз.

Неврастения

Этот невроз проявляется повышенной возбудимостью и раздражительностью в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Общепризнанное стержневое расстройство при неврастении – «раздражительная слабость». Характерна определенная последовательность включения систем организма в болезненный процесс. На первых этапах возникают вегетативные нарушения, особенностью которых является именно раздражительная слабость. При волнении или физической нагрузке у больных появляется тахикардия, потливость, похолодание конечностей, нарушаются сон и аппетит. Больной легко засыпает, но при малейшем шуме просыпается. Остро возникающее чувство голода после приема нескольких ложек пищи исчезает; в некоторых случаях наступает отвращение к еде.

На следующем этапе появляются сенсомоторные расстройства: повышенная чувствительность к различным раздражителям, к ощущениям со стороны внутренних органов. Больные плохо переносят перепады температуры, мерзнут при чуть прохладной погоде и, наоборот, при незначительном потеплении жалуются на жару и повышенную потливость. Яркий свет их раздражает, возникают неприятные ощущения в глазах, головная боль; звуки, которые раньше были безразличны, становятся неприятными, мешают уснуть, постель кажется слишком жесткой, белье – грубым. Появляется ощущение шума в ушах, больные чувствуют работу своего сердца, в животе «что-то перекатывается», «сжимается» и т.п. Обычно эти ощущения вызывают ипохондрическую настроенность, еще больше привлекают внимание больного к работе внутренних органов, что в свою очередь создает условия для понижения порога ощущений и усиления ипохондрических жалоб. Одной из частых жалоб больных неврастенией является жалоба на головную боль. Обычно такие больные говорят, что голову «сдавливает», «сжимает», на голове «как будто бы надета каска», «обруч». Эти ощущения усиливаются при волнении, при попытке продолжить работу, сосредоточиться. Больным неврастенией становится трудно выполнять мелкие, точные движения, долго сохранять одну позу, крайне мучительным становится ожидание. В дальнейшем присоединяются аффективные нарушения. Типичной становится «эмоциональная инконтиненция». Больные не владеют своими чувствами, они по ничтожному поводу расстраиваются до слез, дают неадекватные реакции обиды, раздражения, но неожиданно быстро успокаиваются. Состояние у них крайне неустойчивое, подвержено значительным колебаниям в зависимости от внешних причин. Настроение чаще пониженное, сопровождается постоянным недовольством и готовностью дать реакцию обиды и раздражения.

Нарушения в интеллектуальной деятельности проявляются в жалобах на затруднение усвоения материала. Больные не могут сосредоточить внимание на более или менее продолжительный срок. Включившись в работу, уже через несколько минут ловят себя на мысли, что думают о другом и не могут воспроизвести прочитанное. Затем нарушается память на отвлеченные понятия, больные не могут вспомнить необходимый номер телефона, имя, дату и т.п. При попытке заставить себя работать появляются неприятные ощущения в голове, раздражительность, недовольство собой и окружающими, слабость, разбитость. Испытывая недовольство своей непродуктивностью, больные неврастенией строят нереальные планы, пытаются наверстать упущенное, берутся сразу за несколько дел, но ни одно не могут довести до конца из-за отвлекаемости и появляющихся симптомов болезни. Неудачи, как правило, ухудшают самочувствие, убеждают больного в полной несостоятельности.

Неврастеник склонен к постоянному анализу своих ощущений (шум в ушах, усиленное сердцебиение, боли в области желудка, кишечника и т.п.). Больной с тревогой прислушивается к этим ощущениям, мрачное настроение рождает мысли о серьезной и опасной болезни. Обычно выделяют два варианта неврастении: невроз истощения, причиной которого является непомерные, главным образом интеллектуальные, нагрузки, и реактивную неврастению, обусловленную травмирующими ситуациями с предшествующими астенизирующими факторами в виде недосыпания, соматической болезни, переутомления и др.

Истерический невроз

Для истерического невроза характерны повышенные уровни внушаемости и самовнушаемости. Этим объясняются многообразие и изменчивость истерических расстройств. Истерия напоминает по своим проявлениям самые различные болезни.

Для истерии характерно распространение эмоций на психическую и соматическую сферу и превращение их в симптомы соматических заболеваний, которые соответствуют «искаженным и преувеличенным формам душевных волнений». У каждого человека при сильном волнении могут пропасть голос, подкоситься ноги и т.п. У истерической личности, в результате лабильности всей психической деятельности, подобные нарушения возникают очень легко и при ничтожных поводах закрепляются. Крепелин оценивал эти особенности психики как своеобразные приспособительные формы защиты. Клинические наблюдения подтверждают, что истерические расстройства представляют собой защитную реакцию личности в ответ на непереносимую для нее ситуацию.

