Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специализированные финансово- кредитные учреждения




В послевоенные годы на национальных рынках ссудных капиталов экономически развитых стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы.

В разные годы эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.

Рост влияния специализированных небанковских учреждений объясняется тремя основными причинами:

Рост доходов населения в развитых капиталистических странах;

Активное развитие рынка ценных бумаг;

Предоставление этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки.

Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции. Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудного капитала сводятся к аккумуляции сбережений населения и предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

Указанные институты конкурируют между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций. Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложений в акции. Финансовые компании конкурируют со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции.

Кроме того, все эти учреждения конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений слоев населения. При этом конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так и между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется прежде всего спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам, депозитам и предоставляемым ссудам и кредитам. В страховом деле действует страховой тариф, определяющий размер страховой премии и страхового возмещения. У инвестиционных компаний действует курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется прежде всего несопоставимостью операций и цен на них.

Российские страховые компании, занимающиеся классическим страхованием, в основном работают на ближайшую перспективу с короткими деньгами. Высокий уровень инфляции и отсутствие свободных средств у большинства физических и юридических лиц привели к низкому объему денежных поступлений по этому виду страхования, тогда как в развитых западных странах страхование жизни составляет 50% объема всей собираемой страховой премии.

На российском рынке в настоящее время монопольное положение занимают две полугосударственные компании: «Росгосстрах» и «Ингосстрах». Хотя через рынок проходят крупные денежные средства, страховой рынок еще недостаточно развит (отсутствует страхование займов, вкладов). В России нет института актуариев, без которого невозможна нормальная страховая деятельность. В то же время в западных странах актуарии рассчитывают вероятность страховых случаев и на этой базе определяют ставки страхования. Основной принцип российских компаний – как можно больше «выбить» денег из страхователей. Страховые ставки определяются «с потолка» и поэтому страхование является очень дорогим и недоступно многим клиентам. Борьба за клиентуру не ведется, отсутствует страховой маркетинг. Компании практически не ориентированы на средние и бедные слои населения. Страхование жизни в результате этого стало дорогим и поэтому перестало быть массовым.

В этих условиях государственное регулирование отраслевого бизнеса в России должно включать в себя сохранение государственных компаний, для осуществления обязательного страхования создание одинаковых правил деятельности компаний всех видов собственности, разработку жестких правил работы компаний с целью избежания финансовых пирамид в страховом деле, создание конкурентоспособного рынка.

В последние годы российский страховой рынок переживает кризис. Во-первых, он характеризуется окончанием этапа увеличения числа страховых компаний, стремящихся как можно быстрее получить доходы, что не отражает основного принципа их работы. Страхование – это прежде всего механизм защиты, который предусматривает достаточно крупные начальные вложения капитала и большой период их окупаемости.

Налоговое законодательство 90-х годов давало возможность компаниям уклоняться от налогов и обеспечить значительную часть прибыли. Однако эффективность этого упала в последнее время и эту схему все сложнее реализовать. Таким образом, первоначальная сверхдоходность исчезла и возможности уклонения от налогов резко сократились. В этих условиях компании либо становятся банкротами, либо стремятся развивать нормальную страховую деятельность. С последним связаны реструктуризация компаний, их слияния и перестановка кадров. Это позитивная сторона развития страхового дела.

Развитие страхового дела в России – это не только развитие страховых операций для возмещения потерь общества, но это также источник для инвестиций. Поэтому остро встает вопрос о рациональном размещении денежных фондов российских страховых компаний, чтобы они реально работали на экономику страны.

Для того чтобы компании имели такую возможность, необходимо развивать различные виды страхования: имущественное, страхование жизни и ответственности.

Особенно это касается обязательного страхования и гражданской ответственности владельцев автотранспорта, которыми должны заниматься как государственные, так и частные компании. Последнее должно быть обязательным страхованием для удовлетворения потребностей российских авто владельцев по опыту западных стран.

Отечественный рынок страхования должен защищать государство, учитывая потребности российского рынка и создавая здоровую конкуренцию на нем.

Принятие Гражданского кодекса РФ, Законов «О страховании», «Об ответственности организации страхового дела» и специальных подзаконных актов с конца 1997 г. создало определенные перспективы для нормального развития деятельности российских страховых компаний.

