Прокурорский надзор в обеспечении законности исполнения приговора
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Исполнение приговора - завершающая стадия уголовного процесса. Она начинается с момента вступления приговора в законную силу и включает в себя процессуальные действия и решения суда, обеспечивающие реализацию актов правосудия этой связи важным является точное соблюдение установленного порядка исполнения приговоров, чему существенным образом может способствовать прокурорский надзор за исполнением законов, регламентирующих данную сферу деятельности. [19, С. 30] В соответствии с уголовно-процессуальным законом к исполнению обращаются только приговоры, вступившие в законную силу. Обращение приговора к исполнению производится судом в установленных законом формах и точно в определенные сроки. Согласно закону, приговор подлежит исполнению по истечении установленного десятидневного срока на апелляционное и кассационное обжалование приговора либо в случае его обжалования в кассационном порядке после вынесения определения кассационной инстанции. Оправдательный приговор, а также приговор, освобождающий подсудимого от наказания, подлежат немедленному исполнению. После вступления приговора в законную силу судьей или председателем суда в трехдневный срок должно быть направлено распоряжение о его исполнении органу или учреждению уголовно-исполнительной системы с обязательным приложением к распоряжению копии приговора. Поскольку закон предписывает суду следить за тем, чтобы приговор был реально исполнен, администрации органов уголовно-исполнительных учреждений должны направлять в суд сообщения об исполнении приговора. За неисполнение приговора суда виновные лица подлежат привлечению к ответственности, в том числе и уголовной. Суды ответственно подходят к реализации полномочий по исполнению приговоров. Вместе с тем в их деятельности могут наблюдаться отступления от установленного законом порядка приведения судебных решений к исполнению. Задача прокуроров состоит в том, чтобы отслеживать допускаемые нарушения закона и информировать о них суды.
В системе действий, направленных на своевременное и точное исполнение приговора, существенная роль принадлежит надзору за законностью освобождения от наказания, надзору за законностью отсрочки исполнения приговора. Освобождение от наказания проводится строго в порядке и на основаниях, предусмотренных законом. На прокуроре лежит обязанность следить за тем, чтобы предписания закона точно исполнялись в практике освобождения осужденных от наказания. Следует отметить, что освобождение от наказания может относиться к назначенному наказанию в полном объеме либо касаться неотбытой части наказания. [37] В качестве оснований освобождения от наказания судом Уголовный кодекс Российской Федерации называет состояние здоровья (психическое расстройство, иная тяжкая болезнь); поведение осужденного, свидетельствующее о возможности его исправления без необходимости полного отбывания назначенного судом наказания либо с помощью более мягкого вида наказания; истечение сроков давности обвинительного приговора суда; акт амнистии; возраст осужденного. Законность освобождения от наказания - проблема особенно актуальная в современных условиях. Используя самые различные средства, преступники стремятся уклониться от отбывания наказания. Прокурорский надзор здесь необходим. Профессионализм и принципиальность являются теми непременными качествами, от которых зависит эффективность работы прокурора на данном участке. [41, с. 520] В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством прокурор участвует в заседаниях судов, рассматривающих вопросы освобождения осужденных от наказания. В процессе подготовки к судебному заседанию и в ходе его он тщательно анализирует имеющиеся материалы с тем, чтобы иметь полную ясность, прежде всего, по вопросу о наличии или отсутствии оснований для освобождения от наказания. Помимо формального наличия оснований, выясняются также данные о личности осужденного, позволяющие более обоснованно определиться в выводе о возможности освобождения от наказания.