В связи с патоморфозом истерических расстройств в настоящее время сравнительно редко можно наблюдать клиническую картину развернутого истерического припадка. Чаще он напоминает гипертонический криз, сердечный приступ или какой-либо другой вегетососудистый пароксизм, возникающий в связи с травмирующей ситуацией. Вместо потери чувствительности (по типу «носков», «перчаток», «жилеток» и т.п.), которые были описаны психиатрами ранее, сейчас, как правило, отмечаются онемение конечностей, ощущение ползания мурашек, покалывания, чувство жара или холода в одной или обеих конечностях. Эти симптомы могут быть похожи на органические расстройства и крайне затрудняют диагностику. Типичные параличи и парезы, астазия-абазия встречаются редко. Чаще больные отмечают слабость в руках, ногах, возникающие при волнении. Ноги становятся «как ватные», подкашиваются, делаются слабыми, заплетаются, при ходьбе наблюдается пошатывание. При истерическом неврозе больные, с одной стороны, делают акцент на особой исключительности своих страданий («ужасные», «непереносимые» боли, «сотрясающий озноб»), подчеркивают необыкновенный, неповторимый характер симптомов, с другой стороны, проявляют как бы безразличие к «парализованной конечности», как бы не тяготятся «слепотой» или невозможностью говорить.

Аффективные нарушения характеризуются лабильностью эмоций, быстрой сменой настроения, склонностью к бурным реакциям со слезами, часто переходящим в рыдания. В интеллектуальной деятельности появляются черты «эмоциональной логики», в поведении – элементы демонстративности, театральности со стремлением любой ценой привлечь к себе внимание.

Невроз навязчивых состояний

Болезнь обычно начинается с навязчивого страха – фобии. В начале болезни фобии возникают по механизму условного рефлекса в идентичных ситуациях, а затем происходит расширение условий возникновения страха – он может возникнуть в самой различной обстановке.

Выделяют 3 стадии в развитии фобического этапа невроза навязчивых состояний. Для I стадии характерно возникновение страха при непосредственном столкновении с травмирующей ситуацией (например, при поездке в метро, где возник страх). Во II стадии фобии появляются уже в преддверии возникновения травмирующей ситуации (т.е. при ожидании поездки в метро). Для III стадии характерно возникновение фобий при одном лишь представлении о возможной встрече с травмирующей ситуацией.

Типичным для развития невроза навязчивых состояний является постепенное расширение ситуаций, вызывающих чувство страха: вначале больной испытывает страх езды в метро, затем в электричке, трамвае, троллейбусе и т.д. Расширение вызывающих страх ситуаций зависит от фабулы страха: двери закрываются автоматически, водитель не успеет открыть дверь вовремя или расстояние между остановками большое, «сделается плохо, пройдет много времени, может что угодно случиться». Часто больные с фобиями специально выбирают маршрут таким образом, чтобы по пути имелись лечебные учреждения или аптеки («тогда можно обезопасить себя на случай плохого самочувствия»).

К навязчивым страхам обычно присоединяются различные действия – ритуалы. На начальном этапе ритуалы носят характер так называемой прямой защиты, которая выражается в том, что больные стремятся избегать травмирующих ситуаций, а также в отвлечении внимания на начальных этапах течения заболевания и постепенном усложнении начальных защитных действий: мытье рук при страхе загрязнения, выбор маршрута при ипохондрических фобиях, поездка в сопровождении лица, которое может оказать помощь. При фобиях ритуалы не носят какого-либо символического характера, а всегда обоснованы.

Обычно больные сохраняют критическое отношение к навязчивым страхам, и это является одной их отличительных особенностей навязчивостей. Только на высоте фобий на короткий период утрачивается критическое отношение. Так, например, больной с кардиофобией, оставшись один в квартире, подумал о том, что ему может сделаться «плохо с сердцем» и никто не поможет. Сразу же возникло сильное сердцебиение, пытался себя успокоить, но это не помогло, казалось, что сердце то бьется, то останавливается. Покрылся холодным потом, пальцы показались посиневшими, выскочил полуодетый на улицу и в страхе побежал около километра до поликлиники. Как только добежал до поликлиники, страх исчез и появилось критическое отношение к своему состоянию. Врачу в последующем с юмором рассказывал об этом событии: «Думал, что инфаркт случился, а бежал с такой бешеной скоростью, не жалея сердца».