Четыре десятых процента – такова доля России в мировом страховом рынке, оборот которого оценивается в 1,5 трлн. Долл.

Темпы развития классических видов страхования в России почти нулевые. Из года в год одной из основных причин застоя страховщики называют отсутствие платежеспособного спроса. В целом по России этот аргумент действительно неоспорим. Однако в Москве и ряде других индустриальных центров у населения есть деньги, которые оно потенциально могло бы потратить на страхование, но не делает этого, так как предложение сведено к минимуму. В настоящее время в России существует более полусотни видов страхования, тогда как в Западной Европе их около 500, в США – 3000. Но и об имеющихся услугах мало знает, маркетинг практически отсутствует.

Национальной особенностью является и отношение в России населения к собственной жизни. В списке ценностей она стоит на последнем месте, в то время как на Западе именно страхование жизни – самый распространенный вид долгосрочного страхования.

Развитие частных пенсионных фондов в России началось с понятия Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» №1077 от 16 сентября 1992. Однако практически фонды стали официально действовать лишь с 1994 г.

Частный пенсионный фонд, согласно закону, образуется как некоммерческая организация, аккумулирующая пенсионные взносы и производящая пенсианные выплаты в соответствии с условиями договора. Для прироста собранных средств с условиями договора. Для прироста собранных средств пенсионный фонд должен передавать их специальному учреждению по управлению активами пенсионного фонда. За исключением заранее оговоренной доли в виде комиссионных весь получаемый комиссией доход используется исключительно на определенные уставом фонда цели (в основном на выплату пенсий). В этом проявляется некоммерческий характер негосударственного пенсионного фонда. Частные пенсионные фонды используют различные схемы пенсионных выплат: выплата пожизненной пенсии; пенсионные выплаты в течение оговоренного ряда лет, но не менее пяти; единовременная выплата части пенсионной суммы и гарантированный размер пенсионных выплат в течение оговоренного периода. При этом фонды используют варианты с наследованием пенсионных сумм.

Инвестиционная компания ПФ должна базироваться на принципах диверсификации, минимального риска и долгосрочных вложений. Однако высокая инфляция заставляет маневрировать. Когда возникает альтернатива между короткими деньгами и вложениями их в долгосрочные программы, то инфляция подталкивает к коротким деньгам. В то же время для долгосрочных вложений ПФ необходимо находить значительный начальный капитал, а не размениваться на так называемые конъюнктурные вложения.

Официальными документами предусматривается свобода перемещения вкладов между различными негосударственными пенсионными фондами, что при определенных условиях создает конкуренцию между ними. Средства клиентов постепенно будут перемещаться в более выгодные для них фонды, которые сумели лучше использовать аккумулированные средства. Когда этот механизм начнет работать, число различных негосударственных пенсионных фондов, быстро растущее сейчас, со временем начнет уменьшаться.

За привлекаемые средства негосударственные пенсионные фонды ведут борьбу с коммерческими банками, страховыми компаниями и другими финансовыми посредниками. Доля пенсионных фондов окажется тем большей, чем ниже темп инфляции в стране.

Одним из классических способов массированного привлечения новых вкладчиков служит реклама. На нее обычно тратятся значительные средства, особенно в период становления. Однако главная реклама для пенсионных фондов определяется началом выплат и спектром оказываемых услуг.

Чем этот спектр шире, тем лучше. В спектр оказываемых услуг, в частности, входят: страхование жизни пожилых людей; льготное страхование жизни любого участника фонда; обеспечение медицинской страховки; накопительные счета для приобретения собственного дома, садового участка, товаров длительного пользования; выдача для определенных категорий вкладчиков беспроцентных ссуд на приобретение недвижимости и пр.; частичная или полная оплата услуг, необходимых престарелым людям. При этом в разных регионах ведущими могут быть различные услуги.

Для быстрого накопления средств вновь создаваемый негосударственный пенсионный фонд начинает не столько с физических лиц, сколько с предприятий. Поэтому важное значение (сравнимое по значимости с рекламой) имеют отработка процедуры заключения коллективных договоров на пенсионное обслуживание с предприятиями, а также технологии втягивания в сферу своего влияния мелких негосударственных пенсионных фондов, создаваемых обычно на отдельных предприятиях. При этом должна использоваться различная тактика для рентабельных и убыточных предприятий (банкротов).

