по лепке в подготовительной группе
НОД на тему: «Жаворонки, прилетите!» Цель:Познакомить детей с русским традиционным праздником «Сороки» - встреча весны. Поддерживать интерес к культуре русского народа. Научить изготавливать обрядовое печенье – «жаворонки». Продолжать учить работать с соленым тестом. Развивать творчество, воображение. Создать радостное настроение.
Материал: Образцы обрядового печенья «жаворонки», неокрашенное соленое тесто или пресное ржаное тесто (по комку нужного размера на каждого ребенка),блюдца с водой, стеки, доски, изюмины(гречневая крупа, горошины) для глаз. Фотографии перелетных птиц – жаворонков, куликов, грачей). CD-проигрыватель. Примечание: для оформления занятия можно использовать кукол(девочку и мальчика) в народных костюмах, посадив им на руки образцы печенья Предварительная работа. Кратко ознакомить детей с праздником встречи весны, текстами закличек весны, заучивать тексты наизусть. Повторить строение тела птицы.
Ход занятия. В.:Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам в гости не с пустыми руками. Я принесла с собой радостный весенний праздник!А какие вы знаете праздники,которые отмечаются весной? Д.:Масленица. Восьмое марта. Пасха. В.:А я хочу рассказать вам об одном весеннем празднике, который издавна отмечал русский народ, да и по сей день еще не забыл. Этот праздник называется «Сороки».В народе говорили,что в этот день-22 марта- «зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется-равняется». И в этот день было принято зазывать, закликать весну.. А вот как ее закликали, я расскажу дальше, а вы мне поможете…Скажите,ребята, в каком крае мы живем? Д: в Краснодарском. В:Верно.И край наш находится на юге России, это значит,что весна здесь уже входит в силу, уже зеленеет трава. А на севере России еще только-только сходит последний снег. Поэтому встречать, закликать весну в разных селах и городах начинали в разное время.Но на Сороки ее одинаково встречали везде,в том числе и у нас на Кубани. А какие приметы весны вы знаете?
Д:Появляются почки на деревьях. Прорастает трава. Прилетают птицы. В:Совершенно верно, прилетают птицы:грачи,кулики, жаворонки(показ фотографий птиц). В народе считали,что именно в этот день прилетают с юга сорок птиц и приносят на своих крыльях весну(потому и Сороки). Говорили,«Прилетел кулик из-за моря,принес весну из неволья». В этот день хозяйки в домах вставали с утра пораньше и пекли особое печенье в виде птичек. Называлось оно так же везде по-разному: жаворонки, чувилки,тетерки, кулики,грачи, канареечники. Румяных хлебных птичек ребята надевали на палочки, бегали с ними по деревне, забирались на заборы, на пригорки и кликали весну: громко, звонко запевали вот такие песенки-заклички: [ Воспитатель либо исполняет закличку, либо ставит аудиозапись.Важно, чтобы дети услышали именно песенное исполнение, познакомились с особенностями обрядового пения(призывной интонацией, выкрикиванием конечного звука ] Жавороночки, перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам, Весну красну на своем хвосту! Нам зима надоела, весь корм поела! А другие закликальщики отзывались еще громче: Чувиль-виль-виль,жаворонушки! Красна весна на двор пришла! Так и перекликались дети, чтобы везде слышно было,закликали весну с утра до самого вечера. А скажите мне, ребята, как вы думаете, почему весну ожидали с такой радостью, зазывали так усердно,что даже целый праздник встречи весны появился (да и не один праздник). Д:Потому что весной тепло. Все растет. Можно сажать семена, чтобы к осени вырос урожай. В: Вот потому-то так и радовался народ весне, что вместе с ней приходит новый хлебный, огородный, садовый год. Ведь кормились-то люди тем, что сами вырастили! А в наше время разве не важно, каким будет урожай? Ведь вы любите есть вкусный душистый хлеб, и сладкие фрукты. Потому и мы с вами встречаем весну с радостью!
А теперь посмотрите на жаворонки, которых я вам принесла. Они не только назывались везде по-разному, но и делались везде на разный манер(рассматриваем птичек).Но у всех них есть сходство, они изображают птичек, где-то более сказочных, где-то больше похожих на настоящих. А вот такого жаворонка я научу вас лепить из теста. Рассмотрите его внимательно: есть у него голова, крылышко, хвост, есть и глазки. А теперь пройдемте за столы, где вас уже ждет все, что нужно для лепки нашего жаворонка. Вот комок теста – тесто это ржаное, сделано из муки, из которой пекут черный хлеб. А в деревнях жаворонков обычно пекли именно из такого теста. Птичка наша – плоская, т.е. мы видим как бы только одну ее сторону, одно крыло, один глаз. Значит, заготовкой для нее будет целый кусок, лепешка теста. Сначала мы круговыми вращениями рук скатаем из теста шарик.Теперь шар ладонями расхлопаем, сплющим, чтобы получился плоский оладушек. Чуть-чуть сдавливая с боков и продолжая сплющивать, придадим оладушку форму овала. С правой стороны оладушка будем лепить головку. Для этого начнем слегка прищипывать тесто сверху и снизу, отступив на два пальца от правого края, так формируем шею птички. Теперь туловище и головка разделены шеей. На птичьей голове вылепим клюв.Для этого правый краешек,где должен быть клюв, слегка вытянем и прищепим, заострим. Затем вылепим крыло и хвост. Чтобы птичка выглядела аккуратнее,мы, для начала, немного приплющим туловище с верхнего края. Теперь наша птица стала стройнее,и мы, наконец, займемся крылом. С левого края поделки стекой сделаем продольный надрез посередине. Линия надреза будет длинной примерно в четыре толщины пальца от левого края. Теперь стекой мы сделаем три маленьких надреза на верхней части заготовки(над большим надрезом),и три – на нижней. Они будут изображать перья у птицы. Дальше нижнюю часть туловища,что под надрезом, загибаем наверх – это и будет крыло. Для большей надежности соединения мы смочим соединяемые поверхности водой и налепом скрепим их. Часть поделки, что находилась над надрезом – это и будет хвост. Почти готов наш жаворонок,но чего-то не хватает. Не хватает глаз, вернее,глаза,поделка ведь плоская. А глаз мы сделаем из гречневой крупинки. Чуть-чуть смочите место,где он будет прикрепляться, и вдавите туда крупинку. Готово! А теперь птичку можно украсить. Украшались жаворонки обычно путем отпечатывания на них разных предметов – гребешка,ключа,кончика ножа.У нас будет кончик стеки. Отпечатки вдавливаем на одинаковом расстоянии,ритмично. Таких отпечатков делали три, или пять, или семь, и обозначали они не только перышки, но и засеянные хлебом борозды поля – ведь мы встречаем год нового урожая.
Вот и готовы наши жаворонки!Вы молодцы, хорошо постарались!А теперь мы их положим на просушку, а, когда они высохнут, вы можете привязать им на шейку красивые цветные лоскутки или ленточки, цветные бумажные украшения – ожерелья. И пусть птички, сделанные вами, напоминают вам о том, что настоящая весна уже наступила,и солнце греет все теплее, а не за горами уже – веселое пестрое лето! [Дети несут жаворонков,ставят на поднос сушиться, звучит народная песня «Подай,Боже, ключик, зиму замыкати…»]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|