Депрессивный невроз

Изучение преморбидных особенностей лиц с невротической депрессией выявило их определенное своеобразие. Все они были сдержаны и целеустремленны, как правило, прямолинейны и категоричны в суждениях, утрированно и формально понимали чувство долга. Для них всегда были затруднительны принятие компромиссных решений, отступление от принятых догм. Наряду с этим указанные лица отличались богатством эмоциональных проявлений, им были свойственны глубокие привязанности к близким людям, но проявления эти они не склонны были демонстрировать окружающим. Эти лица, как правило, отличались известной долей «скрытности» и всегда стремились к подавлению внешних проявлений эмоций. Описанные качества обычно формировались у них с детства как подражание наиболее уважаемому родственнику или по типу «отрицательного подражания» (вырабатывались самими, чтобы не быть похожими на раздражительного и грубого родителя).

Наблюдаемые личностные особенности приводили к тому, что у этих людей легко возникли сильные эмоциональные реакции (особенно отрицательные), которые долго удерживались и переживались. Прямолинейность и бескомпромиссность не способствовали быстрому подавлению отрицательных эмоций. Некоторая ограниченность и косность препятствовали полному охвату ситуации и построению адекватного плана на будущее с исключением неприятного переживания.

Для возникновения невротической депрессии эти ситуации должны быть длительными и неразрешимыми для данной личности. Были выделены условно две группы психотравмирующих ситуаций: одна группа представляла собой конфликт, длительный, усложняющийся с годами, другая – условно была названа «вынужденная эмоциональная изоляция». При наличии конфликта, «неудачной» оказывалась вся жизнь больного. Во всех сферах деятельности больного складываются конфликтные взаимоотношения, которые, несомненно, в какой-то степени создаются личностью; вследствие прямолинейности, бескомпромиссности, ригидности взаимоотношения с окружающими всегда сложны и часто конфликтны, на них возникает реакция личности, которая влечет за собой новые коллизии. В ситуации «вынужденной эмоциональной изоляции» конфликта как такового обычно не наблюдается. Семья в таких случаях формально существует и внешне выглядит вполне благополучно, в семье существуют такие взаимоотношения, что эмоциональные реакции и привязанности остаются без ответа и систематически из года в год подавляются. Иными словами, у человека отсутствует эмоциональная отдушина, отсутствует возможность получить эмоциональное удовлетворение.

При конфликтной психогенной ситуации каждый конфликт в отдельности вызывает ситуационную реакцию (временная, ситуационная, адекватная реакция, «простое невротическое явление»), которая вначале исчезает бесследно, а затем, появляясь, часто закрепляется, и аффективные расстройства принимают хронический характер. При ситуации «вынужденной эмоциональной изоляции» принцип формирования депрессивной симптоматики, по-видимому, тот же самый, но нарастание симптомов более медленное и начало трудно уловимое.

В развитии невротической депрессии были выделены два варианта. Первый отличается сравнительно быстрым нарастанием симптоматики, уже через 2-3 года от появления первых признаков депрессии наблюдались симптомы, указывающие на определенную ее глубину. У больных такого варианта иногда отмечалась двигательная заторможенность, ощущение неловкости в руках; тоскливый аффект был выражен в некоторых случаях с перенесением переживаний на будущее; нарушение чувства времени, элементы психической анестезии. Больные с этим вариантом еще в состоянии депрессии обращались к психиатру и стационировались в психиатрические клиники. Обычно поводом к этому служила нарастающая слезливость, которую больным не удавалось скрыть от окружающих.

Второй вариант невротической депрессии характеризовался медленным формированием депрессивной симптоматики. Почти никогда не удавалось точно определить начало болезни. Симптоматика нарастала постепенно. Аффект тоски был достаточно выражен, но никогда не переносился на будущее. Двигательная заторможенность, идеи самообвинения, элементы анестетической депрессии обычно отсутствовали. Если еще в период депрессии больные оказывались в поле зрения психиатра, то сами свое состояние не оценивали как болезненное и жалоб на пониженное настроение не высказывали.