Взнос, как правило, представляет собой определенный процент от фонда оплаты труда предприятий, а выплачивается он из прибыли. В результате пенсионный фонд получает сразу солидные накопления, да и для клиентов фонда это выгодно – не страдает их заработная плата. В перспективе выгодными сферами вложений активов служат жилье, недвижимость, высокие технологии и человеческий капитал (здоровье, образование, переквалификация, трудоустройство и пр.).

Интерес предприятий к пенсионному фонду в принципе устойчив и серьезен. Благодаря такому фонду они могут получить значительные налоговые льготы, решить проблему закрепления кадров, получить необходимые финансовые средства для развития собственного производства.

Существует недоверие многих граждан к негосударственным пенсионным фондам, поскольку эти фонды еще не зарекомендовали себя как надежные, добросовестные и выгодные населению финансовые посредники.

Расцвет негосударственных пенсионных фондов в России наступит, когда:

Темп инфляции уменьшится и долгосрочные вложения капитала на основе современных достижений НТП станут прибыльными;

Процесс обновления постоянного капитала в России за счет национальных, а не только иностранных инвестиций станет массовым;

Начнется массовая выплата пенсий;

Появятся серьезные налоговые льготы для предприятий, переводящих часть средств в пенсионные фонды;

Совокупные активы негосударственных пенсионных фондов станут сравнимы с совокупными активами коммерческих банков.

В России за счет бюджета планируется выплачивать только социальные пенсии, а одним из основных институтов станут негосударственные пенсионные фонды, в которых будут формироваться базовые, дополнительные и льготные пенсии.

На рынке в настоящее время работают две группы фондов: открытые, в которых может открыть счет каждый желающий, и корпоративные. Перспективы открытых фондов сомнительны, особенно в условиях отсутствия федерального закона о НПФ. Практика показала, что открытые фонды не могут окупить расходы на свою деятельность (реклама, офисное обеспечение), будучи некоммерческими организациями. При банкротстве такого фонда получить с него деньги крайне проблематично. В качестве достаточно надежных открытых фондов специалисты называют фонд «Доброе дело», входящий в группу «СБС-Агро», Первый пенсионный фонд, выросший из Первого ваучерного фонда, и Фонд Сбербанка.

Лучшее положение у корпоративных фондов. Они строго контролируются учредителями, а деньги в них отчисляются предприятиями в приказном порядке. Крупнейшие корпоративные пенсионные фонды, учрежденные Онэксимбанком, «ЛУКойлом», «Газпромом», банком «Менатеп», формировались в основном за счет сумм, выводимых из-под налогообложения на предприятиях ФПГ. Это помогало предоставлять финансовые ресурсы новым структурным подразделениям. Сегодня фонды превратились из вспомогательных структур в неотъемлемый элемент корпорации, начали играть роль не только накопителя ресурсов, но и внутриотраслевого инвестора.

В целях пресечения массового обмана вкладчиков негосударственных пенсионных фондов ГУВД Москвы руководствуется указанием мэра Москвы «О принятии мер по предотвращению массового обмана вкладчиков негосударственных пенсионных фондов».

Потенциальные вкладчики – юридические и физические лица при обращении в НПФ должны не забывать прежде всего о законности деятельности фонда: регистрация, лицензия, наличие солидной управляющей компании. Необходимую информацию о любом фонде можно получить и в Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций НПФ.

Инвестиционные компании – это новая форма кредитно-финансовых институтов, активно развивающаяся в послевоенные годы в западных странах, хотя существовавшая и в довоенное время.

Инвестиционные компании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных сфер экономики.

В настоящее время инвестиционные компании разделяются на два типа: закрытые и открытые.

Инвестиционные компании закрытого типа осуществляют выпуск своих акций сразу в определенном количестве. Новый покупатель может купить их только у прежних держателей по рыночной цене.

Инвестиционные компании открытого типа, которые называются взаимными фондами, выпускают свои акции постепенно определенными порциями в основном новым покупателям. Эти акции, как правило, могут передаваться или перепродаваться.

Особенность инвестиционных компаний состоит в том, что среди их покупателей ценных бумаг возрастает доля кредитно-финансовых учреждений и торгово-промышленных корпораций.