Естественно, прокурором оцениваются полнота и достоверность документов, которые по закону должны быть представлены в суд. Кроме того, в ходе судебного заседания прокурор следит за тем, чтобы не было нарушений процессуального порядка рассмотрения судом материалов об освобождении от наказания. Основная форма деятельности прокурора в судебном заседании - дача заключения о возможности принятия в отношении конкретного лица решения о его освобождении от наказания. Используются и другие формы участия в рассмотрении дел судами. Что касается отсрочки исполнения, то можно отметить следующее. Закон допускает возможность переноса исполнения наказания на определенный срок для беременных женщин и женщин, имеющих малолетних (до 14 лет) детей. Данное правило не применяется к осужденным на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Фактически отсрочка исполнения приговора в данном случае означает освобождение от наказания, но только при условии соблюдения лицом, в отношении которого применена отсрочка, требований, установленных законом. В случае их несоблюдения суд может отменить отсрочку, а также принять решение о возвращении осужденной в исправительное учреждение по достижении ребенком 14-летнего возраста для отбывания оставшейся части наказания. Исполнение приговора может быть отсрочено судом и в случае болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, до его выздоровления, а также по иным основаниям, предусмотренным ст. 398 УПК РФ. [39, С. 79] Осуществляя надзор за законностью предоставления отсрочки исполнения приговора, прокурор должен предотвратить случаи как необоснованного и потому противозаконного предоставления отсрочки (предусмотренные законом основания отсутствуют), так и необоснованного отказа судом в отсрочке отбывания наказания (предусмотренные законом основания есть, но они игнорируются). Кроме того, для прокурора, безусловно, важным моментом является недопущение отмены отсрочки, необоснованных решений о возвращении осужденной, ребенок которой достиг 14-летнего возраста, в исправительное учреждение для отбывания оставшейся части наказания. [25, С. 50]
Необходимо помнить, что вопросы, подлежащие рассмотрению при исполнении приговора, разрешаются судом, вынесшим приговор, либо судом по месту отбывания наказания осужденным, либо судом по месту жительства осужденного. Следовательно, в судебных заседаниях должны принимать участие прокуроры соответствующего уровня. На постановление суда, вынесенное при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, может быть подано прокурором представление в кассационном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 45 УПК РФ. Заключение
В ходе исследования вопросов поставленных в данной работе, я пришла к следующим выводам. Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", действующим в редакции ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации", принятого Государственной Думой 18 октября 1995 г и уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность, рассмотренные в данной работе.. Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.
Уголовное преследование прокуратуры - это процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда. Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых указанными органами. Так как прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Закон обязывает прокуроров строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности, а предъявление обвинения осуществлялось в точном соответствии с установленным процессуальным порядком. Полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и, реализуя их в стадии предварительного расследования, прокурор имеет возможность непосредственно вмешиваться в процессуальную деятельность следователя и дознавателя для того, чтобы своевременно выявлять и пресекать допущенные нарушения закона, обеспечить объективное, всестороннее и полное ведение расследования по уголовному делу.
Рассмотренные в данной работе, полномочия прокурора являются уголовно-процессуальными средствами прокурорского надзора и обеспечивают возможность активного и действительного надзора за соблюдением законности в деятельности органов дознания и органов предварительного следствия. При выявлении нарушений законности органами дознания предварительного следствия, допущенных при производстве по уголовному делу, прокурор обязан применять средства и способы прокурорского реагирования, направленные на их устранение. Актами прокурорского реагирования на установленные факты нарушений закона в зависимости от их характера, степени опасности и других обстоятельств могут быть: внесение представлений об устранении нарушений; вынесение постановления об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию или уголовному преследованию на основании решений несудебного органа; письменное требование о привлечении виновного лица к установленной законом ответственности; отмена прокурором незаконных и необоснованных постановлений. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными и подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Обжалование данных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ. Неисполнение указаний прокурора следователем, дознавателем, а равно иными должностными лицами является нарушением закона и может повлечь дисциплинарную ответственность виновных должностных лиц. В ходе исследования работ практических работников прокуратуры, были обозначены проблемы, возникающие при соотношении функций уголовного преследования и надзора в деятельности прокурора по уголовным делам. Данная проблема требует пристального внимания и исследования как теоретиков и практиков, так и законодателей, т.