Конфликтная ситуация чаще наблюдалась в первом варианте невротической депрессии, а ситуация «вынужденной эмоциональной изоляции» – во втором. Иными словами, конфликт, сопровождающийся более острыми и определенными переживаниями, способствовал возникновению очерченных и выраженных депрессивных состояний на невротическом уровне.

Механизмы психологической защиты

В соответствии с разработанной В.Н.Мясищевым психологией отношений центральным патогенетическим звеном в формировании невроза является невротический конфликт, в основе которого лежат нарушения особо значимых отношений личности. При этом отношения выступают как психологические образования, не только опосредующие все внешние воздействия, но и в определенной степени детерминированные ими. К таким внешним воздействиям относятся, в частности, социокультуральные особенности среды, влияющие на механизмы и формы проявления невротических расстройств, и обуславливающие способы адаптации больных неврозами.

Понятие механизма психологической защиты рассматривается как одно из важнейших звеньев адаптационного процесса и реагирования индивида на стрессовые ситуации. С помощью ряда механизмов психологической защиты происходит ослабление психологического дискомфорта, которое осуществляется, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики.

В практической психодиагностической работе наиболее адекватным является применение опросника «Индекс жизненного стиля», разработанного для оценки выраженности 8 основных механизмов психологической защиты - отрицания, проекции, регрессии, компенсации, вытеснения, замещения, интеллектуализации и реактивных образований; который состоит из 97 утверждений и составлен таким образом, чтобы оценивать у испытуемого частоту использования в повседневной жизни того или иного защитного механизма и выявления, таким образом, профиля индивидуальной защитной структуры.При этом некоторые из шкал опросника являются однородными, другие представляют собой совокупность нескольких защитных механизмов.

Однородные шкалы

Отрицание – отрицание некоторых аспектов внешней реальности, очевидных для других, но болезненных для признания самой личности. Наиболее значимое утверждение – «Я ни к кому не испытываю предубеждения».

Замещение – разрядка подавленных эмоций (обычно гнева) на объекты, представляющие меньшую опасность для индивида, чем те, которые вызвали эти эмоции. Наиболее значимое утверждение – «Если кто-нибудь надоедает мне, я не говорю это ему, а стремлюсь выразить свое недовольство кому-либо другому».

Проекция – приписывание своих неосознаваемых и неприемлемых чувств, импульсов и мыслей другим лицам. Наиболее значимое утверждение – «Если я не буду осторожен, люди будут использовать меня».

Регрессия – уход к образцам поведения, связанным с более ранними и примитивными стадиями психосексуального развития. Наиболее значимое утверждение – «Я нервничаю, когда на меня обращают внимание».

Реактивные образования – предотвращение выражения неприемлемых для личности чувств, мыслей или реакций с помощью преувеличенного развития противоположных им чувств, мыслей и поведенческих реакций. Наиболее значимое утверждение – «Порнография это ужасно».

Составные шкалы

Интеллектуализация, объединенная с сублимацией и рационализацией, представляется в данном случае как уход в интеллектуальный мир с целью избегания беспокоящих эмоций, так и создание неверных, но приемлемых для самой личности объяснений своего или чужого поведения с использованием вероятных причин для его оправдания. Наиболее значимое утверждение – «Я не боюсь старости, потому что это случается с каждым».

Вытеснение, объединенное с изоляцией и интроекцией, – исключение из сознания желаний, мыслей, чувств, вызывающих тревогу или воспоминание эмоционального травматического опыта на когнитивном уровне, изолированно от аффекта, т.е. без связанной с ним тревоги. Наиболее значимое утверждение – «Я никогда не помню своих снов».

Компенсация, объединенная с идентификацией и фантазированием, - попытка найти подходящую замену для реального или воображаемого физического или психического недостатка с помощью фантазирования или присоединением себе ценностей, поведения или черт другой личности. Наиболее значимое утверждение – «Я много мечтаю».

Таблица, иллюстрирующая взаимосвязи личностных черт,

расстройств личности и механизмов психологической защиты

Личностные черты Расстройства личности Механизм защиты
Робкий Пассивный тип Вытеснение
Агрессивный Агрессивный тип Замещение
Общительный Маниакальный тип Реактивные образования
Унылый Депрессивный тип Компенсация
Доверяющий Истероидный тип Отрицание
Подозрительный Параноидный тип Проекция
Контролирующий Обсессивно-компульсивный тип Интеллектуализация
Бесконтрольный Психопатический тип Регрессия

Возрастные аспекты неврозологии

Человек развивается не только по годам – психофизиологическая зрелость, но и по событиям своей жизни (драматически) – кризисы связаны с психофизиологическими конфликтами. Эрик Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития, если конфликты разрешаются успешно, то формируется определенного типа личность. Кризисы – зоны максимальной уязвимости – источник зарождающейся силы или источник неспособности к адаптации. Если кризис не разрешается на данной стадии (естественной для него), то он будет решаться в следующую стадию, но уже неадекватно.