Развитие инвестиционных компаний зависит от состояния рынка ценных бумаг, в основном акций. Поэтому частые колебания курсов акций оказывают воздействие на финансовое состояние инвестиционных компаний. Падение курсов акций и особенно биржевые крахи замедляют развитие инвестиционных компаний, а в ряде случаев ведут к банкротству.

Инвестиционные компании привлекают к инвестиционной деятельности широкие слои населения, т. е. мелкого инвестора. Благодаря этому удается, во-первых, мобилизовать значительные средства для капиталовложений в экономику, а во-вторых, создать определенную иллюзию, что каждый может стать владельцем акций и таким образом собственником. С этой целью цены на ценные бумаги устанавливаются низкие, доступные для средних слоев населения.

Правительство Российской Федерации последовательно проводит политику, направленную на активизацию инвестиционной деятельности в стране. Эта политика исходит из того, что для оживления экономики необходим приток средств частных инвесторов, прежде всего корпоративного национального капитала, сумевшего адаптироваться к условиям рынка и способного обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.

Состояние инвестиционной деятельности в настоящее время характеризуется сохраняющимися крайне ограниченными возможностями внутренних накоплений в стране. Частные инвесторы не могут в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада. Повышение инвестиционной активности во многом зависит от результативности формируемой в настоящее время институциональной среды для инвестиционной деятельности, предполагающей внедрение эффективных форм организации инвестиционного процесса, в том числе создание финансово-промышленных групп, инвестиционных банков, паевых инвестиционных фондов, лизинговых и инвестиционных компаний, а также дальнейшее развитие рынка корпоративных ценных бумаг.

В России действуют два вида паевых инвестиционных фондов – открытый и интервальный: открытый паевой фонд – когда паи могут продаваться свободно, а в интервальном – через определенный период с разрешения правления. К открытым фондам относятся, например, фонд краткосрочных рублевых и валютных инвестиций «Кредит Свисс», «Краткосрочные взаимные инвестиции», «Фонд корпоративных бумаг», «Илья Муромец», «Петр Столыпин» и др. К интервальным – «АВО-Дубна».

Проведение в жизнь инвестиционной политике возможно только при условии развитой и надежной нормативно-законодательной базы.

Ссудо-сберегательные ассоциации представляют собой кредитные товарищества, созданные для финансирования жилищного строительства. Их ресурсы складываются в основном из взносов пайщиков, представляющих довольно широкие слои населения. Основная деятельность ссудо-сберегательных ассоциаций – предоставление ипотечных кредитов под жилищное строительство как в городах, так и в сельской местности. Поэтому активные операции в основном состоят из ипотечных ссуд и кредитов, которые составляют 90%, и вложений в государственные ценные бумаги.

В последние годы ссудо-сберегательные ассоциации стали серьезными конкурентами коммерческих и сберегательных банков в борьбе за привлечение сбережений населения. Это объясняется высоким процентом, а также стремлением населения с помощью этих учреждений решить жилищную проблему посредством приобретения собственной квартиры или дома. Ссудо-сберегательные ассоциации носят в основном кооперативный характер, так как базируются на взносах пайщиков.

Финансовые компании представляют собой особый тип кредитно-финансовых учреждений, которые действуют в сфере потребительского кредита. Организационной формой финансовых компаний может быть акционерная и кооперативная. Финансовые компании бывают двух видов: компании по финансированию продаж в рассрочку и компании личного финансирования.

Компании по финансированию продаж в рассрочку занимаются продажей в кредит товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т. п.), машин фермерам, предоставлением ссуд мелким предпринимателям, финансируют розничных торговцев.

Компании личного финансирования, как правило, предоставляют ссуды в основном потребителям. Эти компании иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компании. Обычно оба вида компаний предоставляют потребителям ссуды на срок от 1 года до 3 лет.

Финансовые компании служат важным инструментом продвижения товаров длительного пользования на рынке для крупных промышленных корпораций, особенно в условиях низкого спроса при ухудшении экономической конъюнктуры. Особое место здесь занимает продажа автомобилей, так как большая часть их на Западе приобретается в кредит.

Потребитель или заемщик в случае невозможности возврата потребительской ссуды лишается своего компании. Они осуществляют также реализацию своих долгов на рынке ценных бумаг в связи с финансовыми трудностями и не возвратом долгов от клиентов, взявших у них потребительский кредит.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...