к. создает реальную угрозу обеспечению верховенства закона, правам и свободам человека и гражданина. Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках в Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7- ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс», 2013 г. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 02.11.2013, с изм. от 19.11.2013) // СПС «Консультант Плюс», 2013 г. . Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 19.11.2013) // СПС «Консультант Плюс», 2013 г. . Приказ Генерального прокурора Российской Федерации №10 от 21 февраля 1995 г. «Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений». / CЗ РФ 2001. - №22. - Ст. 2216. . Приказ Генерального прокурора Российской Федерации №31 от 18 июля 1997 г. «Об организации прокурорского надзора предварительным следствием и дознанием». / СЗ РФ 2001. - №23. - Ст. 2291. . Федеральный закон РФ от 29 мая 2002 г. №58-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №22. - Ст. 2077. . Прокурорский надзор Российской Федерации: / Под ред. А.А. Чувилева. // СПС «Консультант Плюс», 2013 г. . Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Практическое руководство для следователей, дознавателей, прокуроров, адвокатов / Под общ. Ред В.В. Мозякова - М., 2004. - 382 с. . Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. - М.: Юрист, 2002. - 764 с. . Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. М.: Юрист, - 2003. - 797 с. . Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. // СПС «Консультант Плюс», 2013 г. . Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Указ соч. - М.: Проспект, 2001. - 365 с. . Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. В.П. Божьев.- М.: Спарк, 2002. - 765 с. . Амербеков К. Проблемы конституционности прокуратуры в судебной стадии уголовного процесса // Конституционное муниципальное право. - 2002. - № 4. - С. 31-32. . Бабищев А. Проблемы государственного обвинения // Законность. - 2001. - № 11. - С. 24-26. . Багаутдинов Ф. Изучение личности обвиняемого // Законность. - 2001. - № 1. - С. 33-34. . Басков В.И. Деятельность прокурора по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора. - М., - 2001. - 379 с. . Бессарабов В. Советская прокуратура (1922-1991 гг.) // Журнал российского права. - 2002. - №12. - С. 120-138. . Борзов В. Гласность и тайна в уголовном судопроизводстве //Российская юстиция. - 2002. - №2. - С.30-31. . Воронцов В. Участие прокурора в суде присяжных // Законность. - 2007. - № 3. - С. 38 - 40. . Воскресенский В. Проблемы доказывания обвинения // Российская юстиция. - 2005. - №4. - С. 3-5. . Воскресенский В. Прокурор в суде присяжных // Законность. - 2004. - №1. - С. 16-19. . Воскресенский В. Прокурор в суде присяжных: участие в судебном следствии // Законность. - 2003. - №5. - С. 19-21. . Воскресенский В. Участие прокурора в формировании коллегии присяжных заседателей // Законность. - 2004. - №3. - С. 18. . Громов, Н.Н. Заключение эксперта: от мнения правоведа до вывода медика (обзор практики) / Н.Н. Громов, А.С. Смородинова, В.С. Соловьев // Российская юстиция. - 2008. - №8. - С. 50-54. . Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы: Учебник. - М., 1999. - 370 с. . Димидов Н. Отказ прокурора от обвинения // Российская юстиция. - 2002. - №8. - С. 25-27. . Зеленин С. Потерпевший в состязательном процессе // Российская юстиция. - 2001. - №3. - С. 18. . Золотых, В.В. Проверка допустимости доказательств в уголовном процессе. - М.: АСТ Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 465 с. . Исаенко В. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними // Законность. -2001. - №4. - С. 45-46. . Казанцев, С.М. Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864 - 1917 гг. // Л.: Лен-издат, 1991. - 512 с. . Кальницкий В. Высказанная обвинителем позиция предопределяет пределы судебного разбирательства // Российская юстиция. - 2002. // СПС «Консультант Плюс», 2013 г. . Ковязина Ю. Реформы 20 века: стремления к преобразованию прокурорского надзора // Законность. - 2002. - №10. - С. 2-5. . Кони А.Ф. Приемы и задачи прокуратуры: Собрание сочинений: в 9 т. Т. 4. / А.Ф. Кони. - М.: ГИХЛ, 1988. - 358 с. . Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти // Законность. - 2001. - №1. - С. 18. . Мартемьянов В. Подследственность прокуратуры.// Законность. - 2003. - №9. - С. 44. . Прокурорский надзор за законностью рассмотрения в судах уголовных дел // СПС «Консультант Плюс», 2013 г. . Фаргиев И. Оценка судом личности и поведения потерпевшего // Российская юстиция. - 1996. - №10. - С. 32. . Шалумов, М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов: разграничения компетенции и ответственности // Государство и право. - 1999. - №1 - С. 79-86. . Яровиков, К.Ю. Надзорная функция прокуратуры: история и проблемы развития // Государство и право. - 1999. - №11. - С. 68-73. . Ястребов, В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. - М., 2001. - 520 с. . Справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Челябинской области уголовных дел, связанных с уголовной ответственностью . Обобщение судебной практики рассмотрения судами и мировыми судьями Челябинской области уголовных дел в 2011 году
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|