1 стадия – Базового доверия – недоверия (0-2 г.).

Кризис – у ребенка через мать формируется доверие либо недоверие; влияет качество отношений, жизненные катастрофы на данном этапе – экзистенциальные. Система мать-дитя это не просто социальная система, а больше, механизмы импринтинга. Это условный рефлекс, который требует подкрепления. «Мать – первая Вселенная для ребенка», стадия мистического участия – «Эго» и «не Эго» плохо различимы, внутренний и внешний мир – как единое целое. Нет понятия «случайности». Обретает опыт проекции и интроекции. Запечатляет себя, проецирует свои потребности во внешний мир. «Если мать не эмоциональна в общении с ребенком, она – шизогенна». Должно на этой стадии формироваться доверие к матери, если этого нет, формируется недоверие к миру.

2 стадия (2 – 4 г.) – Автономия – стыд, сомнения.

Фаза упрямства («невроз детей 3-х лет»). Основной кризис – между формирующимся чувством автономности и ощущением стыда, сомнения. Ребенок может сознательно владеть сфинктерами (волевая уринация и дефекация). В этой фазе он видит, что нечто исходит из него. «Сидит на горшке, как король на троне и манипулирует окружающими». Важен опыт научения чистоплотности. Формируется комплекс стыда и сомнения (если родители нечистоплотны), т.е. низкая самооценка. Ребенок должен чувствовать поддержку со стороны родителей, слитность с миром. В этой стадии определяется сколько любви и ненависти будет в жизни, насколько он может желать с последующей реализацией своих желаний, владеть собой. Чем ближе контакт с матерью, тем меньше ненависти к миру. Формирует «суперэго», демонстрирует свою социализирующую функцию. Необходима помощь, самоконтроль, но без подавления самооценки. Если контролировать строго - страх потери собственного лица.

3 стадия (4 – 6 лет) – Инициатива – вина, потеря самоутверждения.

Основной конфликт – между инициативностью и чувством вины. Собственные планы реализуются. Ребенок активен, хорошо решает задачи, требует поддержки инициативности. Если этого нет, то появляется чувство вины. Но никогда не доводит начатое до конца. Важно его принять. Формируется чувство независимости. Окончательно развивается суперэго, дает оценку самому себе, появляется чувство ответственности. Проблема – взаимоотношения эго и суперэго. При отсутствии поддержки формируется инфантильное суперэго, не способен сказать «нет», вынужден говорить «да». Формируются моральные установки, нуждается в отцовском участии.

4 стадия (6 – 10 девочки, 6 – 12 мальчики) – Стадия активности – недостаточности.

Конфликт между активным трудолюбием и чувством неполноценности. Видит успешность собственного труда, особенно когда доводит начатое до конца. Это усиливается, когда усиливается реальность. Получает удовольствие от хорошо выполненной работы, формируется либо вкус к работе, и тогда он чувствует себя полноценным, в противном случае формируется чувство неполноценности, разбросанность, не доводит дела до конца.

5 стадия (женщины – 10 – 21 г., мужчины – 12 – 23 г.) – Стадия идентичности или спутанности ролей.

Конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу. Ребенок закачивается как ребенок, идет возвращение к некому подобию первых 3-х лет жизни, здесь они могут получить частично то, что они недополучили в это время. Идентичность самому себе становится устойчивой, этому способствует усвоение образцов поведения значимых лиц (особенно своего пола), при этом важен как прошлый опыт, так и выбор образца поведения. Устойчивость идентичности достигается путем увлеченности этим значимым лицом – «Я познаю себя в зеркале другого», дружба в этом возрасте самая сильная, нетерпимость к измене – защита самоидентичности.

Психопатии

патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности.

Психопатический склад личности представляет собой постоянное, врожденное свойство индивидуума, хотя психопатические особенности могут претерпевать известное видоизменение в течение жизни, т.е. усиливаться или развиваться в определенном направлении.

Патологические свойства психопатической личности тотальны, определяют всю психическую структуру личности. Патологические изменения выражены при этом настолько значительно, что препятствуют полноценной («безболезненной» как для самой личности, так и для окружающих) социальной ее адаптации.

Психопатические личности отличаются не только аномальным складом характера, но и значительно большей по сравнению со здоровыми людьми ранимостью, повышенной чувствительностью к влиянию как внутренних – биологических, так и внешних – психогенных, социальных и соматогенных факторов. Способность психопатов терять психическое равновесие приводит к тому, что «психопатическая почва», как правило, обуславливает гораздо более яркую и разнообразную динамику, чем нормальная.

Диагноз психопатии неправомерен, если есть лишь отдельные характерологические отклонения, хорошо компенсированные и приводящие к патологическим нарушениям поведения лишь в относительно непродолжительные периоды декомпенсаций, связанных с психическими травмами. Эта акцентуации характера. Одним полюсом психопатии примыкают к эндогенным психозам, а другим – к широкому кругу психогений.

Выделяют следующие клинические типы психопатий: шизоидный, психастенический, астенический, аффективный, параноический, истерический, возбудимый (эпилептоидный), неустойчивый, группа эмоционально тупых личностей; половые извращения.

Шизоидный тип

При всем многообразии личностных особенностей шизоидов объединяет общая для всех вариантов черта – аутизм. При формировании шизоидной психопатии отдельные шизоидные черты появляются уже в 3-4 летнем возрасте. Такие дети предпочитают тихие уединенные занятия, не стремятся к активному общению со сверстниками, не имеют стойких привязанностей к родным и близким. В дошкольном возрасте возможны не только отдельные шизоидные черты, но и выраженные проявления аутизма, патологической замкнутости.

При формирующейся шизоидной психопатии у детей очень рано обнаруживается интерес к отвлеченному, абстрактному, сложным философским проблемам (проблема жизни и смерти, происхождения мира и т.д.). Простой вопрос может получить у них необычное, оригинальное освещение. В школьном возрасте, обнаруживая развитое логическое мышление, подчас недюжинные математические способности, они в то же время приспособлены к обыденной жизни, оказываются беспомощными при решении простых житейских вопросов. Как правило, такие дети отгорожены от окружающих, их не тянет к сверстникам, они не участвуют в коллективных играх.

Лица со сложившейся шизоидной патохарактерологической структурой в большинстве необщительные, погруженные в себя, сдержанные, лишенные синтонности люди. Контакты с окружающими сопряжены для них с чувством неловкости, напряжением. Мир как бы отделен от них невидимой, но непреодолимой преградой. Общительность снижается в разной степени, но полная замкнутость отмечается редко. Чаще всего отмечается избирательная общительность, т.е. ограничение контактов узким кругом родных или друзей.

Психастенический тип

Тревожно-мнительный характер. Симптомы достаточно заметны уже в младшем школьном возрасте: детям свойственны выраженная застенчивость, склонность к тревожным опасениям, повышенная впечатлительность в себе, боязливость. Они боятся опоздать на занятия, получить замечание, возможны и навязчивые страхи – незнакомых людей и новых предметов, темноты. Боязнь оказаться за запертой дверью и др. В тесной связи с тревожностью и опасениями неприятностей находится рано возникающая вера в хорошие и плохие приметы, наклонность к предотвращающим несчастье защитным ритуалам и заклинаниям. Основной особенностью психастеников является склонность к сомнениям, отсутствие внутренней уверенности и истинности чувств и правильности своих суждений и поступков, в оценке людей, наконец, нерешительность в выборе линии поведения. Постоянное сознание недостаточной полноты и естественности различных проявлений психической деятельности и вытекающие отсюда сомнения в их правомерности превращают некоторые психастенические личности в людей несамостоятельных, зависимых, нуждающихся в советах и консультациях, вынужденных по всякому пустяку прибегать к посторонней помощи; другие компенсируют неуверенность в себе чрезвычайной скрупулезностью в выполнении своих обязанностей, неукоснительным соблюдением правил и инструкций.

Астенический тип

Отчетливые признаки астенической психопатии впервые могут обнаружиться в школьном возрасте, проявляясь в резком утомлении к концу занятий, снижении успеваемости, в неуверенности в себе, чувстве собственной неполноценности, застенчивости и т.п. Однако чаще всего формирование астенической психопатии происходит в пубертатном возрасте.

Психопатическим лично





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...